Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Со службой святому со всенощным бдением



С торжеством воскресного дня иногда соединяется другое какое-нибудь торжество. В том случае, если им является Господский двунадесятый праздник, воскресная служба полностью заменяется службой праздничной. Но в других случаях воскресная служба не отменяется, а совмещается. Способ такого совмещения объясняется в третьей, четвертой, пятой главах Типикона и в так называемых «Марковых главах», помещенных под разными числами в сорок восьмой главе Типикона. Третья глава Типикона показывает способ совмещения воскресной службы со службой святого, который имеет бдение, то есть такого святого, которому и в будний день полагается бдение.

Так как порядок всенощного бдения мы уже излагали, то здесь мы отметим лишь некоторые его части, которые принадлежат к разряду изменяемых.

Особенности этой службы заключаются в следующем:

стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 10, а именно:

воскресные стихиры гласа — 3;

восточные, или анатолиевы стихиры — 1;

стихиры святого из Минеи — 6;

«Слава» — святого;

«И ныне» — Богородичен гласа;

после «Ныне отпущаеши» — тропарь:

«Богородице Дево…» — дважды и святого — единожды.

На «Бог Господь» — тропарь воскресный — дважды. «Слава» — тропарь святого. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святого.

Величание. После величания тропари: «Ангельский собор…» с припевом: «Благословен еси, Господи…».

 

Каноны: Воскресный, Богородицы из Октоиха и святого.
§ 12. Предварение Божественной литургии

последованием третьего и шестого часа
На третьем часе (который соответствует у нас девятому часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата.

Кроме того, третий час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. «Сие же размышляя, — повелевает Учительное известие священнослужителю, — прилежно Богу да молится — яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом», сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для третьего часа: шестнадцатый — «Услыши, Господи, правду мою…», двадцать четвертый «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…», пятидесятый псалом «Помилуй мя, Боже…».

В шестнадцатом и двадцать четвертом псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: «Изгонящии мя ныне обыдоша Мя…» (Псалом 16, 10). В пятидесятом псалме — раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Святого Духа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…» (Псалом 50).

На шестом часе (который соответствует у нас двенадцатому часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы:

 

Наименование псалма Содержание псалма
53 «Боже, во имя Твое спаси мя…» Пророчески указывается на предательство и страдания Спасителя
54 «Внуши, Боже, молитву мою…»
90 «Живый в помощи Вышняго…» Благовествует о надежде и уповании на Бога  

Богослужения, совершаемые в третий и шестой часы, освящены самыми апостолами.

Из книги Деяний мы узнаем, что святые апостолы время третьего и шестого часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9).

Приготовление священнослужителей

к совершению Божественной литургии
Святая Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно «приуготовляли» себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.

Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается; не следует этого допускать даже и для диаконов.1

В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чистым, одежда — не рваной, приличной и опрятной, лицо и руки — вымытыми, голова — причесанной, ногти — обрезанными, усы — подстриженными, зубы — вычищенными еще с вечера. Если нужно освежить рот утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служит препятствием к приобщению (Учительное известие; сравни 16 правило Тимофея Александрийского).

В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Святое Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое «правило», положенное Уставом перед совершением Литургии.

Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:

I. Совершить или выслушать вечерню и утреню (для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно).

II. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день:

1) Спасителю;

2) Божией Матери;

3) «дневной»;

4) святому Ангелу Хранителю.


  1. Спасителю:
а) На воскресенье, понедельник, среду, субботу канон Иисусу Сладчайшему
б) На вторник и четверг канон покаянный ко Господу Иисусу Христу  
в) на пятницу Кресту

  1. Божией Матери:
а) На воскресенье, понедельник, вторник, четверг, пятницу канон молебный ко Пресвятой Богородице «Воду прошед…»
б) На среду канон Одигитрии
в) На субботу канон Акафиста (неотложно)

  1. «Дневной»:
на понедельник Архангелам и Ангелам
на вторник Иоанну Предтече
на четверг святым апостолам и святителю Николаю Мир Ликийских
на субботу всем святым


4. Святому Ангелу Хранителю на каждый день

(только в понедельник — по желанию).


III. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.

Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать святое Таинство. Это:

1) запрещение в служении от архиерея;

2) смертный грех на душе;

3) вражда;

4) вкушение пищи после полуночи;

5) женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений;

6) особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить; уныние, тоскливость;

7) осквернение во сне.

В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди он не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения он может приступать к священнодействию (4 правило святого Диониссия Александрийского), предварительно прочитав правило от осквернения.

Поведение диакона, совершающего литургию без приготовления


  1. Диакон не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв.

  2. Не берет обычного начала у священника перед «Благословенно Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко», и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения «Благослови, владыко» и ектении.

  3. После Великого он входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив благословение, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения.

  1. При возгласе священника «Победную песнь…» диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник.

  2. При освящении святых Даров он не подходит к святой Трапезе и не поднимает святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих…», а только после их освящения совершает каждение во время пения «Достойно есть».

  3. Не выносит святых Даров и не возглашает: «Со страхом Божиим…».


«От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии»1.

Раздел III


литургия


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь