Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соборность, или кафоличность Церкви



В Пространном Катихизисе говорится, что " Церковь имену­ется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов". Согласно мит­рополиту Макарию (Булгакову), Церковь называется кафоли­ческой, или соборной:

— по пространству, поскольку она не ограничивается ника-230


ким местом;

— по времени, поскольку она будет существовать до сконча­ния века;

— по своему устройству, так как:

а) церковь не связана ни с каким гражданским устрой­ством, потому что, по словам Спасителя, " Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36);

б) богослужение не связано с определенным местом, как это было в ветхозаветной церкви, а также во многих язычес­ких религиях:

в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, что имело место в Ветхом Завете, где священни­ками были только потомки Аарона, а также в других религиях, например, в индуизме, где священнослужителями могут быть только люди, принадлежащие к особой касте.

Вышеприведенные определения соборности, при всей их бе­зусловной правильности, являются все же недостаточными. Скорее это определения не соборности, а вселенскости Церкви, но вселенскость и соборность не есть синонимы. В Н. Лосский (" О третьем свойстве Церкви" ) пишет: " Христианскую всеоб­щность, фактическую всеобщность или потенциальный универ­сализм следует отличать от соборности. Оно — следствие, не­обходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть ни что иное, как ее внешнее материальное выражение". Само слово " кафо­лический" довольно редко встречается в древнегреческой ли­тературе. Поэтому можно утверждать, что древняя Церковь совершенно не случайно ввела этот термин в употребление, поскольку в древнегреческом языке были значительно более употребительные слова, которыми можно было бы выразить идею вселенскости, например, " экумена" или " космос" и др. Очевидно, Отцы Церкви сочли эти слова недостаточными для выражения соответствующего понятия.

Само слово " кафолический" (кафоликос) происходит от вы­ражения " каб' о^а", что в переводе на русский язык букваль­но означает " по всему целому" и является выражением выс­шей степени всеобъемлемости, целостности и полноты.

В Византийский период истории Церкви понятия " кафоли­ческий" и " вселенский", " экуменический" сблизились между собой, и различие между ними не всегда ясно осознавалось. Это связано с идеалами государственного устройства древних рим-


лян. У ромеев, жителей Византийской Империи, идеальным го­сударственным устройством считалась Империя, границы ко­торой потенциально совпадают с границами самого космоса. И если признавалось, что фактически эти границы не совпадают, то это воспринималось как некое историческое недоразумение, следствие несовершенства самого нашего мира. Во всяком слу­чае считалось, что собственно история творится только в грани­цах Империи, а за ее пределами возможно лишь маргинальное существование, которое не представляет никакой исторической ценности.

" O'lKou^va" по-гречески означает " заселенная земля". Так называлась в первые века нашей эры совокупность стран гре­ко-римской культуры в противоположность неизвестным зем­лям и странам варваров. Поэтому слово " экуменикос", " экуме­нический" о^лчало всеимперский, всегреческий и, в силу выше­названного идеала, — всемирный, вселенский. Со временем это слово становится титулом епископов Констанинопольских и Римских, этим словом назывались также наиболее представи­тельные церковные соборы. В славянском переводе слово " ка-фоликос" передано как " соборный", хотя и в славянском языке были такие слова, как " вселенский", " всемирный", которые соот­ветствовали греческому слову " экуменикос". Это свидетельствует о том, что славянский перевод не был сделан механически, что имела место серьезная богословская работа. Конечно, славянс­кое слово " соборный" образовано не от слова " собор" (собрание епископов), поскольку соборность — это существенное свойство Церкви и Церковь является соборной с момента Пятидесятни­цы, тогда как первый церковный собор состоялся в Иерусалиме не ранее 50-го года. Слово " соборность" указывает на собран­ность воедино, т. е. означает законченность и полноту.

Некоторые отечественные мыслители, например А. С. Хо­мяков и священник Павел Флоренский, были убеждены, что слово " соборный" восходит непосредственно к переводу свв. Кирилла и Мефодия, другие это мнение оспаривали. Как бы там ни было, это слово очень древнее; по крайней мере в рус­ских памятниках XI века слово " соборный" по отношению к Церкви встречается неоднократно. Хомяков считал, что собор­ная Церковь — это " Церковь свободного единодушия... Цер­ковь по разумению всех в их единстве". Священник Павел Флоренский полагал, что Церковь называется соборной " в смыс­ле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни".


В чем состоит различие между понятиями " соборность" и " вселенскость"?

" Вселенскость" явлется характеристикой Церкви только как целого, но неприложима к ее частям, тогда как " соборность" может быть прилагаема, как к целому, так и к частям. Еще в начале II века свщмч. Игнатий Богоносец (" Послание к Смир-нянам" ) писал: " Где Господь Иисус Христос, там и кафоличес­кая Церковь". В. Н. Лосский считает, что соборность церков­ную удобнее понять посредством троичного догмата, потому что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Бо­жественное Лицо тоже есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности.

Он пишет (" Очерк...", стр. 133): * Именно в свете догмата о Пресвятой Троице раскрывается в его истинном христианском смысле самое дивное свойство Церкви — ее кафоличность. И понятие это не может быть передано абстрактным термином " вселенскость", ибо вполне конкретный смысл слова " кафолич­ность" или " соборность" содержит в себе не только единствен­ность, но и множественность. Оно говорит о соотношении меж­ду тем и '[)угим, вернее о некоей тождественности между един­ством и множеством, отчего Церковь кафолична как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого — не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо кафоличности открывает в са­мой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице». Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же пол­нотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней Тот же Христос присутствует в той же полноте. Поэтому кафо­личность есть характеристика не столько количественная, сколь­ко качественная. Вот как говорит о кафоличности Церкви свт. Кирилл Иерусалимский (18-е Огласительное Слово): " Церковь называется кафолической, потому что:

1) находится по всей вселенной...;

2) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди;

3) весь род человеческий подчиняется благочестию (в Церк­ви. -О. Д.);

4) врачует и исцеляет все роды грехов...,

5) в ней создается все, именуемое добродетелью...".


Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, можно сказать, что соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Апостольство Церкви

Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог по­слал (греч., ^cx'rcfcn'eiAev) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подза­конных..." (Гал. 4, 4-5); "...уразумейте Посланника (греч., т6\' АлосттоХоу) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа..." (Евр. 3, 1). Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т. е. по­сланцами. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называ­ется апостольской по цели своего бытия. Однако этим апос­тольство, как свойство Церкви, не ограничивается.

Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20). В книге Откровения Иоанна Богослова (21, 14) евангелист и тай-нозритель созерцает Церковь в ее эсхатологическом исполне­нии: " Стена города имеет двенадцать оснований, и на них име­на двенадцати Апостолов Агнца". Таким образом, апостолы являются основанием Церкви в хронологическом смысле — они стояли у истоков ее исторического бытия. Кроме того, они передали Церкви учение веры и жизни, установили по запове­ди Господа таинства и священнодействия, установили и начала ее канонической структуры, чтобы все было благообразно и по чину. Они поставили первых епископов, установив иерархи­ческую структуру Церкви. Это есть чисто внешняя историчес­кая сторона апостольства Церкви.

Чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь и по самому своему существу должна быть именно таковою, ка­кою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до сконча­ния века.

Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостоль-234


ское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: "...бра­тия, стойте и держите предания, которым вы научены или сло­вом или посланием нашим" (2 Фее. 2, 15), или " держись образ­ца здравого учения, которое ты слышал от меня..." (2 Тим. 1, 13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует уда­ляться от учителей, учение которых не утверждается на пропо­веди апостолов: " О Тимофей! храни преданное тебе, отвраща-ясь негодного пустословия и прекословии лжеименного зна­ния" (1 Тим. 6, 20), " Еретика, после первого и второго вразумле­ния, отвращайся" (Тит. 3, 10). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установ­ленной Самим Господом: "...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф. 18, 17). " Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8).

Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения:

"...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, осо­бенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста..." (Тит. 1, 10-11).

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Свято­го, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятиде­сятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольс­кой Церкви — это непрерывное преемство от апостолов бого-учрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преда­нию в учении, в священнодействии и в основах церковного ус­тройства.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь