Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Просительная ектения, молитва приношения
Диакон, выйдя северными дверями на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению: «Исполним (восполним) молитву нашу Господеви». Хор: «Господи, помилуй» (см. Служебник). Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и отличается от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.
Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся», то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия. Далее верующие приготовляются к святому возношению — выражением мира и любви и исповеданием православной веры. Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру. Диакон: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру). Хор, доканчивая слова диакона, поет: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». В это время священник читает тайно: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь — Утверждение мое и Прибежище мое…» (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.1 1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия целовали друг друга (женщины — женщин, мужчины — мужчин). Этот обычай целования друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос, и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посреде нас». Младший отвечает: «И есть, и будет». 2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (На практике же диаконы совершают целование перед причащением Святых Тайн). 3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».
Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: « Двери, двери, премудростию вонмем! » (более точный перевод с греческого: «премудрости вонмем»). В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения: «Святая святым»). Священник отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости. В Древней Церкви слова диакона: «Двери, двери…» относились к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. Со временем практическое значение этого возгласа изменилось. Сегодня Церковь словами «Двери, двери…» приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений. Словами «премудростию вонмем», предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры. После возгласа диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) вошло в обыкновение общее пение народом): «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя…». Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн. Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба — событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение. Если служат несколько священников, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры. По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола. После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы. Диакон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». «Станем добре», то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы. Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет: «Милость мира, жертву хваления», то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная — Святая Евхаристия. Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверями и молится вместе с священником. Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Хор: «И со духом твоим». Словами «И со духом твоим» верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ. Священник: «Горе имеим сердца». Хор: «Имамы ко Господу». Этот возглас священника «Горе имеим сердца» (то есть отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами «Имамы ко Господу» отвечают, что их ум и сердце устремленны к Богу.
Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Возглашением «Благодарим Господа» священник начинает совершение Святаго Таинства и внушает верущим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при ее установлении на Тайной вечери, благодарением Богу Отцу. По возглашении священника «Благодарим Господа» диакон переходит с южной к северной стороне престола, целует его, кланяется предстоятелю и становится у престола.
В этой молитве священник от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому. Он благодарит за сотворение мира и человека, за искупление человека Сыном Божиим и за все милости, явные и тайные, благодарит Господа и за то, что Ему угодно принимать от нас эту службу, то есть литургию, хотя Ему предстоят архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». В таких выражениях ангельскую песнь слышал в видении святой пророк Исаия. В подобных же выражениях слышал ее и святой апослот Иоанн Богослов. Из Священного Писания известно, что Иоанн Богослов (Откр. 4, 7-8) и Исаия (6, 1-3) созерцали славословящих Господа ангелов в образе орла, тельца, льва и человека. Заключительные слова этой части евхаристической молитвы священник произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор добавляет и самые слова ангельской победной песни: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». К этому ангельскому славословию Святой Троицы хор присоединяет еще и земное приветствие отроков еврейских при торжественном входе Спасителя в Иерусалим: «Осанна в вышних (то есть: дай спасение в вышних, на Небе). Благословен Грядый во Имя Господне». Диакон во время произнесения священником слов «Победную песнь поюще…» поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя перстами) и творит ею над дискосом образ креста, касаясь звездицей дискоса каждым из четырех концов: при словах священника «поюще» — восточной стороны дискоса; «вопиюще» — западной стороны; «взывающе» — северной и «глаголюще» — южной стороны. По окончании слов священника «Победную песнь…» диакон, сложив звездицу и поцеловав, отлагает ее в верхнюю часть престола1. Во время пения славословия «Свят, Свят, Свят…» священник продолжает читать евхаристическую молитву.
В этой молитве священник исповедует святость Божию и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Единородного Сына Своего. Пришедший на землю Спаситель совершил и завещал нам совершать в Свое воспоминание Таинство Святаго Причащения. Слова Спасителя (установительные слова Таинства, слова установления) священник произносит вслух:
Во время произнесения этих слов священник правой рукой, обращенной ладонью кверху, и держа персты вместе, показует на Святый Хлеб, лежащий на дискосе. То же делает и диакон, держа орарь тремя перстами правой руки. Хор: «Аминь». Священник:
При произнесении этих слов священнослужители показывают на потир так же, как перед этим на дискос. Хор: «Аминь». Возношение Святых Даров Слова Спасителя при установлении Евхаристии и Его заповедь «Сие творите в Мое воспоминание» дают священнику основание приступить к священнодействию и возношению Святых Даров. Священник молится:
Вслед за этим священник вслух возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». При произнесении слов «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» диакон, а если его нет, то сам священник, крестообразно сложив руки, берет правой рукой дискос, а левой — потир, возвышает их над престолом, а затем снова поставляет на место. Это священнодействие является святым возношением Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Возглас священника имеет такое значение: «Твоя», то есть Твои дары (хлеб и вино), «от Твоих», то есть от лица Твоих верных и из Твоих бесчисленных многих даров избранные (по примеру и повелению Самого Христа Спасителя), мы приносим Тебе, Богу, в благодарствечную жертву о всех и за вся, то есть за всех и за все Твои благодеяния, к нам бывшие, и ради всяких Твоих милостей будущих. Хор, завершая слова молитвы священника, поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Преложение Святых Даров За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем…», совершается их преложение. В тайной молитве священник прежде всего просит Господа ниспослать Духа Святаго на него и на предлежащие Святые Дары:
Затем священник в сознании своего духовного недостоинства, с умилением воздевая руки, молится (тихо произнося): «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом (дательный падеж, множеств. число) Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Диакон: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Оба после этого благоговейно поклоняются пред престолом. Священник: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…». Диакон: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». И снова оба поклоняются пред престолом. Священник: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…». Оба делают третий поклон пред престолом. Диакон, приклонив главу и показуя орарем на Святый Хлеб, говорит священнику: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник, приблизившись к престолу с чувством священного трепета, благословляет Святой Хлеб, говоря:
Диакон: «Аминь». Благослови, владыко, Святую Чашу (показует на неё орарем). Священник, благословляя Святую Чашу, говорит:
Диакон: «Аминь». Священник: «Излиянную за живот мира». Диакон: «Аминь». Диакон, обращаясь к священнику, говорит: «Благослови, владыко, обоя» (указывая орарем на Святые Дары). Священник, благословляя Святые Дары вместе, говорит: «Преложив Духом Твоим Святым» (то есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святаго преложил Хлеб в Тело Христово, а вино в Честную Кровь Христову). Диакон: «Аминь, аминь, аминь». И делают оба земной поклон. (Если священник служит один, то слов диаконских он не говорит, но непременно произносит трижды «Аминь»). Диакон, приклонив главу, говорит священнику: «Помяни мя, святый владыко, грешнаго». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь». В это время (после преложения Святых Даров) священник — ради этой великой Жертвы, приносимой за весь мир, — тайно молится Богу за причастников и за всех в вере отшедших. Священник молит Господа за причастников, чтобы Святые Дары послужили им во отпущение грехов, а не в суд или во осуждение.
Молитвенное поминовение святых угодников Божиих имеет целью свидетельствовать плоды Голгофской Жертвы Христа Спасителя. После того, как священник от лица верующих вознес молитву Богу о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и всякой праведной душе, достигшей конца земного поприща, он воспоминает в особенности (слав. – «изрядно») о Богоматери, как ближайшей к Богу из всех людей и Предстательнице за род человеческий пред Сыном Божиим. Священник принимает от диакона кадильницу и, покадив ею трижды по трижды пред престолом, возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» — и отдает кадильницу диакону, который, продолжая каждение, кадит престол с остальных трех сторон, горнее место, алтарные иконы и всех служащих и молящихся в алтаре, и отлагает кадильницу. (Некоторые священнослужители полагают, что каждение священника относится к Святым Дарам, а не к престолу, и поэтому диакону надлежит кадить престол и о передней стороны). Хор поет:
В двунадесятые праздники Господни и Богородичные и во все дни их попразднств (по их отдание включительно), а также в Лазареву субботу, в Великий четверг и Великую субботу, от дня Святой Пасхи по ее отдание, в день Преполовения и в его отдание вместо указанных песнопений (то есть вместо «Достойно есть…» и «О Тебе радуется…») поется ирмос девятой песни канона утрени, с праздничным припевом или без него, и тогда этот ирмос называется задостойником. В среду на четвертой и пятой седмицах по Пасхе, то есть в день Преполовения и в его отдание, задостойником служит ирмос Преполовения «Чужде матерем девство…»; в прочие же дни на четвертой и пятой неделях после Пасхи, а также на шестой, кончая средой, — задостойник пасхальный: «Светися, светися…».
После поминовения усопших возносится молитва о здравии и спасении всех живых. Священник, продолжая молитву, громко произносит: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего митрополита (или: архиепископа, или: епископа, титул епархиального архиерея), ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Хор: «И всех и вся». Священник продолжает молитву втайне:
Священник (громко): «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Священник, обратившись лицом на запад и благословляя верующих именем Господа Иисуса Христа, возглашает: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Хор: «И со духом твоим». Этим оканчиваются благодарственные, хвалебные молитвы, положенные после совершения Святого Таинства.
Диакон, как и прежде, отойдя к горнему месту и сотворив крестное знамение к востоку, кланяется священнику, испрашивая благословение, и выходит из алтаря на солею (северными дверьми) для произнесения просительной ектении. Диакон: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О принесенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовного, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Во время ектении священник молится, чтобы Господь сподобил молящихся причаститься Святых Тайн с чистою совестью, во оставление грехов, в наследие жизни вечной.
Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном судищи Христове просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Хор: «Тебе, Господи». Хор: (по Служебнику: людие, то есть весь народ, глаголют): «Отче наш…». Пением Молитвы Господней верующие выражают твердое упование, что Господь услышит молитву и дарует просящим насущный хлеб для души и тела. Далее священник возглашает заключительные слова Молитвы Господней, прославляя Царство Божие: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните». Хор: «Тебе, Господи». В это время священник тайно читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он милостиво призрел на преклонивших пред Ним головы и преподал им все потребные блага.
Молитва заканчивается возглашением священника: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Во время пения «Аминь» священник читает тайно другую молитву (одна и та же для обеих литургий), в которой просит Господа Иисуса Христа, чтобы Он Сам преподал ему и служащим с ним Тело и Кровь Свою, и чрез него — и всем верующим: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и приведи во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем». Диакон, стоя пред царскими вратами, препоясуется орарем крестообразно, показывая этим готовность послужить при совершении Святой Евхаристии (на практике препоясуются иногда во время пения «Отче наш…»). После прочтения тайной молитвы «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш…» священник читает трижды тайно: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», и творит три поясных поклона. Диакон одновременно также тайно молится: «Боже, очисти мя, грешнаго…» и также делает трижды поклонение. Далее священник закрывает царские врата завесой. Алтарь во время причащения священнослужителей становится подобием Сионской горницы, в которой апостолы наедине со своим Учителем приняли причастие из рук Его Самого, а потому северные и южные двери алтаря и алтарная завеса в это время закрываются. Диакон: «Вонмем». Этим возгласом он призывает молящихся к благоговейному стоянию и входит в алтарь (южными, боковыми дверьми). Священник берет Святой Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: « Святая — святым! ». Этот возглас означает, что великая святыня — Святые Дары могут быть преподаны только тем, которые очистили себя от грехов через покаяние и соблюдают себя от греховной скверны. Хор: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Этим ответом «Един Свят…» верующие смиренно исповедуют, что никто из людей сам не может быть святым, что только Господь истинно свят и что только Он один может соделать нас причастниками Своей Святости. Перед началом пения причастна, во время причащения священнослужителей у царских врат становится зажженная свеча.
а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». б) Причастен в дни Святой Пасхи по ее отдание: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите». в) Причастен праздников Богородичных: «Чашу спасения прииму и Имя Господне призову». г) Причастен праздников в честь апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в конце вселенныя глаголы их». д) В дни памяти святых: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (и другие, см. по Уставу). е) В дни других священных воспоминаний поются особые причастны (по Уставу). Во время причащения священнослужителей на клиросе после причастного стиха поется праздничное песнопение, имеющее отношение к памяти дня, или читаются молитвы перед причащением. (Затем в некоторых храмах при соборном служении обычно произносится проповедь). Диакон, войдя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб» (при архиерейской службе: «Раздроби, Владыко, Святый Агнец»). Священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». Агнец Божий, по учению Церкви, выраженному в этой молитве, неразделяем, потому что Господь Иисус Христос присутствует в каждой частице всецело, истинно и действенно, никогда не иждиваемый, ибо Святое Таинство Тела и Крови Господней установлено на все времена. Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью ИС — в верхней стороне дискоса; частица с печатью ХС — в нижней стороне дискоса; частица с печатью НИ — с северной стороне дискоса; частица с печатью КА — с южной стороны дискоса. Диакон, указывая орарем на потир, говорит священнику: «Исполни, владыко, святый потир». Священник, взяв частицу ИС и сотворив ею знамение креста над потиром, опускает ее в потир со словами: «Исполнение Духа Святаго». Диакон: «Аминь». И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), подносит его священнику, говоря: «Благослови, владыко, теплоту». Священник, благословляя, говорит: «Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Диакон крестообразно вливает теплоту в потир в количестве, необходимом для причащения, говоря при этом: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь». После этого священник берет асть Святого Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. Затем все священнослужители со умилением молятся: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец». После молитвы священнослужители полагают земной поклон пред престолом, кланяются друг другу и верующим, находящимся в храме, со словами: «Простите ми, отцы и братие», и снова творят земной поклон со словами: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему». Священник: «Диаконе, приступи». Диакон, подходя с северной стороны, произносит: «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник дает диакону частицу Святого Тела со словами: «(имя рек) священнодиакону, преподается Честное, и Святое, и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную». Диакон принимает эту частицу Святого Хлеба в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне престола, где, приклонив голову и держа руки над престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы пред причащением. Священник берет себе частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». После этого священнослужители тайно каждый молятся: «Верую, Господи…», «Вечери Твоея тайныя днесь…» И причащаются со страхом Божиим и «всяким утверждением» (Служебник). Причастившись Святого Тела Христова, священник берет обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови, говоря: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь». Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого влагается за верхний передний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир. Во время троекратного причащения Крови Христовой священнослужители обычно говорят: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь». После причащения священник вытирает свои губы и край потира тем же платом и целует край потира, как бы пронзенные ребра Спасителя, произнося: «Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» (подразумевается: Господь). Целуя потир, священник говорит: «Слава Тебе, Боже» (трижды). Затем, обращаясь к диакону, он произносит: «Диаконе, приступи». Диакон подходит и, благоговейно творя поясной поклон, говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему, Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник: «Причащается раб Божий, диакон (имя рек), Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». После причащения диакона священник говорит: «Се, прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит». После этого священник читает молитву благодарения за причащение.
Затем священник разделяет части Святого Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир, после чего покрывает его покровцем или платом и кладет на него лжицу. Диакон открывает царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника Святую Чашу. Причащение мирян Диакон, выйдя вместе со священником на солею чрез царские врата, поднимая Святую Чашу вверх, возглашает: « Со страхом Божиим и верою приступите! »1 — и передает Святую Чашу священнику. (На практике диакон иногда держит Чашу во время чтения молитвы «Верую, Господи, и исповедую…», и священник, говоря слова: «Сие есть Самое Пречистое Тело Твое к Сия есть Самая Честная Кровь Твоя…», указывает рукой на держимую диаконом Чашу. По прочтении молитвы священник обычно берет Чашу в свои руки). Выход со Святыми Дарами знаменует явление Господа Иисуса Христа народу по Его Воскресении. Молящиеся благоговейно поклоняются Святым Тайнам, как Самому Воскресшему Спасителю, и с радостью встречают Воскресшего, восклицая устами хора; «Благословен Грядый…». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы