Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности индийской религиозной мысли



Индия, которую принято считать «духовной родиной человечества», породила не только одну из самых ранних мировых религий (буддизм), но и великое множество самых разнообразных религиозных традиций, в которых, однако, легко просматривается общая основа. С глубокой древности на полуострове Индостан жили дравидийские племена, а во II тыс. до н.э. с севера сюда стали проникать племена ариев. Каждое племя имело свои традиции, свои верования, поклонялось своим божествам. Богатейшая природа полуострова располагала к поклонению многим сотням духов и языческих божеств, «населявших» горы, реки и тропические леса. Религиозные традиции Индостана мы, однако же, никак не можем считать примитивным язычеством. В этих традициях есть черты, которые позволяют нам, в истории религии народов мира, отвести Индии особое, уникальное место. Вот как об этом пишет индийский философ Сарвепалли Радхакришнан:

«Безопасная жизнь, богатство природных ресурсов, свобода от тревог, отрешённость от житейских забот, отсутствие тирании практического интереса стимулировали духовную жизнь Индии, вследствие чего мы находим ещё на заре её истории беспокойство духа, любовь к мудрости и влечение к более здравым занятиям ума.»

Вследствие этого в индийской религиозной культуре, развивавшейся веками, сформировались следующие особенности:

1. Массовый характер духовного подвижничества. В средневековой Индии глава семьи после 50-ти лет передавал «бразды правления» старшему сыну и уходил в лес, в уединение. Там он целиком посвящал себя размышлению, созерцанию и поискам духовной Истины. Среди этих лесных аскетов появлялись фигуры выдающихся мудрецов, обогащавших индийскую духовную традицию новыми идеями. Вот почему в религиозной практике Индии нет догматизма ¾ она до сих пор находится в движении и развитии, и вот почему определить, например, индуизм сводом раз навсегда утверждённых догматов и правил не представляется возможным.

2. Интроспективная тенденция. Духовное око индийца сосредоточено, как правило, не на внешнем мире, не на «объектах», а на внутреннем Я. Соответственно, высшую Истину он склонен искать не за пределами Небес, а в глубинах собственного духа. В связи с этим, особым вниманием в духовной культуре Индии пользуется психология и этика. Религиозная мысль здесь идёт совершенно иным путём, нежели это принято на рациональном Западе. Индийская традиция никогда не удовлетворялась абстрактными теориями и метафизическими спекуляциями. Главную роль всегда играла духовная практика: внутреннее преображение человека. Если западная мысль берёт за исходную точку обыденное состояние сознания, то в Индии главной задачей считается поиск изменённых, высших состояний сознания (это убедительно демонстрирует йогическая и буддийская психотехника).

3. В основе миросозерцания индийцев лежит идея имманентного Бога, сотворившего вселенную из Самого Себя. В начале каждого цикла творения Он «выплёскивает» неисчислимые миры с мириадами живых существ: животных, людей, духов, «малых» богов. Целью создания вселенной является « лила » ¾ космическая игра Бога с Его творениями. Монистический идеализм индийцев подразумевает, что ВСЯ природа ¾ божественна. Что же касается человека, то самосознающий центр его души ¾ атман ¾ по своей сути тождествен Абсолюту ( Брахману ). АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН ¾ вот формула монистического идеализма индийцев.

Изначальная связь человеческой души с Божественным сокрыта от обыденного сознания. Такого рода неведение, заблуждение профанического ума называется авидья. Цель духовной практики ¾ уничтожить авидью, раскрыть истинную природу Я, тождественную Абсолюту. Таким образом, в индийской духовной традиции наличествует гармония между Богом и человеком (тогда как для западной мысли более характерно их полярное противопоставление). Пропасть, существующая, например, в иудаизме между человеком и трансцендентным Богом, для индуса не имеет значения. Бог есть всё, и человеку следует лишь возвыситься для познания этой истины в глубинах своего духа.

4. Иллюзорность относительного мира. Истинный центр сознания и самого бытия ¾ Абсолют ¾ рассматривается как нечто единое, неизменное. Напротив, весь видимый мир ¾ переменчив, он состоит из частностей и противоположностей, он всегда в движении. «Время, пространство, причина, эти основные категории мира опыта, внутренне противоречивы, ¾ указывает С. Радхакришнан. ¾ Они лишь относительные понятия, зависящие от своих составных частей. Они не обладают реальным существованием». Мир, который мы называем реальным, т.е. всё, воспринимаемое органами чувств, рассматривается индусами как « майя » (иллюзия). Чтобы отождествить своё сознание с подлинной Реальностью (Абсолютом), человеку следует разорвать обманчивое покрывало майи, выйти за пределы относительного и иллюзорного, в том числе ¾ и за пределы своего эго, составляющего часть майи. Освобождение от груза заблуждений и иллюзий ¾ « мокша » ¾ является настоящей целью духовного подвижника.

5. В основе индийских религиозных воззрений лежит представление о реинкарнации ¾ переселении душ. Согласно этой идее, сознание живого существа после смерти, спустя какой-то промежуток времени, переселяется в другую телесную оболочку. Условия жизни в новом теле целиком определяются поступками в прошлой жизни. Эта причинно-следственная связь между действиями человека и характером его будущей судьбы у индусов именуется кармой (на санскрите ¾ действие). Именно карма принуждает душу человека возвращаться после смерти в новое тело. Круговорот рождений и смертей ¾ « сансара » ¾ определяет, согласно верованиям, не только новую телесную оболочку, но и социальный статус воплотившегося.

6. Кастовая структура социума. Издревле население Индии было разделено на четыре варны (сословия): брахманы (священнослужители), кшатрии (аристократы, администраторы, воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги, рабы). Представители первых трёх варн считались «дваждырождёнными»: второе рождение (духовное) они могли получить в результате специальной практики, которой можно было научиться у почитаемого духовного учителя ¾ гуру.

Итак, принадлежность к определённому сословию для индийца определяется его кармой. Вот почему пребывание в низшей варне (или, хуже того, в касте «неприкасаемых»), индийцы не считают социальной несправедливостью: это просто означает, что в предыдущих воплощениях человек «заработал» себе плохую карму. Именно этим, в частности, объясняется отсутствие в истории Индии революций, имеющих целью исправление «социальной несправедливости»: в центре внимания всегда было индивидуальное спасение (освобождение от кармы и, как результат, достижение мокши).

7. Духовная практика. Всё вышесказанное логически приводит к тому, что для индийца подлинная религиозная вера связана с идеей внутреннего преображения, идеей самотрансформации. Как уже говорилось, путь к этой цели обеспечивает систематическая духовная практика. За тысячи лет экспериментов и поисков индийские духовные учителя накопили достаточно большое число методов духовной практики, в т.ч. всевозможные правила йоги (так здесь называется наука духовного преображения). Наиболее популярными среди них являются: медитация (безмысленное созерцание), чтение мантр (молитвенных формул) и пранаяма (искусство управления дыханием).

Основные разновидности этой практики ¾ карма-йога (йога действия); джняна-йога (йога знания); бхакти-йога (йога любви) и раджа-йога («королевская» йога, преображающая энергетику тела), практиковались в Индии издавна и впервые стали известны на Западе благодаря просветительской миссии знаменитого духовного подвижника начала прошлого столетия, Свами Вивекананды.

Индуизм

Конгломерат верований, обозначаемых словом индуизм, не имеет ни единой мифологии, ни единой догматики. Эта религия, охватывающая страны Южной Азии (в основном, Индию и Непал), происходит от древней системы культовых практик, существовавших, с одной стороны, среди дравидов (коренных жителей Индостана), и с другой ¾ у вторгшихся с севера арийских племён. Религиозная система, сложившаяся в результате синтеза этих верований, получила название БРАХМАНИЗМ, в виду исключительной роли в ней специальной касты жрецов-брахманов, руководивших обрядами жертвоприношений. Множество божеств в брахманистской традиции разделялись на земных, атмосферных и небесных. Главными считались: Митра, солнечный бог, связанный с идеей договора; Варуна, царь богов, олицетворение истины и справедливости; Индра, бог грома и молнии; Агни, бог огня.

Поразительным является тот факт, что некоторые древнейшие боги Индии были, в сущности, олицетворением не природных стихий, а психических проявлений человека или даже абстрактных принципов: Шаддха (вера), Манью (гнев), Кама (желание), « Несвязанность », « Безграничность »… Уже одно это обстоятельство указывает на особое внимание индийской мысли к психологии и спиритуальной философии.

Размышления о сущности Божественного, о роли человека в Игре космических сил, в сочетании с практикой жертвенного ритуала, породили огромное множество священных текстов, называемых Ведами. Среди них древнейшими являются четыре: РИГВЕДА (сборник мифологических и гимнических текстов); САМАВЕДА (сборник песнопений), ЯДЖУРВЕДА (заклинания, сопровождавшие ритуалы жертвоприношений), АТХАРВАВЕДА (тексты, связанные с лечебной магией). Позднее к этим текстам прибавляются новые, образующие следующий этап религиозно-философской мысли индийских духовных подвижников: БРАХМАНЫ (комментарии к Ведам), АРАНЬЯКИ («лесные книги»), УПАНИШАДЫ (дословно ¾ «у ног учителя). Они были созданы безымянными духовными учителями, лесными отшельниками-аскетами. В первые века н.э., в дополнение к этой литературе, возникают колоссальные по размерам эпические тексты, в числе которых ¾ РАМАЯНА и МАХАБХАРАТА. Одна из частей Махабхараты ¾ Бхагаватгита («Божественная песнь») считается в Индии наиболее популярной. В среде правоверных индуистов её роль не менее важна, чем Евангелие для христиан.

В целом Веды, это поистине необъятное собрание священных текстов, ¾ считаются в Индии главным источником мудрости, философских и духовных откровений. Не случайно индуизм полностью сохранил преемственность в использовании этих текстов, снабдив их пространными комментариями.

Как религиозный комплекс индуизм сформировался в борьбе с конкурирующими религиями (в первую очередь с буддизмом). Из хаоса древнего многобожия в его лоне постепенно кристаллизуется культ трёх главных божеств (« Тримурти »).

Первый из них ¾ БРАХМА, творец Вселенной, высшее божество. Один из его эпитетов ¾ Праджапати («владыка сущего»). Бытие сотворённого мира, вплоть до его разрушения, составляет «день Брахмы», и состоит из тысячи «больших веков» (маха-юг). Каждая маха-юга делится на четыре: крита-юга, трета-юга, двапара-юга и, наконец, кали-юга ¾ «железный век», означающий кризисное состояние Вселенной. После конца «дня Брахмы» проявленный мир исчезает. Наступает «ночь Брахмы», ¾ Его священный сон, во время которого Вселенная может существовать лишь в виде астрального хаоса. «День Брахмы» и «ночь Брахмы» по совокупности составляют кальпу ¾ один из бесконечно повторяющихся циклов бытия.

Следующий в триаде бог ВИШНУ ¾ хранитель мироздания. Почитание Вишну (вишнуизм) образует отдельное направление в системе индуистких верований. Во всех своих проявлениях Вишну олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. Это божество предстаёт во множестве обликов ¾ от неописуемого Абсолюта до личностного Бога, отношения с которым строятся на основе любви (бхакти). Вишну неоднократно являлся в мир в виде своих воплощений. Каждое такое воплощение (аватара) связано с определёнными мифами. Наиболее известными аватарами считаются Рама и Кришна. Подвиги Рамы послужили тематической основой для эпоса «Рамаяна». Что касается Кришны, ¾ его значение для верующих неимоверно велико. В Бхагаватгите он выступает как верховный личностный Бог. Во второй половине 20 в. культ Кришны преобразовался в отдельную религию (распространившуюся вскоре во многих странах мира) ¾ кришнаизм.

Третье божество тримурти, ШИВА, традиционно считается богом-разрушителем, но его сфера деятельности гораздо шире: он олицетворяет не только разрушительные, но и созидательные силы природы. В частности, с ним связан культ мужского животворящего начала. В храмах, посвящённых богу Шиве, стоят каменные столбы¾ лингамы (фаллические фетиши). В шиваистких храмах лингаму обычно поклоняются женщины, страдающие от бесплодия. Шива эманирует свою божественную энергию («шакти») с помощью ритуального танца. Имя Шакти носит одна из его жён; культ Шакти связан с культурой половой любви, известной в Индии с древнейших времён. Другая ¾ разрушительная ¾ ипостась Шивы связана с богиней Кали, повелевающей демонами, насылающей болезни и катастрофы. Почитание культа Шивы ¾ шиваизм ¾ образует другое массовое направление в индуизме.

Что касается Брахмы ¾ его почитание по своему значению намного уступает культам Шивы и Вишну. Он считается богом далёкой древности, функции которого уже выполнены. В Индии существует большое количество храмов, посвящённое триаде этих главных божеств, их аватарам и связанным с ними второстепенным божествам. Верующие и паломники, стекающиеся в праздничные дни в эти храмы со всех концов страны, вот уже много веков поддерживают силой и искренностью своей веры этот неимоверно сложный и разветвлённый культовый комплекс.

Буддизм

Буддизм, одна из первых в Истории мировых религий, возник в Индии как учение, альтернативное брахманизму. Он зародился в 6 в. до н.э. и, постепенно распространяясь по всей стране, стал, в конце концов, государственной религией при царе Ашоке (3 в. до н.э.), а когда Индия сделалась частью Кушанской империи ¾ перешагнул границы полуострова. Распространившись далее на север и на юго-восток, он проник в Непал, Камбоджу, Бирму, Таиланд, Лаос, Китай, Тибет, Монголию, Японию. Примерно в 10 в. н.э., в силу разных причин (в основном, благодаря успешной конкуренции со стороны индуизма и экспансии ислама) эта религия исчезает из Индии, но завоёвывает прочные позиции на обширных пространствах Юго-Восточной Азии.

Основатель буддизма, царевич Сиддхарта Гаутама (его также называли Шакьямуни ¾ «мудрец из племени шакьев»), был исторической личностью. Тем не менее, историки вынуждены пользоваться лишь легендарными вариантами его жизнеописания. Согласно самой распространённой легенде, он родился в царской семье в городе Капилавасту. Присутствовавший в это время во дворце тибетский монах Асита Девала предсказал, что когда Сиддхарта впервые увидит больного, нищего и мертвеца, он навсегда покинет родной дом.

Венценосный отец Сиддхарты, помня об этом предсказании, окружил принца всесторонней заботой и роскошью. Он запретил кому бы то ни было рассказывать принцу о несчастьях людей и позаботился о том, чтобы царевича не выпускали за пределы дворца. Так Сиддхарта дожил до 29 лет, будучи уверенным, что на всей остальной земле, так же, как во дворце его царственных родителей, царит изобилие и вечная радость. Но когда однажды, с помощью слуги, он всё-таки смог покинуть этот оазис искусственно созданного рая, ему встретился покрытый язвами прокажённый, нищий старик и похоронная процессия. Так был развеян многолетний обман.

Царевич до такой степени был потрясён увиденным, что навсегда покинул дворец. Он сделался нищим странником. Смысл жизни был для него отныне потерян. Теперь Сиддхарта был занят поисками Истины, которая могла бы вернуть ему утраченное душевное равновесие. Сначала он пытался обращаться к брахманам, храмовым жрецам, но, кроме привычной ритуальной практики они ничего не могли ему предложить. Тогда он удалился в лес, к мудрым отшельникам, отрешённым от мира и предававшимся уединённым размышлениям. От них он воспринял правила аскезы и приёмы эзотерической психотехники. Но их отрешённость, их безразличие к судьбам всех остальных людей не могли удовлетворить его. Наконец, до крайности истощив себя суровым воздержанием, сидя под деревом Боддхи, он почувствовал, что все страсти, все мысли и все желания покинули его, и даже само желание избавить себя от страданий перестало для него существовать… В эту самую минуту откровение, наконец, его посетило: он вошёл в неописуемое состояние сознания (позже оно будет названо нирваной), где царил абсолютный покой пустоты, где зло мира не имело ни силы, ни власти, где не было и тени страдания. Теперь он понял, что спасение к нему пришло, что он первый нашёл реальный путь к нему, и что теперь его долг ¾ помочь всем страждущим стать на этот путь.

С этого дня Сиддхарта Гаутама, получивший прозвище Будда («пробуждённый»), начал проповедовать новое учение. У него появились ученики и соратники, образовавшие первую буддийскую монашескую общину.

Учение Будды, с течением столетий, было развито его многочисленными последователями. Буддизм превратился в глубоко разработанное религиозно-философское учение, ¾ точнее, в некую совокупность культовых практик и философских доктрин, предлагающих разные пути к одной и той же вершине: реализации духовного опыта Будды. Прежде чем говорить об этих направлениях, обратимся к базовым постулатам буддизма.

Идейным фундаментом этого учения служат так называемые «четыре благородных истины»:

Существует страдание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь