Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Значение Типикона в нашей Православной Церкви
Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов, Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, “более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистой созерцание”. Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал. Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет “благообразие и по чину”, как заповедал это св. ап. Павел (1 Кор. 14, 40). Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот состав и дух, в которых они были переданы свв. Апостолами. Это живое предание Церкви от времен свв. Апостолов до наших дней. Церковный Устав является охранителем чистоты Православия, стражем Православия. Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом великих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием свв. Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маумского и др. свв. Отцов, их священнодействия, обряды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспитания верующих. При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой. Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан. Не случайно поэтому все священнослужители при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава. Содержание Типикона По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела. Первый отдел делится на три части: 1-я часть “Общая” (1-47 гл.) 2-я часть “Частная” (48-51 гл.) 3-я часть “Дополнительная” (52-60 гл.) Второй, гораздо более краткий отдел Типикона “Храмовые главы” (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками. 59 гл. припевы на 9-й песни. 60 гл. Пасхалия. Монашеские одежды На самом деле черный цвет подрясника, подпоясанного кожаным поясом, - в образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель, - это, по существу, отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В отношении к одеянию духовенства и особенно монашества - цвет совершенного покоя как отсутствия движения страсти, отрешения от всего суетного, от внешней жизни ради сосредоточенности на жизни невидимой, внутренней. Здесь, как нигде, внешнее, видимое - символ внутреннего: мира и покоя сердца в постоянном духовном пребывании с Богом. Конечно, это цель усилий любого верующего, но особенно - монашества, как посвятившего свою жизнь без остатка служению Богу. Одеяние соответствует этому состоянию, напоминают о нем, помогает достичь его, ведь ряса и подрясник[2], являясь образом одежд, которые в земной жизни носил Господь Иисус Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Ему. Длинное одеяние является знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи. От белого духовенства монахов отличает род верхней одежды, обозначающий особенную отрешенность их от мира, - мантия, или палий: длинная, без рукавов, накидка в пол, с застежкой только на вороте, покрывающая собой подрясник и рясу (а значит, руки и ноги монаха, что символизирует отречение его от своей воли). В первохристианские времена мантию носили все христиане - в знак того, что, обратившись к вере, они отреклись от всех званий и чинов в языческой среде. Длинная накидка из самой простой ткани означала отречение от идольского служения и смирение. Со временем она стала принадлежностью одних монашествующих. Свободного покроя мантия развевается, как ангельские крыла, почему и называется «ангельский образ». Мантии монахов, как и их подрясники и рясы, всегда черного цвета. Когда желающего принять на себя монашеский подвиг посвящают в послушники - первую степень монашества, его облачают в рясу и камилавку - головной убор в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, без полей, обшитый черной материей. Камилавка сама по себе не исключительно монашеский убор: для белого духовенства фиолетовая (обычно бархатная) камилавка является наградой. Повседневный головной убор монахов и епископов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, - это клό бук. Он состоит из камилавки и кукуля - черного покрывала, ниспадающего с камилавки на плечи и спину. Клобук известен с давних времен: первоначально он представлял собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом до плеч, который носили на Руси князья и другие знатные люди, мужчины и женщины. Когда клобук стал частью монашеского облачения - неизвестно. Современный его вид греческий. Древнюю, пришедшую с Востока, сферическую, форму сохранил только патриарший клобук. Митрополичьи и патриаршии клобуки белые. Куколь, а по-русски «наметка», в нижней части разделяется на 3 конца. В Греческой Церкви они, вероятно, образовались в связи с древним монашеским обыкновением завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, при ветре, а также в храме на молитве, чтобы при снятии в нужный момент головного убора он, не обременяя рук, оставался висеть на спине. В наше время 3 конца наметки приобрели значение символа Троической благодати, покрывающей помыслы монаха; сам клобук именуется «шлемом надежды спасения» (он действительно похож на древнерусский воинский шлем). Современный монашеский клобук - это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется " шлем надежды спасения", а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает " шлем спасительного упования". Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: " Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фес. 5, 8), и в другом месте: " Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6, 14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при Крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения. На православном Востоке монашеские головные уборы имели иной вид. Там собственно монашеским кукулем считалось только покрывало, надевавшееся поверх шапочки. Нижняя часть того покрывала, спускавшаяся на спину, стала разделяться на три конца. С достоверностью неизвестно, когда и почему покрывало мошеских клобуков стало разделяться на три конца. Русские монахи приняли такую форму кукуля от греческих клобуков во второй половине ХVIII века. В Греческой Церкви в древности эти три конца " наметки", вероятней всего, образовались в связи с обычаем монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, во время ветра, в дороге, а также в храме на молитве, чтобы при снятии головного убора, когда это требуется по Уставу, он, не обременяя рук, оставался висеть на спине. Клобук с кукулем, который двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьими спускается на спину, оказывается очень похож на древний воинский шлем с кольчугой, что делает монашеский головной убор еще более соответствующим словам апостола Павла о " шлеме спасения". В наше время три конца наметки приобрели в основном значение символа Троической благодати, покрывающей главу (то есть помыслы) монаха. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только " наметка" (куколь) у них стали белыми. А клобуки Патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий - на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы. В настоящее время клобук Московского Патриарха на лобной стороне и в концах кукуля имеет образы шестикрылых Серафимов, во всем остальном он подобен клобукам древних русских Патриархов. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В повседневном употреблении монахи, как и белое духовенство, могут носить также скуфью - мягкую складывающуюся шапочку, покрывающую голову до бровей, сшитую из 4 лопастей так, что складки надетой скуфьи образуют над головой знаменье креста. Она также черного цвета. Фиолетовая скуфья для белого духовенства - награда, как и камилавка; обе они были введены в таком качестве в церковное употребление указом императора Павла I в 1797 г. Монашествующие всех степеней носят четки (древнее название - вервица, т. е. веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами), которые им вручаются в чине пострижения. По четкам считают совершенные молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу. В чине пострижения на монаха надеваются также сандалии; в русской традиции это были сапоги, прочные и строгие, - настоящая обувь дальних странствий и путешествий по опасным дебрям. Сейчас монашествующие, как и духовенство, носят современную обувь. Итак, одежда монаха соответствует словам ап. Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 14-17). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы