Аккомодация(от лат. accomodatio ‘приспособление’) – частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков (напр., рус. гласные о, а, у после мягких согласных становятся более передними по месту образования: лук – люк, мат – мят). Могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]. См. Комбинаторные изменения звуков.
Активные органы речи – это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Ср. Пассивные органы речи.
Акустика(от греч. аkustikos ‘слуховой’) – 1) раздел физики, учение о звуке; 2) речевая акустика – раздел общей акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы образования и восприятия звуков речи.
Акцент(от лат. accentus ‘ударение’) – 1) ударение; 2) своеобразие в произношении; 3) выделение; 4) неправильное произношение звуков иностранного языка под влиянием норм родного языка.
Аллофон– конкретная реализация фонемы, вариант (оттенок) фонемы, определяемый характером ее сочетаемости. См. Вариант фонемы, Фон.
Апокопа – выпадение звука в конце слова: чтобы - чтоб. Ср. Синкопа.
Артикуляция звуков речи(от лат. articulo ‘произношу членораздельно’) – работа органов речи при произнесении звуков. См. Активные органы речи. Пассивные органы речи.
Архифонема(от греч. archi ‘старший, главный’) – совокупность дифференциальных признаков, общих для двух нейтрализовавшихся фонем. См. Нейтрализация фонем.
Ассимиляция(от лат. assimilation ‘уподобление’)–артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим [аддать], то последующий звук [д], уподобляя себе предшествующий [т], создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой [аддать], или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как [лошка], так как глухой согласный [к], воздействуя на предшествующий ему звонкий [ж], превращает этот последний в глухой [ш]. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки [к] и [ш] различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости).
Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах [аддать] и [лошка] мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Так, немецкое существительное Zimmer образовалось от старого слова Zimber: предшествующее [m] уподобило себе последующее [b], образовав два одинаковых звука.
Варианты фонемы –разные звуки, объединяемые вместе как разновидности одной фонемы. См. Аллофон.
Веляризация(от лат. velum ‘завеса’) – дополнительная артикуляция, в результате которой задняя часть спинки языка сближается с мягким небом.
Вокализм(от лат. vocalis ‘гласный звук’) – система гласных.
Высота звука – это число колебаний в секунду (герц), зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц – одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц). Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки – 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки – шум моря, леса – имеют частоту около 1000 Гц. Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).
Гаплология– (от греч. haploos ‘простой + logos ‘слово, учение’)– один из видов комбинаторных изменений звуков; выпадение вследствие диссимиляции одного из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.
Гиперфонема –термин Московской фонологической школы, наименование единицы, которая объединяет в себе свойства нескольких фонем. Она выступает в том случае, если нельзя проверить, какую фонему представляет данный аллофон (напр., б о/а ран).
Градуальная оппозиция –(лат. gradus – степень) выделяется по разной степени признака, имеющегося у членов оппозиции. Напр., /е/ и /и/ в рус. яз., в частности, отличаются по разной степени подъема языка при артикуляции. В англ.яз. в оппозиции участвуют три гласных с разной степенью открытости: /i/, /e/, /ае/. Ср. Привативная оппозиция. Эквиполентная оппозиция.
Диссимиляция(от лат. dissimilation ‘расподобление’)– случай расподобления звуков. Речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо рессора, то два одинаковых несмежных звука [р] здесь расподобляются, образуя [л] и [р]. Последующее [р] как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной речи иногда можно услышать [транвай] вместо [трамвай], то здесь происходит диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука [м в] расподобляются, образуя, переднеязычный [н] и губно-губной [в]. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, [р] и [р] в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например [м] в слове трамвай). Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная, смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке, в письменной форме речи. Современное слово верблюд образовалось от старой формы вельблюд в результате регрессивной диссимиляции двух л. Современное февраль возникло в результате прогрессивной диссимиляции из старого феврарь (лат. februarius). На почве ассимиляции/диссимиляции происходят разнообразные фонетические явления.
Дистрибуция фонем – распределение фонем по произносительным позициям. См. Контрастная дистрибуция. Дополнительная дистрибуция. Свободное варьирование.
Дифтонг(от греч. diphthongos ‘двугласный’) – сложный гласный, состоящий из двух элементов, образующих один слог.
Дифференциальный(различительный)признак фонемы(от лат. differentia ‘различие’) – акустико-артикуляционный признак фонемы, который различает звуковые оболочки значимых единиц языка. Дифференциальными признаками одна фонема противопоставляется другим фонемам языка, это ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность –невокальность, консонатность – неконсонантность; глухость – звонкость, взрывность – фрикативность, огубление – неогубление и т.д.). Ср. Интегральный признак фонемы.
Диэреза(выкидка) (от греч. diairesis ‘разрыв, разделение’) – выпадение звука в результате ассимиляции или диссимиляции, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает – основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в [бываат] или выкидка мгновенных согласных [т] и [д], например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же [т] и [д] в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.
Длительность звука – время колебания, измеряется в миллисекундах.
Дополнительная дистрибуция –условие, когдадва звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают. Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы. Например, гласная фонема /е/ в русском языке может иметь разные аллофоны в зависимости от различного окружения. В слове «семь» [е] выступает в виде наиболее закрытого аллофона (после мягкой и перед мягкой согласной). В слове «сел» [е] выступает в виде менее закрытого аллофона (после мягкой и перед твердой согласной). В слове «шесть» [е] выступает в виде более открытого аллофона (после твердой и перед мягкой согласной). В слове «шест» [е] выступает в виде наиболее открытого аллофона (после твердой и перед твердой согласной).
Единица фонетики– звуковое средство языка. См. Сегментные единицы фонетики. Суперсегментные единицы фонетики.
Звук языка –то же, что фонема.
Звук речи– 1) в акустическом аспекте – колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи; предел акустического членения речи, её мельчайшая единица; 2) в артикуляционном аспекте – продукт работы органов речи; 3) в функциональном аспекте – вариант фонемы, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции. То же, что фон. Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).
Звукотип– то же, что фонема.
Интегральный признак фонемы(от лат. integration ‘восполнение, восстановление’) – акустико-артикуляционный признак фонемы, который не различает значимые единицы языка, а лишь дополняет состав фонемы. Интегральные признаки не участвуют в противопоставлении фонем друг другу. Ср. Дифференциальный признак фонемы.
Интонация(от лат. intonation ‘громко произношу’)–это ритмико-мелодический рисунок речи. Интонация представляет собой комплексное явление, в состав которого входят следующие (два первых из которых –основные компоненты интонации): мелодика речи (движение голоса по высоте тона); ударение; пауза; темп речи; тембр голоса.
Комбинаторные изменения звуков –изменения, вызванные влиянием артикуляций близко расположенных звуков друг на друга. См. Аккомодация, Ассимиляция, Диссимиляция, Диэреза, Метатеза, Эпентеза, Протеза, Гаплология. Ср. Позиционные изменения звуков.
Консонантизм(от лат. consonantis ‘согласный звук’) – система согласных фонем в языке.
Контрастная дистрибуция – условие, когдадва звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем. Напр., из ряда слов «том, дом, ком, лом, ром, сом» видно, что в рус. яз. существуют фонемы /т/, /д /, /к/, /л/, /м/, /с/, так как в одном и том же окружении [ом] они позволяют различать разные слова.
Корреляция – соответствие фонем по месту и способу образования и противопоставление их по одному дифференциальному признаку (глухости-звонкости, твёрдости-мягкости): < б>, < п>, < т>, < д>, < б>, < б>, < д>, < д>.
Лабиализация(от лат. labialis ‘губной’) – огубление, артикуляция звуков речи (как гласных, так и согласных), сопровождаемая округлением вытянутых вперед губ.
Мелодика речи– основной компонент интонации, осуществляется повышением и понижением голоса во фразе, организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связывая её части.
Метатеза(от греч. metathesis ‘перестановка’) – один из видов комбинаторных изменений звуков, взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Например, современное русское тарелка образовалось от старой формы “талерка” путем метатезы [л] и [р]: р заняло место л, а л соответственно передвинулось на место р. Так, в белорусском языке сохраняется старая последовательность звуков л и р в слове талерка. То же следует сказать о польском talerz и о немецком Teller (тарелка).
Монофтонг(от греч. monos ‘один’ + phtongos ‘звук’) – простой гласный в отличие от дифтонга.
Московскаяфонологическая школа определяет фонему, исходя из морфемы; фонема – строевой компонент морфемы, тождество морфемы определяет границы и объем фонемы: леса и лиса, сома и сама, где безударные гласные, несмотря на тождество их звучания, представляют разные фонемы.
Назализация(от лат. nasus ‘нос’) – появление у звука носового оттенка в результате того, что небная занавеска опускается, и воздух одновременно проходит через рот и нос.
Нейтрализация фонем(от лат. neutralis ‘не принадлежащий ни тому, ни другому’) – неразличение фонем в слабых позициях. См. Архифонема.
Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) физического тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов. Ср. Основной тон.
Оглушение– утрата фонемой признака звонкости в особой позиции. Потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя, напр., рус. луга - луг [лук], труба - труб [труп].
Органы речи– речевой, или произносительный аппарат, органы человека с различной физиологической функцией, которые используются для образования звуков речи. См. Активные органы речи. Пассивные органы речи.
Орфоэпия(от греч. orthos ‘правильный’ + epos ‘речь’) – совокупность произносительных норм языка.
Основной вариант фонемы– тот вариант фонемы, в котором сохраняются все её признаки.
Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Ср. Обертон.
Палатализация(от лат. palatum ‘нёбо’) – 1) смягчение; 2) подъем средней части спинки языка к твердому нёбу, сопровождающий губную, переднеязычную или заднеязычную артикуляцию согласного.
Пассивные органы речи – это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. Ср. Активные органы речи.
Петербургская (ленинградская) фонологическая школа – определяет фонему на основе фонетического критерия тождества по физиолого – акустическому признаку: в словах трава и дома для обоих слов в первом предударном слоге выделяется фонема < а>, а в словах пруд и прут в позиции конца слова фонема < т>.
Позиционные изменения звуков –изменения, вызванные произносительными условиями, позициями: положением звука по отношению к ударению и месту в слове. См. Редукция, Оглушение. Ср. Комбинаторные изменения звуков.
Привативная оппозиция– (лат. privo – ‘лишаю’) выделяется по наличию или отсутствию какого-либо признака у пары фонем, напр., у одного из членов пары б/п нет звонкости, а у другого имеется. Ср. Градуальная оппозиция. Эквиполентная оппозиция.
Проклиза(от греч. proklino ‘наклоняю вперед’) – примыкание безударного слова к последующему ударному (напр., три года, на дому, при этом). См. Проклитика.
Проклитика(от греч. proklino ‘наклоняю вперед’) – безударный слог или слово, стоящее перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающее к нему (напр., подо мнó й) См. Проклиза. Ср. Энклитика.
Просодические единицы фонетики –то же, что суперсегментные единицы фонетики.
Просодия (от греч. prosodia ‘припев, ударение’) – общее название акустических свойств речи: высоты тона, длительности и силы (громкости).
Протеза(от греч. prothesis ‘постановка впереди’) – вставка звука в начало слова, например, в южнорусских диалектах говорят " ишла" вместо " шла".
Редукция(от лат. reduction ‘отодвигание назад; уменьшение, сокращение’)– вид позиционного изменения звуков, ослабление или изменение звучания безударных слогов и, прежде всего, слоговых звуков этих слогов. Редукции подвержены и гласные и согласные звуки. Среди гласных различают количественную, качественную и нулевую редукцию. См. Позиционные изменения звуков.
Резонанс(от лат. resonare ‘давать отзвук’) – усиление звука под воздействием внешних факторов.
Резонатор– воздушная полость, наличие которой приводит к усилению звука, а форма влияет на характер его тембра.
Свободное варьирование – условие, при котором звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы. Напр., во фр. яз. существует два варианта /r/ - переднеязычный (вибрирующий) как в русском языке и увулярный (грассирующий). Последний вариант – нормативный, но первый вполне допустим. В русском языке равноправны оба варианта – «землей» и «землею».
Сегментные единицы фонетики – единицы, которые можно выделить в потоке речи. Начиная от наименьшей список сегментных единиц выглядит так: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Ср. Суперсегментные (просодические) единицы фонетики.
Сигнификативная функция фонемы – смыслоразличительная функция: тот - тут.
Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах. Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность.
Сильная позиция фонемы – позиция различения фонем, когда она обнаруживает наибольшее количество дифференциальных признаков: нос, но носовой [нъсвоi]. Это позиция, где фонема отчетливо выявляет свои свойства.
Сингармонизм– своеобразный вид прогрессивной ассимиляции, представлен в тюркских языках. Это так называемая гармония гласных. Сингармонизм приводит к ассимиляции гласных во всем слове. Вот несколько примеров из ойротского языка: карагай (сосна), где первый гласный а обусловливает наличие всех остальных гласных а, егемен (женщина) – первый гласный е определяет появление последующих е.
Синкопа – отпадение звука не на конце слова, аналог диэрезы: Иванович - Иваныч. Ср.Апокопа.
Слабая позиция фонемы – позиция неразличения фонем, когда обнаруживается меньше дифференциальных признаков, чем в сильной позиции: сама [сма], сома [сма].
Слог– часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.
Слогораздел – граница слога, обозначающая конец одного и начало другого: во-да.
Сонант(от лат. sonare ‘звучать’) – согласный звук, который образуется с помощью смычки, но воздушная струя не «взрывает» ее, а «обходит стороной» (/м/, /н/, /л/, /р/, /j/). Сонант может выступать в качестве слогообразующего.
Сонорность(от лат. sonorous ‘звучный’) – признак сонанта, звучность.
Суперсегментные(просодические) единицы фонетики(от греч. prosodia – припев, ударение) – единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Ср. Сегментные единицы фонетики.
Такт– сочетание нескольких слогов, объединенных одним общим ударением.
Тембр речи – элемент интонации, звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки.
Ударение– выделение каким-либо фонетическим средством одного из компонентов речи: слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составе синтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение. В некоторых языках словесное ударение отсутствует, например, в палеоазиатских языках (чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, енисейских и др.) и в некоторых тунгусо-маньчжурских языках. Ударение количественное (квантитативное) связано с длительностью, долготой звука; ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги. Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. Преобладающим оно является в индонезийском языке.
Ударение логическое– перенос ударения с последнего в синтагме на любое другое в целях усиления смысловой нагрузки: Ясегодняпойду домой; Я сегодня пойду домой; Я сегодня пойду домой.
Ударение музыкальное (политоническое) связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты. К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения относятся такие восточные языки, как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении. В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном – «лошадь» и «цифра, » ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться».
Ударение неподвижное– постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова: книга, книги, книгу.
Ударение подвижное – ударение, которые способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме: вода, воды, воду и т.д.
Ударение свободное – ударение нефиксированное, которое может падать на любой слог слова: молока, ворона, ворон, овощи.
Ударение связанное – фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском – на последнем, в польском - на предпоследнем, в чешском – на первом).
Ударение силовое (динамическое) связано с амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук. К языкам с силовым ударением относятся: рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.
Ударение фиксированное –см. Связанное ударение.
Фон(от греч. phone ‘звук’) – конкретная реализация фонемы в речи. См. Звук. Аллофон.
Фонема(от греч. phone ‘звук’) – наименьшая функциональная единица звукового строя языка, выполняющая смыслоразличительную и строительную функции и представляющая собой звуковой тип. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки (варианты) фонем. Фонема – это идеальное, абстрактное представление о звуке. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.
Фонемные оппозиции – противопоставление фонем: привативная, градуальная, эквиполентная, или дизъюнкция – противопоставление по нескольким признакам: < д > ~ < н > и корреляция – противопоставление по одному признаку: < п> ~< б>.
Фонетика(от греч. phonetikos ‘звуковой, голосовой’) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударение, интонация. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики: акустическая фонетика, артикуляционная фонетика и лингвистическая фонетика (фонология).
Фонетика акустическая– раздел фонетики, изучающий физические характеристики звуков речи, структуру речевого сигнала и процесс речеобразования с физической точки зрения.
Фонетика артикуляционная– раздел фонетики, изучающий работу произносительного аппарата человека и звуки речи с анатомо-физиологической точки зрения.
Фонетика лингвистическая –то же, что фонология.
Фонетика перцептивная –раздел фонетики, изучающий особенности восприятия звуков человеком.
Фонетический процесс – видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звуков в слове, поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.
Фонетическое слово– сочетание самостоятельного знаменательного слова со служебным, имеющее одно общее ударение. В фонетическом слове служебное слово обычно бывает безударным, оно примыкает к самостоятельному слову, на которое и падает обычно ударение. В зависимости от того, где находится неударное слово в пределах фонетического слова, говорят о проклитике и энклитике.
Фонологическая система языка–это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. Фонологическая система языка строится как система фонемных оппозиций. Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой). Фонологические системы отличаются друг от друга количеством фонем; соотношением гласных и согласных фонем; фонологическими оппозициями. В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций).
Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных, во французском – носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках – долгих и кратких гласных.
Фонологические школы – научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы. Принято проводить различие между Петербургской (Ленинградской) и Московской фонологическими школами.
Фонология(от греч. phone ‘звук’ + logos ‘слово, учение’) – раздел языкознания, изучающий функциональные закономерности звукового строя языка. Ф. изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.
Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости, поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты – самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.
Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта – степени подъема языка, а вторая – степени продвинутости языка).
Фраза–фонетическая единица, это относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Однако ее нельзя отождествлять с предложением. Фразы могут не совпадать с предложениями. Например: Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя.// (Л.Толстой) В приведенном тексте два предложения и три фразы.
Эквиполентная оппозиция –условие, когдавсе члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков. Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по-разному: один –губной, другой –переднеязычный, третий –заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные. Ср. Привативная оппозиция. Градуальная оппозиция.
Элизия – выпадение конечного гласного перед предшествующим гласным. Это явление особенно свойственно романским языкам, напр., фр. l'arbre (артикль le + arbre), D'Artagnan - de Artagnan, D'Arc - de Arc, баш. ни эшлэй - нишлэй.
Энклиза(от греч. enklino ‘наклоняю назад’) – примыкание безударного слова к предыдущему ударному (напр., пошел бы, видел ли, на дом, кто-то).
Энклитика(от греч. enklino ‘склоняюсь’) – безударные слог или слово, стоящие после ударного слога или слова и акцентуально примыкающие к нему (напр., нá дом). Ср. Проклитика.
Эпентеза(от греч. epenthesis ‘вставка’) – вставка звука в слово по комбинаторным причинам, например, в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.
|