Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу... Слава, и ныне... Господи, помилуй! (Трижды) Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». [Часослов, 2001] После этого нужно поклониться по сторонам тем, кто пришел раньше тебя. По традиции мужчинам положено, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой. После окончания богослужения нужно читать, что и при входе в церковь. В храм следует приходить в чистой и приличной одежде, как требует того святость места. Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в коротких или открытых платьях или в брюках. В Православной церкви женщины в храме надевают платок в знак покорности мужчине. Еще до входа в храм женщинам следует стереть краску с губ, чтобы при целовании икон, чаши и креста не оставлять на них красных отпечатков своих губ. На богослужение нужно приходить заранее, не нужно опаздывать в храм по своей лености или не по уважительной причине. Если случилось опоздать к началу богослужения, то нужно аккуратно, не с кем не разговаривая встать на свободное место. Входя в храм, следует, не спеша перекреститься и сделать поясной поклон в сторону алтаря, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешному», или: «Боже, очисть меня грешного и помилуй меня». Поцеловав храмовую икону (или несколько икон по своему желанию), тихо, никого не толкая, пойди к тому месту в храме, где ты будешь молиться в течение службы. Если проходишь против Царских врат, благоговейно перекрестись и поклонись в сторону престола. Непременно приходи в храм к началу богослужения. Если же по особо важным причинам опаздываешь, то старайся не помешать молитве других, ранее пришедших. Если входишь в храм во время чтения Евангелия, пения Херувимской или во время Евхаристического канона Литургии (от песни «Достойно и праведно есть» до песни «Достойно есть, яко во истину») или пения «Отче наш», то остановись в притворе и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо иди на свое место. Ни в коем случае не допускай в храме посторонних разговоров, а тем более шуток: это - грех. В храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. В храме нужно молиться, как участвующему в богослужении, а не присутствующему только. Пусть все молитвы и песнопения исходят от твоего сердца. Церковное богослужение совершается со многими великими и малыми поклонами. Великий поклон совершается на оба колена, преклонив главу до земли, а малый лишь касаясь рукой земли. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Крестное знамение нужно наносить на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два пальца сложив и пригнув к ладони в знак того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю ради спасения всех людей. Сложенную таким образом правую руку следует полагать сначала на лоб, чтобы просветил Господь ум наш, затем на живот, чтобы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. «Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: то, во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум, и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю, в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я верующий» [Сурожский, 1994: 59.]. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только правильно, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. «Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи, как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся»». [Часослов, 2001] При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона. Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик(хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы. Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие « Христос воскресе», говорят: « Воистину воскресе». Нужно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам нужно подходить в определенном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны делать по дню - земные или поясные. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. «В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов. На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме» [Часослов, 2001]. От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются. Всенощное бдение
душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Диакон со свечей во время каждения, символизирует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия. Закрытие царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама» [Часослов, 2001]. Когда священник читает светильничные (молитвы в служебнике читаемые на вечерни) молитвы пред Царскими Вратами это означает раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред закрытыми Царскими Вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании. Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает с одной стороны блаженное состояние прародителей в раю, с другой – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя. Пение Господи, воззвах со стихами означает скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред закрытыми вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от греха. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам. Отверзание Царских Врат при пении Догматика означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. «Догматик – Богородичные песни, названные так потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о лице Иисуса Христа, приимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств» [Субботин, 1994: 18]. Малый вход (вход с кадилом). Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия Господа Иисуса Христа на землю для нашего искупления, для спасение мира. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего своей проповедью, людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. «Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления» [Часослов, 2001]. Лития (общее исхождение и общая моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием. Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном. Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа. Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога через грехи и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия пред Царскими Вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом. Пение Бог - Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем. Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа. Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель. «Евангелие в церкви читается нам для того, чтобы мы искренне и твердо веровали во Христа, чтобы учились Его закону, чтобы подражали Ему, облеклись в Него… чтобы и на небе нам быть с Ним» [Федченков, 2008: 127]. Перед и после прочтения Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение должно быть общенародным. В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятаую Богородицу, святых Ангелов и угодников Божиих, чествуемых в данный день. Когда диакон (после 8-й песни канона) провозглавит «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» хор поет «Честнейшую». В этот момент нужно делать поклоны. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной - по дню. В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.
Божественная литургия
– это день памяти установления Евхаристии. Сам Господь установил это Таинство, совершив его со своими учениками в Сионской горнице. В православной церкви существует несколько божественных литургий: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Преждеосвященная Литургия совершается в Великий пост в среду и пятницу. На этой литургии маленьких детей не причащают. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в год. Каждое воскресение Великого поста, на Страстной неделе Великого поста в четверг и субботу, на сочельник перед Рождеством и Богоявлением если они выпадают в понедельник или в воскресение, в память св. Василия Великого. На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных. На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан. На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа. Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, когда поется стих: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого - три поясных поклона. При чтении Апостола на каждение диакона нужно преклонить голову. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой. Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии. На литургии верных Великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира. Пение Херувимской песни при открытых Царских Вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах. Поставление Святых Даров на Престоле, закрытие Царских Врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камни и приложение печати ко Гробу Его. Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный 50-й псалом: Помилуй мя, Боже. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. «Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем» [Часослов, 2001]. Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении Таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение. При возглашениях священника: Приимите, ядите... Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами. Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти. Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы - задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших. После Достойно есть или заменяющего его задостойника - земной поклон. При словах: И всех, и вся - совершается поясной поклон. В начале общенародного пения Молитвы Господней - Отче наш - следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон. «При возгласе священника: Святая - святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение. При отверстии Царских Врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон» [Часослов, 2001]. Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, - крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного. При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников - поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне. « Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим. Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно,
О великопостном богослужении
церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы - Господи и Владыко живота моего, - полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрема Сирина, но, не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений. На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли. На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной. О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ». На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону. При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений. После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения; на 9 часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню). На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной. В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: « На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами». Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподоби, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи. Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник. Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день. Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами. Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм. В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец» [Типикон, 1997]. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)». Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум. Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы