Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура вседневной вечерни



Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на “Господи воззвах” 6.Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. “Слава, и ныне” Богородичен.Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. “Славами ныне” Богородичен.Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, “Слава, и ныне” Крестобогородичен.Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, “Слава, и ныне” Богородичен.Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, “Слава, и ныне” Крестобогородичен.Пятница: 3 стихиры всем святым (муч., свят., преп.).3 стихиры мученичны.“Слава, и ныне” догматик данного гласа (Стихира на “и ныне”, какая была прежде на воскресном всенощном бдении).Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге “ины”, т.е. другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

Великая и вседневная вечерня

Последовательность в приведённой таблице не содержит последования литии.

Великая вечерня Комментарии ко вседневной вечерне
Каждение храма совершается настоятелем молча при открытых Царских вратах. В приходской практике безмолвное каждение совершается только в алтаре, а весь храм и молящихся кадят во время последующего пения предначинательного псалма.[4] Каждения нет
При открытых Царских вратах диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание[1]), возглашая: «Восстаните». Народ (или клирос) отвечает: «Господи, благослови». Опускается.
Возглас «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Обычный возглас: «Благословен Бог наш…», а затем обычное начало.
Трёхкратный призыв «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», поётся клириками. Завершается четвёртым «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На вседневной вечерне совершается трёхкратно чтецом.
Пение предначинательного 103 псалма согласно Типикону начинается настоятелем, а затем продолжается попеременно двумя хорами; в приходской практике совершается хором, а настоятель в это время окаждает храм и молящихся[4]. 103 псалом читается, а не поётся.
Священник тайно (про себя) читает семь светильничных молитв перед открытыми Царскими вратами. Изначально в константинопольской соборной практике эти молитвы были разбросаны по всему тексту вечерни, но затем Иерусалимский устав собрал их воедино и приурочил к предначинательному псалму[1]. Название «светильничные» не отражает содержания молитв[5], но напоминает об обычае возжигания (или внесения) вечернего светильника[6]. На вседневной вечерне они произносятся во время чтения предначинательного псалма перед закрытыми Царскими вратами.
Великая ектения (впервые формулируется в Апостольских постановлениях, IV век.[7]). Возглашается диаконом или священником (когда диакона нет): «Миром Господу помолимся…» Состоит из 12 прошений.
Стихословие (пение) кафизмы (несколько псалмов). В зависимости от дня недели, праздника и времени года кафизмы меняются, но в приходской практике на воскресных и праздничных вечернях поётся «Блажен муж» — составное пение из стихов 1, 2 и 3 псалмов, а в Великий пост читается 18 кафизма (119—133 псалмы)[1]. Вечером в воскресенья и праздники кафизма отменяется по Типикону. В приходской практике на вседневной вечерне кафизма опускается.[источник не указан 1137 дней]
Малая ектения Опускается
«Господи, воззвах» — поются и/или читаются псалмы 140, 141, 129 и 116 со стихирами (в зависимости от дня недели, праздника и времени года их может быть 3, 6, 8 или 10, отсюда происходит название служб «на шесть», «на восемь»)[8]. В это время диакон совершает полное каждение алтаря и храма. В приходской практике поётся количество стихир (меньшее), достаточное для каждения храма. Стихира на «Слава» называется славник, на «и ныне» — богородичен. Богородичны на воскресной вечерне содержат догматическое определение Халкидонского собора о двух природах во Христе и поэтому называются догматиками. 140 псалом является одним из древнейших песнопений вечерни, занимая в ней место с IV века, и напоминает о христианской молитве, заменившей ветхозаветные жертвы[1]. Помимо догматиков, известны и другие стихиры на «и ныне», например приписываемая Кассии стихира Великой среды, «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» Вербного воскресенья и т. д.
Вечерний вход на вечерне Во время пения догматика совершается вечерний вход клириков с кадилом (и Евангелием, если на вечерне полагается его чтение). Во главе процессии идут свещеносцы с зажжёнными свечами (ещё одно напоминание о внесении светильника в богослужебное собрание, с которого собственно и зародилась вечерня[1]). Священник тихо произносит молитву входа и благословляет вход, после этого диакон возглашает «Премудрость, прости! », призывая всех быть внимательными. Изначально этим входом вечерня начиналась, по мере развития богослужебной практики она была дополнена предшествующими псалмами, так что вход оказался в середине службы.

 

На вседневных вечернях (за исключением совершающихся вечером в Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста) опускается. Исключения связаны с тем, что в указанные дни поётся великий прокимен.
Пение «Свете тихий» — древнейшего из небиблейских гимнов вечерни[2].
Пение вечернего прокимна, одного из семи в соответствии с днём недели. Исключения: великие прокимны, поющиеся в вечера двунадесятых Господских праздников (кроме Вербного воскресенья), Антипасху, Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста[9].
Чтение паремий. Совершается только в великие (в том числе двунадесятые), храмовые праздники, в дни памяти некоторых святых, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы, в навечерия Рождества Христова и Богоявления[9] Основная статья: Паремия (литургика)
Сугубая ектения (известна с IX-X веков, в своём современном виде установилась к XV веку)[10]. Опускается.
Пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи» — перифраз библейских стихов Дан.3: 26, Пс.32: 22, Пс.118: 12, Пс.137: 8, известна на Востоке в VII веке, а первоначальный текст находится в «Апостольских постановлениях» (IV век)[11]. Здесь читается.
Просительная ектения (практически в современном виде приводится в «Апостольских постановлениях», примечательно, что она находится там именно в чине вечерни и утрени, а, следовательно, в литургию она была введена позднее) Возглас священника по ектение: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…». Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник начинает тайно читать молитву главопреклонения: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго»[13], заменившую древнее возложение епископом рук на каждого из молящихся[12]. В это время: Диакон: «Главы наши Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи». Священник: «Буди держава Царствия Твоего…
Пение «стихир на стиховне»[14]
«Ныне отпущаеши», или Песнь Симеона Богоприимца Лк.2: 29-32. По Уставу читается, но на всенощном бдении обычно поётся.
Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш». Открываются Царские врата.
Пение тропарей. Тропари праздника или святого из Минеи, «Слава, и ныне», богородичен из III приложения Минеи по гласу тропаря. На воскресном бдении здесь «Богородице Дево, радуйся» 3 раза. На бдении в другие дни тропарь святому дважды, «Богородице Дево, радуйся» 1 раз. Тропарь святому из Минеи, «Слава», тропарь второму святому, если есть, «и ныне», богородичен из IV приложения Минеи а) по гласу первого тропаря, или б) по гласу «Славы», если есть второй тропарь.
Трёхкратное «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс.112: 3) и псалом 33 (точнее его первые стихи Пс.33: 2-11, «Благословлю Господа на всякое время…» — поются или читаются, в будние дни Великого поста псалом читается полностью). Священник: «Благословение Господне на вас…». Хор: «Аминь». Сугубая ектения. Возглас священника по её окончании: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…».
  Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…» Хор: «Аминь», «Утверди, Боже…»

 

Крест, Панагия, посох

Крест. При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что ими не только должны носить Господа в своем сердце, но и перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только епископы, но и пресвитеры.

Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.

После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц. Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статут церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи-перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста-знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.

Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: " Гдь, Црь, Слвы" (" Господь- Царь Славы" ); в концах широкой перекладины " 1C, ХС" (" Иисус Христос" ), под нижней косой перекладиной-" Ника" (греч.- победа). На обратной стороне креста надпись: " Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.

В XIX в. протоиереям стали выдаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Панагия - отличительный нагрудный знак епископа.

В Средние века в греческих и русских монастырях, а также в миру на груди носили энколпионы (греч.-на груди); славянские названия: нанедренник-от недро (совр. - грудь); наперсник - от перси (совр. - грудь). Энколпионы представляли собой небольшие ковчежцы с изображениями креста Богородицы, святых, носимые на шнурках или на цепочках. Бывают энколпионы также округлыми и крестообразными. В таких энколпионах полагались иногда мощи святых или часть служебной просфоры в честь Матери Божией, дабы охранить человека от различных напастей в жизни, особенно в дальних путешествиях или походах.

В монастырях с древнейших времен установлен обычай, идущий еще от апостолов, согласно которому после трапезы совершается возношение Богородичной просфоры с особыми молитвами и раздача ее частиц братии для вкушения. Это связано с явлением Богоматери в третий день после Ее Успения святым апостолам, собранным за трапезой. Когда они готовы были по окончании трапезы преломить часть хлеба, всегда оставляемого ими в честь Иисуса Христа, то увидели Богородицу, радостно приветствовавшую их, и вместо обращения ко Христу обратились к Ней с возгласом: " Пресвятая Богородице, помогай нам! " После этого апостолы, а затем многие христиане, в особенности монахи, стали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Господа Христа, а по окончании - в честь Матери Божией. Для этой цели Богородичная просфора переносилась в энколпионахиз храма к трапезе. Как Сама Приснодева Мария, так и просфора в Ее честь носят издревле название Панагия - всесвятая. Поэтому энколпион, в котором переносилась Богородичная просфора, назывался панагиара, а впоследствии - панагия. Энколпионы с мощами святых, постоянно носимые благочестивыми людьми на груди, также назывались панагиара, или панагия. Кроме того, с глубокой древности некоторые верующие люди носили на груди, под одеждой или поверх нее, вместо креста икону Всесвятой Богоматери- Панагии.

Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая дается ему при посвящении после литургии, содержится в сочинениях блаженного Симеона Солунского (XV в.). Писатель XVII в. Иаков Гоар свидетельствует, что по принятии омофора епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест с мощами святых, называемый энколпион, с присоединением приветствия словом аксиос (достоин). Обычай возлагать энколпион на епископа при его посвящении от Православного Востока перешел в Русскую Церковь. Но на Руси были уже в широком употреблении панагиары в виде прямоугольных ковчежцев с изображениями Господа Христа, Богородицы, святых. Часто один ковчежец с мощами имел изображения Святой Троицы, Христа Вседержителя, Богородицы, святых. Были позолоченные иконы только с изображениями Богоматери. Такие иконы в XVI в. носили епископы и архимандриты. Поэтому при архиерейской хиротонии в России с XVII в. стали возлагать крест. Так как у русских архиереев в обычае было носить поверх одеяний и икону Богоматери или энколпион-ковчежец с мощами, Московский Собор 1674 года разрешил русским митрополитам носить поверх саккоса " егколпий и крест", но только в пределах своей епархии. Исключение было сделано для Новгородского митрополита, который имел право носить крест и энколпион в присутствии патриарха.Русские патриархи, а также Киевские митрополиты как экзархи с середины XVII в. носят две панагии и крест.

В настоящее время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Кресты епископов теперь также бывают без мощей. С 1742 года панагиями награждались архимандриты некоторых монастырей. Дабы отличить епископов от архимандритов, с середины XVIII в. епископам стали возлагать при посвящении два нанедренника: крест и панагию. В повседневной обстановке епископы должны были носить панагию, а за богослужением панагию и крест. Такой порядок сохраняется и до наших дней.

Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают то же самое, что и запрестольные Крест и икона Богоматери, а именно: Домостроительство о спасении людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Сына Божия Иисуса Христа и предстательством Богородицы как Матери Церкви. Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним - Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: " А аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, - рече Господь, - и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь". При надевании первой панагии диакон говорит: " Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков". При надевании второй панагии он произносит: " Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Цареви, всегда, ныне, и присно, и во веки веков".

Архиерейские крест и панагия носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи, охватывая шею, спускается на грудь и сходится на верхней части креста или панагии, а задняя часть спускается на спину. Нельзя не видеть в этом повторения символики архиерейского омофора, который также имеет передний и задний концы, знаменующие заблудшую овцу, которую добрый пастырь взял на рамена, и крест, который Господь Христос нес на Голгофу. В сознании Церкви заблудшая овца-это образ естества падшего человечества, которое взял на Себя Господь Иисус Христос, воплотившийся в этом естестве и вознесший его на Небо, сопричислив к незаблудшим - к ангелам.

Два конца цепей епископского креста и панагий знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей-овец " словесного стада" и в подвиге несения креста своего. Два конца цепей соответствуют двойному характеру служения архипастыря- Богу и людям.

В обыденной обстановке епископы носят посохи, отличные от тех жезлов-посохов, что употребляются ими за богослужением. Повседневные посохи епископов-это обычно длинные деревянные палки с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют гораздо более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный архиерейский жезл отделился от обыденного повседневного посоха епископов потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей должен являть людям образ славы Небесного Царя, он облачается в особо украшенные ризы и головные уборы и принимает в руки благолепный жезл.

Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки), имеющие иногда берму змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый судок. Жезл дается архиерею в знак его власти над подчиненными ему и отеческого его управления своей паствой. “Жезл, говорит Симеон Солунский, означает власть Святого Духа, утверждение и спасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся доле собирать к себе” (Нов. Скрижаль).

Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа.

Архиерейский жезл у греков называется патерисса в знак отеческого управлении паствою.

Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается архимандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти над обителью.

Структура вседневной утрени

Свящ- Слава Святей...

Хор - Аминь.

Чтец - Шестопсалмие

Свящ - Мирная ектения

Свящ - Бог Господь

Хор - Тропари

Чтец - Кафизмы

Чтец - Седальны, Господи помилуй(3 р) Слава и ныне... 50 псалом

Хор - Канон

Хор – по 9 песни " Достойно есть..."

Свящ - Малая ектения

Чтец Светильны

Чтец Хвалите Господа с небес... и Слава Тебе показавшему нам свет,,, Сподоби Господи...

Свящ - Просительная ектения

Хор - Стихиры на стиховне

Чтец - Благо есть..., Трисвятое по Отче наш...

Хор - Тропари

Свящ - Сугубая ектения

Свящ - Премудрость

Хор - Благослови

Свящ - Сый благословен...

Хор - Аминь. Утверди Боже...

Чтец - Приидите поклонимся(трижды) и1-й час

Хор - Взбранной Воеводе...

Свящ - Слава Тебе Христе Боже...

Хор - Слава и ныне... Господи помилуй(3) Благослови

Свящ - Отпуст

Хор - Многолетие

Хор - Утверждение на Тя надеющихся...


Поделиться:



Популярное:

  1. Конец вечерни - молитва святого праведного Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице - указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.
  2. Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого
  3. Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого.
  4. После отпуста священник произносит чин прощения (см. в конце полунощницы вседневной).
  5. Последование вседневной вечерни.
  6. Применение: дневные, вечерние Семейство: древесные, амбровые Ноты: амбра, древесина, магнолия, жасмин, иланг-иланг, лилия, сандал, черный перец, мед
  7. Применение: дневные, вечерние Семейство: ориентальный, цветочный Ноты: амбра, белый мускус, ваниль, миндаль, болгарская роза
  8. Применение: дневные, вечерние Семейство: цветочные Ноты: бергамот, мандарин, розовый перец, роза, миндаль, красные ягоды, пачули, кашемир
  9. Применение: дневные, вечерние Семейство: цветочные Ноты: бергамот, роза
  10. Применение: дневные, вечерние Семейство: цветочные, восточные Ноты: фиалка, иланг-иланг, альдегиды, османтус, жасмин, роза, белая кожа, пачули, мускус, амбра
  11. Применение: дневные, вечерние Семейство: цветочные, пряные Ноты: роза, ваниль, мандарин, ягоды, мускус, грейпфрут, пион, ландыш, черная смородина, мускус
  12. Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь