Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве



Христологический аспект Церкви связан с присутствием бла­годати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределенной необходимости и не зависит от лич­ной святости и намерений ее носителя. Сам Святой Дух, пода­ющий благодать, выступает здесь как сила, подчиненная Хрис­ту, обеспечивающая единство церковного тела и функциониро­вания его органов, т. е. это есть присутствие благодати объек­тивное, обоснованное предопределением.

В пневматологическом аспекте присутствие благодати яв­ляется " субъективным", лучше сказать, обоснованным избран­ничеством. Примеры такого присутствия: проявление благо­дати в мощах святых, в местах, освященных явлением Божией Матери или святых, в цельбоносных источниках, чудотворных иконах, в особых благодатных дарованиях, в чудесах и, конечно, в человеческих личностях, стяжавших благодать, т. е. в свя­тых. Святой Дух в данном случае действует не как подчинен­ная Сыну сила, а как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына. Поэтому в церковных песнопениях Святой Дух называ­ется " самовладычным". Наиболее ярко в Свщ. Писании о та-


ком самовладычном действии Духа говорится в 1 Кор. (12, 7-II): " Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному раз­личение духов, иному разные языки, иному истолкование язы­ков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждо­му особо, как Ему угодно". Таким образом, присутствием Св. Духа в Церкви сообщается благодать отдельным личностям, " каждому особо", и Сам Дух при этом выступает как самосто­ятельное Лицо, Которое действует " как Ему угодно". Помимо разделения дарований духовных, Святой Дух взращивает в чле­нах Церкви духовные плоды. Примерами таких плодов ап. Па­вел называет "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Гал. 5, 22—23). На­конец, изливаясь в самое существо верующих. Святой Дух сооб­щает им Божественную благодать и по мере усвоения ими бла­годати соделывает их храмами Божиими: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? " (1 Кор. 3, 16).

Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипо­стаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в бла­годати Святого Духа. То обожение человеческой природы, ко­торое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях дол­жно совершиться посредством действия Духа Святого и на­шей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви. Христоло-гический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось, и пневматологический аспект — аспект станов­ления, которому соответствует усвоение плодов Искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. Различие этих аспектов обус­ловлено двумя различными образами присутствия и действия Святого Духа в Церкви. При этом два аспекта теснейшим об­разом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более укоре­няться в соединении с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Но чем теснее это соединение, тем в большей степени становится способным человек воспринимать и усваивать обоживающую его благо­дать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого,


тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

С этими двумя аспектами бытия Церкви человек встречает­ся с самого момента вхождения в Церковь: в таинствах Креще­ния и Миропомазания. В Крещении, которое есть таинство по преимуществу христологическое, Святой Дух, как служебная по отношению ко Христу безличная сила, соединяет нас со Хрис­том и делает членами Тела Христова. А в таинстве Миропома­зания тот же Дух, но уже как Лицо Пресвятой Троицы, незави­симое от Сына в своем ипостасном бытии, сообщает нам дары обоживающей благодати, доступ к которой мы получим через Крещение. Недопонимание различий между этими двумя аспек­тами Церкви у католиков ведет не только к заблуждениям догматического характера, но также имеет следствия и в ли­тургической жизни. У католиков эти два таинства — Креше-ние и Миропомазание — разнесены во времени. Миропомазание совершается по достижении человеком церковного совершен нолетия и носит название " конфирме.ция" (" подтверждение'" », т. е. фактически является подтверждением Крещения, которое принимает человек в сознательном возрасте. Ясного понима ния того, что Миропомазание есть таинство Духа Святого, здесь нет.

Существенные свойства истинной Церкви Христовой

Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случай­ных, акциденций. Таким образом, существенные свойства Цер­кви — это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: " верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь". Именно эти четыре свойства опреде­ляют существо Церкви со стороны ее свойств и признаков, от­личающих истинную Церковь как от всех прочих человечес­ких сообществ, так и от неправославных Церквей.

Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех. Например, непогрешимость Церкви является следствием святости и соборности. На Три-дентском соборе (собор Римо-католической церкви, середина XVI века, у католиков считается вселенским) перечисляется около


30 различных свойств Церкви. Желание ввести новые свойства Церкви помимо тех, о которых говорит Символ веры, и усвоить им достоинство существенных свойств, как правило, связано с попыткой изменить сущность святоотеческого учения о Церк­ви. Например, протестанты добавили два свойства:

а) Чистое проповедание слова Божия. По существу для них это свойство является главным, что связано с вероучением про­тестантизма. Это свойство является следствием из учения об оправдании только верой.

б) Правильное (со стороны произносимых слов и совершае­мых действий) совершение таинств.

Очевидно, что оба эти свойства — производные от святости и апостольства.

Единство Церкви

В количественном отношении Господь Иисус Христос со­здал только одну Церковь: "...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее един­ства: " единое стадо" (Ин. 10, 16); единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвящеинической молитве: " Да будут все едино" (Ин. 17, 21). An. Павел так же говорит о Церкви в единственном числе, несомненно он мыслит Церковь как нечто нумерически

единое:

"...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 5);

" Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело..." (1

Кор. 12, 13);

" Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас".

(Еф. 4, 4-6).

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумери-ческое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собра-istis индивидуумов, которые случайнооказалиеь вместе, не внеш­нее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем со­гласии и, по словам св. Иоанна Дамаскина, " в взаимном сгар-монировании". Таким образом, единство есть не столько коли-226


чественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глу­бочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическвм аспекте бытия Цер­кви как связь ее единства. Единство церковное, как качествен­ная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объе­динения людей. Единство может быть и отрицательной вели­чиной, нередко люди объединяются против кого-то или для осу­ществления совсем не богоугодных целей.

Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Х.Яннарас говорит о един­стве Церкви: " Единство означает в церковном понимании вов­се не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную". Таким образом, даже с чисто человеческо'" стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия челове­ческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвяшеннической мо­литве говорит: " да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе..." (Ин. 17, 21).

Внутреннее единство имеет и внешние проявления:

а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;

б) единство таинств и богослужении,

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных ка­нонов.

Не противоречит ли единству Церкви наличие многих По­местных Церквей, ведь Православная Церковь, в отличие от римо-католической, не имеет единого видимого главы.

Пространный Православный Катихизис (9 чл.) отвечает на это следующим образом: " Отдельность видимого устройства их (т. е. Поместных Церквей. — О. Д.) не препятствует им духов­но быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый Дух, веру и благочестие". Выражением этого единства является общение в молитвах и таинствах, особенно в Евхаристии. Именно евхаристическое об­щение есть то основное, что определяет единство поместн-лх


Церквей. Тем более не противоречит единству Церкви суще­ствование церквей инословных, которые существуют не в Церк­ви, а являются внешними по отношению к ней образованиями.

Святость Церкви

Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре.

Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней пони­мают причастность святости Божией. По отношению к твар-ным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и прича­стность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с дру­гой.

Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Гос­подь Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу начатки плодов, первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы — первый сноп пшеницы, и считалось, что то благословение, которое призывается на эти начатки, распрост­раняется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: " Если начаток свят, то и целое..." (Рим. 11, 16). Из Первосвященнической молитвы Спасителя (Ин. 17, 17-19) видно, что освящение и святость человеков была целью служения Гос­пода Иисуса Христа: " Освяти их истиною Твоею.... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною".

Ап. Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: "...Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таин­ства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых 228


нам споспешествует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет " царственным священством" (1 Пет. 2, 9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божий (1 Кор. 3, 16-17) или храмы Духа Святаго (1 Кор. 6, 11).

Все члены Церкви призваны к святости, "...плод ваш есть святость..." (Рим. 6, 22). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, кото­рые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости. При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т. е. святые, неисчислимый сонм праведников всех времен и наро­дов. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже, вопреки мнениям некоторых протестантских те­ологов, и в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 6-ю главу 1 Кор.. Таким образом. Церковь — это собрание не святых, но освяща­емых, поэтому она своими членами признает не только правед­ников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа " о пшенице и плевелах", " о неводе" и некоторых других (Мф. 13). Апостол Павел, уподоб­ляя Церковь дому Божию, говорит: " А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и гли­няные..." (2 Тим. 2, 20).

Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покая­ния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить их про­щение:

" Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправ­ды". (1 Ин. 1, 9).

" Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Хрис­та, Праведника" (1 Ин. 2, 1).

Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, при­носящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, т. е. через анафематствование, или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от хри­стианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные


догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемня ется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в цер­ковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. В Пространном Катихизисе (чл. 9) говорится: " Согрешающие, но очищающие себя истинным по­каянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены отсе­каются от тела Церкви и таким образом она сохраняется свя­тою".

Один из частных аспектов святости Церкви — это непогре­шимость Церкви в ее учении. Как понимать непогрешимость? Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывают в Церкви во­век. Церковь обладает полнотой Божественных сил, " и врата ада не одолеюг ее", согласно обетованию Господа (Мф. 16, 18). Именно поэтому ап. Павел называет Церковь " столпом и ут­верждением истины" (1 Тим. 3, 15). По словам свщмч. Иринея Лионского, " в Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине".

Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Хрис­това учения от примеси какой-либо лжи, неверности, без убав­ления от нее и прибавления к ней. Сама Церковь постоянно следит за тем, чтобы ее учение не повреждалось. Предмет не­погрешимости Церкви составляют только завещанные ей ис­тины Божественного Откровения. В Послании Восточных Пат­риархов (чл. 12) сказано: " Говоря, что учение Церкви непогре­шимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изнача­ла, как учение Божие". Следовательно, непогрешимость Церк­ви в вопросах вероучения распространяется только на истины вероучительные, но не имеет отношения к истинам естествен­нонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам соци­ально-политической, экономической жизни и т. п.


Поделиться:



Популярное:

  1. CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
  2. IV. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 гг.
  3. NFMC-30 -инновационный коктейль оказывает комплексное интенсивное воздействие на все аспекты старения, запускает ряд биохимических реакций, восстанавливающих кожу.
  4. XI. БОРЬБА ЗА ВОЗГЛАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ. МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ПРОТИВ ТУЧКОВА
  5. АСПЕКТЫ МАТРИЦЫ БОДИБИЛДИНГА
  6. Билет 13. Высшие иерархи церкви как особо значимые политические фигуры: отражение в СМИ («Известия», «Литературная газета»).
  7. Билет 6. Ценностно-эстетические аспекты журналистики и современных массмедиа.
  8. Богословские споры в раннехристианской церкви.
  9. Бохан А.П. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: монография /А.П. Бохан. – Ростов-на-Дону, 2013. – 246 с.
  10. Брестская уния и становление униатской церкви.
  11. В Православной Церкви существуют три степени священства.
  12. В титаническом борении Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью для христианской Церкви нет вопроса о выборе места: место ее предуказано самой ее основой, смыслом, задачей, целью.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь