Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие о благодати в свете Свщ. Писания



Слову " благодать" соответствует в греческом языке слово •^dptc,, в латинском — слово gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятия о приятных свойствах лица или предмета (красота какой-то вещи или произведения ис­кусства, красота физиономии, красота речи, движения, поведе­ния и т. д.). Второе понятие, выражаемое этими словами, свя­зано с чувствованиями, которые эти предметы или лица воз­буждают в окружающих людях (такие душевные состояния, как сочувствие, благоволение, милость, милосердие, благодар­ность, благоугождение и т. п.). В древнееврейском языке, язы­ке Ветхого Завета, слову " благодать" соответствует слово gen. В своем первоначальном значении оно указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удо­вольствия и удовлетворения. Пример такого употребления слова gen, мы видим в книге Ек. 10, 12: " Слова из уст мудрого — благодать", т. е. слова мудрого человека доставляют удовлетво­рение слушающему. Чаще в Ветхом Завете это слово исполь­зуется для обозначения симпатических чувствований, возни­кающих между людьми, таких как благосклонность, благорас­положение. Например, в Исх. (3, 21) Бог говорит: " И дам наро-


ду сему (т. е. Израилю) милость в глазах Египтян". Нередко это слово выражает отношение Бога к человеку, например, в Быт. (6, 8): " Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога". Авраам, когда было ему видение Троицы (Быт. 18, 3), восклик­нул: " Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими". Таким образом, этим словом выражается милость и благово­ление Бога к человеку. В Новом Завете слово " yapig" употреб­ляется иногда применительно к людям и отношениям, которые складываются между ними. Например, песнь ангелов при рож­дении Христа Спасителя: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14), т. е. благорасполо­женность людей друг к другу. Иногда этим словом в Новом Завете обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и те материальные, которые имеют духовное значение. В частности, ап. Павел этим словом называл пожертвования, ко­торые он собирал для Иерусалимской Церкви. В 1 Кор. 16, 3 милостыня для бедствующих церквей названа словом " благо­дать" (в синодальном переводе — " подаяние" ).

В 2 Кор. (8, 7) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают коринфские христиане, напоминает им о необходи­мости жертвовать бедствующим церквам: " Изобилуйте и этой добродетелью (^dpin)". Иногда это слово употребляется и по отношению к чисто духовным понятиям: " Никакое гнилое сло­во да не исходит из уст ваших, а только доброе для назиданич в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4, 291

Чаще всего в Новом Завете слово " благодать" используется для выражения отношения Бога к человеку, в этом случае оно может иметь два смысла.

Во-первых, это слово может употребляться в значении Боже­ственного свойства. В этом случае благодать трудно отличить от таких свойств Божиих, как благость и любовь. Более всего благодать сближается с понятием милости (греч. ^dpic, ), т. е. выражает любовь Божию к падшему человечеству, которое не заслуживает Божественного к себе благорасположения. Воз­можно, " благодать" имеет несколько больший динамический оттенок, характеризует не столько свойство Божие само по себе, сколько Его действие в отношении человека.

Примеры такого употребления слова " благодать" в Свщ. Писании. О Пресвятой Богородице сказано, что Она " обрела благодать (ё^еос; ) у Бога" (Лк. 1, 30). В том же смысле это слово употребляется в 1 Пет. (4, 10), где о служителях Христовых


сказано как о " добрых домостроителях многоразличной благо­дати Божией", т. е. милости Божией, которую Бог изливает на людей многоразличными способами через Своих служителей.

В 1 Пет. (5, 10) Бог называется " Богом всякой благодати". У ап. Павла читаем: " Бог же силен обогатить вас всякою бла­годатью" (2 Кор. 9, 8), т. е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку. У ап. Павла это же слово может означать милость Божию к падшему чело­вечеству, явленную в деле Искупления, например, в Тит. (2, II):

" Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех челове-ков".

Во-вторых, слово " благодать" может означать полноту любви и милости Божией, явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды Искупления, возрождает их и вспомоществует им соделывать свое спасение. Когда речь идет о благодати во втором смысле, т. е. как о Божественной силе, действующей на человека и в человеке, слово J, dpic, часто заменяется словом 5dva(J.i(,, что буквально означает " сила". Незадолго до Вознесе­ния Господь сказал ученикам: " Но вы примете силу (5i}vot(-iiv), когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян. 1, 8).

В учении ап. Павла благодать в узком смысле слова есть некоторая сила, которая живет и действует в человеке:

" Господь сказал мне: довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотней буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12, 9);

" Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (имеются в виду другие апостолы. — О. Д. ); не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 10).

" Тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1, 29).

3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати

Благодать, вне зависимости от того, рассматривается ли она как свойство естества Божия или как сила, энергия, направлен-наю от Бога на тварный мир, есть атрибут Божественной при­роды, т. е. является общей для Трех Лиц Божества. Следова­тельно, все три Лица участвуют в раздаянии спасающей благо­дати. Для нас привычно выражение " благодать Святого Духа",


в богослужебных текстах обычно так о благодати и говорится, хотя в Свщ. Писании это выражение не встречается. Почему это выражение стало таким устойчивым и распространенным, что нередко " Святой Дух" и " благодать Святого Духа" употреб­ляются как взаимозаменяемые понятия? Это связано с тем, что благодать Святого Духа достигает нас, говоря словами свт. Ва­силия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пре­святой Троицы. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом.

Бог Отец является источником нашего освящения благода­тью, освящение осуществляется по Его благоволению, именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исхо­дит, именно к Отцу молился Господь в Первосвященнической молитве: " Освяти их истиною Твоею" (Ин. 17, 17).

О том, что Святой Дух ниспосылается именно Отцом, гово­рят и другие места Свщ. Писания. Например, «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " » (Гал. 4, 6). В 2 Кор. (1, 22) о Боге Отце сказано, что Он " запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши". Сама благодать иногда называется благодатью Бога Отца. 1 Кор. ап. Павел начинает словами: " Благодать вам и мир от Бога Отца" (1 Кор. 1, 3). О Боге Отце, как Источнике нашего освящения говорится и в Еф. (1, б): " Он (Бог Отец. — О.Д.) облагодатствовал нас в Возлюб­ленном". Ап. Павел говорит: " Служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его" (Еф. 3, 7). Из контекста видно, что речь здесь идет о первой Ипостаси — о Боге Отце.

Сын Божий " заслужил" для нас благодатные дары Святого Духа, благодаря Его подвигу стало возможно наше освящение благодатию. Поэтому если Отца называют Источником, то Сына — Виновником нашего освящения. Именно по Его ходатай­ству послан Дух Святой, без Его подвига Святой Дух не мог бы быть послан. В Ин. (7, 39) говорится о современных Христу иудеях, в том числе и о Его учениках и последователях: " Еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". Поскольку Христос, Сын Божий, есть Виновник нашего освящения, в Свщ. Писании говорится о благодати как " дарованной во Христе Иисусе" (1 Кор. 1, 4) или " данной нам во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 9). Сам Святой Дух называется Духом Христовым (Рим. 8, 9) или Духом Сына (Гал. 4, 6).


Свщ. Писание Нового Завета говорит о Сыне Божием как о раздаятеле Святого Духа и Его даров верующим, например: " Кто верует в Меня, у того...из чрева потекут реки воды живой" (Ин. 7, 38), и далее говорится, что под живой водой Господь имел в виду Духа Святого.

Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, Который по­слан в мир от Отца Сыном или, по ходатайству Сына, собствен­но и является Совершителем нашего освящения. Отец — Ис­точник, Сын — Виновник, Святой Дух — непосредственный Совершитель. Из Свщ. Писания известно, что именно Дух Свя­той приводит человека ко Христу, Он возрождает человека в Крещении (Ин. 3, 5), изливается в самое существо человека (Тит. 3, 6), так что, по словам ап. Павла, начинает жить в человеках (Рим. 9, 1; 1 Кор. 3, 16), а тела христиан становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6, 19). В Евр. (10, 29) Святой Дух назван " Духом благодати".

Присутствие Святого Духа в людях составляет основание благодати. Сущность благодати — это причастие человека Духу Святому. В самом Свщ. Писании выражения " благодать", " Свя­той Дух", " дар благодати", " дар Святого Духа" являются взаи­мозаменяемыми (Рим. 1, 5; 5, 5; 15, 15; Гал. 3, 2).

Учение Откровения о Божественной благодати в узком смысле, т. е. как о силе, освящающей и спасающей человека, сводится к следующим основным положениям:

— благодать — особая нетварная Божественная сила;

— эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому в Предании часто называется силой Духа Святого, хотя при­надлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы;

— эта сила даруется нам вследствие искупительного под­вига Иисуса Христа;

— благодать усвояет нам плоды искупительного подвига внутренним таинственным действием на природу человека;

— благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы;

— благодать не есть магическое дополнение к способнос­тям и дарованиям человека, она не изменяет самой природы человека с точки зрения ее сущности, но преображает способ ее существования.

Виды благодати

Стремление классифицировать виды благодати не свойствен­но богословию Восточной Церкви. У свв. отцов мы не находим 188


попыток такой классификации. Подобного рода классифика­ции появляются на Западе в эпоху Реформации в контексте споров между католиками и протестантами. Хотя эта класси­фикация не имеет основания в Предании Церкви Восточной, тем не менее в настоящее время она может быть весьма полез­на, так как позволяет нам понимать смысл имевших место на Западе споров. В полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом, проникающим в богословие, такая схематизация также весьма полезна.

В общем можно выделить два основных вида благодати:

благодать всеобщую и благодать чисто церковную.

Всеобщая благодать

Всеобщую благодать в богословской литературе часто назы­вают " благодатью предваряющей" или " благодатью просвеща­ющей". В Послании Восточных Патриархов о Православной вере (3 чл.) об этой благодати сказано так: " Она подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, она путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей, доставляет им " познание Божественной истины, учит делать добро, угодное Богу. Предва­ряющая или всеобщая благодать действует через общий Про­мысл Божий, поэтому иногда ее еще называют " промыслитель-ной благодатью".

Сами понятия Промысла Божия и предваряющей благода­ти достаточно трудно разделить. Предваряющая благодать есть частный аспект Промысла Божия вообще. Различие между этими двумя понятиями можно выразить следующим обра­зом. В собственном смысле под предваряющей благодатью мы понимаем благодать Бога не как Творца и Промыслителя, а как Искупителя и Освятителя, которая через различные ору­дия (чтение слова Божия, христианская проповедь, христианс­кая среда, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. п.) совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля) призывает и влечет ко спасению во Христе. Действие ее предшествует человеческой свободе. Отсю­да название: " предваряющая благодать".

Каковы действия предваряющей благодати на человека? Первое действие — это призывание человека ко спасению. При-зывание ко спасению имеет две стороны. Во-первых, призыв к покаянию через осознание своей греховности, желание освобо­диться от живущего в человеке зла. Во-вторых, призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира и 189


потому способного всех избавить от грехов и спасти, как в Лицо, в Котором воплотилась полнота добра, которое должно быть осуществлено и в жизни каждого человека.

И проповедь Иоанна Предтечи, и евангельская проповедь Самого Господа Иисуса Христа начинается с призыва к покая­нию: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2; 4, 17; Мк. 1, 15). Но только через покаяние, желание освобо­диться от зла человек не может обратиться к Богу, необходима еще и вера. Ап. Павел говорит: " Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11, 6). Недостаточно веры лишь в бытие Бога как Творца мира, необходима еще вера в воздаяние, в то, что Бог строит Свои отношения с людьми по принципу нравственного взаимодей­ствия.

Проповедь первых христиан после сошествия Святого Духа строится именно таким образом. Например, проповедь ап. Петра (Деян. 2, 38) содержит сначала призыв к покаянию, а затем краткое изложение содержания веры. Слово Божие учит, что этому содействует Божественная сила, Божественная благодать. Ап. Павел говорит: " Благовествование (христианская пропо­ведь. — О. Д.) есть сила Божия ко спасению всякому верующе­му" (Рим. 1, 16). Эта схема древней христианской проповеди сохраняется до сих пор в чинопоследовании оглашения: сна­чала призыв к покаянию, который запечатлевается отречени­ем от сатаны, т. е. решимостью порвать всякие отношения с царством тьмы, а затем исповедание веры, которое находит свое выражение в сочетании со Христом и в чтении Символа веры. Однако призыв к покаянию и научение, согласно Свщ. Писа­нию, это не просто сообщение человеку некоторой суммы зна­ний о Боге и о духовной жизни:

" Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин. 6, 44); " Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Ин. 6, 65). В Деян. (16, 14) говорится об обращении Лидии из Фиатир, торговавшей багря-ницей: " Лидия... слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел"; " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3).

Таким образом, Свщ. Писание убеждает в том, что все, что влечет человека к соединению со Христом, ведет его к покая­нию и вере, — все это не есть действие только естественных сил и способностей человека, но предполагает также и действие пред­


варяющей Божественной благодати. Через эти начатки покая­ния и веры (для начала эта вера может быть всего лишь теоре­тическим признанием христианства) благодать постепенно про­буждает в человеке хотение спасения. Возникновение в душе покаяния и веры составляет начало спасения во Христе, или обращение.

Второе действие предваряющей благодати — обращение. Обращение есть прежде всего осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность и невозможность вый­ти из греховного состояния, отвращение от зла и желание ис­правиться. Все это можно назвать одним словом — покаяние. Покаяние, с одной стороны, а с другой живая и деятельная вера в Евангелие, выражающаяся в преданности Христу и в жела­нии последовать за Ним, называется " внутренним субъектив­ным обращением" (conversio subjectiva). Вслед за этим внут­ренним обращением благодать Божия совершает и " внешнее обращение" (conversio objectiva) в таинстве Крещения.

Соединение человека с Богом в таинстве Крещения также совершается предваряющей благодатью. Через Крещение пред­варяющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается. Предваряющая благодать носит все­общий характер, ей преемствует особая благодать, которая дей­ствует только в Церкви и доступ к которой человек получает в таинстве Крещения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь