Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ЦЕРКВИ КАК ОРУДИИ, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ГОСПОДЬ СОВЕРШАЕТ НАШЕ СПАСЕНИЕ



О Церкви как посреднице в деле освящения

Нуждается ли человек для спасения в каком-то внешнем посредстве или его спасение может быть совершенно непосред­ственно, основываясь исключительно на его личных отноше­ниях с Богом? Для разрешения этой проблемы необходимо от­ветить на следующие вопросы.

1. Каким образом благодать сообщается человеку: чисто внутренне, независимо от внешних видимых посредств, или в зависимости от них?

2. Может ли в душе человека вера возникнуть, созреть и принести плод вследствие только собственной внутренней его работы или для этого необходимы внешние пособия и руковод­ство?

Для того чтобы приобщиться искупительным плодам Жертвы Господней, человеку необходимо присоединиться к Гос­поду Иисусу Христу, стать причастником Божественной благо­дати. Конечно, Бог может действовать на каждого человека не­посредственным образом, ибо " Дух дышит, где хочет" (Ин. 3, 8). Но это действие Духа Божия далеко не всегда является для человека ощутимым, оно не всегда различимо. Если бы духов­ная жизнь сводилась только к такому непосредственному дей­ствию Духа Божия на человека, жизнь духовная не имела бы никакого объективного основания. Свв. отцы указывают, что необходимость видимых посредств в деле освящения обуслов­лена самим устроением человеческой природы, которая явля­ется двусоставной. Свт. Иоанн Златоуст говорит: " Поелику душа наша соединение с телом, то и подаются тебе дары сии в чув­ственных видах". Для ап. Павла вопрос о необходимости види­мого посредства — риторический: " Как призывать Того, -в Кого не уверовали, как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слы­шать без проповедующего? " (Рим. 10, 14). Таким образом, для освящения необходимо видимое посредство: во-первых, неко­торые материальные предметы или видимые действия и, во-вторых, видимое учительство и руководство. В справедливости этого нас убеждает вся евангельская история. В начале Своего общественного служения Господь собрал вокруг Себя группу учеников, которых Он Сам избрал и которых многому научил. В частности, Господь учил, что после Его прославления все, ве-


рующие в Него, сподобятся получить Святого Духа (Ин. 7, 39) и обещал ниспослать Святого Духа от Отца (Ин. 14, 7).

Из числа Своих учеников Господь избрал 12 ближайших, которых назвал апостолами. В день Пятидесятницы Господь, действительно, ниспослал Святого Духа, но не на всех Своих последователей, а только на апостолов. Протестанты, отрицаю­щие необходимость посредства Церкви в деле спасения, утвер­ждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключе­ния. Это пример весьма произвольного толкования Свщ. Писа­ния. Анализ первой и второй глав книги Деяний показывает, что Дух Святой сошел только на 12 апостолов, а не на всех учеников, находившихся в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (Деян. 1, 16). К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в те­чение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божи-ем, причем участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1, 3). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1, 5). В пользу того, что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно свидетельствуют также Деян. 1, 11 и Деян. 2, 14. Еван­гельские тексты тоже говорят, что Дух изначально был сооб­щен только 12 апостолам. " Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин. 20, 21-22) — эти слова были обращены только к апостолам. Только " одиннадцать... учеников пошли в Гали-лею", и именно этим одиннадцати ученикам Господь запове­дует: " Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 16, 19-20).

В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили органами, посред­никами низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать бла­годать Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь.

Например, Филипп, один из семи диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все верующие, крещенные во Христа, то Симон Волхв, который тоже крестился, не предлагал бы апостолам деньги ради получения


этого дара. Таким образом, с самого начала Господь установил определенный порядок освящения, согласно которому апостолы должны были стать посредниками этого великого дела, явив­шись " домостроителями Тайн Божиих" (1 Кор. 4, 1), а также учителями и руководителями верующих. Не вызывает сомне­ния, что в намерении Господа было поддержать, сохранить этот порядок. Когда Господь обещает Своим ученикам дать Утеши­теля, то добавляет: " да пребудет с вами вовек" (Ин. 14, 16). В условиях земного существования это намерение могло осуще­ствиться только через непрерывную и последовательную пере­дачу власти и средств освящения от апостолов к их преемни­кам. Таким образом, Господь Иисус Христос явился Основате­лем из особого общества верующих Него Своего, обладающего определенной внутренней структурой. Целью устроения этого общества является его существование до окончания веков, а также сохранение в нем богоучрежденных органов посредни­ков для освящения людей и освящающих средств. В Новом Завете это общество называется Церковью. Сам Господь гово­рит об основании Церкви как о цели Своего пришествия в мир:

" На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).

Понятие о Церкви Христовой

Слово " церковь" (греч. ЬскЛ.т^сла), происходит от глагол • " эккалео" (еккоЛАв), что означает " собирать, вызыяа'1о". Ь древ них Афинах " экклесией" называли городское собрание, в кото­ром принимало участие не все население города, а только из­бранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, при­нимать участие в управлении городом, нужно было соответство­вать определенным требованиям.

В христианстве изначально под Церковью понималось со­брание призванных в общество Господне лиц, услышавших при­зыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих " род избранный (y^voc, ^кА.ектбу)" (1 Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский (" Огласительные по­учения, бес. 18) говорит, что " Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает".

Возможно ли дать определение Церкви? Скорее всего, не­возможно. Мы не ставим себе задачу доказать теорему, что дать такое определение невозможно, но все доселе существовав­шие попытки дать строго научное определение Церкви были 209


не вполне корректными. Таких попыток было немало. Напри­мер, А. С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как " единство Божией благодати, обитаю­щей во множестве разумных тварей". Очевидно, что это опреде­ление содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать по определению едина. В Русской Церкви в конце XIX — начале XX века были острые богословские споры по поводу определения Церкви, вызванные сочинением на соис­кание ученой степени магистра богословия доцента Евгения Аквилонова, впоследствии протоиерея.

Первая попытка представить свое сочинение была сделана Аквилоновым в 1894 г. Работа была посвящена святоотечес-кому определению Церкви. В основание своей работы Аквило-нов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Хрис­товом. И хотя Свщ. Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия и ему пришлось в значительной степени переделать работу, тем не менее высказанные в его сочинении мысли широко распространились. В современной богословс­кой литературе выражение " Церковь есть Тело Христово" встре­чается очень часто. Обычно это определение понимается в свя­зи с учением о Боговоплощении — о восприятии Вторым Ли­цом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы и о таинстве Евхаристии — таинстве Причащения Тела и Кро­ви Христовой, которое рассматривается как способ участия че­ловека в Теле Церкви.

Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые согласно Свщ. Писанию и Священному Преданию, бе­зусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.

Во-первых, к Церкви принадлежат, согласно главе 9 Про­странного катихизиса, не только все православные христиане, живущие на земле, но также и скончавшиеся в истинной вере и святости. К Церкви принадлежат не только люди, но и Ангелы, ибо Бог " положил все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10). " Он есть глава тела Церкви, Он — нача-ток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство:

ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая пол­нота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умирот­ворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол. 1, 18—20). An. Павел обращается к христианам: " Вы приступи­ли к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иеруса­лиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви


первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю но­вого завета Иисусу" (Евр. 12, 22-24).

О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также Ангелы, гово­рит, несомненно, и церковное Предание. Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у бесплотных сил имеет­ся иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам.

В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т. е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соеди­ненных с Ним, как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать " Телом Христовом? " Конечно, назвать можно, но вряд ли это можно рассматривать как исчерпывающе научное опре­деление. Все-таки это наименование есть не более чем библей­ский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Свщ. Писания.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле; во-вторых, скончавшиеся в вере и в третьих, Ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое — это Церковь, состоящая из членов на земле, обыч­но она называется " странствующей Церковью". По всей види­мости, этим своим наименованием она обязана словам ап. Павла: " ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем буду­щего" (Евр. 13, 14). Иногда она называется также " Церковью воинствующей", поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, "...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: "...Ему надле­жит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (1Кор. 15, 25).

Второе стадо — это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или " тор­жествующей". Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о " торжествующем собо­ре" (Евр. 12, 13). Странствующая и торжествующая Церкви


различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о право­славной вере (в дальнейшем " Послание Восточных Патриар­хов) (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так:

" Отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью, до­стигшею отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога, и освящаются од­ним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невоз­можно, поелику одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду". В то же время они не существуют совершенно само­стоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Цер­ковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим. (Пространный Катихизис, 9 чл.)


Поделиться:



Популярное:

  1. B. Термин «спасение» в Новом Завете
  2. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. I.2. Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность.
  7. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  8. III. Презрение как заколдованный круг .
  9. IV. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 гг.
  10. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  11. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  12. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь