Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура всенощного бдения : утрени
Богослужения Вечерни и Утрени определяют собой день. В первой книге Библии" Бытие" мы читаем: " и был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5). Поэтому в древности первая часть Всенощой – Вечерня – кончалась глубокой ночью, а вторую часть Всеноного Бдения - Утреню, предписано было церковным уставом совершать в такие часы, чтобы ее последняя часть совпадала с рассветом. В современной же практике утреня чаще всего передвигается на более поздний час утра (если совершается отдельно от вечерни) или же назад, на канун данного дня. Шестопсалмие Утреня, совершаемая в контексте Всенощной, сразу начинается чтением " Шестопсалмия", то есть шестью избранными псалмами, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемыми в этом порядке и соединенными в одно литургическое целое. Чтение Шестопсалмия предваряется двумя библейскими текстами: вифлеемским ангельским славословием –" Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение", которое читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма: " Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". По уставу, во время чтения Шестопсалмия, свечи в храме погашаются (на приходах это обычно не практикуется). Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением: " Слава в вышних Богу". Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности. В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых" утренних" молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме. В" утренних" молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного. Великая ектения После окончания шестопсалмия и утренних молитв, вновь произносится, как и в начале Всенощной, на вечерне, Великая ектенья. Ее смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении. Воскресный тропарь После Мирной, или как она еще именуется " Великой" ектеньи звучит пение из 117-го псалма – " Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Церковный устав назначил пение этих слов именно в этом месте Утрени для того, чтобы направить нашу мысль к воспоминанию о выходе Христа на общественное служение. Стих этот как бы продолжает прославление Спасителя, начатое еще в начале Утрени при чтении Шестопсалмия. Слова эти служили также приветствием Иисусу Христу при Его последнем входе в Иерусалим на крестные страдания. Возглас " Бог Господь, и явися нам…" и затем чтение трех специальных стихов возглашаются диаконом или священником перед главной, или местной иконой Спасителя на иконостасе. Хор затем повторяет первый стих " Бог Господь, и явися нам…". Пение и чтение стихов должно сообщить радостное, торжественное настроение. Поэтому вновь зажигаются свечи, которые были погашены во время чтения покаянного Шестопсалмия. Непосредственно после стихов " Бог Господь" поется воскресный тропарь, в котором прославляется праздник и как бы объясняется сущность слов " Бог Господь, и явися нам". Воскресный тропарь повествует о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых – события, которые будут подробно освещены в дальнейших частях богослужения Утрени. Кафизмы После Мирной ектеньи, стихов " Бог Господь" и тропарей, на воскресной Всенощной читаются 2-я и 3-я кафизмы. Как мы уже говорили, греческое слово " кафизма" означает " сидение", так как по церковному уставу во время чтения кафизм молящимся разрешается сидеть. 2-я и 3-я кафизмы, читающиеся на воскресной Утрене, носят пророческий характер. В них описывается страдание Христа: поругание Его, прободение Его рук и ног, раздел Его одежды с метанием жребия, Его смерть и воскресение из мертвых. Кафизмы на воскресной Всенощной подводят молящихся к центральной и самой торжественной части богослужения – к " полиелею". Полиелей " Хвалите имя Господне. Аллилуйя". Этими и последующими словами, извлеченными из 134-го и 135-го псалмов начинается самый торжественный момент воскресной всенощной – " полиелей", – посвященный воспоминанию Воскресения Христова. Слово " полиелей" переводятся, как " многомилостивое пение": полиелей заключается в пении " Хвалите имя Господне" с возвращающимся в конце каждого стиха псалмов припевом " яко в век милость Его", где Господь прославляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление. На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм и священнослужители появляются из алтаря, совершая каждение всего храма. В этих священнодействиях молящиеся реально видят, например, в открытии царских врат, как Христос восстал из гроба и вновь появился среди Своих учеников – событие изображенное в исхождении духовенства из алтаря на середину храма. В это время продолжается пение псалма " Хвалите имя Господне", с припевом ангельского возгласа " Аллилуйя" (Хвалите Господа) как бы от имени ангелов, призывающих молящихся славить воскресшего Господа. " Многомилостивое пение" – полиелей, особенно характерен для всенощной под воскресение и большие праздники, так как здесь особенно сказались милость Божия и особенно уместно хвалить Его имя и благодарить за эту милость. К псалмам 134-му и 135-му, составляющим содержание полиелея в подготовительные к Великому Посту недели, прибавляется еще и краткий 136-й псалом, начинающийся словами " На реках вавилонских". Этот псалом повествует о страданиях евреев в Вавилонском плену и передает их скорбь о потерянном отечестве. Этот псалом поется за несколько недель до начала Великого Поста для того, чтобы " Новый Израиль" – христиане, во время Святой Четыредесятницы, через покаяние и воздержание стремились бы к своему духовному отечеству, Царству Небесному, также, как евреи стремились освободиться из Вавилонского пленения и вернуться на свою Родину – Землю Обетованную. Величание В дни Господних и Богородичных праздников, а также в дни, когда отмечается память особо чтимого святого, за полиелеем следует пение " величания" – краткого стиха, восхваляющего праздник или святого данного дня. Величание сначала поют священнослужители из середины храма перед иконой праздника. Затем во время каждения всего храма хор повторяет этот текст многократно. Воскресные непорочные Первые, узнавшие о воскресении Христовом, и первые, возвестившие о нем людям, были ангелы, поэтому полиелей, как бы от их имени, начинается песнопением " Хвалите имя Господне". После ангелов о воскресении узнали жены мироносицы, пришедшие ко гробу Христа по древнему еврейскому обычаю чтобы помазать тело Христово благовонными маслами. Поэтому вслед за пением ангельского " Хвалите" поются воскресные тропари, повествующие о посещении женами мироносицами гроба, явлении им ангела с вестью о воскресении Спасителя и повелении сказать об этом Его апостолам. Перед каждым тропарем поется припев: " Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". И, наконец, последние из последователей Иисуса Христа, узнавшие о Его воскресении из мертвых, были апостолы. Этот момент евангельской истории отмечается в кульминационной части всей Всенощной – в чтении воскресного Евангелия. До чтения Евангелия положено несколько подготовительных возгласов и молений. Так, после воскресных тропарей и краткой, " малой" ектеньи, являющейся сокращением " великой" ектеньи, поются особые песнопения – " степенны". Эти древние песнопения состоят из стихов 15-ти псалмов. Псалмы эти называются " песни степеней", так как в ветхозаветном периоде истории еврейского народа эти псалмы пелись двумя друг против друга стоящими хорами на " ступенях" Иерусалимского храма. Чаще всего поется 1-я часть степенных 4-го гласа на текст " От юности моея мнози борют мя страсти". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1641; Нарушение авторского права страницы