Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римо-католическое учение о чистилище



Это учение неразрывно связано с римо-католической соте-риологией вообще. Католическое богословие различает в каж­дом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у католиков классифицируются на смертные и простительные. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха, а наказа­ние за грех прощается только в том случае, если грех смерт­ный. Во всех прочих случаях человек помимо того, что он пока­ялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу. Это удовлетворение может выражаться самым различным обра­зом: церковная епитимия, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные мо­литвы, посты и т. д.).

Чистилище у католиков оказывается неким средним мес­том, промежуточной инстанцией между раем и адом, в кото­рую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Этот недостаток восполня­ется пребыванием в чистилище. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, которое необходимо для того, чтобы принести полное удовлетворение. Но возможно и сокращение срока пребыва­ния в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, че­рез принесение бескровной Жертвы, а также посредством ин­дульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела, 273


сверхдолжные заслуги святых.

Основания учения о чистилище. " Ибо никто не может по­ложить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне откры­вается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3, 11-15).

Как бы ни толковать этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не наказание в латин­ском смысле.

Ссылаются также на 2 Мак. 12, где речь идет о принесении жертвы о грехе погибших воинов. Но эта ссылка находится в противоречии с латинским учением, потому что воины совер­шили смертный грех, за что навлекли на себя заклятие. Об этом имеется указание во Втор. (7, 25—26). Они присвоили себе посвященные идолам вещи, которые не имели права брать. Втор. угрожает заклятием тем, кто совершает подобного рода грехи, поэтому грех этот смертный и никак не может служить под­тверждением римо-католического учения.

Часто римо-католики говорят, что учение о чистилище есть просто некий латинский вариант учения о мытарствах. Но это не так, чистилище и мытарства — вещи совершенно разные. Во-первых, учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано; во-вто­рых, оно никоим образом не связано с представлением о ка­ком-то удовлетворении Богу. Проходя мытарства, человек не приносит Богу удовлетворение, не отбывает наказание, а приво­дится к осознанию своего действительного нравственного со­стояния. Основная цель мытарств — это самопознание челове­ка, приведение его к осознанию итога своего жизненного пути. Никакого отношения к римо-католической сотериологии уче­ние о мытарствах не имеет.

Пожалуй, единственный логичный аргумент в пользу уче­ния о чистилище — это известная притча о должнике: " истин­но говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта" (Мф. 5, 26); или: " Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полу­шки" (Лк. 12, 59). Но основывать на одной притче целое уче-


ние вряд ли возможно, тем более что притча эта имеет чисто нравственный характер.

О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА

Одна из важнейших частей Откровения — это учение о Вто­ром пришествии, а также о кончине мира и всеобщем суде, которые должны непосредственно последовать за Вторым при­шествием. День Второго пришествия в Свщ. Писании называ­ется Последним днем, днем кончины века и мира, днем, уста­новленным от Бога, когда Он будет праведно судить Вселен­ную, Великим днем, днем Судным, днем Господним, днем Хри­стовым и днем Господа нашего Иисуса Христа.

Неизвестность времени Второго пришествия

О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: " О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24, 36); "...бодрствуй­те, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42). Перед Вознесением Господь говорит апостолам:

"...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец поло­жил в Своей власти" (Деян. 1, 7).

Пришествие Христово будет для большинства людей нео­жиданным, день Господень "...придет, как тать ночью" (1 Фее. 5, 2). Аналогичное место есть в 2 Пет. (3, 10); "... в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Мф. 24, 44), парал­лельное место в Лк. (21, 36). " Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24, 37-39).

Признаки Второго пришествия

Свщ. Писание говорит о следующих признаках.

Распространение Евангелия во всем мире

Кончина мира последует не прежде, чем "...проповедано бу­дет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетель­ство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24, 14).


Обращение Израиля ко Христу.

В Рим. (11, 25-27) говорится, что Израиль спасется, обра­тится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: "...если отвержение их — примире­ние мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? " (Рим. 11, 15), то есть если отвержение Израиля послужило при­мирению с Богом остального человечества, то возвращение Из­раиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Явление пророка Илии

"...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня..." (Мал. 4, 5). Господь подтвердил это пророчество:

"...правда, Илия должен придти прежде и устроить все" (Мф. 17, 11; см. также Мк. 9, 12). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Вто­рое пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Гос­пода " в духе и силе Илии", как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии (Лк. 1, 17).

Усиление зла

Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной безза­кония и отступления (греч. (хяоеттаст(о1) (2 Фее. 2, 3 и 7).

Черты усиления зла:

Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений

"...многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят" (Мф. 24, 5); " и многие лжепро­роки восстанут и прельстят многих" (Мф. 24, 11); "...в после­дние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1); "...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3).

Падение нравственности

"...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12); "...друг друга будут предавать и вознена­видят друг друга" (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение про­никнут даже в семьи: " Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их" (Мк. 276

13, 12; см. также Лк. 21, 10).

Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (Лк. 21, 25-26), а также состояние скорби (Мф. 24, 29). An. Павел в 2 Тим. рисует картину нравов людей последних времен: "...в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, над­менны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечес­тивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздерж­ны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благо­честия, силы же его отрекшиеся..." (2 Тим. 3, 1-5).

2.2.4.3. Общественные бедствия и войны

" Также услышите о войнах и военных слухах... ибо восста­нет народ на народ, и царство на царство" (Мф. 24, 6-7). Будут иметь место также мятежи (смятения) — (Мк. 13, 8).

Природные бедствия

Помимо общественных бедствий, проявятся и различные при­родные катаклизмы: "...будут глады, моры и землетрясения по местам" (Мф. 24, 7), также "...будут знамения в солнце и луне и звездах,... море восшумит и возмутится" (Лк. 21, 25).

Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие лжи и зла — антихриста, при кото­ром отступления и различные бедствия достигнут полной силы.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Изучение нового материала
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  3. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  4. IV. Изучение технологических свойств руд.
  5. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  6. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  7. Библейское учение о Божьей неизменности
  8. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  9. В МФЦ г. Петрозаводска состоялось торжественное вручение паспорта гражданина РФ.
  10. Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения
  11. Влияние Византии на просвещение. Владимир Мономах и его «Поучение детям»
  12. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь