Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Богослужебные одежды диакона и иерея
Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чинов священнослужителей всегда входит облачение низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облачается в одежду чтеца, иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, принадлежащих его сану, имеет все иерейские одежды. Порядок, соблюдаемый при облачении: вначале одеваются одежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облачение, облачается в диаконские одежды; епископ надевает сначала диаконские облачения, затем иерейские. а уже после всего архиерейские. Начнем рассмотрение с одежд низших клириков. Короткий фелоний. Это одежда чтеца первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает плечи. Короткий фелоний надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов делается короткой потому, что степень чтеца только предварение священства. Она таинственно, символически показывает полномочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Богу и повиновение священству. У нас в настоящее время короткий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы. Диаконские одежды, облачения Стихарь прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует собой “ризу спасения и одежду веселия”, т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву: “Возрадуется душа моя о Господе. облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою”. Дьяконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь; испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь с сложенном виде, немного наклонив голову, облачающийся обращается к священнику со словами диакон: “Благослови; Владыко, стихарь с орарем”, церковнослужитель: 'Благослови, Владыко стихарь”. Получив благословение, облачающийся целует стихарь, совершает крестное знамение и облачается. Орарь узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: “Свят, Свят, Свят”. Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых. Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектении и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этюд он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся. Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы. Поручи - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этим дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий. При надевании поручен диакон или священнослужитель читает особые молитвы: 1. “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши врага, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты”. 2. “Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим”. Облачение священника Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза. Подризник то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой же символический духовный смысл как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: “Возрадуется душа моя о Господе... “ Епитрахиль - одежда, объемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположинии диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делоется сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два ряда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самым символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. “Епитрахиль, говорит св. Симеон Солунский, означает: 1. совершительную и свыше сходящую благодать Святого Духа... и что, 2. подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившейся совершать таинства страданий Его”. “Без епитрахили нельзя иерею совершать ни одной службы. Если же не обходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или обрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу”. В одной епитрахили (без фелони) священник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослужения, которые менее торжественны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие). При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произносит слова 132 псалма. “Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на Священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его” (Пс. 132, 2). Пояс имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей свободы движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опоясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: “Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершали нозе мои яко елени, и на высоких поставляли мя” (Пс.17.33-34). Фелонь означает одежду всепокрывающую. Фелонь длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестами то она носит название “полиставрион'' (“крещатая риза”). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения. Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасителя во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе. Молитва при облачении в фелонь: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются (ПС. 131, 9), всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. В фелонь иерею, по предписанию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях: при совершении Литургии, вечерни вседневной и великой, утрени, таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения; на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах читается Евангелие; на часах, повечерии и полунощнице пасхальной (Светлой) седмицы; при совершении последования погребения; на молебнах (т.к. на них читается Евангелие). В полном облачении священники бывают во время следующих служб: 1. при совершении Литургии; 2. при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение совершается соборно, то в полном облачении должен быть только предстоятель; 3. при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие); 4. при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, 3-я Неделя Великого поста и Изнесение Честных Древ 1 августа); 5. при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и обнесении ее вокруг храма в Великую Субботу; 6. при великом освящении воды, совершаемом в навечерие и в самый день Богоявления Господня; 7, при выносе Плащаницы Божией Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма. Структура всенощного бдения Часть I. Великая Вечерня Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы