Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Существует путь к прекращению страдания.
Эти четыре кратких тезиса, составляющие основу буддийского канона, нуждаются хотя бы в кратком комментарии. Страдание не случайно становится центральной темой проповедей Будды: оно было, по сути дела, его первым откровением. Не забудем, что царевич Сиддхарта, волею судеб, был поставлен в такие условия, что участь человека на Земле была ему открыта внезапно ¾ и во всей её страшной правде. Оказалось, что не только человек, но и любое другое живое существо не может избежать страданий! Страдание стало для Гаутамы фундаментальной истиной земного существования. Вот почему задача спасения была той главной проблемой, которую во что бы то ни стало стремился разрешить сын царя, ставший странствующим отшельником. Причина страданий была установлена им, вероятно, не вдруг, но с полной достоверностью. Это было желание во всех его проявлениях: желание любви, успеха, славы, удовольствий; мечты, надежды, ожидания… В конце концов, привязанность к самой жизни, ¾ слепая сила, увлекающее всё живое в омут сансары, ¾ она также была причиной страданий. Благодаря неутолённым желаниям человек вовлекался в круг бесконечных перевоплощений, способных привести его лишь к повторению ужасного опыта страданий. Прекращение страданий ¾ это и есть нирвана, ¾ состояние сознания, в котором без следа исчезают проблемы обыденной жизни. Это был реальный духовный опыт самого Будды. Достигший нирваны навсегда выходит из «колеса сансары» ¾ дурной бесконечности повторных воплощений. Путь к прекращению страданий ¾ знаменитый «восьмеричный путь», в деталях разработанный поколениями буддийских Учителей. Это: ¾ правильная вера (понимание 4-х благородных истин); ¾ правильная решимость (реализовать до конца учение Будды, идти предписанным путём); ¾ правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, сквернословия); ¾ правильное поведение (воздержание от воровства, разврата, пьянства; также ахимса ¾ непричинение вреда ничему живому); ¾ правильный образ жизни (отказ от профессий, связанных с неправильным поведением); ¾ правильное усердие (настойчивость в занятиях духовной практикой); ¾ правильные помыслы (полная поглощённость главной целью); ¾ правильное созерцание (достижение нирваны). К основным постулатам буддизма относится также анатмавада. Её суть ¾ в том, что буддисты не признают атмана (души). Для них личность человека не является единой сутью, а состоит из некоторого числа психофизических элементов ¾ дхарм. Дхармы не рождаются и не умирают, число их бесконечно. Структурно упорядоченное соединение этих элементов образует личность. Каждая дхарма появляется лишь на мгновение; в следующий момент возникает другая дхарма, причинно связанная с предыдущей. Таким образом, личность есть континуум постоянно меняющихся психофизических состояний. Следовательно, реинкарнация рассматривается в буддизме не как «переселение душ», а как возобновление деятельности определённого комплекса дхарм. В первые века существования буддизма главной целью последователей Будды было достижение состояния нирваны, и все их усилия сводились к тому, чтобы выработать психотехнику, пригодную для достижения этой цели. Неудивительно, что в буддийском учении почти не затрагиваются вопросы метафизики и космогонии: в центре внимания всегда был психический опыт. Концепция Верховного Божества также отсутствует в раннем буддизме, тем более, что сам Будда по этому поводу хранил молчание. В приписываемых ему текстах сутр нет никакого упоминания о Боге. Всё внимание буддийской философии обращено на трансформацию сознания. Психологизм, таким образом, составляет самую суть этой религии. В буддизме особое место отводится понятию кармы. Ибо карма ¾ единственный «виновник» повторных воплощений. Согласно буддийскому канону, мир изменяется только под влиянием закона кармы (а не по прихоти богов), ¾ сами боги, как и люди, подчинены этому закону. Буддийскими священными текстами являются сутры, которые до сих пор преподносятся верующим как проповеди и наставления самого Будды. Главным каноническим сборником сутр считается священная книга Трипитака («тройная корзина»). В основе этих наставлений ¾ уставы монашеских общин, морально-этические правила поведения, а также миропонимание с точки зрения буддийской философии. Следует заметить, что единого текстового канона в буддизме нет; разные школы буддизма берут за основу разные тексты, подчас противоречащие друг другу. В этих условиях чрезвычайно важной тенденцией буддийской мысли является стремление придерживаться некоей серединной позиции между крайними взглядами. Ещё одна особенность буддизма ¾ его стихийный демократизм (здесь он находился в явной оппозиции к иерархичности и кастовому принципу брахманизма). На пути к освобождению ¾ мокше ¾ все люди оказывались равны. Путь нравственного усовершенствования мог избрать любой, и успешное продвижение по этому пути зависело не от принадлежности к той или иной варне, а от личного усердия и настойчивости в достижении поставленной цели. За две тысячи лет существования этой религии учение Будды претерпело значительную трансформацию. Обычно различают пять разновидностей буддизма: тхеравада или хинаяна («узкая колесница»); махаяна («широкая колесница»); вадржаяна («алмазная колесница»); ламаизм (синкретический вариант буддизма, существующий на Тибете, в Монголии, Туве, Калмыкии и Бурятии) а также дальневосточная модификация буддизма ¾ чань (в Японии дзэн ). О ламаизме, не представляющем собою цельного и оригинального учения, мы здесь говорить не будем, а ЧАНЬ-буддизм будет предметом нашего обсуждения в следующем разделе. Буддизм тхеравады был ранней формой этой религии; в основных своих чертах он сохранился на Цейлоне, в Тайланде, Бирме и Камбодже. Культивировать тхераваду могла только монашеская община ¾ сангха, отсюда название ¾ «узкая колесница». Достижение нирваны было по силам лишь человеку, принявшему монашеский обет. Другие верующие должны были хотя бы в течение одного-двух лет пройти школу монастырской жизни. Профессиональные монахи ставили перед собой конкретную цель: достижение нирваны. Тот, кто достигал этого состояния, получал звание архата и почитался в ранге святого. В буддизме тхеравады Будда не считался божеством, но лишь высочайшим Учителем. Первыми последователями Будды были странствующие аскеты («бхикшу»). Они собирали милостыню, вели благочестивые беседы и упражнялись в искусстве медитации. На местах захоронений самых знаменитых аскетов ставились памятные сооружения ¾ ступы (куполообразные, лишённые внутреннего пространства строения со шпилем наверху). Вблизи этих ступ постепенно возникали монастыри, а странники-бхикшу, со временем, превратились в проживающих в этих монастырях монахов. В конце концов, монастыри сделались главной, и, по существу, единственной формой организации буддизма, не связанного ни с какой церковной структурой. Там переписывались священные тексты, создавались библиотеки. Буддийские монастыри были не только религиозными, но также воспитательными и просветительскими учреждениями. Махаяна ¾ более позднее учение. Его появление связывают с Четвёртым буддийским собором (2-й в. н.э.), созванным по инициативе кушанского царя Канишки. На этом соборе был оформлен раскол между приверженцами традиционного направления и сторонниками нового течения (махаяны), возглавляемого буддийским монахом Нагарджуной. Основная тенденция махаяны ¾ привлечь к учению, кроме самих монахов, широкие массы людей. Это означало превращение буддизма в близкую и понятную всем людям религию. Соответственно, главное внимание буддизм махаяны уделяет этике, ритуалам и жертвоприношениям. Обретение нирваны сделалось далёкой целью, достижимой лишь в будущих воплощениях. Одним из главных объектов поклонения в буддизме Махаяны становятся святые подвижники ¾ бодисатвы. Считается, что бодисатва практически достиг нирваны, но он не уходит окончательно в нирваническое небытие: он жертвует своим спасением и остаётся вместе с людьми, чтобы помочь им освободиться от оков сансары. Бодисатвы достигают огромной мощи, сопоставимой с языческими богами. Некоторые из бодисатв дают обет оставаться в этом несовершенном мире до тех пор, пока не будут спасены все живые существа. Спасение всех возможно потому, что каждый из живущих потенциально обладает «природой Будды», дело лишь в том, чтобы обнаружить в себе эту природу и очистить её от заблуждений, свойственных неведению. Философия махаяны вводит в употребление термин «дхармовое тело Будды» ( дхармакая ). Дхармакая есть истинная реальность, которая вечно и невозмутимо пребывает за обманчивой призрачностью форм: сущность, имеющая лишь собственную природу, не порождённая никакими иными причинами. Таким образом, махаяна фактически приходит к концепции Абсолюта. Что касается самого Будды, он становится частью сакральной мифологии и практически обожествляется. Именно «природа Будды» считается проявлением и олицетворением дхармакаи. Отныне в монастырях создаются статуи Будды, сидящего в позе лотоса с таинственной улыбкой на устах (знак достижения нирваны). Они служат объектами ритуального поклонения. В культовую практику, кроме того, включаются местные языческие божества. Был также введён культ Майтрейи ¾ грядущего будды-освободителя. В буддизме махаяны была также разработана ¾ впервые в Индии ¾ концепция о рае и аде. Райское блаженство, равно как и муки ада, предназначались в рамках махаяны, всем существам, включая и богов, но пребывание в аду считалось временным и было лишь передышкой перед очередным кармическим перерождением. Уже в первые века нашей эры эта форма буддизма (а также её модификация ¾ ламаизм) проникла в Среднюю Азию, Китай, Корею, Непал, Тибет и Монголию. Именно буддизм махаяны способствовал его превращению в мировую религию. На территории современной России буддизм исповедуется, главным образом, в трёх регионах: Туве, Калмыкии и Бурятии. Если говорить о буддизме вадржаяны, то его описание требует специального анализа, который мы здесь проводить не будем ввиду узкой специфики самого этого направления. Скажем лишь о главном: адепты варджаяны считают, что достижение нирваны возможно уже в данном воплощении. Соответственно, они ставят перед собой именно эту цель и достигают её с помощью детально разработанной, изощрённой психотехники. Буддизм этого направления (так называемый «тантрический» буддизм) распространён, главным образом, в уединённых монастырях Тибета. Контрольные вопросы 1. Каковы главные особенности индийской религиозной традиции? 2. Что обозначают термины: лила, карма, кальпа, сансара, мокша, майя, ахимса, реинкарнация, авидья, медитация, пранаяма? 3. Что такое йога и каковы её главные разновидности? 4. Что такое Веды? Какова их структура? 5. Что собой представляют четыре варны? 6. Какое значение имеет идея тримурти в индуизме? 7. Назовите и прокомментируйте четыре благородных истины в учении Будды. 8. Что такое буддизм тхеравады? 9. Каковы особенности буддизма махаяны? 10. Каково значение терминов архат, бодисатва, анатмавада, бхикшу, сангха, дхармакая? 11. В каких странах существует буддизм?
Тема 10. РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы