Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)



При пении догматика открываются Царские врата Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Чтение первого часа. Лампады тушатся.

 


1 По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому первый час по восточному счислению соответствует нашему седьмому часу.


1 Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.


1 Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые — после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, память которого совершается в день службы.

 


2 Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках, припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями.


1 Творения св. Василия Великого. К Амфилохию о Духе Святом, 29, 73.


1 См. Петровский А. Богословская энциклопедия П.П. Лопухина. Т. 3. — СПб., 1902. С. 332-340.


1 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 94.


2 М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913. Выпуск II. С. 71.


3 Цитированное сочинение. С. 97.


1 Сначала священник целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.


2 Прокимны, называемые великими, заключают в себе не один, а три стиха; вследствие чего поются они продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.


1 См. Типикон, 7 глава; С.В.Булгаков. Настольная книга... — Харьков, 1900. С. 759 – 761.


1 Петровский А. Богословская энциклопедия. Т. III. — СПб., 1902. С. 335.


2 Цитир. соч. С. 99.


1 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 104.


2 Цит. соч. С. 108.


1 См. К. Никольский. С. 210.


2 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 108.


1 Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная неделя, дни недели Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых и др.


1 Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 123.


1 См. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. — Харьков, 1900. С. 778.


2 Когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.).


1 В дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».


1 После кафизм Устав предписывает «чтение во Евангелии толковом» (см. Типикон, 2, 3, 4, 9 и другие главы). Порядок совершения этого чтения и наименования книг, содержащих необходимый текст, указываются в десятой главе Типикона. На практике эти чтения опускаются.


2 Седален есть текст, следующий за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться.


1 После третьей песни малой ектении и седальна Устав предписывает чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после шестой песни, малой ектении и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (XIV век). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.


1 Вениамин, архиеп. Цит. соч. С. 128.


1 Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 128-129.


2 Вениамин, арх. Цит. соч. С. 129.


3 Скабалланович М. Цит. соч. С.217.


1 Труды Киевской духовной академии, 1909, май. С. 547.


1 Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.


1 Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.


2 Скабалланович М. Цит. соч. С. 247-248.


1 Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.


1 Скабалланович М. Цит. соч. С. 304-305.


2 В богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению.


1 Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: …поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6», (последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеется Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накануне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: «Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморейского, поемые идеже несть Минеи, или на литии».


1 «Лития» — значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени.


2 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. С. 769.


1 Булгаков С.В. Указ. соч. С.770.


1 Скабалланович М. Цит. соч. С. 163.


2 Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 114.


1 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. С. 707.


1 Руководство д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз.Е.В., 15.

См. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно служителя. - Киев, 1913, изд.3-е. С. 914 – 915.

 


1 Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, однако его краткие и сжатые выражения часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, делает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв (если литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные — рясы).

 


1 Тотчас.


1 Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.


1 В великие Господние (двунадесятые) праздники вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в будние дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в будние дни, когда выпадает Богородичный праздник или праздник святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю неделю Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

 


1 Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец — за амвоном.


1 Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено «Приношение о усопших», то есть не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двуна десятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы об усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и так далее. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе «Яко Ты еси Воскресение…», где они поминаются подряд.


1 Дориносима чинми — носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов.


1 По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.


1 Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикосновение ее краями к краям дискоса символически выражает удивление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхаристии.


1 С умилением, молимся, умиляемся.


1 Причастен, или каноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.


1 То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы.


1 Прости — прямо стоя, с благоговением.


1 Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.


11 Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь