Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КНИГИ ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Изменяемые части Богослужения, относящиеся к кругу суточного Богослужения, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологий.
Октоих
Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас - нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию, 3-й глас - плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти, 4-й глас - быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию, 5-й глас - томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами. 6-й глас - печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою, 7-й глас - мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование, 8-й глас - печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души. Пение Октоиха начинается с понедельника после воскресенья Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В седмичные дни Октоих не поется: 1. в дни предпразднеств и попразднеств; 2. в праздники, начиная с праздников со знаком +; 3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов) 4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы. Приложении октоиха находятся: столпы Евангелия, ексапостиларии воскресны и евангельские стихиры, Евангелия воскресны на утрени, троичны седмичные, светильны седмичные, Ексапостиларии седмичные, Троичны на полунощнице, тропари воскресны по непорочнах, Апостолы и Евангелия по дням седмицы, указ о службе седмичной, о светильнах в седмицу, указ о службе субботней. МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ МИНЕЯ
ОБЩАЯ МИНЕЯ
1. Общие последования праздника с предпразднством и попразднством Господа нашего Иисуса Христа. 2. Общие последования праздникам Богородичным. 3. Общее последование Честному и Животворящему Кресту. 4. Святым Ангелам. 5. Святому пророку Иоанну Предтече. 6. Святым Отцам. 7. Пророку. 8. Апостолу и Апостолам. 9. Святителю и Святителям. 10. Преподобному и Преподобным. 11. Мученику и Мученикам. 12. Священномученику и Священномученикам. 13. Мученице и Мученицам. 14. Преподобной жене и преподобным женам. 15. Преподобномученице. 16. Священноисповеднику и преподобноисповеднику. 17. Безмездникам и чудотворцам. 18. Христа ради юродивым. 19. Служба воскресная 6-го гласа. 20. Служба общая во вся дни. 21. Богородичны на " Господи воззвах" и на стиховне (воскресны на 8 гласов). 22. Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. 23. Отпустительны воскресны семи гласов, Богородичны, ипакои и кондаки. 24. Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета. 25. Тропари, поемые по непорочных в субботу. 26. Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на " Бог Господь", и в конце утрени (4-е приложения). 27. Отпустительны всея седмицы (дневные тропари). 28. О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых. 29. Месяцеслов всего года. 30. Паремии общие святому. 31. Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны, общие святым. 32. Апостолы и евангелия общие святым. У нас в церквах общая Минея необходима, потому что нередко приходится совершать службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить сё со всенощным бдением, например - Храмовому святому. МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ
праздничного знака, но служба, которым правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Иногда печаталось также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому праведному Иову - 6 мая. Минея праздничная назначена для употребления в случаях, когда есть Минея общая, но нет месячных, и потому Минея общая составляет как бы вторую часть праздничной. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МИНЕЯ
6. Преп. Иову Почаевскому - окт. 28, мая 6, авг. 28. 7. Св. Митрофану Воронсжскэму - ноября 23. 8. Св. Иннокентию Иркутскому - ноября 26. 9. Преп. Серафиму Саровскому - янв. 2, июля 14. 10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - янв. 14. 11. Преп. Феодосию Тотемскому - янв. 28. 12. Преп. Тихону Калужскому - 16 июня. 13. Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским - мая 11. 14. Св. Иоанну Воину - июля 30. 15. Св. Тихону Воронежскому - августа 13. 16. Иконе Божией Матери " Почаевской" - июля 23. В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения. Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в " Журнале Московской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в 1-ю неделю Петр. поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св. равноап Николаю, архиеп. Японскому и др. ТРИОДЬ Именем Триоди называются две богослужебные книги, в которых находятся последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга. Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, 8-я и 9-я песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я песнь, в среду 3-я, в четверг - 4-я, и пятницу - 5-я, в субботу - 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни Великого поста, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной. ТРИОДЬ ПОСТНАЯ
Неделя о блудном сыне, субботы и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной седмицы. В седмичные дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди. Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которых они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея: 1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно. 2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы Великого канона. 3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева. 4) Дни Страстной седмицы. В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи. 1-я стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной " самогласен дне". Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в гл. 49) под словам " самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: " глас". Так, в Типиконе читаем: " седальны Октоиха", " седальны апостольские", " Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX вв., каковы: св. Андрей, архиеп. Критский, преп. Косма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты. ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ
духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Oктоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения перваго гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го глас в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Cвeтлую субботу - 8-го гласа. В Неделю ап. Фомы - 1 гласа, в Неделю свв. жен мироносиц - 2 -" - в Неделю о расслабленном - 3 -" - в Неделю о самаряныне - 4 -" - в Неделю о слепом - 5 -" - в Недели свв. Отцев - 6 -" - в Неделю Пятидесятницы - 7 -" - в Неделю Всех святых - 8 -" - В седмичные дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями. Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-ХIV вв. Знаменитейшие, из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь. Ирмологий (общие сведения)
тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др. «Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в ХIV в. был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что величания и ирмосы девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина» [Карпухин, 2002: 45]. СЛУЖЕБНИК
Преждеосвященных Даров, все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы: 1. Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после " Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы. 2. Чин над кутьею в память усопших. 3. Чин литии. 4. Молитвы по причащении. Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в
священнодействий самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встретиться при совершении Литургии. Начало Служебника восходит к первым временам христианства, т.к. Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого представляют собой сокращение Литургии св. ап. Иакова. В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не все были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую. ЧИНОВНИК
5. Чин, бываемый на хиротонию пресвитера. 6. Чин последования, во еже сотворити протопресвитера. 7. Чин, бываемый на произведение игумена. 8. Чин, бываемый на произведение архимандрита. 9. Воследование како освящали антиминсы архиерею. 10. Чин благословения колива, сиесть, кутии. ТРЕБНИК
излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу. По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого. Требник начинается молитвой жене " в первый день рождения отрочати". Затем следуют молитвы жене - родильнице по четыредесяти дней и чин воцерковления отрочати, молитва жене, когда извержет младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др. Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, " сословие имен по алфавиту", индиктион и зрячая Пасхалия.
ТИПИКОН
от греческого слова tаpoj - образец. Другое, также распространенное название этой книги - ''Устав". На титульном листе Типикона книга озаглавлена: " Типикон, сие есть Устав". Носила эта книга и другие названия. Св. Савва Освященный (+ 532 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон. Полное заглавие Типикона на первом листе таково: " Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителех, подобне и в прочих святых Божиих Церквах". Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преп. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы