Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ СОБЫТИЯ



Реформация представляла собой сложное движение, которое затронуло множество вопросов. Частично, дискуссия сосредотачивалась на источниках христианского богословия; частично на доктринах, которые явились результатом применения этих источников. Необходимо рассмотреть эти вопросы отдельно.

Источники богословия

Реформация " основного течения" была нацелена не на установление новой христианской традиции, а на обновление и исправление существующего Утверждая, что христианское богословие, в конечном итоге, основано на Писании, такие реформаторы как Лютер и Кальвин высказывались за необходимость возвращения к Писанию как первоисточнику. Лозунг " только Писание" (Sola Scriptura) стал характерным для реформаторов, выражая их основополагающую веру в то, что Писание является единственным необходимым и достаточным источником для христианского богословия. Однако, как мы увидим ниже, это не означало, что они отвергали важность предания.

Этот новый акцент на Священном Писании приводил к некоторым выводам, из которых особенно важными представляются следующие:

1. Верования, которые нельзя было доказать на основании Писания, либо должны быть отвергнуты, либо объявлены необязательными. Например, реформаторы уделяли мало внимания доктрине о непорочном зачатии Марии (то есть вере в то, что дева Мария, будучи Матерью Иисуса, была зачата незапятнанной грехом). Они считали, что это необоснованно Писанием и поэтому отбрасывали эту доктрину.

2. Новый акцент стал делаться на значении Священного Писания в жизни Церкви. Для Реформации стали характерны изъяснительные проповеди, библейские комментарии и работы, посвященные библейскому богословию (например " Наставления" Кальвина).

Доктрина благодати

В первый период Реформации господствовали личные взгляды Мартина Лютера. Убежденный в том, что Церковь неосознанно впала в пелагианство, Лютер провозглашал доктрину оправдания верой перед всеми, кто его слушал. Вопрос " Как я могу найти милостивого Бога? " и лозунг " только верой" (sola fide) нашли отклик в большей части Западной Европы и привлекли к Лютеру внимание значительной части католической церкви. Проблемы, затрагиваемые в этой доктрине сложны и будут детально рассмотрены ниже, в надлежащем для этого месте.

Доктрина оправдания верой связана, в первую очередь, с лютеровской Реформацией. Жан Кальвин, сохраняя уважительное отношение к этой доктрине, положил начало тенденции, которая стала более важной в позднем реформатском богословии: рассмотрение благодати в связи с доктриной предопределения, а не оправдания. С точки зрения реформатских богословов, окончательное утверждение " благодати Божией" следует видеть не в том, что Господь оправдывает грешников, а в том, что Он избрал человечество, не принимая во внимание предвиденные заслуги и достижения людей. Доктрина " безусловного избрания" стала рассматриваться как краткое утверждение незаслуженной природы божественной благодати.

Доктрина таинств

К 1520-м годам в кругах реформаторов получил широкое распространение взгляд, согласно которому таинства являются внешними знаками невидимой благодати Божьей. Установление связи между таинствами и доктриной оправдания (тенденция, связанная, в первую очередь, с Лютером и его коллегой по Виттенбергскому университету, Филиппом Меланхтоном) привело к возрождению интереса к богословию таинств. Вскоре эта область богословия стала предметом споров, в ходе которых реформаторы выражали свое несогласие с католиками по поводу количества и природы таинств, а Мартин Лютер и Ульрих Цвингли яростно спорили друг с другом относительно реальности присутствия Христа в евхаристии.

Доктрина Церкви

Если главной заботой первого поколения реформаторов представлялся вопрос о благодати Божьей, то второе поколение обратило свое внимание на вопрос о Церкви. Порвав с господствующим мнением католической церкви по поводу доктрины благодати, реформаторы столкнулись с необходимостью выработать связную теорию Церкви, которая оправдала бы этот разрыв и послужила основанием возникновения в западноевропейских городах новых евангелических церквей. В то время как Лютер занимался, в первую очередь, с доктриной благодати, Мартин Букер и Жан Кальвин внесли решающий вклад в выработку протестантского понимания Церкви. Это понимание впоследствии приобрело огромное значение для мирового христианства и будет подробнее рассмотрено ниже.

ПОСТРЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ:
КОНФЕССИОНАЛИЗМ И СХОЛАСТИКА

По-видимому, к общим правилам истории можно отнести следующее: за периодами творческого расцвета обычно следуют периоды застоя. Не составляет исключения и Реформация. Возможно из-за желания сохранить мировоззрение Реформации, постреформационный период стал свидетелем развития схоластического подхода к богословию. Зародилось явление, называемое " конфессионализмом", которое характеризовалось заботой о доктринальной чистоте. Новый акцент стал делаться на " исповеданиях веры" - то есть вероисповедальных заявлениях, таких как лютеранское " Аугсбургское исповедание" 1530 года. Возникли новые трения внутри протестантизма, особенно между последователями Лютера и Кальвина, поскольку каждая группа стремилась оправдать свою конкретную позицию. Термин " вера" все больше понимался как " набор верований", а не как " личное упование на Бога". Над динамичной верой реформаторов нависла угроза превращения в косную ортодоксальность. Благодаря систематическому изложению христианского богословия, взгляды реформаторов были кодифицированы и увековечены.

В период после смерти Жана Кальвина сильно возрос интерес к методу - то есть к системе организации и последовательности изложения идей. Реформатские богословы оказались вынужденными отстаивать свои идеи как против лютеранских, так и против римско-католических оппонентов. Аристотелианство, к которому Кальвин относился с определенной степенью подозрения, стало восприниматься как союзник. Становилось все более важным доказывать внутреннюю связность и последовательность кальвинизма. В результате многие кальвинистские авторы стали обращаться к Аристотелю в надежде найти в его произведениях намеки на то, как поставить их богословие на более прочное рациональное основание.

Можно отметить четыре характеристики нового направления, возникшего в результате этого нового подхода к богословию.

1. Человеческому разуму была отведена главная роль в исследовании и защите положений христианского богословия.

2. Христианское богословие было представлено как логически последовательная и рационально доказуемая система, выводимая из силлогистических умозаключений, основанных на известных аксиомах. Иными словами, богословие начиналось с основополагающих принципов, из которых выводились его доктрины.

3. Считалось, что богословие основано на аристотелианской философии, и в частности, на аристотелевских взглядах на природу метода; позднереформатских авторов скорее можно назвать философскими, а небиблейскими богословами.

4. Богословие стало ориентироваться на метафизические и умозрительные вопросы, в частности, связанные с природой Бога, волей Божьей по отношению к человечеству и творению и, прежде всего, с доктриной предопределения.

Таким образом, исходной точкой богословия стали общие принципы, а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином совершенно очевиден. С точки зрения Кальвина богословие основывалось и исходило из факта жизни Иисуса Христа, засвидетельствованного Писанием. Однако, в позднем кальвинизме общие принципы заняли место, прежде отводимое Христу.

Чрезвычайно важной в этой связи представляется политическая ситуация в Европе, и особенно в Германии, во второй половине шестнадцатого века. В 1550-е годы лютеранство и католичество прочно закрепились в различных областях Германии. Образовалась религиозная патовая ситуация, при которой дальнейшая экспансия лютеранства в римско-католические регионы стала уже невозможной. Поэтому, лютеранские авторы сосредоточились на защите лютеранства на академическом уровне посредством доказательства его внутренней последовательности и верности Священному Писанию. Им казалось, что показав интеллектуальную респектабельность лютеранства, они сделают его более привлекательным для католиков, не удовлетворенных своей собственной системой верований. Однако, дело обернулось иначе. Римско-католические авторы откликнулись все более сложными работами по систематическому богословию, основанными на произведениях Фомы Аквинского. Общество Иисуса (основанное в 1534 г.) стремительно утверждалось как главная интеллектуальная сила римско-католической церкви. Его ведущие авторы, такие как Роберто Беллармин и Франциско де Суарес, внесли свой вклад в интеллектуальную защиту католичества.

В 1560-1570-е годы, когда кальвинизм стал вторгаться в прежде лютеранские территории, ситуация в Германии еще более усложнилась. В одной и той же местности утвердились три крупные христианские вероисповедания: лютеранство, кальвинизм и католичество. Все три предпринимали решительные шаги по самоопределению. Лютеране вынуждены были объяснять, в чем они отличаются от кальвинистов с одной стороны, и от католиков - с другой. Доктрины оказались наиболее надежным способом определения и объяснения этих различий: " Мы верим в это, а они верят в то". Период 1559-1662 гг., характеризуемый усилением акцента на доктринах, обычно называется " периодом ортодоксальности". По мере того, как в протестантских и римско-католических богословских кругах возникало стремление доказать рациональность и утонченность своих систем, как в одних, так и в других начала образовываться новая форма схоластики.

Лютеранство и кальвинизм были во многом похожи. Оба течения называли себя евангельскими и отвергали более или менее те же центральные аспекты средневекового католичества. Однако, их необходимо было отличать друг от друга. По большинству доктринальных вопросов между лютеранами и кальвинистами существовало широкое согласие. Однако, существовал один вопрос, по которому они радикально отличались: доктрина предопределения. Акцент, который делался на доктрине предопределения кальвинистами в период 1559-1662 гг. частично отражает тот факт, что эта доктрина наиболее четко отличала их от их лютеранских коллег.

Важность этого вопроса можно понять, сравнив ситуацию в Германии с ситуацией в Англии. Английская Реформация XVI в. при Генрихе VIII (1509-1547 гг.) имела мало общего с ее немецким эквивалентом. В Германии велась долгая и упорная борьба между лютеранством и католичеством за влияние в спорных регионах. В Англии Генрих VIII просто провозгласил, что в его королевстве будет всего одна официальная церковь. По королевскому указу, в Англии должна была существовать лишь одна христианская церковь. Английской реформированной церкви не нужно было определять свое отношение к другим христианским церквам в одной и той же местности. Обстановка, в которой зарождалась английская Реформация, не требовала какого-либо доктринального самовыражения, поскольку Церковь в Англии в социальном отношении занимала такое же место после Реформации, как и до нее, независимо от каких бы то ни было политических изменений. Этим ни в коей мере не подразумевается, что в период Реформации в Англии не проходили богословские споры; имеется в виду лишь то, что они не имели решающего значения. Они не считались определяющими.

Лютеранская церковь в Германии была вынуждена определять и отстаивать свое существование и границы с помощью доктрин, поскольку она оторвалась от средневековой католической церкви. Эта церковь продолжала существовать вокруг лютеранских областей, вынуждая лютеранство отстаивать свое существование. Церковь, основанная Генрихом VIII в Англии, однако, считала себя правопреемницей средневекового католичества. Английская церковь была достаточно хорошо определена как социальная единица, чтобы требовалось дальнейшее ее определение на доктринальном уровне.

При Елизавете I ситуация в Англии во многом оставалась такой же. В " Уложении Елизаветы" (1559 г.) определялось, что в Англии должна существовать лишь одна христианская церковь: англиканская, которая сохранила монополию предреформационной церкви, заменив ее церковью, которая признавала королевскую, а не папскую власть. Католичество, лютеранство и кальвинизм - три христианские церкви, боровшиеся за господство на европейском континенте - не должны были существовать в Англии вообще. Поэтому не существовало какой-либо особой причины англиканской церкви волноваться из-за доктринальных вопросов. Королева Елизавета обеспечила ей в Англии отсутствие соперниц. Одним из предназначений доктрин служит разделение, между тем как в Англии не существовало ничего, от чего англиканская церковь должна была бы отделяться. Англия оказалась изолированной от тех факторов, которые делали доктрины столь важной на европейском континенте в период Реформации и непосредственно после него.

Следующие две тенденции, скорее всего, имеют особое значение для указанного периода.

1. Новый интерес к методу. Такие реформаторы, как Лютер и Кальвин проявляли мало интереса к вопросам метода. Для них, христианское богословие представлялось, в первую очередь, связанным с толкованием Священного Писания. Действительно, " Наставления" Жана Кальвина можно считать работой по " библейскому богословию", сводящей основные идеи Писания в упорядоченное изложение. Однако, в произведениях Теодора Безы, преемника Кальвина на посту директора Женевской академии (учебного заведения, готовящего реформатских пасторов для всей Европы), проявляется новый интерес к вопросам метода. Логичность расположения материала и обоснованность исходных принципов приобретают первостепенное значение. Проявление этой тенденции представляется наиболее очевидным в том, как Теодор Беза рассматривал доктрину предопределения, о чем будет сказано ниже.

2. Развитие работ по систематическому богословию. Возрождение в лютеранских, кальвинистских и римско-католических кругах привело к появлению солидных работ по систематическому богословию, во многом сравнимых с работой Фомы Аквинского " Summa Theologia". Целью этих работ было утонченное и всеобъемлющее изложение христианского богословия, доказательство силы своей позиции и слабости позиций оппонентов.

Следует упомянуть следующих авторов, как имеющих особое значение для данного периода.

1. Теодор Беза (1519-1605 гг.), видный кальвинистский автор, с1559 по 1599 гг. - профессор богословия Женевской академии. Его трехтомный труд " Tractationes theologicae" (" Богословские трактаты", 1570-1582 гг.) представляет собой последовательное описание основных элементов реформатского богословия с использованием аристотелевской логики. Результатом явилось тщательно аргументированное и рационально обоснованное изложение кальвинистского богословия, в котором проясняются некоторые его туманные вопросы (связанные главным образом с доктринами предопределения и искупления). Некоторые авторы высказывают предположение, что озабоченность Безы логической ясностью приводит его к неверному толкованию учения Кальвина по целому ряду жизненно важных вопросов; другие утверждают, что Беза лишь разгладил богословие Кальвина, отшлифовав некоторые шероховатости его учения.

2. Иоганн Герхард (1582-1637 гг.), лютеранский автор, в 1616 г.был назначен профессором богословия в Йене, где и трудился до конца своей преподавательской карьеры. Герхард признавал необходимость систематического изложения лютеранского богословия перед лицом сильной кальвинистской оппозиции. Основная форма лютеранских работ по систематическому богословию была задана в 1521 г., когда Филипп Меланхтон опубликовал первое издание своих " Loci communes" (" Общие места" ), в которых предметы были расположены скорее тематически, чем систематически. Герхард продолжил эту традицию, однако, почувствовал себя вправе в большей степени опереться на аристотелевские работы по логике. Его " Loci communes theologici" (" Богословские общие места" ) в течение долгих лет считались классикой лютеранского богословия.

3. Роберта Беллармин (1542-1621 гг.), римско-католический автор, в 1560 г. вступил в Общество Иисуса, а впоследствии, в 1576 г. стал профессором полемического богословия в Риме. Он занимал эту должность до 1599 г., когда был назначен кардиналом. Наиболее значительной его работой считается " Disputationes de controversiis Christianae fidei" (" Рассуждения о спорах относительно христианской веры", 1586-1593 гг.), в которой он настойчиво доказывал рациональность католического богословия перед лицом протестантских (лютеранских и кальвинистских) критиков.

Один влиятельный элемент реформатского крыла церкви требует особого рассмотрения. Это движение, известное как пуританство, зародилось в конце XVI и начале XV11 вв. в Англии и широко основывалось на богословском наследии Кальвина и Безы, проявляя в то же время значительную степень пасторской заботы и преданности. Термин " пуританский" вскоре стал оскорбительным; современный популярный стереотип этого движения представляет его блеклым и скучным морализмом. Однако, по мере того, как наука выявляет религиозный динамизм и широкое влияние этого движения, особенно в Северной Америке в XVII веке, этот стереотип постепенно отбрасывается. Среди ведущих английских представителей этого движения следует назвать Ричарда Бакстера (1615- 1691 гг.) и Джона Оуэна (1616-1683 гг.). В их произведениях виден острый интерес к отношениям между верой и опытом, предвосхищая некоторые позиции, позднее проявившееся в пиетизме, особенно, в пастырских аспектах христианской жизни. Работа Бакстера " Реформатский пастор" (1656 г.) до сих пор остается классической в своем роде.

ПИЕТИЗМ

По мере того, как ортодоксальность приобретала все большее влияние в основном течении протестантизма, ее недостатки становились все более очевидными. В своем лучшем виде ортодоксальность была направлена на рациональное обоснование положений христианской веры и доктринальную правильность. И все же, слишком часто это выливалось в академическую озабоченность логическими тонкостями, а не связью богословия с вопросами повседневной жизни. Термин " пиетизм" происходит от латинского слова " pietas" (наиболее удачным переводом которого представляется " благочестие" или " набожность" ) и первоначально служил унизительным названием, употребляемым противниками движения для обозначения его акцента на важности христианского учения в повседневной христианской жизни.

Обычно считается, что пиетистское движение началось после опубликования работы Филиппа Якова Шпенера " Рiа desideria" (" Благочестивые желания", 1675 г.). В этом произведении Шпенер оплакивает состояние немецкой лютеранской церкви после окончания Тридцатилетней войны (1616-1648 гг.) и выдвигает предложения по оживлению церкви. Главным из них выделялось личное изучение Библии. Академические христианские богословы встретили эти предложения с насмешками, однако, они приобрели большое влияние в немецких церковных кругах, отражая растущее разочарование и неприятие бесплодия ортодоксальности перед лицом ужасающих социальных условий, существовавших во время Тридцатилетней войны. С точки зрения пиетизома, реформирование вероучения должно всегда сопровождаться реформированием жизни.

Пиетизм развивался по нескольким различным направлениям, особенно в Англии и Германии. Среди представителей этого движения следует особо отметить двух.

1. Николай Людвиг граф фон Цинцендорф (1700-1760 гг.) основал пиетистскую общину, известную как " Геррнгутер", по названию немецкой деревни Геррнгут. Отмеживавшись от того, что он считал сухим рационализмом и бесплодной ортодоксальностью своего времени, он подчеркивал важность " религии сердца", основанной на близкой и личной связи между Христом и верующим. Он сместил акцент на роль " чувства" (в противовес разуму или доктринальной ортодоксальности) в христианской жизни, что возможно рассматривать как основание романтизма в поздненемецкой религиозной мысли. Акцент Цинцендорфа на лично приобретаемой вере находит выражение в лозунге " живая вера", которую он противопоставлял мертвым вероисповедальным заявлениям протестантской ортодоксии. Этим идеям суждено было получить дальнейшее развитие в одном направлении, благодаря трудам Ф. Д. Э. Шлейермахера, и в другом, благодаря Джону Уэсли, которого можно считать родоначальником пиетизма в Англии.

2. Джон Уэсли (1703-1791 гг.) является основателем методистского движения в англиканской церкви, которое впоследствии породило методизм как самостоятельное вероисповедание. Убежденный в том, что у него не было " веры, которой лишь одной мы спасаемся", Уэсли в 1738 г. посетил Геррнгут, и увиденное там произвело на него глубокое впечатление. Пиетистский акцент на необходимости " живой веры" и роли опыта в христианской жизни привел его к обращению во время собрания на Алдерсгейт-Стрит в мае 1738 г. Он почувствовал в своем сердце " странное тепло". Акцент Уэсли на эмпирической стороне христианской веры, который резко отличался от монотонности современного ему английского деизма, привел к крупному религиозному возрождению в Англии.

Несмотря на их отличия, различным ветвям пиетизма удалось привести христианскую веру в соответствие с эмпирическим миром простого верующего. Это движение можно считать реакцией на однобокость акцента на доктринерской ортодоксии, направленной к вере, которая затрагивает глубочайшие аспекты человеческой природы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь