Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ложное Я в определённом Корневом центре



Здесь тема Ложного Я проявляет себя наиболее энергично. Открытый Корневой центр чувствителен к давлению. Находясь под его воздействием, человек либо спешит, стараясь быстрее всё закончить, либо пытается избежать прессинга. Что и даёт определенному Корневому центру власть оказывать давление и подгонять другого.

Это проявляется в различных сферах жизни: работа в жёст­ком графике, под началом шефа-самодура, давление родителей на детей и наоборот - весь этот стресс вокруг нас.

Тот, кто оказывает такого рода давление, чувствует себя особенно могущественным. Это происходит потому, что реаль­ный выброс адреналина перекрывает все другие телесные меха­низмы. Оказывать на кого-то давление - значит на время выклю­чить его мышление, чувства, усталость и боль.

Этот механизм может привести к совершенно необъясни­мому поведению: так честный служащий нападает на три банка, чтобы избавиться от своих долгов. Это значит, что давление его долгов было настолько велико, что мышление, чувства, боль и усталость временно были отключены. По этой причине он сде­лал то, что в нормальном состоянии было бы для него абсолютно невозможно.

Ложное Я определённого Корневого центра заключается в том, чтобы оказывать давление на другого, вследствие чего на­носится вред самому себе. Внушающий страх начальник, даже простое появление которого уже внушает страх, может наслаж­даться своей властью и, вероятно, поэтому при приёме на рабо­ту будет предпочитать людей с открытым Корневым центром. Но ни работоспособность таких людей, ни производственные результаты фирмы от этого не улучшатся.

 

Ложное Я в определённом Теменном центре

Эта тема не может рассматриваться как отдельная. Темен­ной центр определяется через определённую Аджну. Соответ­ствующий механизм был уже объяснён при рассмотрении Аджны.

Ложное Я в определённом Джи-центре

Определённый центр Джи имеет зафиксированную иден­тичность. Открытый центр Джи ищет свою идентичность. Ког­да они встречаются, открытый Джи находит с чем ему отожде­ствиться, а определённый узнаёт в другом «такого же, как я».

Здесь Ложное Я определённого центра заключается в на­вязывании другим собственной идентичности. При этом говорит­ся: «Если ты не такой, как я, ты не существуешь для меня».

Конечно, особенно сильно эта тема будет проявляться в партнёрских отношениях и в семье, здесь тоже возникнет связь «преступник-жертва»: «Ты меня интересуешь, потому что я могу заставлять тебя быть таким, как я», - говорит определенный Джи и надевает на открытый Джи смирительную рубашку. Открытый Джи не спорит, так как смирительная рубашка лучше, чем отсут­ствие ответа на вопрос «Кто я? ».

Для определённого Джи неправильно совершать выбор, не соответствующий собственному внутреннему авторитету. Определённый Джи, самоутверждающийся за счет навязывания другим собственной идентичности, может пропустить правиль­ного партнера, потому что у того другая идентичность, и вместо него повернуться к человеку с открытым Джи, видя в нем своё отражение.

 

Ложное Я в определённом Эго

Сила воли очень привлекательна для многих именно пото­му, что у большинства этот центр не определён. У людей с опре­делённым Эго зачастую самооценка выше, чем у тех, чье Эго от­крыто.

Таким образом, с самого начала есть заметное преимуще­ство в пользу определённого Эго, которое чувствует себя более сильным, более властным, более успешным или просто более ценным.

Такое преобладание легко может использоваться для навязывания другим собственной воли со следующими словами: «Если ты будешь делать то, что я хочу, ты тоже будешь что-то стоить».

Все механизмы - от вовлечения другого в реализацию своих желаний до фактического использования власти - ведут к тому, чтобы исполнялись потребности Ложного Я: «Да будет воля моя», хочешь ты этого или нет.

 

Ложное Я в определённом Горловом центре

Такое Ложное Я не существует само по себе. Горловой центр - чистая механика выражения, и любое обуславливание возникает в случае соединения Горла с другим центром. Вари­анты проявления Ложного Я в Горле нужно рассматривать ис­ходя из возникающих комбинаций:

Когда с Горлом соединяется Эмоциональный центр, Лож­ное Я начинает шантажировать, манифестируя эмоции.

Если Джи соединен с Горлом, Ложное Я говорит: «Если твое Горло не выражает себя как моё, ты для меня не суще­ствуешь».

Таким образом, соединения с Горловым центром име­ют огромное значение. Если в чьём-то Бодиграфе есть такая определённость, то это представляет собой зафиксированный способ действий, манифестирования и собственно существо­вания.

При этом появляется точное описание того, каким об­разом Ложное Я будет оказывать давление: «Эмоциональ­но шантажируя, я заставляю тебя поступать так, как хочется мне» или «Я склоняю тебя быть спонтанным, как я». Очевидно, что Горловой центр выполняет здесь вспомогательную функ­цию и поэтому не обладает своим собственным конкретным Ложным Я.

 

Предложения для терапевтов и клиентов

На этих страницах все вышесказанное будет применено к сферам терапевтической деятельности. Терапия здесь понима­ется в самом широком смысле слова: это и психотерапевтиче­ская практика, применяющая разнообразные методики, и кон­сультации в различных областях, и педагогические программы.

Если вы терапевт такого широкого профиля, то вы оказы­ваетесь, в общем-то, в сложной ситуации: вы не знаете точно, кто вы и вы не можете знать, кто ваш клиент.

Сложные ситуации всегда способствуют развитию утон­чённого инструментария. Удивительно, насколько точные мето­дики самоанализа обнаружены в психотерапии. Эти инструмен­ты, рождённые после многочисленных опытов с применением различных терапий, и природные таланты самих терапевтов привели к тому, что существует успешная терапия и успешные терапевты, хотя они не знают географической карты, то есть Бодиграфа.

В то же время, очевидно, что не все терапии срабатывают, по крайней мере, не всегда. Очевидно, что не каждый терапевт правильно обращается со своим клиентом и корректно воспри­нимает себя самого.

Прежде всего, необходимо поставить под вопрос само понятие терапии. Когда клиент имеет терапевтическую задачу и терапевт соглашается помочь её решить, мы уже вступаем на зыбкую почву. Скорее всего, клиент живёт в Ложном Я и фор­мулирует продуманные цели. В случае успешной терапии (кли­ент и терапевт единодушны в достижении общей цели) облегче­ние получает лишь Ложное Я клиента.

В большинстве случаев терапевт получил такое образова­ние, в котором самопознанию отводилась существенная роль. Самопознание и самонаблюдение могут привести к очень точно­му восприятию себя и к соответствующему обращению с самим собой. Но, что не может знать даже самый лучший терапевт, так это то, как действуют на клиента его определенные центры, то есть, как клиента обуславливает присутствие терапевта. Об­уславливание, конечно, не улица с односторонним движением. Клиент тоже воздействует на терапевта, который при всей сво­ей способности рефлексировать и наблюдать, не всегда спосо­бен в полной мере это заметить.

Поэтому особое внимание в следующей части будет уде­лено взаимодействию клиента и терапевта, будут схематично рассмотрены все возможные комбинации соединения центров.

Кроме того, следующим примером мне хочется проде­монстрировать пользу, которую может извлечь терапия из про­стого понимания Бодиграфа.

Вам, наверное, знаком такой тезис: «Ты - это не твои эмоции». Для меня это утверждение представляет верх того, что может произойти без знания географической карты, Боди­графа. У любого человека есть открытый или определённый Эмоциональный центр. Если Вы, не зная Бодиграф человека, го­ворите ему: «Ты - это не твои эмоции», то это будет правильно для 50% людей. Эмоционально открытые люди составляют 50% человечества, и для них правильно не давать авторитет эмоци­ям, не идентифицироваться с эмоциями и не ориентироваться на них.

У другой половины человечества определённый Эмоци­ональный центр. Если этим людям сказать: «Ты - это не твои эмоции», результат будет противоречивым. Такие люди долж­ны научиться доверять волне, не решать и не действовать, ис­ходя из моментального чувства. В таком контексте цитируемый тезис верен. Тот, кто не приравнивает себя к своим эмоциям, во всяком случае, не приравнивает себя и к эмоциональной вол­не в моменте, и соответственно тезису не будет действовать или решать что-то из волны.

Разумеется, при этом эмоционально определённые люди лишаются чего-то важного: возможности через созревание эмо­ционального заключения прийти к окончательному решению, основанному на эмоциях, которые представляют собой Вну­тренний Авторитет для таких людей.

Поэтому я убежден, что для любой терапевтической и кон­сультационной работы знание Бодиграфа может быть неверо­ятно полезным, и совершенно необязательно для этого годами изучать Дизайн Человека. Знание представленных здесь основ­ных понятий будет способствовать эффективности и точности терапевтического посредничества.

 

Суть терапевтической ситуации

Любая терапевтическая ситуация это взаимное обуслав­ливание: присутствие терапевта на время «изменяет» клиента, и присутствие клиента также сказывается на терапевте. Это озна­чает, что конфигурация соединения конкретного клиента с кон­кретным терапевтом уникальна и для обоих представляет совер­шенно конкретное обуславливание.

Терапевту важно понимать, что с точки зрения Системы Дизайн Человека он не неизменный нейтральный персонаж, в каждой встрече он разный. Он может лишь осознавать спец­ифические факторы, проявляющиеся в этих сеансах-консультациях-терапии.

Знание собственного Бодиграфа и Бодиграфа клиента фор­мирует основу для понимания происходящего. Уже на уровне центров можно увидеть следующие возможные соотношения:

1. Терапевт определён, клиент определён.

2. Терапевт определён, клиент открыт.

3. Терапевт открыт, клиент определён.

4. Терапевт открыт, клиент открыт.

Внимательно исследуя каждый центр, посмотрим, как это влияет на терапевтическую ситуацию и какие даёт возможности.

 

Соотношения Центра Селезёнки

Вариант 1: Терапевт и клиент определены.

В этом случае темы Центра Селезёнки играют скорее вто­ростепенную роль. Ни терапевт, ни клиент структурно не зависят друг от друга. Клиент пришел не потому, что он от кого-то зави­сит или кто-то его использует. Возможный терапевтический за­прос (здесь вступает Центр Селезёнки) заключается в поддер­жании его спонтанности (если Центр Селезёнки его внутренний авторитет, в том случае, когда Эмоциональный центр открыт). Если терапевт сам по-здоровому проживает свою спонтанность, то для него это будет выполнимо. Это может проявиться в том, что для обоих, например, не будет проблемой не раз перенести время встречи.

Второй вариант может быть таким: клиент, злоупотребляя силой, сам использует кого-то и от этого попадает в ловушку. Ре­шение заключается в принятии спонтанного поведения или укре­плении в таком стиле реагирования. Тогда могут разрешиться нездоровые для клиента отношения.

Вариант 2: Терапевт определён, клиент открыт.

В этом случае клиент хорошо себя чувствует в присутствии терапевта и поэтому доверяет ему. Это сразу создаёт приятную атмосферу, но вместе с тем и ту ситуацию, которая уже не раз вредила клиенту. Скрытая опасность в том, что клиент зависит от терапевта, и терапевтические отношения будут сохраняться, пока он будет не здоров.

Результатом может быть бесконечная терапия, при этом клиент не будет тяготиться тем, что она не имеет окончательно­го разрешения.

Терапевт со своей стороны, по крайней мере, должен учи­тывать возможность примирения с такой ситуацией. Дело может дойти даже до молчаливого сговора: для клиента зависимость от терапевта может быть менее разрушительна, чем любая дру­гая, но до разрешения основной проблемы - зависимые отноше­ния - дело никогда не дойдёт.

Распространенной причиной визита к терапевту будут в этом случае проблематичные отношения, из которых клиент не может выйти, или непонятные физические недомогания и сим­птомы. На уровне рассуждений может появиться тема вины, так как многие люди с открытой Селезёнкой думают, что они винова­ты в том, что они себя плохо чувствуют. Здесь важнейшей зада­чей для терапевта было бы укрепление независимости клиента и даже укрепление его независимости от себя.

Вариант 3: Терапевт открыт, клиент определён.

В этом случае очень многое зависит от самопознания тера­певта. Если ему известна чуткость его Селезёнки, он может быть блестящим диагностом, особенно на телесном уровне. Если в своих персональных отношениях он склонен попадать в зави­симость, то вероятно, он доверится клиенту, хоть это и не будет правомерно.

В последнем случае это может иметь большое значение, когда в терапевтический процесс будут включены несколько че­ловек, например, супружеская пара. Если терапевт больше дове­ряет определённой Селезёнке, чем открытой, ему будет трудно удерживать нейтральную позицию. Для клиента темы Селезёнки, скорее всего, не будут причиной для визита (как правило, клиент приходит из-за своих открытых центров). Возможным исключе­нием будет тот случай, когда клиент злоупотребляет отноше­ниями, и с помощью терапии он будет хотеть оправдать себя или проблему, порожденную его существующей спонтанностью.

Вариант 4: Терапевт открыт, клиент открыт.

Это очень благоприятная комбинация, особенно если при­чиной прихода клиента являются классические темы Селезёнки. Здесь нет опасности возникновения зависимости или ошибочно­го доверия, так как при их взаимодействии не происходит ника­ких перемен в ощущениях физического хорошего самочувствия. Оба остаются ясными и неизмененными.

К тому же, терапевт сам знаком с проблемами клиента. Может, они были не так драматичны и не достигли патологиче­ских масштабов, но темы зависимости, необоснованного дове­рия и позволения злоупотреблять собой любая открытая Селе­зёнка хоть раз, но переживала.

В этом терапевт похож на своего клиента и знает способы принуждения из своего опыта. Ему не нужно будет понимать кли­ента интеллектуально, он и так достаточно эмпатичен, поскольку всё это, в определённой степени, он знает сам. Может, следую­щий терапевтический сеанс они проведут, гуляя по лесу.

 

Соотношения Аджны

Как только мы переходим в ментальное поле, всё не­сколько усложняется. Аджна может определяться соединением с Теменным или с Горловым центром. Выражаясь упрощенно - это «Мыслитель» и «Выразитель». Давайте сконцентрируем­ся на ментальном поле и обратим внимание на разницу между «Мыслителем» и «Выразителем» там, где это будет необходимо.

Вариант 1: Терапевт определён, клиент определён.

В этом случае мы имеем независимое друг от друга мыш­ление. Поэтому ментальное обусловливание не играет здесь большой роли. Возможно, что у клиента и терапевта зафиксиро­ван одинаковый способ мышления/выражения или нет. Когда, например, оба определены логическим потоком, они будут раз­говаривать друг с другом очень рассудительно, и у обоих оста­нется впечатление, что это правильно.

Обоим будет приятно, что они понимают друг друга. Но стремление найти ментальное решение может в этом случае укрепиться, то есть, в конце концов, авторитет может быть пере­дан мышлению. Это начнется уже с объяснения причины прихода к терапии. Если клиент - «Выразитель», он очень разумно объяс­нит, почему ему нужна терапия. Если терапевт думает таким же способом, как клиент, то он может не заметить, что здесь гово­рит только ум, и все сказанное не обязательно имеет отношение к реальности.

Концентрация обоих на ментальном поле приведёт к усо­вершенствованию мыслей, объяснений, концепций и обоснова­ний, но за этим не последует существенных изменений. Ключ, конечно же, у терапевта.

Если он знает Бодиграф клиента и видит оттуда, где его внутренний авторитет, он может направить беседу туда, где это будет полезно: к пониманию или наблюдению, например, эмо­ций. В том месте, куда будет направлен фокус, разум превратит­ся в союзника процесса. На этом примере клиенту будет легче объяснить свои чувства.

Когда терапевт и клиент определены разными менталь­ными потоками, это может затруднить понимание. Когда один ищет обоснований, а другой смысл, они не понимают друг друга и обоим процесс кажется утомительным. В худшем случае ро­дится дискуссия, в ходе которой каждый будет хотеть доказать другому правоту или превосходство своей точки зрения.

Но если терапевт знает Бодиграф клиента, он увидит, что они мыслят по-разному. Тогда он может постараться объ­ясниться на доступном для клиента языке, чтобы тот лучше по­нял его. Но, в конечном счете, и здесь ментальное поле не место для решения, но место для рефлексии. Темой для рефлексии бу­дет не мышление и не проблема, но внутренний авторитет клиен­та. Тогда терапевт может стать ценным проводником в процессе разобуславливания.

Вариант 2: Терапевт определён, клиент открыт.

При такой комбинации особенно велика вероятность, что клиент придёт к терапевту из-за ментальных проблем. Ко­нечно, это не его собственные проблемы, а проблемы других людей - как правило, из его близкого окружения - которые кли­ент воспринял и усилил. В ментально нездоровом окружении всегда есть открытый ум, который сильнее всего воспринимает ментальную болезнь и затем выражает ее. (У Адольфа Гитлера был открытый ум. Не он был душевнобольным антисемитом - он воспринял психическое заболевание своего времени, усилил его и выразил).

Ментально открытый клиент пришел из-за «ментальных проблем», с которыми он отождествился и принял за свои соб­ственные. Если терапевт воспринимает это как должное, то за­пускается ужасный процесс: укрепление Ложного Я с помощью терапии!

При этом терапевт может быть гениален при разборе дета­лей, может быть другом человека, святым, проникнутым чистым желанием помочь... Но если он пытается излечить то, что не яв­ляется частью идентичности клиента, он укрепляет в нём пред­расположенность отождествляться с Ложным Я. Результатом в лучшем случае будет некоторое смягчение страданий Ложного Я (и то не сразу).

При такой конфигурации терапевту будет особенно слож­но разобраться. Во-первых, он сам расположен отдавать автори­тет уму - как у ментально определённого человека у него есть тенденция «быть правым». И вот приходит клиент со своими мен­тальными проблемами и ведёт себя как человек, который знает, что он «не прав». Кто ближе терапевта, который знает о своей правоте и говорит клиенту, как будет правильно? И кажется, что это работает! В ауре терапевта ментально открытый клиент думает, конечно, так же, как терапевт!

Он заменяет клиенту ментально деструктивное обуслав­ливание на ментально конструктивное. Конечно, это приятнее,


 

и клиент думает, что, наконец, он обрёл истину, которую он всег­да искал своим открытым умом. Но это новое обуславливание не обладает постоянством - вернувшись обратно в прежнее окружение, клиент снова будет думать так же деструктивно, как и прежде.

Отсюда появляются две возможности: либо клиент полно­стью меняет свое окружение, либо он понимает, что «его» ум - не часть его идентичности.

Понятно, что не всегда можно или нужно расставаться с персональным окружением.

Кроме того, нет гарантии, что следующее окружение снова не обусловит мыслить деструктивно. Можно утверж­дать, что у любого окружения найдутся свои психические забо­левания.

Единственное «излечение» надолго возможно только при неотождествлении себя с умом. Если бы Гитлер будучи анти­семитом, не высказывался бы по этому поводу, не предпринимал ксенофобских действий, не отождествлялся бы со «своими» мыс­лями - где была бы проблема? Снова там, где и должна быть - в его окружении.

При таком сочетании необходим терапевт, который обу­словит клиента не относиться серьезно к мыслям и не ориенти­роваться на них. Единственно имеющее смысл обуславливание - обуславливание разобуславливания.

Вариант 3: Терапевт отрыт, клиент определён.

Этот клиент приходит не из-за своих ментальных про­блем, хотя он может создавать ментальные трудности в сво­ем окружении. Он приходит по другой причине, и он знает почему: либо он объяснит терапевту всё очень точно, либо расскажет более или менее убедительную историю своей проблемы, либо у него есть свои собственные представления об этом.

Открытость терапевта позволит ему понять клиента в любом случае. В ауре клиента он думает так же, как клиент, и поэтому ход мысли клиента терапевту доступен. Из этого вытекают три возможности:

а) Терапевт ещё не очень опытен и не понял особен­ность своего открытого ума. Тогда он в определённой степе­ни принимает точку зрения клиента и будет опираться на неё в дальнейшем ходе консультации.

б) Наиболее вероятный случай: терапевт будет вносить изменения в то, о чём рассказал клиент. Всё сказанное не при­нимается за чистую монету, а служит отправной точкой для из­менений. Типичным примером этого может быть так называе­мая нарративная терапия, которая всё происходящее в жизни (всё, что сообщается в ходе консультации) воспринимает как историю, которую можно рассказать ещё и по-другому. Если клиент рассказывает терапевту деструктивную историю, терапевт пробует вместе с клиентом сделать её конструктив­ной и понятной. Это может получиться, и тогда ум клиента разгрузится.

в) Терапевт показывает клиенту, что он понимает его мышление и его ментальные потребности. Но он сосредота­чивается не на них, а на корневой проблеме, которая заклю­чена в том, что персональный авторитет отдаётся мышлению. Не придавая такое значение мышлению, можно избавиться от постоянно ощущаемого давления.

Если терапевт будет ещё знать ментальные потоки кли­ента, он сможет ему объяснить, как функционирует его ум и как рано или поздно можно получить конструктивные отве­ты на ментальном уровне.

Вариант 4: Терапевт открыт, клиент открыт.

В основе этой ситуации заложено ментальное обуслав­ливание. Для клиента, которому на протяжении всей жизни кто-то что-то внушал, это может быть очень расслабляющее понимание, которое создаст предпосылку для доверия. («Он не пытается мне ничего внушать, поэтому я ему доверюсь»).

Эта комбинация допускает различные возможности: если терапевт и клиент живут в Ложном Я, они могут годами про­водить время в поисках истины клиента, и, конечно, не найдут её. При этом они будут касаться философии и религии, будут вести весьма интересные беседы, поэтому клиент охотно бу­дет приходить к терапевту. («Мне это, собственно, не помога­ет, но часы, проведенные у терапевта, настолько интересны, что мне это доставляет радость»).

Если терапевт понимает основную тему ментальной от­крытости, он может помочь клиенту перестать отождествлять себя с умом.

В отличие от второго варианта это будет поддерживать­ся тем, что терапевт неизбежно привнесет свой опыт. Он знает ситуацию «изнутри» и поэтому может быть особенно хорошим проводником по выходу из неё.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.Закончите предложения, употребляя сложное дополнение.
  2. MS Word 2007. Набор команд, сгруппированных в определенном месте экрана,
  3. Бог - в центре всего: Жизнь Эдвардса
  4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЦЕНТРЕ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА»
  5. Инициация-соед-е 2ух субъед.рибосом в единое целое, встраив-е между ними молекулы и РНК. В анимиоацильном центре оказ-я кодом инициации кодир.а.к метианин.
  6. Когда мы в самом центре Жизни, в самом источнике Жизни,
  7. На фото в центре слева направо: Владимир Кабанов,
  8. Объектный инфинитивный оборот (сложное дополнение)
  9. Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
  10. Поведенческий обмен и договоры об определенном поведении
  11. Поэтому Святеший Тихон и обставил чин покаяния и приема митрополита Сергия в соответствующей величественной обстановке, давившей на его неложное смирение и сокрушение сердечное.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь