Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По чину святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого
Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. § 1. Входные молитвы Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство…». Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство…». Диакон: «Аминь». Далее оба читают: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». «Слава: Господи, помилуй нас…». «И ныне: Милосердия двери отверзи нам…». Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий…». Совершив поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь: «Милосердия сущи источник…». Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего…».1 По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих) и произносят: «Простите, и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении с восьмого по тринадцатый стихи пятого псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…». 1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии. 2. В дни недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе» принято читать: «Предварившия утро…», «Во гробе плотски…», «Слава» — «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне» — «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее — в обычном порядке. От Антипасхи (неделя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее — обычный порядок. «Царю Небесный…» в это время — до дня Святой Троицы (Пятидесятницы) — не читается. В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается, — входные молитвы начинаются со «Святый Боже». § 2. Последование облачения Священник берет подризник, а диакон — стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».
Священник, благословляя, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: «возрадуется душа моя о Господе…». Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки. При этом, одевая на правую руку; диакон читает молитву: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а одевая на левую руку – «Руце Твои сотворите мя исоздасте мя…».
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь». Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «возрадуется душа моя о Господе…» и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении в каждую священную одежду священник благословляет ее и целует изображенный на ней крест). При возложении на себя епитрахили священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя…». После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне…». Затем, охватывая себя поясом, он читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…». Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» и «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…». При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся В правду…». Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великой пятницы — перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы на облачение и перед служением Литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой). Понятие о проскомидии
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией — приношением. Хлеб, требуемый для Святого Таинства, должен быть чистым, пшеничным, замешенным простой водой, и квасным (то есть не пресным, а вскисшим, приготовленным на дрожжах). На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Православной Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе — Божественного и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись: ИС. ХС. = Иисус Христос НИ. КА. = Победитель (побеждает) Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На других просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями. Вино должно быть виноградным, красным. Вино соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено. § 2. Значение священнодействий проскомидии Крестообразное разрезание Агнца и Его пронзание означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови. В это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывающие на страдания Спасителя: «Яко овча на заклание ведеся…». Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой — Господь Иисус Христос. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы