Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взывайте к Духу Святому в молитве




В 1735 году Эдвардс прочитал проповедь под названием “Всевышний, молитву слышащий Бог”, в которой говорилось: “По своей великой благости Бог установил молитву в предшествие излития Своей милости; Бог соблаговолил являть милость после молитвы, как если бы через молитву мы убедили Его”.35 Достижение цели проповеди целиком и полностью зависит от Его милости. Следовательно, для того, чтобы подчинить проповедь святой силе, проповедник должен трудиться в молитве.
Именно таким образом Святой Дух помогает проповеднику. Эдвардс никогда не верил, что эта помощь Духа Святого приходит в виде слов, появляющихся в голове сами по себе. Если Святой Дух действует таким образом, то и сам дьявол может быть проповедником, так же хорошо справляясь с работой. Святой Дух наполняет наше сердце святыми чувствами, а чувства, в свою очередь, наполняют уста проповедника. “Если человек в святости и искренности прибегает к Господу в тайной молитве, то Он удивительным образом откроет содержание и нужные слова... для предстоящей проповеди”.36
Уча молодых служителей церкви, Эдвардс говорил: “Чтобы гореть и светить, нужно быть рядом с Богом, держаться Христа, дабы возгреваться и воспламеняться от Него. Нужно всем сердцем искать Его лица, общаясь в молитве с Ним, Который есть источник, бьющий светом и любовью”.37
Когда Эдвардс только начинал свое служение, он сказал: “Год за годом я проводил большую часть своего времени в размышлениях о святости. Часто, прогуливаясь в лесу по уединенным местам, я пребывал в размышлениях, монологах, молитве, разговоре с Богом; по своему обыкновению я распевал свои мысли вслух. Почти всегда, куда бы ни пошел, я радостно молился. Казалось, что молитва - часть меня, она была подобна дыханию, вырывающемуся из моего горящего сердца”.38
Помимо того, что Эдвардс проводил время в уединенной молитве, он стал горячим участником большого молитвенного движения, начавшегося в то время в Шотландии. Он написал книгу с очень длинным названием описательного характера: “Смиренная попытка способствовать полному согласию и явному единению с Божьими людьми через необычайную молитву за возрождение религии и продвижения Царства Божьего на земле”.39 Тайная молитва проповедника и совместная молитва верующих имели своей целью, по милости Божьей, явить миру силу Духа.
Хорошая проповедь рождается в хорошей молитве. И такая проповедь, благословленная Святым Духом через молитву, может явить такую же силу, которая привела к Великому пробуждению во времена Эдвардса.

 

Будьте смиренными


Хорошая проповедь невозможна, если проповедник не пребывает в духе смирения, если не прислушивается к чужой боли. Да, Иисус обладал всей властью и силой. Но люди стремились к Нему потому, что Он был кроток и смирен сердцем (Мт 11: 28-29). Поэтому рядом с Ним люди находили покой:

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
Мт 9: 36

Каждому проповеднику, исполненному Духом, нужно уметь умащать нежными словами любое Божье обетование, смягчать слезами каждое слово обличения:

7Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. 8Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божье, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
1 Фес 2: 7-8

Один из секретов силы Эдвардса как проповедника заключался в его смиренной кротости, которая звучала в проповедях, посвященных разбору неприятных и трудных проблем. Вот послушайте: “Все достойные чувства есть смиренные чувства. Истинной христианской любовью является смиренная и кроткая любовь. Желание святых хотя и пылки, но скромны, ибо их надежда - это кроткая надежда; их радость, даже очень сильная, - кроткая радость, оставляющая христианина нищим духом, беззащитным ребенком, открытым для всепроникающего смирения”.40
Истинная духовная сила, исходящая с кафедры, не имеет ничего общего с шутливостью. Практически невозможно разбудить черствые сердца пронзительными криками. Писание убедило Эдвардса, что “смиренные чувства не делают человека бравым, рвущимся в бой, крикливым или неистовым; пожалуй, напротив, они заставляют говорить его с трепетом”.41 Святые благословения изливаются на тех, в ком живут кротость и трепет: “А вот, на кого Я призрю [говорит Господь]: на смиренного и сокрушенного духом и трепещущего пред словом Моим” (Ис 66: 2).
Поэтому, считает Эдвардс, служитель церкви должен взращивать тихий дух, подобный тому, какой имел Агнец - дух Христа, “такой же дух прощения за причененную боль, такой же дух милосердия, пылкой любви и обильной снисходительности, такое же стремление пожалеть униженных, плакать с плачущими, подать руку помощи тем, чьи души и тела в беде, услышать просьбы нуждающихся и ответить им, успокоить огорченных; такой же дух снисхождения к нищему и дух кротости и смирения по отношению к слабому; великую и всепоглощающую любовь к врагам”.42
Если мы хотим увидеть подобный дух смирения в прихожанах наших церквей, то необходимо взращивать его прежде всего в нас самих. А этого не случится, по мнению Эдвардса, до тех пор, пока мы не осознаем нашу пустоту, беспомощность и ужасную развращенность. Вся жизнь Эдвардса была похожа на колебания маятника между смирением пред Богом из-за грехов и восхищением победой в Спасителе: “Как часто, с момента моего появления в этом городе, мне открывались отвратительные виды моих грехов и подлостей. Я видел их так отчетливо, что зачастую, не в силах остановиться, подолгу плакал о них. Иногда из-за этого мне приходилось прятаться от людей”.43 Нетрудно представить себе всю глубину искренности чувств Эдвардса и то, какое влияние они оказали на его проповеди.
Конечно, если думать только о грехе, то можно быстро оказаться на краю бездонной пропасти отчаяния. И не это было целью проповедей Эдвардса. Его внутренний ответ на чувство вины выливался в словах благовестия и свободы: “Я люблю думать о том дне, когда придет Христос, когда мы примем Его спасение, мы, нищие духом, опустошенные, смиренно превозносящие Его Одного, отрезав себя от корня своего ”Я”, чтобы укорениться в Нем, питаться от Него, чтобы Бог во Христе был для меня всем во всем”.44 Вот когда возвеличивание Бога в жизни проповедника приводит к возвеличиванию Его в проповеди.
Эдвардс мог держать своих слушателей в напряжении. Но достигал он этого не грубостью, не громкостью или воинственностью. Сила Эдвардса заключалась не в ораторском искусстве или громких криках, от которых закладывало уши.
Томас Принс описывал Эдвардса как “проповедника с тихим голосом и непринужденной манерой говорить, без лишних движений руками и телом; он не обладал ничем таким, что могло бы привлечь внимание, за исключением, пожалуй, одного: привычной и величественной торжественностью его вида и речи, как будто он стоял в присутствии Самого Бога”.45 Для нас Эдвардс является редким свидетельством того, что проповедь может возвеличить Бога, если она исходит из кроткого и смиренного сердца.

 

Говорите с вдохновением


Проповедь, прочитанная с пылом, оставляет впечатление, что на карту поставлено что-то очень важное. Эдвардс глубоко осознавал как реальность существования Небес и ада, так и необходимость пребывания святых чувств и благочестия в сердце верующего, поэтому каждое воскресенье на карту была поставлена вечность. Эта особенность выделяет Эдвардса из ряда современных проповедников. Наше поверхностное восприятие ада, легкомысленное отношение к покаянию, ложная убежденность в “вечной безопасности” наших душ создает атмосферу, в которой пылкую проповедь услышать почти невозможно. Эдвардс был настолько убежден в реальности того, о чем он говорил, так сильно стремился пробудить свой народ, что когда Джордж Уитфилд вдохновенно проповедывал с кафедры Эдвардса, из глаз Эдвардса буквально всю проповедь лились слезы. Он просто не мог представить себе, как можно проповедывать холодным, небрежным, безразличным или легкомысленным тоном о великих тайнах Бога, равно как не мог себе представить любящего отца, безразлично разговаривающего со своим сыном, находящимся в доме, который охвачен огнем и вот-вот рухнет (см. главу 4).
Проповедь, сказанная без пыла, может научить только одному: проповедник не верит в то, о чем проповедует, его никогда не охватывал восторг от реальности того, о чем он говорит и сам предмет разговора не имеет для него ни малейшего значения. Но у Эдвардса все было по-другому. Он стоял на кафедре в благоговении и страхе, осознавая всю важность истины, которую он возвещал.
Один из современников Эдвардса говорил, что его красноречие заключалось в силе, раскрывающей важнейшие истины своим слушателям, в силе аргументов, произносимых с таким пылом и накалом чувств, что, казалось, вся душа проповедника оказывалась во власти проповеди, ее сути и формы, так что все слушающие были поглощены его словами от начала до конца и в их памяти оставалось неизгладимое впечатление от всего услышанного”.46
Горатиус Бонар описал общие отличительные черты проповедников, которых Бог избирал на протяжении веков, чтобы пробудить Свою Церковь.

Они, как служители тайн Божьих и пастыри, помазанные Пастырем заботиться о душах, ощущали на своих плечах безграничную ответственность. Они жили, служили и проповедывали, осознавая, что на их устах - судьбы многих людей. Чтобы они ни говорили, что бы ни делали - все несло на себе печать их искренности. Они возвещали всякому, с кем бы они не встречались, что посланы говорить об истинах бесконечной важности... Они проповедывали мужественно и бесстрашно, обрушиваясь на слушателей со словами невероятной силы. Но в речах их не было и тени неистовства, ярости или суеты - нет, они были слишком торжественны; их проповедь была массивной, мощной, режущей, глубоко проникающей острием, острее, чем обоюдоострый меч.47

Да, так было 250 лет тому назад. Но заповеди, оставленные нам, и сам пример жизни Эдвардса призывают нас “проповедывать великие истины религии с невероятной любовью” и бежать от “безразличного, невыразительного тона проповедника”.48 Мы просто должны донести до наших прихожан, без игры и притворства, что от сути того, о чем проповедуем, при ближайшем рассмотрении просто дух захватывает.
Конечно, это означает, что мы должны знать Бога Джонатана Эдвардса. Если мы не несем через проповедь величие Бога, как это делал Эдвардс, то не сможем ни на йоту приблизиться к величию его проповедей. С другой стороны, если Бог по Своей милости и благодати соблаговолит открыть нам глаза, чтобы мы смогли увидеть то, что видел Эдвардс, если Всесильный Бог позволит нам вкусить Его сладостное владычество, как это случилось с Эдвардсом, тогда возрождение служения кафедры сегодня станет не только возможным, но и неизбежным.

Заключение

Люди жаждут познать величие Бога, и подавляющее большинство людей не могут утолить эту жажду. Есть те, кто говорят: “Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей” (Пс 62: 2). Однако большинство верующих не осознают, что они были созданы, чтобы трепетать перед картиной величия и славы Господа. Они стремятся заполнить пустоту чем-то другим. Сколько человек из тех, кто посещает Церковь, покидая воскресное собрание, могут сказать: “Я увидел силу Твою и славу Твою, как видел Тебя в святилище” (Пс 62: 3)?
Слава Господа бесконечно дорога. Она суть того, о чем проповедовал Апостол, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа (2 Кор 4: 6). Апостол учит нас, что какова бы ни была цель наших поступков, “все делайте в славу Божью” (1 Кор 10: 31). Он учит нас, что основание нашей надежды - Его слава: “Мы хвалимся надеждой славы Его” (Рим 5: 2). Однажды слава Его подобно свету жизни затмит солнце и луну: “И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божья осветила его...” (Откр 21: 23). Даже сегодня, еще до наступления этого великого дня, “Небеса проповедуют славу Божью” (Пс 18: 2). И когда люди обнаруживают все величие Божьей славы, когда Бог говорит: “Да будет свет” и отверзает глаза слепых, тогда они подобны тем, кто нашел сокровище, сокрытое на поле, и от радости идут и продают все, что имеют и покупают то поле. Тогда они подобны Моисею, взывавшему к Господу: “Покажи мне славу Твою” (Исх 33: 18).
Нам не хватает Его славы - вот в чем проблема каждого человека. Мы все к чему-то стремимся и чего-то желаем, но не все видим, что за каждым нашим желанием скрывается стремление узреть Бога. Если бы люди смогли услышать безмолвный крик своих сердец, то они бы сказали: “Одного прошу я у Господа, того только ищу, ...чтобы созерцать красоту Господню...” (Пс 26: 4). Но сегодня все наоборот: истина подавляется неправдой, никто не заботится иметь Бога в разуме, даже многие из тех, кто носит имя Бога Израилева, “променяли славу свою на то, что не помогает” (Рим 1: 18, 28; Иер 2: 11).
Христианский проповедник более чем кто-либо другой должен знать, что люди жаждут Бога. Проповедник, возвещающий Слово Бога, более чем кто-либо другой должен уметь сказать: “Жажду видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище”. Кто как не проповедник, увидев бесплодную землю мирской культуры, должен сказать: “Вот ваш Бог! ” Кто еще может показать народу, что Бог велик и должен быть величественно прославлен? Или кто еще может раскрыть перед ним картину Божьего великолепия? Кто еще может напомнить людям удивительные деяния, совершенные Богом, и то, как Бог одержал победу над всеми Своими врагами? Кто еще в момент жизненных трудностей и кризисов может крикнуть: “Воцарился Бог Твой! ” Кто будет трудиться, подыскивая слова, чтобы донести “Евангелие славы благословенного Бога? ”
Если мы не возвеличим имя Бога в наших проповедях, то где еще люди смогут услышать о Его величии? Если мы воскресным утром утолим голод прихожан дарами-угощениями Божьих красот, то разве не пустятся они в бесплодные поиски чего-то другого на стороне, стремясь насытиться карамельными удовольствиями временного духовного восхищения? Если в воскресенье живая вода не потечет из источника на горе славы Вседержителя, то в понедельник Его народ высечет себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2: 13).
Мы призваны быть “домостроителями тайн Божьих” (1 Кор 4: 1). Великая же тайна есть “Христос в вас, упование славы” (Кол 1: 27). Слава есть слава Божия. “От домостроителей требуется, чтобы каждый оказался верным” - верным, превращая, подобно микроскопу, малые вещи в большие; и подобно телескопу, приближая невообразимо огромные галактики, делая их видимыми человеческим глазом.
Если мы любим наш народ, если мы любим “других овец”, которые еще не собраны в Господнем дворе, если мы преданы исполнению Божьего замысла о мире, то будем трудиться, чтобы “приготовить трапезу в пустыне”. Народ повсюду жаждет насладиться Богом. Ибо, как сказал Джонатан Эдвардс: “Наслаждение Богом - это единственная радость, которая может насытить наши души. Быть на Небесах, полностью насладиться Его присутствием - бесконечно лучше, чем пребывать в самых великолепных хоромах земной жизни. Отцы и дети, мужья и жены, друзья - это только тени, но Бог пребывает вовек. Они лишь отражение света, но Он - солнце. Они только потоки вод, но Бог - безбрежный океан”.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь