Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Официальное руководство «Gold's Gym»Стр 1 из 12Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ Благодарности.......................................................................................................................... 6 Введение.................................................................................................................................... 7 Глава 1. Начинаем................................................................................................................ 10 Глава 2. Ваши первые тренировки..................................................................................... 22 Глава 3. Питание.................................................................................................................. 51 Глава 4. Упражнения среднего уровня для мышц груди................................................. 64 Глава 5. Упражнения среднего уровня для плечевого пояса.......................................... 81 Глава 6. Упражнения среднего уровня для мышц спины и шеи.................................. 101 Глава 7. Упражнения среднего уровня для бицепсов, трицепсов и мышц предплечья............................................................................................. 117 Глава 8. Упражнения среднего уровня для ног.............................................................. 144 Глава 9. Упражнения среднего уровня для брюшного пресса...................................... 161 Глава 10. Упражнения для сердечно-сосудистой системы.............................................. 176 Глава 11. Ментальные аспекты культуризма.................................................................... 180 Глава 12. Подготовка к соревнованиям............................................................................. 185 БЛАГОДАРНОСТИ Эта книга была разработана и выпущена «Mountain Lion, Inc.» - издательством, которое специализируется на выпуске книг по фитнесу, спорту, а также справочников универсальной тематики. Для выпуска своих книг данное издательство привлекает специалистов разных областей. Далее следует список тех, кто внес вклад в создание этой книги; всем им мы говорим «спасибо». • Марку Вайнштейну, редактору «McGraw-Hill Trade», чьи советы и предложения способствовали продвижению этого проекта на различных его стадиях. • Эдду Паудерли, старшему вице-президенту «Product Licensing of Gold's Gym International», который внес значительный вклад в формулирование общего содержания книги, в том числе в отношении общей концепции и фотографий. • Морин Бэбкок из «Gold's Gym», которая собрала и прислала нам соответствующее снаряжение «Gold's Gym» для наших моделей.
• Кену Стрикленду, бывшему старшине ВВС США и менеджеру филиала «Gold's Gym», расположенного в пригороде Прин-стона, штат Нью-Джерси, который организовал и координировал наши фотосессии. (Кен управляет своим тренажерным залом с заразительным энтузиазмом.) • Рэнди и Бонии Ви, владельцам и руководителям образцового, получившего призы тренажерного зала «Gold's Gym» в Прин-стоне, а также их сотрудникам. • Джону Монтелеоне и Вики Руссо из «Mountain Lion, Inc.», которые сопровождали этот проект с момента его планирования до завершения рукописи и изготовления фотографий. • Эду Хаусрайту, который написал текст. • Барри Хевенсу, фотографу, который профессионально выполнил все фотоснимки. • Эвери Стивенсон и Майку Мартину, звездам сети тренажерных залов «Gold's Gym», которые искусно продемонстрировали все упражнения из программы тренировок для начинающих культуристов. Моим родителям, поддерживающим меня во всех моих начинаниях, и моему сыну, доставляющему мне неописуемую радость ВВЕДЕНИЕ Культуризм прошел большой путь. Посмотрите на фотографии культуристов-чемпионов 1940-1950-х гг. и сравните их с сегодняшними чемпионами. Разница огромная. Мышцы сегодняшних ведущих культуристов гораздо больше, рельефнее и симметричнее, чем у их предшественников. Во многих отношениях сегодня наступил золотой век культуризма. Все большее число людей благодаря прогрессу в области методов тренировок и питания могут достичь крепкого телосложения, которое раньше казалось недостижимым. Однако построить великолепное тело не так просто. Для этого по-прежнему нужны целеустремленность, упорство и терпение; авторитетное руководство - набор проверенных принципов тренировки - может оказать существенную помощь на этом пути. Знаменитым культуристам прошлого, в том числе и легендарному Арнольду Шварценеггеру, для наращивания мышц часто приходилось прибегать к методу проб и ошибок. Они экспериментировали с разными способами тренировок и подходами к питанию, не будучи до конца уверены в том, что именно сработает. Сегодня начинающие культуристы могут извлечь пользу из уроков своих предшественников и добиться лучших результатов за меньшее время. Эта книга поможет вам разбудить свои спящие мышцы и видоизменить свое телосложение, используя последние знания в этой области и самые продвинутые методы. Сеть тренажерных залов «Gold's Gym» остается бесспорным лидером в области культуризма вот уже почти 40 лет, с момента открытия первого тренажерного зала в городе Венис, штат Калифорния, в 1965 г. Этот ныне знаменитый зал в 60-70-х гг. стал меккой для лучших в мире культуристов. В этом зале в 1976 г. проходили съемки фильма «Качая железо», который открыл мир культуризма для широкой публики. Сегодня сеть «Gold's Gym» насчитывает более 500 тренажерных залов по всему миру. Рядом с вашим домом, возможно, тоже есть один из таких залов. Давайте говорить начистоту. Мы не обещаем вам мгновенных чудес. Это руководство для начинающих культуристов не сделает из 50-килограммового слабака или из дряблого лежебоки чемпиона мира по культуризму за 30 дней, как обещают некоторые книги и рекламируемые препараты. Мы не даем грандиозных, нереалистичных обещаний. Данная книга предлагает разумный, систематичный и безопасный подход к раскрытию вашего мышечного потенциала 8 ВВЕДЕНИЕ
с помощью силовых упражнений. В нашей стране - да и по всему миру - за последние десятилетия произошла революция в области оздоровления собственного тела. Миллионы людей бегают трусцой, ездят на велосипеде, плавают, занимаются аэробикой, тяжелой атлетикой и другими видами спорта. Мы одобряем всевозможные способы, с помощью которых люди сохраняют свою спортивную форму. Однако культуризм уникален и нуждается в точном определении. Тот, кто время от времени ходит в тренажерный зал и немного занимается там тяжелой атлетикой для поддержания общей физической формы, не является культуристом. Массивные мужчины с огромными животами, принимающие участие в соревнованиях по поднятию тяжестей, тоже не являются культуристами. Суть культуризма в том, чтобы развивать и формировать свои мышцы, начиная с больших и кончая малыми, с головы до пят. Его цель в том, чтобы постепенно изваять свое тело и устранить любые бросающиеся в глаза изъяны. Культуристы достигают поразительной силы, но они, возможно, не смогут выиграть турнир по культуризму, если им будут противостоять первоклассные атлеты. Культуристов заботит их внешний вид. Они хотят добиться самого мускулистого, самого пропорционального телосложения, при этом не обязательно демонстрируя чудеса выдающейся силы. Когда некоторые люди думают о культуризме, им на ум приходят телерепортажи с соревнований, на которых участники для демонстрации своих мышц намазываются маслом, а затем позируют перед судьями, оценивающими телосложение атлетов, выискивая малейшие недостатки. Это похоже на конкурс красоты - выигрывает лучшее тело. Сегодня в мире существует бесчисленное количество профессиональных и любительских турниров для мужчин и женщин. Одни люди приходят в культуризм для того, чтобы участвовать в соревнованиях и выигрывать желанные титулы. У других нет ни малейшего желания демонстрировать свое тело на сцене. Их привлекают другие преимущества культуризма. Например, культуризм может помочь удалить жир с тех мест, где его не должно быть (с живота и бедер), и одновременно нарастить мышцы там, где им место (плечи, грудь и руки). Вы в буквальном смысле можете видоизменить свое тело. Одежда будет сидеть на вас лучше. У вас появится больше энергии. Вы будете чувствовать себя бодрее, недомогания отступят. Станете более уверенными в себе. А возможно, даже улучшите свою сексуальную жизнь! Старея, мы постоянно теряем мышечную массу; начиная с 25-летнего возраста большинство людей теряют около двухсот граммов мышц в год. Культуризм может обратить этот процесс вспять. На самом деле он может помочь вам наращивать мышцы, по мере того как вы стареете. А это довольно привлекательное предложение. Никогда не поздно начать укреплять и формировать свои мышцы. Многие ведущие культуристы начали заниматься силовыми тренировками в раннем подростковом возрасте. Это, пожалуй, самое лучшее время, потому что вы развиваете мышцы по мере того, как взрослеет ваше тело. Однако есть множество культуристов, которые приступили к серьезным си- ВВЕДЕНИЕ 9
ловым тренировкам лишь в позднем подростковом возрасте или даже тогда, когда им было уже за двадцать. На самом деле вы можете начать заниматься культуризмом и в тридцать, и в сорок лет и добиться при этом отличных результатов. По правде говоря, некоторые пожилые люди - те, которым шестьдесят, семьдесят лет, - впервые приступив к поднятию тяжестей, обнаруживают в себе обновленную силу и энергичность. Силовые тренировки помогут укрепить вашу иммунную систему, ваши кости, улучшить работу сердца и легких, ощутить себя бодрым и молодым. Одним из привлекательных моментов культуризма является то, что им можно заниматься так долго, как пожелаешь. Вы можете начать тренироваться, затем посмотреть на себя в зеркало в футболке и шортах и решить, что вам больше не нужно наращивать мышцы. Тогда вашей целью станет поддержание набранной формы - и это отлично. Или же вы можете испытать ни с чем не сравнимое наслаждение от культуризма, которое заставит вас стремиться к все более выдающимся результатам. Вы захотите более крупных мышц, лучшей рельефности, большей симметричности - больше, больше и больше! Многие из лучших в мире культуристов никогда не думали, что их настолько увлекут тренировки, что они достигнут вершин в этом виде спорта. Кто знает - может быть, вы тоже об этом не догадываетесь! Данная книга предназначена для всех, кто делает первые шаги в культуризме - независимо от их устремлений. Дело в том, что всем нужно знать основы тренировок, такие, как правильный подъем веса, выбор нужных упражнений и оптимальное количе- ство повторов и подходов. Без хорошей базы вы, скорее всего, получите травму или достигнете лишь посредственных результатов. В этом случае легко впасть в уныние и бросить занятия. Одна из наших целей - дать вам мотивацию для тренировок и поддерживать ее. Поэтому мы призываем вас придерживаться разумного подхода к тренировкам. Удачи вам в ваших первых шагах в культуризме. Помните о том, что данная книга не предназначена для того, чтобы, однажды прочитав ее, положить на полку. Относитесь к ней как к справочнику, как к руководству, которое приведет вас от начального уровня культуризма к его среднему уровню. Не удивляйтесь, если ваш прогресс будет казаться вам медленным, а временами даже возникнет ощущение, будто его нет вовсе. У всех ведущих культуристов бывают моменты слабости, когда они подвергают сомнению свои методы и даже свое желание заниматься этим видом спорта. Но самые великие из культуристов не останавливаются и видоизменяют свои тренировки до тех пор, пока снова не появляется прогресс и к ним не возвращается энтузиазм. Мы надеемся, эта книга даст вам знания и уверенность, нужные для того, чтобы проанализировать свои тренировки и время от времени вносить в них необходимые изменения. Постепенно вы научитесь тренироваться в соответствии с потребностью своего тела, чувствовать, что работает на вас, а что нет. Не существует идеального режима тренировок, подходящего всем. Слушайте свое тело. Культуризм, если им заниматься правильно, должен быть индивидуальным. ГЛАВА 1 НАЧИНАЕМ Я не знаю, почему я выбрал культуризм; я просто любил его. Я полюбил его с первого мгновения, когда мои пальцы обхватили штангу и я почувствовал решимость и возбуждение оттого, что подниму эти тяжелые стальные пластины над головой. Арнольд Шварценеггер, семикратный «Мистер Олимпия» Прежде чем мы продолжим, давайте скорректируем представления о культуризме, которые существуют уже многие годы. Истина состоит в том, что: культуризм, если им правильно заниматься, не сделает вас неуклюжим или чересчур мускул истым. В последние годы тренеры часто не советуют спортсменам поднимать тяжести. Они боятся, что крупные мускулы сделают спортсменов массивными и медлительными, а не проворными и быстрыми. Некоторые атлеты почувствовали пользу силовых тренировок, но часто вынуждены заниматься поднятием тяжестей без ведома своего тренера. Однако постепенно тренеры практически во всех видах спорта осознают пользу развития мышц. Возьмем, к примеру, бейсбол. По гармоничности телосложения лучшие игроки не уступят многим культуристам. Однако всего несколько десятилетий назад у лучших бейсболистов часто были тощие, невыразительные тела. Постепенно в бейсболе, равно как и в других видах спорта, стало распространяться мнение о том, что соответствующие силовые тренировки могут улучшить - а не ухудшить - гибкость и скорость. К тому же они способствовали выносливости и продлению спортивного века атлетов. Среди неспортсменов, однако, еще остаются люди, которые думают, что культуристы настолько массивны и мускулисты, что не могут даже наклониться и завязать шнурки на своей обуви. Это неправда! Флекс Уиллер, один из ведущих современных культуристов, на помосте садится на полный шпагат. Шпагат обычно ассоциируется с крошечными малолетними гимнастками, НАЧИНАЕМ
наделенными невероятной гибкостью. А Уиллер имеет рост больше ста восьмидесяти сантиметров и весит в своей оптимальной форме свыше ста килограммов. И при этом он такой же гибкий, как и они. Поэтому тем, кто говорит: «Я не хочу поднимать тяжести, потому что боюсь стать слишком массивным», - мы отвечаем: «Поищите другую отговорку». Женщины особенно часто боятся, что. начав всерьез заниматься поднятием тяжестей, они станут слишком массивными и мужеподобными. Им не хочется выглядеть женской версией Арнольда Шварценеггера. На самом деле существует очень небольшая вероятность того, что женщина когда-нибудь сможет стать похожей на мужчину-культуриста, как бы она ни старалась. Некоторые женщины, это правда, вышли за рамки женственности со своими массивными формами, но это исключение, а не правило, и многие из них для увеличения мускулатуры использовали потенциально опасные препараты. Женщины просто не обладают генетическими данными, необходимыми для того, чтобы накачать такую мускулатуру, как у мужчин. Большинство женщин начинают заниматься культуризмом для того, чтобы тонизировать, привести в форму и укрепить свое тело, а не для того, чтобы максимально накачать мышцы. От культуризма женщины часто получают такое же удовлетворение, как и мужчины, правда, по другим причинам. Они обнаруживают, что этот вид спорта гораздо лучше помогает им поддерживать свой вес на нужной отметке, чем диеты, а также добиться стройной, грациозной фигуры. Женщины, занимающиеся тяжелой атлетикой, сегодня воспринимаются вполне серьезно, и их уже не считают «белыми воронами». Как и мужчины, они участвуют в престижных соревнованиях по культуризму, проходящих по всему миру. Многие известные киноактрисы, готовясь к серьезным ролям, занимались силовыми упражнениями и таким образом увеличивали популярность женского культуризма. В результате сегодня женщины могут тренироваться практически в любом тренажерном зале, не испытывая при этом неловкости. На самом деле некоторые из известнейших в мире культуристов тренируются бок о бок с коллегами-женщинами. Равенство полов пришло и в спортивный зал. И для мужчин, и для женщин очень важно начать занятия культуризмом правильно. Многие недооценивают требования и нюансы, присущие поднятию тяжестей. Они хотят ухватить штангу, начать яростно тренироваться, пытаясь наверстать годы бездействия, и обрести нужную форму - прямо сейчас! Существуют правильные и неправильные способы приступать к занятиям культуризмом. Если вы не научитесь правильно поднимать вес, то можете серьезно повредить спину, колени или плечи -да практически любую часть тела. Чтобы научиться комфортно поднимать штангу и гантели (свободный вес), потребуется какое-то время. Навороченные тренажеры, имеющиеся сегодня в атлетических залах, использовать легче, но, как и свободные веса, они могут быть опасны, если пользоваться ими неправильно. Вот самый лучший совет: начинайте медленно. Осваивая правильную технику ГЛАВА 1
поднятия тяжестей, используйте поначалу легкие веса. Никогда не сгибайтесь в поясе и не задействуйте при поднятии веса спину. В противном случае вы рискуете заработать растяжение спины, а возможно, и хроническую боль в спине. Вместо этого сгибайте ноги в коленях и медленно приседайте, держа спину ровно. Затем возьмите вес и постепенно вставайте. Теперь вы готовы начать упражнение. Всегда поднимайте вес плавно, осторожно и ритмично. Начав поднимать штангу или гантели, никогда не делайте быстрых, резких движений, не раскачивайте тело взад-вперед. Не пытайтесь поразить зрителей, демонстрируя им, насколько большой вес вы можете поднять. Правильные движения с весом гораздо важнее. Если вы попытаетесь поднять слишком тяжелый вес, ваши мышцы пострадают и вы не добьетесь высоких результатов. Относитесь к культуризму, как к марафону, а не как к спринтерскому забегу. Стремитесь к постепенному прогрессу, а не к мгновенным чудесам. Ключом к успехам в культуризме служит изолирование определенных мышц и работа с ними до изнеможения. После тренировки мышцы восстанавливаются и со временем становятся сильнее и крупнее. Различные силовые упражнения предназначены для работы с различными мышцами. Если во время упражнения вы задействуете все свое тело, вы распыляете усилия и не сосредоточиваете их на определенной мышце. В результате эта мышца получает очень мало пользы от упражнения. Гораздо лучше тренироваться несколько раз в неделю в течение короткого времени, чем один раз в течение многих часов. По- сле длительной тренировки вы, возможно, будете чувствовать себя настолько разбитым и уставшим, что вам понадобится время на восстановление сил. В этом случае вы можете потерять все то, чего смогли достичь. Будьте терпеливы. Будьте благоразумны. Чтобы создать свою систему тренировок, следуйте советам данной книги. Если с самого начала вы приобретете хорошие привычки, они останутся с вами навсегда. Вот еще один важный вопрос, о котором стоит подумать, когда вы начинаете заниматься культуризмом: ключевую роль в вашей способности построить мускулистое телосложение играет генетическая наследственность. Любой, кто тренируется правильно, со временем может добиться выдающихся результатов - но не каждый может стать чемпионом по культуризму. Это кажется несправедливым, но некоторые люди рождаются с генетическими способностями, которые благоприятствуют достижению крупного телосложения. Эти люди подчас тренируются меньше остальных, однако они добиваются значительно более выдающихся результатов. Прежде чем приступить к серьезным тренировкам, вы должны реалистично оценить свое телосложение. Чтобы добиться успеха в культуризме, не обязательно быть мускулистым от природы, но если это так - вы в выгодном положении. Специалисты выделяют три основных типа телосложения. Каждый человек более или менее соответствует одной из этих категорий. Попробуйте определить, какое из данных ниже описаний лучше всего соответствует вашему телосложению. НАЧИНАЕМ
• Эктоморфы от природы имеют тонкое, жилистое тело с небольшим количеством жировых отложений. У них обычно небольшие мышцы. • Эндоморфы - крупные и «рыхловатые» от природы, у них много жира. Они сильнее эктоморфов, но их мышцы не развиты и не рельефны. • Мезоморфы не тощие и не толстые. У них от природы привлекательное телосложение, и их мышцы быстро реагируют на тренировки. Большинство выдающихся культуристов относятся как раз к этой категории. Помните о том, что никто не является эктоморформ, эндоморфом или мезомор-фом в чистом виде. Большинство из нас совмещают в себе все три типа, хотя какой-то один из них преобладает. Почему это важно? Тип вашего тела диктует тот тип тренировок, которого вам следует придерживаться, и часто предсказывает результаты, которых вы достигнете. Например, эктоморфу не надо беспокоиться о похудении, но ему (или ей), возможно, придется постараться для того, чтобы развить и сохранить большие мышцы. Не падайте духом, если вы эктоморф. Некоторые великие культуристы имели такой же тип телосложения. Просто поймите: если вы худой от природы, для достижения своих целей вам, возможно, придется больше тренироваться. Эндоморфы, с другой стороны, могут постоянно бороться с проблемой избыточного веса. Однако их природная тучность может быть и преимуществом. При правильной тренировке они могут пробудить мышцы, спрятанные под жиром, и развить их до огромных раз- меров. Многие выдающиеся культуристы были эндоморфами. Больше всего повезло мезоморфам. Обычно им не приходится сражаться с лишним весом или яростно тренироваться, для того чтобы сохранить наращенные мышцы. Они способны к быстрому, внушительному накачиванию мышц сразу же после начала серьезных тренировок. Некоторые ведущие культуристы, принадлежащие к мезоморфному типу, выигрывали серьезные титулы всего через несколько лет после того, как они пришли в культуризм. Однако не думайте, что мезоморфам все дается легко. Как и эктоморфам с эндоморфами, им нужно интенсивно тренироваться неделю за неделей, месяц за месяцем и год за годом, для того чтобы достичь выдающихся результатов. Роль упорства и напряженного труда на тренировках в культуризме невозможно переоценить. Эти качества так же важны - если не важнее, - чем тип вашего тела. В любом деле люди с огромным желанием чего-то достичь превосходят тех, кто способнее их от природы. Это верно и в отношении культуризма. Если вы будете придерживаться режима регулярных тренировок и упорно тренироваться, то обязательно добьетесь приличных результатов. Упорный труд очень важен. Некоторым людям нравится ходить в тренажерный зал, но они не работают там по-настоящему упорно. Им нравится пообщаться, посмотреться в зеркало или постоять у фонтанчика с водой. Если они провели час в тренажерном зале, им кажется, что они отлично потренировались. Это не так. Время, проведенное в зале, необязательно пропорционально полученным 14 ГЛАВА 1
результатам. Да, некоторые элитные культуристы известны тем, что тренируются по четыре-пять часов подряд, но обычно в этом нет необходимости. Есть гораздо больше великих культуристов, которые тренируются в зале всего один-два часа, но они знают, как выжать максимум из каждой минуты тренировки. Они не тратят время на чепуху. Ведущий культурист Майк Матараццо говорит: «Моя тренировка напоминает поединок боксеров. Сделай свою работу и убирайся. В противном случае ты теряешь мотивацию и энергию. В зале я не очень галантен». Одна из лучших культуристок Мерил Эртанк соглашается с ним. «Как только я вхожу в зал, я сразу же приступаю к тренировке, - говорит она. Я не разговариваю ни с кем, кроме своего тренера. Моя единственная цель - это сконцентрироваться на тренировке и завершить ее эффективно». Из-за различий в интенсивности тренировок трудно сказать, как долго вам следует тренироваться. Тридцать минут? Сорок пять? Час? Если вы начнете с 45-минутных тренировок трижды в неделю, то, скорее всего, добьетесь хорошего прогресса. Это позволит вам поработать со всеми основными группами мышц и определить, «легко» или «тяжело» вы набираете мышечную массу. Некоторые люди из-за типа своего тела видят результаты тренировок быстрее, чем другие. Они набирают мышечную массу «легко». Начав с непродолжительных тренировок, вы также сможете выяснить для себя, действительно ли вам нравится поднимать тяжести. Вы не станете великим культуристом, если будете ходить в тренажерный зал нехотя. Необходимо испытывать симпатию или даже любовь к силовым тренировкам, для того чтобы изваять себе фантастическое телосложение. Культуристы, которые оставили свой след в истории этого вида спорта, не уклонялись от посещения тренажерного зала. Для них проблемой было не перетренироваться - они тренировались настолько часто, что не давали своему телу времени на восстановление. Мы поговорим о перетренировке далее, но для некоторых культуристов это действительно является большой проблемой. Вы должны помнить, что правильный отдых и восстановление важны для достижения успехов. А пока не беспокойтесь о перетренировке. Сосредоточьтесь на том, чтобы научиться правильно поднимать вес и почувствовать себя комфортно с различными отягощениями. Если же перетренировка станет для вас проблемой, вы разберетесь с ней позже. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРИЗМА Сто лет назад термина «культурист» не существовало. Тогда людей, которые демонстрировали свои мускулы на публике, называли силачами. Силачи, популярные в конце XIX в., специализировались на демонстрации огромной силы, а не на развитии образцово-показательного тела. В странствующих цирках часто были силачи, которые показывали разнообразные трюки, поражавшие зрителей. Их подвиги впечатляли, но их телосложение оставляло желать лучшего. Многие из них были обрюзгшими, НАЧИНАЕМ
имели избыточный вес, большие животы и нерельефные мышцы. Короче говоря, их никогда бы не перепутали с сегодняшними культуристами. Человек по имени Юджин Сэндоу начал менять представление о силачах. Он тоже мог демонстрировать чудеса силы, но у него была отличная фигура, практически без лишнего жира, - в отличие от других силачей того времени. В зените своей популярности, в 1890-х гг., Сэндоу путешествовал по стране и позировал для зрителей, часто прикрываясь лишь фиговым листком. Людей заинтриговало его необычное, внушительное телосложение. Когда стало известно, что он тренируется с отягощениями, продажи штанг взлетели вверх. После того как Сэндоу достиг известности, другие силачи также начали пробовать качать свои мышцы. В 1903 г. в нью-йоркском Мэдисон-сквер Гарден прошел первый турнир по культуризму, который назывался «Идеально сложенный мужчина». Победитель унес с собой ошеломляющую (по тем временам) сумму в 1000 долларов. Этот турнир стал проводиться ежегодно, и его участники постоянно совершенствовали свое телосложение. В 1921 г. победителем стал итальянский иммигрант Анжело Сицилиано, который
Термины для тренировки Разогретость: слегка болезненное, но приятное ощущение, которое появляется в мышцах в конце напряженного упражнения. Мышечный отказ: состояние, при котором ваши мышцы настолько устают, что вы не в силах выполнить еще один повтор. Накачка: значительное расширение мышцы после выполнения интенсивного упражнения до того, как мышца возвращается к своему нормальному размеру. Повтор: каждый отдельный цикл движений в данном упражнении. Количество повторов - это количество законченных движений в упражнении. Рельефный: термин для обозначения выпирающей мышцы. Культуристы стараются иметь рельефные мышцы, то есть развить мышцы, которые выпирают на фоне других мышц. Режим: последовательность упражнений, составляющих тренировку. Ваш режим, или распорядок, со временем будет варьироваться по мере того, как вы будете добиваться прогресса и сосредоточиваться на работе с различными мышцами. Подход: блок повторений. Например, если вы выполняете восемь повторов одного упражнения, это один подход. Если после этого вы делаете еще восемь повторов того же упражнения, это два подхода по восемь повторов. Помощник (страхующий): человек, который стоит рядом с вами во время упражнения, для того чтобы в случае необходимости помочь вам. Страхующий может помочь вам выполнить один или два последних повтора, когда ваши мышцы уже устали. Он может также взять у вас штангу, если вы попытались поднять слишком большой вес. Партнер по тренировкам: человек, с которым вы постоянно тренируетесь вместе. У многих культуристов есть постоянные партнеры по тренировкам. Партнеры стимулируют их проводить тренировки более интенсивно. Партнеры также могут служить помощниками. Венозность: вены и артерии, четко выступающие под кожей на хорошо развитом теле культуриста. По мере того как тело человека становится более рельефным, на его руках, груди, ногах и других участках тела начинают выступать вены. 16 ГЛАВА 1
позже сменил имя на Чарлз Атлас. Он был гением маркетинга и разработал программу тренировок под названием «Динамическое напряжение» для подростков и молодежи - и продавал ее через журналы и книги комиксов. В знаменитых рекламных объявлениях Чарлза Атласа мускулистый хулиган на пляже бросает песок в лицо тощему, жалкому парнишке и уводит его девушку, Разозленный «50-килограммовый слабак» заказывает тренировочную программу Атласа. Довольно быстро он накачивает себе объемные мышцы и возвращается на пляж, чтобы сразиться с хулиганом и отвоевать свою девушку. Звучит банально, но этот рекламный трюк сработал! Атлас заработал на нем миллионы. По иронии судьбы Атлас развил свое тело, используя традиционные силовые методы, в то время как программа, продаваемая «50-килограммовому слабаку», была основана на статических упражнениях для укрепления мышц. Эта система имеет свои преимущества, но она не столь эффективна, как поднятие тяжестей. И тем не менее Чарлз Атлас способствовал популяризации культуризма. Современная эра культуризма началась в 1960-х гг. Лэрри Скотт, симпатичный калифорниец, выиграл первые два соревнования за титул «Мистер Олимпия», проводившиеся в 1965 и 1966 гг. Он не был особенно высоким или массивным по сегодняшним стандартам, но он накачал самые большие бицепсы, которые кто-либо видел на соревнованиях, - почти 50 см в окружности. Скотт понял, что ничто так не впечатляет в культуристе, как огромный набор «банок», или бицепсов. Он приду- мал специальную наклонную скамью для выполнения сгибов - стандартных упражнений для бицепсов. Сегодня это оборудование называют «скамьей Скотта», или «пасторской скамьей». Скотт стал первым в череде культуристов, которые привлекли внимание общественности. Одним из самых известных был Дэйв Дрейпер, по прозвищу Белокурый Бомбардир. Как и Скотт, он был родом из Калифорнии и имел внешность кинозвезды. К тому времени журналы для культуристов уже стали популярны, и Дрейпер красовался на их обложках чаще, чем любой другой культурист. Он выиграл престижный турнир «Мистер Америка» в 1965 г., а в 1966 г. завоевал звание «Мистер Вселенная». Следующей суперзвездой культуризма стал Серджио Олива, уроженец Кубы, сбежавший в Соединенные Штаты во время соревнований по культуризму. За свое внушительное телосложение он получил прозвище Миф. Он доминировал в культуризме в середине - конце 1960-х гг., выигрывая титул «Мистер Олимпия» с 1967 по 1969 г. У Оливы были огромные плечи, грудь шириной 150 см (выдающийся результат даже сегодня) и талия окружностью всего около 75 см. В довершение к этому у Оливы был свирепый, устрашающий взгляд, которым он запугивал своих конкурентов на соревнованиях. Олива был образцом для культуристов, до тех пор пока на сцену в конце 1960-х не вышел Арнольд Шварценеггер. У Шварценеггера, иммигрировавшего в США из Австрии, было самое совершенное телосложение, которое кто-либо видел, и к тому же он был наделен харизмой. Швар- НАЧИНАЕМ 17 ценеггер больше, чем какой-либо другой культурист, способствовал популярности этого вида спорта и помог превратить ведущих культуристов в знаменитостей. Арнольд принимал участие в широко известном документальном фильме 1976 г. под названием «Качая железо». В этом фильме было показано, как Шварценеггер и несколько других культуристов готовились к турниру «Мистер Олимпия» 1975 г. Шварценеггер воодушевил и будущего великого культуриста Лу Ферриньо. Он был даже крупнее Шварценеггера, весил 130 кг при росте 192, 5 см. Ферриньо выиграл все три главных титула в конце 1970-х - «Мистер Америка», «Мистер Олимпия» и «Мистер Вселенная», - прежде чем последовал за Арнольдом в шоу-бизнес. После Ферриньо ведущие культуристы становились еще массивнее и красивее. И сегодня, благодаря постоянным успехам в области методов тренировок и питания, они обладают более стройным и симметричным, чем когда-либо до этого, телосложением. Обычному наблюдателю практически невозможно найти слабые места у сегодняшних ведущих культуристов. В результате соревнования по культуризму проходят в атмосфере чрезвычайно острой конкуренции. Когда остановится прогресс? В свое время ведущие культуристы весили около 100 кг. Сегодня их вес приближается к 150 кг. Вы, возможно, не захотите столько весить, даже если бы и смогли - но вы можете воспользоваться знаниями культуристов мирового класса для того, чтобы создать себе то тело, которое вы всегда хотели иметь. Оцените свое желание, наметьте цели -и вперед! Не сравнивайте себя с другими культуристами. Вы соревнуетесь прежде всего с самим собой. АЗЫ КУЛЬТУРИЗМА Прежде чем приступать к поднятию тяжестей (силовым тренировкам), вам нужно задать себе два основных вопроса: 1. Где мне следует тренироваться? 2. Следует ли мне тренироваться одному или с партнером? Сегодня хорошие тренажерные залы есть почти везде. Найти место для тренировок уже не так трудно, как раньше. Однако при поиске зала важно учитывать его местоположение. Если до зала нужно добираться 45 минут, вы, возможно, будете ездить туда нечасто - и ваш прогресс замедлится. С другой стороны, если зал находится за углом, скорее всего, вы будете тренироваться регулярно. Каждый тренажерный зал, как и каждый человек, имеет свое лицо. Некоторые привлекают тех, кто интересуется общей физподготовкой. Люди, которые ходят в такие залы, возможно, занимаются аэробикой, йогой, плаванием или бегом трусцой - но не обязательно поднятием тяжестей. Конечно, вы можете заниматься культуризмом и в таком зале, если только там есть свободные отягощения и тренажеры. Однако если вы будете там единственным культуристом, со временем вам станет там некомфортно. В результате интенсивность и частота ваших тренировок могут сойти на нет. 18 ГЛАВА 1 Основное снаряжение Свободные веса: штанги и гантели, самое простое снаряжение для тяжелой атлетики. Штанга - это прямой стержень длиной около 150 см. Гантели гораздо короче, приблизительно 35 см в длину. Для сопротивления на оба конца стержня крепится вес. Пластины (блины): тонкие округлые диски, которые используются вместе со штангами и гантелями. Самые легкие пластины обычно весят 6, 26 кг, их вес постепенно увеличивается до 12, 5; 25 и вплоть до 125 кг. Вы крепите к штангам или гантелям комбинацию различных пластин, для того чтобы создать вес, который вы хотите поднимать во время упражнения. Хомуты: металлические приспособления различных типов, которые крепятся на конце штанг и гантелей для сохранения неподвижности пластин. |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы