Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. ГОРОДСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП
ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Период городского язычества (если считать его завершением знаменитый Эдикт о веротерпимости римского императора Константина в начале IV в. н.э.) длился примерно четыре тысячелетия. Он завершается революционным этапом «Осевого времени», дающим начало мировым религиям и философско-этическим учениям их великих Основателей. Именно в лоне городского язычества рождаются и созревают идеи, которые впоследствии лягут в основу новых религиозных систем. Ниже мы сделаем попытку обозначить эти идеи и вкратце проследить этот процесс. 1. Идея личного бога. Божество, с которым можно вступить в личный контакт (обратиться к нему со специальной молитвой, поискать у него сочувствия и поддержки, попросить о помощи) ¾ не могла возникнуть в условиях архаичного племени, где любой ритуал был коллективным, а собственно индивидуальное сознание ещё не проявило себя. Она не могла быть также реализована и в обстановке официального государственного культа: здесь индивид мог быть лишь послушным участником массовых шествий и торжественных ритуальных обрядов. К великим богам лично обращались, как правило, жрецы и цари; прочие смертные могли лишь с благоговением и страхом повторять их священные имена... Но существовала другая сфера: культ домашних божеств. Это были личные боги-покровители, защитники дома, хранители судьбы, к которым можно было обращаться в интимной обстановке, без посторонних глаз, уповая на помощь этих божеств в повседневных, обыденных делах. В домах даже самых скромных жителей Вавилона, Древнего Китая и Древнего Рима стояли домашние алтари, куда домочадцы приносили жертвы своим божествам. По-видимому, в этой обстановке родилась и форма обращения к личному богу: молитва. Считается, что идея личного бога была воплощена в жизнь впервые в Месопотамии, приблизительно в середине II тыс. до н.э. Среди домашних божеств особое значение принадлежит Ламассу, считавшейся личной «мамой» верующего (в момент его зачатия она отождествлялась ¾ «сливалась» ¾ с фактической матерью). Другим личным божеством считался Шеду, олицетворение жизненной силы человека. Важную роль также играл Шуму ¾ бог личного имени. Этим божествам приносились жертвы, им даже писали письма. Вот одна из молитв, текст которой, сквозь века, сохранили для нас письмена месопотамских глиняных табличек: Взываю к тебе, ¾ я, страдающий, изнурённый, измученный твой служитель. Узри меня, о, моя госпожа, прими молитвы! С доверьем взгляни на меня, услышь мольбу! Смилостивись надо мной, и сердце твоё смягчится, Смилостивись над несчастным телом моим, полным тревог и бедствий. Смилостивись над скорбным сердцем моим, полным слёз и рыданий. Смилостивись над предзнаменованиями моими, несчастными, тревожными, беспокойными. Смилостивись над домом моим бессонным, охваченным горьким плачем; Смилостивись над скорбью моей, полной слёз и рыданий. Культ домашних божеств позднее был воспринят в Египте и затем ¾ в античном мире. Особенное значение он приобрёл в странах, где приметой культуры издавна был культ семьи (Древний Китай, Древний Рим). Рим в особенности славился обилием домашних божеств. Это были: маны (духи предков), пенаты (стражи домашних припасов и хранилищ), лары (боги семейных обрядов и семейного порядка). У каждого человека был свой бог-покровитель ¾ гений. К числу наиболее известных домашних богов древних римлян относятся: Янус (бог двери, имевший, соответственно, два лица, обращённое наружу дома и обращённое внутрь) и Веста, богиня домашнего очага, культ которой носил общегосударственный характер: на форуме горел вечный огонь, символизирующий домашний очаг, который должны были поддерживать специальные жрицы-девственницы (весталки). Одним из главных домашних божеств в Риме считался дух почившего главы семьи. После траурной церемонии старший сын покойного поднимал из потухшего погребального костра обгоревшую косточку покойного родителя и торжественно провозглашал: «Мой отец стал богом! » В доме возводился специальный алтарь, возле него читались молитвы и приносились жертвы. Идея личного бога, как мы увидим, была воспринята в дальнейшем так называемыми «религиями Книги» (иудаизм, христианство, ислам). Идея Единого Бога. По мнению некоторых учёных (Э. Лэнг, В. Шмидт) идея Единого Бога существовала изначально и предшествовала всем известным формам религий. С течением времени эта «чистая» вера якобы оказалась забыта; её сменило примитивное многобожие. Эта концепция («прамонотеизм») считается не доказанной; во всяком случае, мы не располагаем достаточным количеством фактов для её подтверждения. Наиболее вероятна версия постепенной кристаллизации этой идеи в лоне первоначальных языческих верований. Дело в том, что концепция Единого Бога требует достаточно зрелого уровня религиозной мысли, что едва ли могло иметь место в доисторических условиях. Идея созревала постепенно, и первым её проявлением было «распределение» языческих богов по значимости. Возникла иерархия божеств, среди которых выделялись земные, атмосферные, небесные; причём небесные, как правило, занимали господствующее положение. В этой иерархии возникли главные, самые могучие и почитаемые божества (по аналогии со старейшинами земледельческих общин). Они были, так сказать, «царями» языческих богов в мифологическом «государстве». В Древнем Китае и Шумере это были божества неба (Тянь, Ан); в Древнем Египте, Японии и государствах доколумбовой Америки ¾ божества солнца, в античных странах ¾ «Громовержец» Зевс (у римлян носивший имя Юпитера), восседающий на горе Олимп. Особо следует отметить ведическую религию Древней Индии, согласно которой весь мир представляет собою манифестацию Верховного Божества (Брахмана). В процессе космической игры Он «выплёскивает» из себя миры. Идеалистический монизм индийцев, не смотря на огромное множество самых разнообразных божеств, сосуществующих друг с другом, самым естественным образом приводит к концепции Перводвигателя Вселенной. Древние египтяне, по всей вероятности, дальше других продвинулись в интуитивном вù дении Единого Божества. В системе их мифов господствовало представление о единой субстанции, из которой состоят все живые существа, включая и богов. Поэтому превращение умершего человека в Озириса, молодого фараона ¾ в бога Гора, Амона ¾ в Ра и т.п. не вызывало у египтян никаких недоумений. Но мало этого: в Египте издавна существовало представление о Верховном Всеобъемлющем Боге. По мнению некоторых египтологов (У. Бадж), в древних египетских религиозных гимнах прямо говорится о существовании Единого Бога. Вот характерные отрывки из таких гимнов: Бог один единственный, и никто другой с Ним не существует; Бог единственный, Который всё сотворил… Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух… Бог изначален, и он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было. Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он ¾ Отец начал… Бог ¾ вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки. Эти эпитеты вполне соответствуют современным богословским определениям таких, например, учений, как иудаизм и ислам. Причём, в рамках древнеегипетских религий, дело не ограничивается текстами гимнов. В истории этой страны был период, когда религия Единого Бога была реально установлена в пределах всего государства. Речь идёт о знаменитой религиозной реформе фараона Аменхотепа IV. То была первая попытка установить культ Единого Бога как официальную религию. Аменхотеп IV, который стал называть себя Эхнатон («угодный Атону»), более 10 лет считался главным жрецом храма единственного бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Но эта религия была ещё во многом искусственной, она не имела корней в народных традициях. После смерти фараона-еретика жрецам Амона-Ра удалось восстановить в Египте многобожие, а имя Эхнатона было предано проклятию. И всё-таки семена монотеистических идей, посеянные религиозными деятелями эпохи городского язычества, не пропали даром: их всходы, обнаружившие себя в первую очередь на Ближнем Востоке, вскоре после начала Новой эры распространились по всему миру. Бог как Творец вселенной В языческой мифологии «главным» богам неоднократно приписывались функции творцов небесных светил, Земли и воды, и всех живых тварей на Земле. Например, древнеегипетский бог Птах, будучи вначале только номовым богом Мемфиса (древней столицы Египта), впоследствии, когда его культ принял общегосударственный характер, сделался в сознании верующих творцом мира. «Задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком», он создал вселенную и всё живое в ней, включая остальных богов. Вавилонский бог Мардук создал землю и небесный свод из тела побеждённой им богини хаоса Тиамат. Индийский бог Брахма в начале каждого цикла жизни творит Вселенную со всем несметным множеством её живых существ: людей, животных, богов и демонов... Но следует отметить, что в древнейших космогониях, как правило, сотворению мира уже предшествует существование некой пра-материи, из вещества которой он создаётся. Идея Бога-Творца впоследствии будет одной из центральных в концепциях мировых религий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы