Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ
Термин «конфессия» подразумевает способ вероисповедания (часто ¾ в рамках одной и той же религии). Исторические условия оформления культа и особенности менталитета того или иного этноса имеют здесь решающее значение. Христианство, как и абсолютное большинство мировых религий, не смотря на борьбу с ересями, не сумело сохранить единство богослужебных традиций. Кроме того, Евангельские тексты допускают в ряде случаев различные толкования, позволяющие сделать акцент на той или иной стороне вероучения. Вот почему исторически христианство сложилось в виде совокупности разных конфессий, отличающихся друг от друга не только деталями ритуала, но и самой догматикой. Православие Само слово «православие» означает ортодоксия, т.е. правильное учение. Исторически православие укрепилось в Византии, ¾ там, где на семи первых вселенских соборах утверждалась и принималась христианская догматика. В Х веке православие, по примеру Византии, приняла Киевская Русь. В настоящее время эта конфессия сохраняется в России, Белоруссии, Украине, Греции, Болгарии, Сербии, Грузии, Румынии, Молдове. С первых шагов своего официального существования православное христианство находилось под эгидой императорской власти: Константин не только своей волей сделал его государственной религией, но и руководил Никейским собором, принявшим основные постулаты Символа веры. В восточной части Римской империи традиция подчинения духовной власти светской полностью сохранилась (в трудах отечественных философов она получила название «цезаропапизм»). Неудивительно поэтому, что сохранение начал православия становится функцией государства. В России, например, в петербургский период её истории, православие превратилось в неотъемлемую часть официальной идеологии самодержавия. Чрезвычайно важен для православия принцип соборности. Для православных термин «кафолический» ¾ вселенский ¾ означает согласие в Истине (а не согласие в подчинении папе, как у латинян). Православию чужд индивидуализм. Иерархи православной Церкви всегда считали, что отдельному человеку Божественное Откровение во всей полноте недоступно. Подлинное восхождение к Божественной Истине мыслится как соборное действо. Православному христианству до некоторой степени присуще свойство интровертности (замкнутости на самом себе). Внешне это сказывается в категорическом неприятии чужих идей; в частности, до сих пор высшее православное священство противится каким бы то ни было экуменическим мероприятиям, придерживаясь не только духа, но и буквы установлений первых вселенских соборов. Догматизм и духовная замкнутость православия делает невыполнимой задачу гибкого приспосабливания к современному культурному и техническому прогрессу. В православном мире нет единого главы Церкви. Главой Вселенской Церкви считается Сам Иисус Христос. Исторически это способствовало децентрализации православия и созданию т.н. поместных церквей. Деятельность этих церквей строится на началах автокефалии — самостоятельного возглавления национальных православных общин. Сохраняя общие основания веры, они были самостоятельны в кадровых и других важнейших вопросах. Наиболее авторитетной среди них долгое время считалась Константинопольская православная Церковь, глава которой считался Вселенским патриархом. Это положение изменилось вскоре после гибели Византии. В мировоззренческом плане православие делает акцент на воскресении и Втором пришествии Христа (эсхатологической стороне христианства). Главный праздник — Пасха. Ключевая тема здесь — путь к духовному и телесному воссоединению с Богом (обожение плоти ). Отсюда склонность к мистико-экстатическим переживаниям. Мистическая традиция существовала в своё время и в Византии («исихасты»), и в России (старчество). Богословие в православии сводится только к систематическому изложению основ вероучения и экзегетике (толкованию священных текстов). Преобладает нравственное (практическое) богословие. К философским спекуляциям на темы Св. Троицы православная Церковь всегда относилась насторожённо и неодобрительно. В частности, возникшая на рубеже веков русская религиозная философия была расценена Церковью как «светское» богословие и фактически не оказала никакого влияния на религиозную практику. По мнению православного священства, главное в православии — таинство, мистическое переживание единства с Христом. Любое теоретизирование по этому поводу не только излишне, но вредит делу личного спасения. Православное богослужение имеет свои специфические особенности, которые не затрагивают основ вероучения. К этим особенностям, в частности, относятся: трёхперстное (справа налево) крестное знамение; запрет на использование музыкальных инструментов (вся музыка исполняется хором a capella); молитвенное предстояние ¾ как правило, перед иконой (а не перед скульптурными изображениями, как у католиков); богослужение производится на церковнославянском языке; Пасха и Рождество празднуются на 13 дней позже, чем у католиков; во время причастия используется квасной хлеб, практикуется поклонение мощам (останкам святых) и т.д. Православные верующие считают, что их вера по духу ближе к первоначальному христианству, чем все остальные христианские конфессии где-либо в мире. Католицизм Кафолический в переводе с греческого значит «вселенский». Рим, где проповедовал сам апостол Пётр, уже во II веке н.э. становится виднейшим в Европе христианским центром. Второй Вселенский собор (381 г.) закрепил за Римским епископом почётное первое место в списке иерархов. После разделения Римской империи оказалось, что светская власть в Западной его части (Риме) — слабее, чем в восточной (Византии). Это позволило Римской Церкви принимать самое активное участие в делах политической власти, поскольку на первых порах верховная светская власть не могла составить ей конкуренцию. Стремление к власти, по крайней мере, на протяжении всего средневековья, было как нельзя более свойственно верховному католическому клиру. Когда Халкидонский собор (451 г.) попытался уравнять в правах Римский и Константинопольский епископат, Римская курия возмутилась и вступила в борьбу за своё право первенства. После падения Рима (476 г.) в западной части бывшей Римской империи было разрушено всё, кроме церквей. Священство полностью сохранило свои привилегии, и Римская Церковь объективно оказалась в очень выгодном положении. С этого времени в Римской Церкви стала крепнуть идея, что духовная власть естественным образом влечёт за собой светскую, и что Церковь, как имеющая власть непосредственно от Бога, одна только может вручать её светским правителям. В конце 9 века Папа Иоанн VIII провозгласил право Церкви не только короновать, но и лишать корон светских властителей. На рубеже V и VI вв., вслед за Египтом и Антиохией, на Западе начинает формироваться монашеское движение. Здесь оно предпочитало коллективные формы общежития, с ориентацией на хозяйственную деятельность. Позже появляется орденское монашество: там уже происходила специализация по направлениям деятельности. Папы поддерживали монашество, и оно превратилось в стойкую опору их власти. К 10 в. Византия была сильно ослаблена экспансией ислама и сопротивлением славян. Это поставило под угрозу позиции православия на Востоке Европы. В то же время на позиции католической Церкви на Западе усилились. Ключевую роль здесь сыграла империя франков. Папский престол оказался связан с интересами именно этой империи. Получилось двоевластие: реальной власти императоров противостояла формальная власть пап. Но именно франкские короли дали папам светскую власть в Италии (755 г.); они же помогли Римской Церкви распространить своё влияние на все земли, завоёванные франкскими королями. В 1054 г., как уже говорилось, произошла т.н. «великая схизма» — официальное размежевание Православной и Католической церквей. Очень скоро размежевание приняло характер открытой вражды (что и привело впоследствии к варварскому разграблению Константинополя войсками западных рыцарей во время 4-го крестового похода). Светская власть на Западе Европы, конечно, не могла вечно мириться с абсолютной гегемонией папского двора. Укрепление Германской империи открывает историю борьбы церковной власти и светских феодалов. Феодалы присвоили себе право светской инвеституры, т.е. утверждение духовного лица в должности (в сане епископа или аббата). Они также покушались на церковные земли. Их амбиции вызывали сопротивление церковного клира. Клирики, с другой стороны, торговали своими должностями, вели далеко небезупречную жизнь, были алчны и малограмотны. Это подрывало авторитет их власти. Борьба духовной и светской власти в католическом мире, начиная с XI в., стала всё чаще принимать форму открытого вооружённого противостояния. Наиболее остро этот конфликт проявил себя во время знаменитой войны между папой Григорием VII и императором Генрихом IV. Дело дошло до провозглашения «антипап», ¾ то есть, альтернативных фигур на посту главы католической Церкви, действующих одновременно в разных странах. В 1014 г. папа Бенедикт VIII добавил в 8-й пункт Символа веры «филиокве» (изменение догмата, согласно которому Св. Дух должен исходить не только от Отца, но и от Сына). В конце концов, Римский папа был провозглашён наместником Христа на Земле. В 16 в., эпоху великих географических открытий, в христианство обращаются все новооткрытые земли. В частности, благодаря действиям испанских и португальских миссионеров, весь юг американского континента становится католическим, и духовная власть папского Рима неимоверно возрастает. Но в эту же эпоху происходит и резкое ослабление абсолютной власти католической Церкви в самой Европе, благодаря двум событиям: Реформации на Севере Европы и Возрождению на Юге. Крестовые походы (инициаторами которых были, опять-таки, высшие иерархи католической Церкви) способствовали повороту жизни на Западе к торговле, новым ценностям, «духу авантюризма», предприимчивости, к рационализму. Церковь усиленно сопротивлялась новым веяниям. Некоторые крестовые походы были направлены на усмирение еретиков (особенно безжалостным и кровавым оно было на Юге Франции). Для борьбы с колдовством и ересями был учреждён специальный церковный трибунал ¾ инквизиция. Началась «охота на ведьм», сопровождавшаяся массовым истреблением людей, подозреваемых в колдовстве. В 11 — 15 вв. западная Церковь разрабатывает и догматизирует учение о спасении на основе концепции сверхдолжных заслуг (Церковь своей властью может сократить срок пребывания в чистилище и даже вовсе от него избавить за счёт «избытка» заслуг праведников перед Богом). Повсюду продавались специальные грамоты ¾ индульгенции, где, благодаря «сверхдолжным заслугам», отпускались грехи любому, кто мог купить эти грамоты. Отпущение грехов послужило предметом торговли, что, конечно, означало полную профанацию одного из главных церковных таинств. Всё это, вместе взятое, не могло не привести католическую Церковь к серьёзному кризису. В результате на севере Европы католическое священство потеряло все свои владения, а двумя столетиями позже, во Франции, в годы Великой Революции, Церковь столкнулась с угрозой полного уничтожения. Всем этим угрозам папский двор вынужден был сопротивляться, ¾ и он делал это, по мере возможности. В первую очередь было необходимо противостоять натиску религиозной Реформации, вылившейся, после бунта Мартина Лютера, в 30-летнюю религиозную войну. Реформация вынудила Церковь поднять дисциплину, утвердить свои принципы и усилить пропагандисткий аппарат (с этой целью был создан орден иезуитов). Тридентский собор (1545 — 1563) объявил протестантизм ересью; церковное предание — равным по авторитетности Писанию; закрепил догмат о чистилище; регламентировал и унифицировал все литургические правила; объявил цензуру на книги («вредные» книги сжигали на площадях ¾ среди них были, например, научные труды Коперника); латынь была объявлена единственным богодухновенным языком, был принят догмат о непогрешимости папы в делах веры. Катастрофа в годы Великой французской революции заставила Церковь перейти к более гибкой политике. На Втором Ватиканском соборе (1962 — 1965) верх взяли сторонники обновления католицизма. Высший папский клир признал принцип свободы вероисповедания, отделение Церкви от государства и школы от Церкви, коллегиальные методы управления Церковью, упрощение литургии, снятие вины с иудеев за распятие Христа; был отменён индекс запрещённых книг. Сейчас католическая Церковь — одна из самых веротерпимых и компромиссных в мире. * * * Католицизм как конфессия имеет свои особенности в догматике, церковной организации и богослужении. Вот краткий перечень этих особенностей: ¾ Католическое священство имеет единого главу, коим является Римский папа, избираемый пожизненно конклавом (собранием) кардиналов. ¾ В католической Церкви важную роль играет церковное право (особенность, унаследованная со времён Римской империи). ¾ В символе веры у католиков добавлено «…и от сына» (филиокве). ¾ Добавлен также догмат о чистилище, где души усопших какое-то время проводят прежде, чем отправиться в рай, и догмат о непорочном зачатии Девы Марии (принят в 1854 г.). Ни того, ни другого нет в правослвии. ¾ Католическое духовенство обязано соблюдать обет безбрачия (целибат). В православии это правило касается только монашества. ¾ Конфирмация (миропомазание) совершается епископом над детьми и подростками 7 ¾ 12 лет. В православной традиции оно совершается сразу при крещении. ¾ Важнейшим праздником для католиков является Рождество. ¾ В богослужении используется латинский язык. Существуют также некоторые частные особенности в обрядах богослужения (пресный хлеб для причастия, отдельное помещение для исповеди, крестное знамение ¾ слева направо ладонью, в литургии используется орган, верующие католики, в отличие от православных, сидят во время службы и т.д.). В настоящее время католицизм является самой влиятельной в мире христианской конфессией (около миллиарда верующих). Помимо стран Западной Европы, он распространён в странах Латинской Америки, в Австралии, странах Прибалтики. Существуют также католические миссии и общины верующих практически во всех странах Земного шара. Протестантизм Этот вариант христианства, в отличие от православия и католицизма, не представляет единой системы верований: существует около 100 различных направлений и сект, у каждой из которых ¾ собственные религиозные традиции и собственная мировоззренческая позиция. Говорить придётся лишь о тех особенностях, которые являются (в разной степени) общими для большинства этих направлений. Сама идея протестантизма (т.е. отделения христианских общин от власти Рима, связанное с изменением идеологии, мировосприятия и тотальной ревизией церковной обрядности) существовала задолго до революции Лютера. Ещё в 14 в. в Англии профессор Оксфордского университета Джон Виклиф выступил с требованием реформы Церкви. В начале 15 в. в Чехии с аналогичными идеями реформ выступил ректор Пражского университета Ян Гус. Он выступал против торговли индульгенциями, против распущенности нравов высшего католического духовенства, против разросшегося церковного землевладения. Богослужение он рекомендовал проводить не на латыни, а на родном языке. Идеи этих реформаторов в те времена ещё не могли пробить себе дорогу, но «брожение умов» уже началось. 16 век был веком активных реформаторских движений, коренным образом изменивших христианский мир на Севере Европы. Начало было положено в Германии просвещённым монахом, доктором богословия Мартином Лютером. В 1517 г. он прибил к воротам Виттенбергской церкви 95 тезисов, осуждающих практику индульгенций. Эти тезисы объединили различные сословия в Германии в борьбе за религиозную и национальную независимость от папской власти. Лютер разработал основы новой теологии и перевёл Библию на немецкий язык. Поднятое Лютером протестантское движение послужило примером для последующих религиозных реформаторов в других странах Европы, виднейшими из которых были Ульрих Цвингли (священник городского собора в Цюрихе, Швейцария) и француз Жан Кальвин. Книга Кальвина «Наставления в христианской вере», где представлены систематические изложения протестантских постулатов, послужила основой для одного из направлений новой веры, получившего наименование кальвинизма. Реформаторское движение породило ответную реакцию католической церкви, вошедшую в Историю под именем контрреформации. Последовали три десятилетия религиозных войн, в результате которых протестантизм окончательно утвердился в Англии, Швеции, Швейцарии, Голландии, Бельгии, частично в Германии (позже в США и Канаде). Основные принципы протестантизма: ¾ «Оправдание верой» (а не «добрыми делами» и, тем более, не покупкой индульгенций). ¾ Между верующим и Богом не должно быть посредников. Роль священства сведена к минимуму (в некоторых общинах, например, у баптистов, институт Церкви ликвидирован полностью). ¾ Принцип «всеобщего священства»: люди равны в религиозных делах, каждый имеет право проповеди. ¾ Идея «дешёвой Церкви»: Церковь не должна практиковать пышные, дорогостоящие обряды. ¾ Из таинств остаётся лишь причастие и крещение, причём, крещение в сознательном возрасте, а причастие — лишь как символический обряд. ¾ Принцип абсолютного ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ. С этим связана роль человека в протестантской идеологии: человек — испорченное существо, не способное собственными силами прийти к спасению. Всё решает Бог. ¾ Отвергается институт монашества. ¾ Трудовая этика: основными симптомами избранности к спасению, наряду с верой, являются продуктивность труда и деловой успех. Труд для протестанта — не результат проклятия, наложенного Богом на Адама за его грех, а священная обязанность человека. Богатство — не результат стяжания, а свидетельство Божьего благоволения. Надо работать, накапливать, и при этом вести аскетическую жизнь. ¾ Национальный язык богослужения. ¾ Отвергнуто учение о благодати, молитва за умерших, поклонение святым, почитание мощей и икон. ¾ Утверждён абсолютный авторитет Священного Писания, в противовес Преданию. Новый Завет ¾ единственный священный текст, на котором зиждется протестантский культ. Контрольные вопросы 1. Как называются три основные христианские конфессии? 2. Назовите известные Вам страны, где преобладающей конфессией являются католицизм, православие, либо одна из форм протестантизма. 3. Какое дополнение внесли католики в символ христианской веры? 4. Каким было отношение Церкви к государственной власти в православии и католицизме? 5. Какую связь имеет индульгенция с концепцией сверхдолжных заслуг, существовавшей в католицизме? 6. С какой целью был созван Тридентский собор? 7. Как протестанты относились к труду и к идее накопления? 8. Почему главным праздником в православии является Пасха? 9. В чём состоит идея предопределения для протестантов?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 3655; Нарушение авторского права страницы