Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. ИСТОРИЯ. ВИДЫ. УСТРОЙСТВО.



ЛИТУРГИКА

 

Составил: диакон Сергий Альников

 

 

Тюмень, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Православный Храм, история происхождения, виды и его устройства. 4

Как вести себя православному христианину в храме Божием.. 42

Способ созыва верующих к богослужению... 63

Священнослужители и их священные одежды (облачения). 70

Богослужебные книги.. 102

Священно-богослужебные книги.. 103

Книги церковно-богослужебные. 116

Список литературы.. 134


ВВЕДЕНИЕ

Что такое литургика? Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого обозначает общественное дело, общественная служба. Таинство Святой Евхаристии является самым главным Таинством в Православной церкви. Это Таинство совершается на литургии, отсюда и название предмета – литургика. Как наука литургика делится на рубрицистику, изучающую чинопоследование богослужения, и собственно литургическое богословие, включающее историческую литургику и богословский синтез.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика (наука о составлении проповеди), каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ В ХРАМЕ БОЖИЕМ

Каждый человек должен благодарить Бога за Его милости к нам, за то что, Он делает каждый день. Храм – это дом Божий. Сюда приходят люди за помошью, и воздать благодарность Богу. «Много теряют те, кто редко посещает Храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали Церковь» [Первые шаги в православном храме. 1991; 3].

В православной церкви есть хороший обычай на пути в храм читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. (Пс. 5)

Кроме этой молитвы, можно читать тропарь, кондак и другие песнопения службы этого дня, 50-й, 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день. Если мы идем в Храм на службу Рождества Христова необходимо вспоминать это событие, ту священную ночь, как все происходили. Так же и в другие дни.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

«Войдя в храм, нужно остановиться около дверей и сделать поклоны с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Полное облачение священника

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. «шнурки знаменуют собой путы, связывавшие руки Спасителя, ведомого на суд. По этой причине на рукавах подризника полос нет. Нет их на оплечиях подризника, потому что плечи его

покрываются верхней богослужебной одеждой (фелонью или саккосом). На спине подризника нашивается только крест, а на подоле, поскольку он выступает из-под верхней одежды и виден всем, есть такая же нашитая полоса, как и на стихаре, с тем же символическим значением» [Настольная книга священнослужителя, т4, 1983: 129]. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос, и в котором Он совершил дело нашего спасения.

епитрахиль Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Настольная книга священнослужителя говорит, что, начиная с XV века, архиерей, посвящая диакона в священники, огибал орарь вокруг шеи. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Шесть крестов расположенных спереди на епитрахили означают шесть Таинств, которые священник может совершать. Крест на шее епитрахили символизирует тот Крест Господень на, Котором распяли Спасителя. «Епитрахиль, - говорит св. Семион Солунский, - означает: совершительную и свыше сходящую благодать Святаго Духа… и что, подобно

тому как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдания, так поступает и сам иерей, удостоившийся совершать таинства страданий Его» [Карпухин: 27]. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Пояс имеет вид ленты, надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. «Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам, Своим на Тайной Вечери» [Слободской, 2002: 649].

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам с одной стороны об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы, с другой, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за искупление всех людей.

В древности фелонь имела другой вид. Вид спереди был такой же, как и сзади. В определенные моменты богослужения она поднималась и застегивалась на пуговицы. «В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До ХI-ХII веков святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Отличием патриарших и Фелонь Зосимы Соловецкого.

митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы. Фелонь патриархов и митрополитов сплошь покрывали изображениями крестов, а потому называли полиставрий (греч. - многокрестие). Некоторым архиепископам и епископам в виде особого патриаршего благословения дозволялось носить фелони с четырьмя крестами. После того как в XII веке Константинопольские патриархи стали носить саккос как верхнее богослужебное одеяние, полиставрий стал входить в обиход все большего числа архиереев, и в XV веке он был одеянием всех епископов» [Настольная книга священнослужителя, т4, 1983: 137].

«В ХV-ХVII веках на фелонях появилась особая отделка. Окружность выреза для головы и подол фелони облагались нашитыми полосами в более древние времена. Но в ХV-ХVII веках к этим полосам присоединяется еще

полоса, охватывающая фелонь вокруг по спине, груди и предплечиям. Эта полоса знаменует собою язвы на теле Господа Иисуса Христа с истекавшей из них кровью, то есть то же, что полосы на оплечиях стихаря.< …> Кроме того, на фелони появилась еще одна полоса, пересекающая грудь ниже указанной верхней полосы и проходящая вдоль всей фелони, близко к подолу, но несколько выше его. Таким образом, фелонь имеет ныне четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы к священники. В отдельности эти полосы имеют и свои особые значения. Полосы на вырезе для головы и по краю подола знаменуют собой путы, которыми был связан Господь Иисус Христос, ведомый на суд. Полоса, идущая по груди и спине, как уже сказано, знаменует следы бичеваний Спасителя - кровавые язвы на теле Его. Полоса, пересекающая грудь и идущая вдоль краев фелони, не доходя до них, - это знамение Пречистой Крови Христа, истекшей из Его прободенных ребр на Кресте. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им Таинств Церкви » [Настольная книга священнослужителя, т4, 1983: 139].

На фелони есть Крест и восьмиконечная звезда, которые символизируют начало нашего спасения. Крест символизирует Ветхий Завет, а звезда Новый Завет. Крест – это символ того Креста, на котором распяли Спасителя, а звезда символ Вифлеемской звезды.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо, означающий меч духовный, или по-другому четвероевангелие, Слово Божие. Вообще набедренник это русское явление в греческой церкви используется только палица. Палица, набедренник.

« Палица - тоже символ Четвероевангелия, но с большим внешним уподоблением острому мечу. Одновременное ношение набедренника и палицы духовно означает двоякого рода попечение архиерея, архимандрита или протоиерея о проповеди Слова Божия и борьбе за правду и истину во всем и о служении младшим по сану духовным братиям, то есть попечение о подчиненном духовенстве» [Настольная книга священнослужителя, т4, 1983: 141]. Набедренник одевается через левое плечо и спускается с правого бока, а палица наоборот.

Камилавка (от греч. kamelos верблюд) – это головной убор белого духовенства цилиндрической формы. Камилавка символизирует терновый венец Господа Иисуса Христа. За особые заслуги камилавкой награждаются

протодиакона и иереи. Это следующая награда, которая идет после набедренника.

Архиерей.

« Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и саму сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относятся к епископам» [Лоханов, 1999: 37]. Без епископа Церковь не может существовать. Даже один епископ уже не может хиротанисать ставленника в епископы, а только два и более епископов. Епископы по преданию церкви являются преемниками апостольского служения.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос – «(от евр. сакк - рубище, вретище) показывает, что это одеяние взято из древнеиудейской среды, где оно представляло собою то же, что и фелонь древнейшей формы, но делалось из самой грубой власяницы, будучи одеждой скорби, покаяния, сугубого поста, это одежда смирения» [Настольная книга священнослужителя, т4, 1983: 145]. Саккос верхняя одежда епископа, похожая на

укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя. На саккосе есть бубенцы, которые символизируют благовестие Слова Божия, исходящее из уст епископа.

Малый омофор На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор (с греч. плече, несу, по-славянски называется нарамник) – длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он означает тройную благодать Божию. Он возлагается на плечи Большой омофор

епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

За богослужением используется два омофора. Первый большой, второй малый. Они используются в разные моменты богослужения и имеют один символ.

На голову епископу возлагается митра, от греч. связываю. Она украшается небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру усваивают архиерейскому сану в подражание

первосвященникам, носившим на голове кидар. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

 

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. На посохе изображаются змеи смотрящие друг на друга, это знак мудрости. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей. Подобно доброму пастырю, как пастух пасет овец так владыка своих верных чад.

 

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.  

Дикирий и трикирий. При богослужении архиерея используются подсвечники, которые называются дикирий и трикирий. Дикирий — подсвечник для двух свечей, а трикирий — для трёх. Дикирий

символизирует два естества в Иисусе Христе, Божеское и человеческое. Трикирий символ Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя. Эти предметы появились в богослужебном употреблении в IV-V веках. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

 


Цвета богослужебных облачений

Цвета богослужебных облачений в Православной Церкви – это цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздуха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий. У некоторых прихожан православных храмов бывает

традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков).

Цвет Группа праздников, событий, дней памяти Что символизирует Примечание
Золотой (жёлтый), всех оттенков Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей Царский цвет Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память
Белый Праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения Божественный свет Белые ризы используются при совершении Таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
Голубой Богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон) Высшая чистота и непорочность Голубой цвет имеют мантии митрополитов. Может иметь оттенки вплоть до синего
Фиолетовый или тёмно-красный Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение) Крестные страдания Христа Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки
Красный Пасха, праздники и дни памяти мучеников При Пасхе — радость Воскресения Христова, в дни памяти мучеников — цвет мученической крови Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Зелёный Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы Цвет животворения и вечной жизни Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
Чёрный Великий пост Цвет поста и покаяния Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой
Тёмно-красный, бордовый, багряный Великий Четверг Кровь Христа, данная Им апостолам в чаше на Тайной вечере в четверг перед распятием Используется тёмно-красный цвет, чтобы он не выглядел как пасхальный на Страстной неделе

 


БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

В богослужебных книгах Православной Церкви изложен порядок и содержание Богослужения. Изучение богослужебных книг необходимо для правильного совершения богослужения. В Православии запрещается совершение Богослужения наизусть. Употребление богослужебных книг пришло к нам из глубокой древности. История Церкви указывает, что они употреблялись уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси появились с принятием христианства. Греческие книги переведены святыми братьями равноапостольными Кириллом и Мефодием. В настоящий момент богослужебные книги дополняются, потому что продолжается прославление святых и в наше время.

Все употребляемые книги за Богослужением могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные книги. «К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апос­тол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон или Устав, Ирмологий, Требник, книга молебных пений - книги, состав­ленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания» [Карпухин, 2002: 25].


Содержание первой части следованной псалтири

В первую часть Следованной Псалтири вошла непосредственно сама Псалтирь. Церковь установила ее читать за богослужением на вечерни и утрени, прочитывая за неделю. Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тро­пари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обы­чай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Еванге­лие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь тре­буется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен, прежде всего, прочитать " Последование по исходе души от тела".

Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:

" Молитвами свв. Отец... Аминь. Трисвятое по " Отче наш... " Тропари: " Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", " Слава", " Честное пророка Твоего Господи торжество...", " И ныне", '" Многая множества...", " Господи, помилуй" - 40 раз, молитва " Всесвятая Троица...", " Приидите, поклонимся" (трижды) и 1-я кафизма. На каждой " Славе" читается молитва: " Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя

рек)... или рабу твою...'' Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по " Отче наш" тропари и положенная на каждой кафизме молитва. Следующая кафизма начинается словами: " Приидите, пок­лонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.

О седмичном богослужении

Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усваивает каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизмен­ными в общих своих чертах, содержат некоторые частные из­менения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служа­щие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в бо­гослужебной книге Октоих.

Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова.

В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слу­гами Божиими.

Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит св. Иоанна Крести­теля.

Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смер­ти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову.

В четверток Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека - Апостолов, а среди пре­емников их служения особенно воспоминает святителя и чудот­ворца Николая Мирликийского.

Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминани­ям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере.

Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, осо­бенно же в неделю (воскресение); среду и пяток.

 


Содержание Типикона

По своему содержанию Типикон разделяется на два нерав­ных по объему отдела.

Первый отдел делится на три части:

1-я часть - " Общая" (1-47 гл.)

2-я часть - " Частная" (48-51 гл.)

3-я часть - " Дополнительная" (52-60 гл.)

Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - " Храмо­вые главы" (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 гл. - припевы на 9-й песни.

60 гл. - Пасхалия.

 


Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.

2. Антонов Н.Р., священник. Учебник богослужения. – С-Пб, 1912. –236с.

3. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя, Т1, М. – 1993. – 944с.

4. Давыденков О., иерей. Катехизис, 2000. – 180с.

5. Дроздов Ф., святитель. Православный катехизис. – М, 2009. – 70с.

6. Духанин В. Сокровенный мир православия. Издательский совет Русской Православной Церкви. – М. 2006.

7. Как различать духовенство по чинам и званиям. – М.: Центр Благо, 1999. – 32с.

8. Карпухин И., архимандрит. Учебное пособие по литургике, 2005. – 27с.

9. Лоханов А., игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. – М.: Новая книга, 1999. – 48с.

10. Михайловский В. Учение о православном богослужение. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – 120с.

11. Настольная книга священнослужителя, Т1. – М, 1977. – 767с.

12. Настольная книга священнослужителя, Т4. – М, 1983. – 825с.

13. Островский К., иеродиакон, Последование архиерейских богослужений. Московские епархиальные ведомости №5-6, 2002.

14. Православное богослужение, таинства и обычаи, 1992. – 32с.

15. Розанов В. Богослужебный устав. – М. – 676с.

16. Слободской С., протоиерей. Закон Божий. – Свято- Успенская Почаевская Лавра. – 769с.

17. Сидоров В., диакон. Первые шаги в православном храме. – М.: Столица, 1991. – 30с.

18. Субботин. К. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. – С-Пб., 1994. – 232с.

19. Сурожский А., митрополит. Войду в дом твой… С – Пб. – 64.

20. Федченков В., митрополит. Небо на земле. – М., 2008. – 176с.

21. Часослов. – Черновцы, 2001. – 352с.

 

ЛИТУРГИКА

 

Составил: диакон Сергий Альников

 

 

Тюмень, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Православный Храм, история происхождения, виды и его устройства. 4

Как вести себя православному христианину в храме Божием.. 42

Способ созыва верующих к богослужению... 63

Священнослужители и их священные одежды (облачения). 70

Богослужебные книги.. 102

Священно-богослужебные книги.. 103

Книги церковно-богослужебные. 116

Список литературы.. 134


ВВЕДЕНИЕ

Что такое литургика? Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого обозначает общественное дело, общественная служба. Таинство Святой Евхаристии является самым главным Таинством в Православной церкви. Это Таинство совершается на литургии, отсюда и название предмета – литургика. Как наука литургика делится на рубрицистику, изучающую чинопоследование богослужения, и собственно литургическое богословие, включающее историческую литургику и богословский синтез.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика (наука о составлении проповеди), каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).


ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. ИСТОРИЯ. ВИДЫ. УСТРОЙСТВО.

Храм, или как его еще называют, Церковь - это Дом Божий. В нем невидимо постоянно пребывает Бог. Это особое здание. Храм нужен нам для молитвы. «Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (на­родное собрание), т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа» [Карпухин, 2002: 1].

«Каждая церковь имеет и свое частное название, в зависимости от того священного события или лица в память которых она построена» [Антонов, 1912: 10]. Храм может быть в честь священных событий с которыми связано наше спасение, например в честь Рождества Христова или Благовещение Пресвятой Богородицы. Храм может называться в честь святых: Сергия Радонежского или Серафима Саровского или Марии Египетской и т.д.

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они со­вершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в по­ле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особен­ными явлениями и благодеяниями Божиими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12, 6); Вефиль, где Иаков видел чуд­ную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским (Быт. 21, 30-33), и др.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова нача­лось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, по­священным истинному Богу. В Священном Писании скиния назы­вается домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5, 8), жилищем Господа (Пс. 74, 7), святилищем (Евр. 9, 1). Этот первоначаль­ный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения. По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величест­венный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен.

После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 г. по Р.Х. Следует также заметить,  

что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - Праздник Кущей).

В первые века христианства верующие собирались по домам их еще называли «икосы» или залы, и там преломляли хлеб. Богатые приносили много жертвований, а бедные мало. На Агапах (вечери любви преломляли хлеб и после вкушали все приносимое) богатые старались больше съесть, так больше приносили. Апостол Павел упрекал христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: «Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией нерадите» (1 Кор. 11, 22). Этим противопоставлением св. ап. Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Во времена гонений на христиан с I-III в. верующим трудно было собираться по домам по этому они собирались в катакомбах и кладбищах. «В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное ис­кусство. Все, что было для христиан, священным, они изобра­жали символами. Смысл их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под пок­ровом символа и тем спастись от преследований» [Карпухин, 2002: 3]. Все символы были понятны только христианам, язычники их не понимали, поэтому верующие без труда общались с их помощью. В катакомбах встречаются такие символы:

  • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6: 18-20);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • Корабль – символ церкви, которая ведет нас в Царство Небесное
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102: 5);
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.
  • пастырь – Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком.
К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н.э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках. Добрый Пастырь, по сути, не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением.   Образ доброго пастыря (катакомба. Рим).

· « Ихтис (др.-греч. Ί χ θ ύ ς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰ η σ ο ὺ ς Χ ρ ι σ τ ὸ ς Θ ε oὺ ῾ Υ ι ὸ ς Σ ω τ ή ρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель)» [Православное богослужение, таинства и обряды: 1992], т.е. выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В IV веке гонения на христиан прекратились, и христи­анство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное по­строение храмов.

Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. В православной Церкви существует несколько форм построение храмов. Храмы бывают в форме круга. У круга нет ни начала, ни конца, поэтому он символизирует вечность. Как сказал Господь «Созижду Церковь Мою, я врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18)

Церковь будет стоять вечно. Эта форма встречается довольно редко, чаще


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь