Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чинопоследование проскомидии
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку. Приготовив для проскомидии все необходимое, священник и диакон подходят к жертвеннику, и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», и седален из службы великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее — нашем искуплении: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честною Твоею Кровию» — чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звездицу, «и копием прободся» — копие и, наконец, при словах «бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу. Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу — Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе. Затем диакон тихо говорит: «Благослови, владыко». Священник возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь». Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает третий и шестой часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображаются земная жизнь Господа Иисуса Христа. Священник по возгласе «Благословен Бог наш…» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя — с левой) со словами: «Яко овча на заколение ведеся…». Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя. Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих». Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: «Во смирении Его суд Его взятся». Нижняя сторона надрезается со словами: «Род же Его кто исповесть? » Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: «Господу помолимся», держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит: «Возьми, владыко». Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его», и полагает его на дискос печатью вниз. Диакон: «Пожри, владыко» (от славянского слова «пожрети» — принести в жертву). При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Затем обращает Агнец печатью вверх. Диакон: «Прободи, владыко». При этих словах диакона священник пронзает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие1 изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». Диакон: «Благослови, владыко, святое соединение». Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды. Священник, взяв вторую просфору, говорит: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник». Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит: 1. «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», — и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд. Затем священник говорит: 2. «Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков», — и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое расстояние от Агнца. Далее священник говорит: 3. «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», — и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц. Затем священник произносит: 4. «Иже во святых отец наших, святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей», — и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд. Потом священник говорит: 5. «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц», — и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда. Затем священник говорит: 6. «Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей», — и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд. Продолжая, священник произносит: 7. «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников», — и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд. Далее священник говорит: 8. «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже», — и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда1. Затем священник говорит: 9. «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския», — если совершается его литургия), — и, отделив частицу девятую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд. Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: «Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Алексия, Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православное, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего — имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко». Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея» — и потом; вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: «Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия» (или рабов Божиих) — имя рек. (Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием). Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них — за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии. Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего» (в обители: «святыя обители сея»). В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы об упокоении почивших: «Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), — имя рек». Заканчивая поминовение, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи». Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых. Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное». После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся». Священник, благословляя кадило, читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: «Господу, помолимся». Священник, взяв развернутую звездицу, поднимает ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: «И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча». Диакон: «Господу помолимся». Священник поднимает над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…». После этого он то же делает со вторым покровцом и покрывает им потир (чашу) со словами: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко». Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко». Священник поднимает над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: «Покрый нас кровом крилу Твоею…». Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе». Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии. Диакон: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся». Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру…». По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию следующим славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Диакон: «Слава…, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови». В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (Если литургия совершается не в воскресный, а в любой другой день недели, отпуст начинается прямо со слов: «Христос, истинный Бог наш»). Соответственно, на литургии Василия Великого концовка отпуста будет звучать как «архиепископа Кесарии Каппадокийския». Диакон: «Аминь». Частные просфоры
Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор. Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же Великого входа поминовение с изыманием частиц не допустимо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии — приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравните эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии). Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями. Глава II
Литургия оглашенных
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер. В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия. Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.
Затем диакон, читая пятидесятый псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю. После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы. Священник, подняв руки вверх, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» (один раз) — и прославляет Господа ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды). Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Затем священник целует Евангелие (на практике — Евангелие и престол), а диакон — престол. 1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания «Слава в вышних Богу…» предваряется чтением не «Царю Небесный», а «Христос воскресе…» (трижды), а «Царю Небесный» читается со дня Святой Троицы. 2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно. Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя ппальцами правой руки, говорит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Священник, благословляя диакона, говорит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон, получив благословение от священника, просит его молитв о себе: «Помолися о мне, владыко святый». Священник: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, владыко святый». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон произносит: «Аминь», после чего, поклонившись священнику, выходит на солею северными дверями. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно кланяется, молясь тайно: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Далее диакон, подняв руку с орарем, громко произносит: «Благослови, владыко». Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии. В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе…» со стихами «Да воскреснет Бог…». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе…» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе…» царские врата открываются. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектении разделяются на несколько видов. Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении. Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси…» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения). Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «…у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви». Ектения об усопших начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…», «Еще молимся о упокоении…». 3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: «Миром Господу помолимся…» (смотри Служебник). 1. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды. 2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира. Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона1 и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: «Господи, Боже наш, Его же держава несказанна…». При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…» (поэтому хор поет медленно «Тебе, Господи»), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы второго и третьего антифонов. Молитва первого антифона заканчивается возгласом священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения первого антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки. После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы сто второй и сто сорок пятый. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия. Хор поет первый антифон сто второго псалма: «Благослови, душе моя Господа…». По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению. Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» (и т.д.) Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве второго антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. «Господи, Боже наш…». Священник заканчивает молитву второго антифона возгласом: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Диакон во время пения второго антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя. Хор поет второй антифон (псалом сто сорок пятый): «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа…» Тотчас же после второго антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: «И ныне… — Единородный Сыне…». По окончании пения второго антифона и «Единородный Сыне...» диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве третьего антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…». В заключение священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». И далее — Блаженны, или третий антифон. В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…». Примечание: 1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в воскресные дни, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: «песнь от канона на Блаженнах»; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников. 2. Третий антифон составляют Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем…». Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха. 3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству. 4. В воскресные дни число тропарей Блаженн колеблется в интервале от восьми до двенадцати. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре). 5. Если святому не положены Блаженны, то исполняются тропари на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи — так же на шесть. При совершении службы святому со славословием, полиелеем, бдением поются тропари на восемь из Минеи.
на десятом — Блаженны кроткии… Блаженны алчущии и жаждущии…; на шестом — Блажени миротворцы… Блажени изгнани…; на четвертом –– Блаженны вы, когда поносят вас… Радуйтеся и веселитеся… «Слава» — тропарь канона. «И ныне» — Богородичен канона. 7. В двунадесятые Господскии праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в месячных или в праздничной Минеях, или же в Триодях. 8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; во втором антифоне припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… во Иордане крестивыйся…» и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа» (один раз). На «Слава, и ныне» поется песнь «Единородный Сыне…». На третьем антифоне за каждым стихом — тропарь празднику. 9. В будние дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов девяносто первого: «Благо есть исповедатися Господеви…» и девяносто четвертого: «Приидите возрадуемся Господеви…». 10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам первого антифона — «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; второго антифона — «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; третьего антифона — «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа».
Малый вход Во время пения третьего антифона, или Блаженн (если день воскресный или праздничный), открываются царские врата. Священник и диакон, стоящие перед престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон — только престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи. Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: «Господу помолимся», а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: «Владыко Господи, Боже наш…». По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и указывая правой рукой на восток, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник, благословляя, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, держащую Евангелие, кланяется священнику. По окончании пения антифона диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест и громко произносит: «Премудрость, прости». Словом « Премудрость » молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом «прости» (стойте прямо! ) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость. Хор: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа» (единожды). 1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит еще «входное», то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию. 2. После входного стиха не поется «Приидите, поклонимся…», а поются тропарь и кондак празднику. 3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь. 4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: «Приидите, поклонимся…».
в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова — «…рождейся от Девы…»; Крещения Господня — «…во Иордане крестивыйся» и т.д. Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся…» входят в алтарь, диакон кладет Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол. Хор поет тропари и кондаки. 1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, имеющего место на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол. 2. Кондак и тропарь — песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизни святого. Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава пятьдесят вторая, а также вторая, третья, четвертая, пятая, двенадцатая, тринадцатая, пятнадцатая главы). Например, «Аще в неделю случится святой с бдением»: тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее — кондак воскресен; на «Слава» — кондак святому; на «И ныне» — кондак Богородице (храма). В воскресные и праздничные дни петь кондак «Со святыми упокой» не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать «Во блаженном успении» и петь «вечную память». Это можно сделать по заамвонной молитве или, лучше, на панихиде. Трисвятое По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял ее и от наших уст, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни. «Боже Святый, Иже во святых почиваяй…». Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» или «Кресту Твоему…». Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на «И ныне», диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: «Яко свят еси. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно». Диакон, попросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, указывая орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, громко произносит, завершая возглас священника: «И во веки веков». Хор: «Аминь». Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола. Хор: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Святый Безсмертный, помилуй нас». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (за архиерейской службой Трисвятое поется семь раз). 1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». 2. Этот стих вместе с «аллилуиа» поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни. 3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают его трижды (во время пения «Елицы» или «Кресту Твоему» читать надлежит эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: «Повели, владыко»; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся. Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне». Затем диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол». Священник, благословляя горнее место, говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся. Чтение Апостола и Евангелия В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.1 Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями. Диакон громко произносит: «Вонмем» (будем внимательны). Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: «Мир всем» (как необходимое условие для слушания слова Божия). Чтец: «И духови твоему» (то есть: «и тебе также мы желаем мира»). Диакон: «Премудрость» (будем внимательны, ибо следуемое чтение — премудрость). Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскресный первого гласа). «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы