Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Року, минуя нормальную поп-музыку, лучшие образцы которой как раз
" Восьмиклассница", " Когда твоя девушка больна"... - Не знаю. Лично я стараюсь заниматься именно поп-музыкой, а не роком. - А ты не боишься, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру, заявлять, что Виктор Цой занимается поп-музыкой? - Да, я з а н и м а ю с ь п о п-м у з ы к о й. Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо, весе- лить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны с л у ш а т ь. - А как ты оцениваешь в этом контексте ТЕЛЕВИЗОР? Что движет Борзы- Киным - желание использовать ситуацию, рассчитывая на быстрый успех, Или это у него от сердца идет? - Все помнят: Борзыкин начинал с песен. Потом он всех удивил своей смелостью, совершил ряд героических поступков, пел незалитованные песни и тому подобное. Это, конечно, всем симпатично очень, и мне в том числе, но при этом немножко пропали песни. Они немного стали похожи на эти самые газетные статьи. А у нас... " Когда твоя девушка больна" - в ней есть шутка и самые простые рифмы, типа " кино - вино" - и больше ничего. - А ты не замечал, что у некоторых твоих песен появляются другие, часто полностью неверные трактовки. У тех же " Перемен" - песни в Общем-то личной, обращенной к самому себе - возникла другая тракто- вка, превратившая песню в призыв типа " Дайте миру шанс". Не то чтобы Она повредила группе, просто у людей, которые ее раньше не знали, и Создался некий свой стереотип, собственно говоря, чуждый КИНО. - В общем, да. Так получилось: как только началась гласность - все как с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по при- вычке пытаются и здесь найти что-то эдакое. И в результате " Перемены" стали восприниматься как газетная статья о перестройке. Хотя я ее написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что в конце концов все встанет на свои места. - Какие отношения с телевидением? И, в частности, как тебе песня " Война" в передаче " Взгляд" как иллюстрация к Афганистану? - Я пробовал несколько лет назад иметь дело с телевидением - мы записали песню " Фильм". Позже сняли песню " Война". Они похожи, как братья-близнецы. Мы посмотрели эти ролики, и тогда я решил вообще не иметь дела с телевидением. - Еще есть ваши ролики на ТВ? - Есть пиратская запись с какого-то концерта " Алюминиевых огурцов" под акустику. Она, по-моему, даже черно-белая. Еще песня " В наших глазах" лежит, ждет. Ну, сейчас они мне говорят: " Мы перестроились, у нас работают теперь одни профессионалы, у нас все отлично, мы сделаем такой-то ролик - просто...". Только что записали в Москве две песни, но, по-видимому, это будет то же самое, что и раньше. И поэтому пока с ними дела иметь не буду. А что касается передачи " Взгляд" - ну что я могу с ними поделать?... С большим юмором отнесся. - Как ты оцениваешь КИНО в фильме " Rock around the Kremlin"? - Ничего. Есть там такой здоровый элемент бардака. - Твое отношение к фильму " Рок"? - Не знаю... Слишком много там: " Глеб, ты хочешь писать?.." - Картины ты давно рисуешь? - Давно. - И много нарисовал? - Довольно много. - Ты их сильно ценишь? - Очень. - А ты причисляешь себя к " новым художникам"? Ведь твоя картина Сильно отличается от всех остальных на их выставке в ДК Свердлова, Она совершенно другая. - Я не знаю. По большой просьбе друзей отдал одну картину на выставку и то боюсь за ее сохранность... Это шутка. - Какие картины ты больше всего шобишь рисовать? - Иногда я рисую очень реалистические картины. Я учился рисованию, живописи десять или одиннадцать лет, поэтому я умею рисовать. Я знаю анатомию, как падает свет и все такое прочее, иногда рисую собира- тельные картины, как " История любви", которая и висит в ДК Свердлова. Мне больше нравятся собирательные картины, как некая вещь, которая имеет меньше отношения к академическому искусству. - Существует такой термин " неоромантика". Как ты сам считаешь, насколько существенна, насколько весома эта приставка " нео", Во-первых, для направления в целом и, во-вторых, для работ КИНО? - Думаю, абсолютно несущественна. Просто очередная наклейка. Я всегда был очень романтичным молодым человеком, но я никогда себя никак не называл. - Ты читаешь какие-нибудь рок-журналы? - Я с удовольствием их читаю, когда они попадают мне в руки, но почему-то в последнее время они редко ко мне попадают. - А каковы твои личные отношения с " Мелодией"? - Еще хуже, чем с телевидением, потому что они - пираты. Выпускают пластинки группы КИНО без всякого согласования с нами, то есть в связи с выпуском пластинки (" Ночь". - Ред.) никаких дел с нами не имели в о о б щ е. Я в одной газете прочитал, что выходит наш альбом. Я не знаю, почему в нашей стране государственная фирма может выпус- кать пластинки без разрешения и без всякого ведома автора, оформлять, как они хотят, писать, что угодно. Я совершенно не понимаю, как все это возможно. - А кооперативы - это тоже пиратство? - Полное пиратство. Никакого отношения к распространению записей группы КИНО я н е и м е ю. Единственное, что мы сделали, - это записали альбом. Мы закончили запись альбома и буквально на следую- щий день я улетел в Алма-Ату. Прилетел, походил по городу, смотрю, у кооперативщиков лежит: КИНО, 1988, " Группа крови". В Ленинград при- летел - и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты " Смена" альбом занимает первое место... И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа - это КИНО. Ну, думаю, как все отлично-то. - А какое из средств массовой информации ты считаешь наиболее важным применительно к року? То есть, что для всех нас главнее и нужнее: Рок-н-ролльное радио, телевидение или рок-н-ролльный журнал? - Телевидение - это очень важно. И очень жаль, что оно хромает. Телевидение - самое главное. Потому что материал в газете - это материал в газете. Радио - тоже, но качество там посредственное. А телевидение - здесь и аудио, и визуальное воздействие. Телевидение может дать наиболее полное представление. - Сталкивался ли ты где-нибудь, в каком-нибудь городе с неприятием Вашей музыки? - Никогда. Последние годы точно. Естественно, в разных местах по- разному. Бывает, более вяло и прохладно, чем в Ленинграде, но все равно, как правило, когда я ухожу, люди хотят послушать еще. - Любишь петь на бис? - Не то что люблю - просто мне не трудно. - КИНО предпочитает играть соло или с разогревающей командой? - Неважно, разогревающая это команда или нет. Просто у нас нет пока возможности сделать достаточно разнообразную длинную программу. Пока хватает минут на тридцать. - Если представить, что у КИНО существует своя концепция построения Концерта, к чему она ближе - к тому, чтобы самим искать контакт с Публикой или чтобы публика сама искала этот контакт? - Самим, конечно. - Такой вопрос - он, кажется, с очевидным ответом, но, чем черт не Шутит - для тебя какое из двух зол лучше: полное равнодушие зала или Полное неприятие? - Лучше, если не нравится. Лучше, если раздражает. Все-таки это какая-то эмоция, все-таки мне удалось зацепить этого человека. А ему с этого легче переключиться на положительное. Такой человек сходит на концерт-другой и обязательно найдет что-то свое. - Витя, вот ты, я не знаю, сознательно или нет, поставил себя в такое положение, что ты по большому счету никому ничем не обязан: Захочешь - будешь сниматься, не захочешь - не будешь, захочешь - запишешься, не захочешь - не запишешься... Это сознательно? - Абсолютно сознательно. - И дальше ты собираешься поддерживать такое состояние? - Да, конечно. - А если на каком-то этапе группа КИНО станет тормозом на твоем пути, Ты все-таки можешь как-то реализоваться еще - в фильмах, картинах, - А остальные участники КИНО, не считая Африку и Тихомирова с его ДЖУНГЛЯМИ, они в общем-то, привязаны к тебе, во многом зависимы от Твоих желаний. - Совершенно независимы. Юра играет в ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКЕ и испол- няет там одну из лидирующих функций, так же они все играют с Джоан- ной, так же они играют свою инструментальную музыку, так же они тоже пишут картины... И вот что мне хотелось бы сказать: в последнее время появилась такая тенденция в прессе - " Виктор Цой и группа КИНО". Почему Цой и группа КИНО? Непонятно. Мне эта тенденция очень не нравится и я бы хотел, чтобы этого не было. Мы делаем все вместе, и проводить разделение не надо... " РИО" No 19, 1988 г.
Владимир Терещенко: " Стоит того, чтобы жить..."
Осенью я послал в " Камчатский комсомолец" статью об АЛИСЕ, где гордо провозгласил Кинчева лидером нашего рок-н-ролла, ведущим, так сказать, поэтом-песенником. Эта бредовая идейка имела свои резоны: кризис БГ, отшельничество Цоя, сложная творческая акклиматизация Шевчука. В таких условиях новый мощный поэтический взрыв Кинчева опустошил на время поле творческой конкуренции. От важности открытия меня распирало все больше и больше, но тут подоспела статейка ста- рого писаки - корешка Игоря Мальцева, вычислившего, что Ю.Шевчук - современный поэт № 4 после БГ, Макара и Борзыкина - такую выверен- ность я мог объяснить лишь по-своему - последовательностью посещения стольными поэтами страны вулканов, гейзеров и лично тов. Мальцева. Затем появился " Поезд в огне" и, наконец, " Группа крови"... Можно делать опросы, составлять хит-парады, расставлять по популярности в шеренги - на первый-второй рассчитайсь! Но в конечном итоге мы лишь докатимся до мировых рекордов в книге Гиннеса...
Альбом " Группа крови" - философский цикл, в котором наряду с тради- ционной цоевской созерцательностью присутствует удивительная энергия. Он активен, напорист, и тема его - призыв к поступку. Решимость, которой полна большая часть песен альбома, я бы назвал в о л е й к д е й с т в и ю.
Мы все устали от слов, и мы хотим действовать, и мы говорим об этом, говорим там, где
Мягкое кресло, клетчатый плед, Не нажатый вовремя курок. Почему мы стоим, А места вокруг нас пустуют?
Этот вопрос задается на предыдущем альбоме КИНО и как бы провоцирует естественный и легкий ответ - " застойные явления", но диагноз Цоя безжалостней:
Те, кто спал, идут из запоя в запой, Кричат: " Нам не дали спеть! ", Кричат: " Попробуй тут спой".
И оказывается, что причина внутри, в душевной лени, в нежелании и неумении занимать собственные места. Конечно же, и внешних причин предостаточно и, возможно, они определяющие. Ты сваливаешь на них всю вину, оставляя себе место пострадавшего, а потом наступает звез- дный час, когда все складывается в твою честь, " когда нужна крепость руки"...
И вот ты стоишь на берегу, И думаешь: плыть или не плыть.
Вспоминается окончание пьесы С.Беккета:
Владимир: Так значит, идем. Эстрагон: Идем. (Не двигаются).
Жизнь искушает нас апатией, всосавшейся в мускулы, отравившей кровь. Это причина. И мы любим свои причины. Вверх ногами стоящий мир стал удобен своей убогостью. " Сибирский тракт - это так мало, но так надежно". Но всегда находится другой, кто
Станет плечом, под которым дрогнет стена.
Она только дрогнет, но и это победа. И вот сей вопрос варьируется во всех песнях альбома, кроме " Прохожего" и " Бошетунмай". Поразительно же то, что он остается в воздухе. Он звенит, беспокоит, дразнит од- нозначностью рецепта и выскальзывает при любой попытке ухватить его.
Между землей и небом война.
Подлинная трагедия человеческой жизни. Преодоление слабости, борьба, победа, усталость, пресыщение, утеря смысла бытия. Лаконизм - прекрасное поэтическое качество В.Цоя.
В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай!
Как в детской считалочке: " выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей". В детстве и первые открытия, и первые вопросы и разочарования.
Мы хотели пить - не было воды. Мы хотели света - не было звезды. Мы выходили во двор и пили воду из луж (!!! )
И далее прекрасно, но здесь именно главная исходная точка конфликта - дети, как духовные дворняжки, утоляющие жажду тепла и света у дождевых луж.
Что тебе нужно? Выбирай!
Этот диссонанс между порывом и реальностью, устремлением и возможно- стью, призывами " вперед! " и окриками " стой! " порождает тяжелые боле- зни (" Бошетунмай", " Прохожий", " Мама" ).
Виктор Цой, по собственному его признанию, не зависим от времени, социальных условий и, значит, счастливая случайность, что его твор- ческий расцвет приходится на такой вот период всеобщего полегчания. Найденные им ориентиры схожи с т.н. вехами времени - отсюда актуаль- ность, социальная заостренность песен КИНО. Но канут в Лету пере- стройка, достройка, надстройка, а песни эти не утратят своей щемящей остроты, останутся эпитафией к той всеобщей иллюзии, которая нас нынче поработила.
Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло. Их не догнать, уже не догнать. А тем, кто ложится спать, спокойного сна...
Здесь Цой воссоединяется со всеми грешными мира, принявшими данную секунду человечества как свой шанс. Его собственная позиция - активное действие - обладает магнетическим качеством, притягивает и убеждает:
Мы идем. мы сильны и бодры. Замерзшие пальцы ломают спички, От которых зажгутся костры. Попробуй спеть вместе со мной. Вставай рядом со мной.
Спеть - обрести свободу, и автор обращается ко всем, - и к тем, кто кричал, что " не дали спеть", и уставшим от боя воинам, к надевшему черные очки, и к тем, из труб которых " идет необычный дым":
Попробуй спеть вместе со мной!
Героический пафос альбома сводится к этой песне и обретает в ней программную окраску, тезис зарождающейся духовности, полного само- определения. С такими песнями тысячи выходят на улицы: сжатые губы, восторженные глаза, " замерзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры". И будет общая песня.
Если ей не суждено стать лебединой...
Все встает на место, приобретает облик гармоничного мироздания:
Кто-то должен стать дверью, кто-то замком, А кто-то ключом от замка.
И Цой сам сбивает такой порядок, лишь только мы начинаем в нем что- то разуметь.
А жизнь - только слово, Есть лишь любовь и есть смерть. Эй, там, кто будет петь, если все будут спать? Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать.
Концовка " Легенды" - самый большой и красивый парадокс альбома. Достойная жизнь прошла в борьбе. Неравнодушные, предпочитавшие дождь клетчатому пледу, сказавшие " Руки прочь от меня", делавшие шаг " на недостроенный мост", они выбрали борьбу и победили в этой борьбе. Они остались в живых.
Но не осталось сил петь.
А просто жить - лишь обязательный, иногда непосильный путь к смерти. И здесь вдруг Цой оказывается экзистенциалистским проповедником недеяния, скептиком решительности. Да нет, конечно, проповеди нет, но есть внезапное прозрение. Цой по-своему трансформирует мысли Кинчева, для которого пролог - смерть " и эпилогом - любовь". Жизнь либо слово и неизбежное движение к Смерти, либо она окрасится в цвета любви, и тогда ее стоит ждать, как прекрасную Вечность; не обретаемая в сражениях, она приходит с другой стороны, она спуска- ется с холмов, неслышно и незаметно становясь настоящей песней.
Людям не хватает любви, не хватает терпимости друг к другу, тепла и простоты. Уставшие от умозаключений и логических магистралей, они жаждут друг друга и не находят ответа.
" Мы с вами одной крови, вы и я! " - восклицает Маугли закон леса.
Так какой же мы с вами крови?
Большим достоинством альбома является не только его цельность, но и легкость, естественность. Наличие любопытных зарисовок (" Прохожий", " Бошетунмай" ) не уводит в сторону, а позволяет перевести дух и насладиться уже не глубиной мысли, а зоркостью глаза. Это то, чего не хватает " БлокАде", альбому не менее концептуальному, но порождаю- щему смысловую клаустрофобию. Кстати сказать, Цой вообще Кинчева " держит на крючке". Мы уже говорили о " Легенде", но можно вспомнить " те, кто молчал, перестали молчать" (" Спокойная ночь" ). Здесь Кинчев для Цоя, как примета времени. В " Бошетунйай" с прекрасным незлобивым юмором и ювелирной игрой слов напоминается - не пора ли сменить чуть заигранную пластинку. Факт цитирования свидетельствует как о внима- тельном отношении к звездам рок-медиа, так и о философском расстоя- нии, с которого Цой обозревает рок-н-ролльные вершины, равно как и холмы жизни.
Альбом превосходен музыкально, качественно нов для КИНО. Если бы не нудная драм-машина, а живой барабанщик " к сему руку приложил" - стать бы ему совершенством. Виктору Цою, мастеру настроения, всегда не хватало не то желания, не то фантазии преобразовать это настрое- ние в музыкальное качество. Теперь все соразмерно. Явно стилевым приемом стало повсеместное использование клавишных, то создающих буйные роскошные оркестровки (" Бошетунмай", " Война" ), то подголос- ками усложняющих музыкальную мысль авторов (" Спокойная ночь", " Легенда", " Попробуй спеть вместе со мной" - в последней песне есть и упомянутая оркестровая буйность, так сказать, в разгаре, в апофе- озе песни, но мне милее контрастное начало, спорящее с общим герои- ческим тоном песни).
Альбом стал большой удачей для Юры Каспаряна, удивившего как разно- образием гитарных приемов, так и усложнившимся музыкальным мышлением, позволяющим теперь остро строить свои партии от начала песни до конца. Хороша его работа в номерах " Группа крови", " В наших глазах", " Попробуй спеть вместе со мной", " Действовать будем мы", но она про- сто поразительна в " Спокойной ночи", лучшей песне альбома. Возможно, когда-то Юрий был под влиянием " парящих" соло Д.Гилмора, что ощуща- ется и оборачивается для нас восхитительнейшим образом.
Реквием уходящим. Полет Маргариты. Дремлющая в вечной усталости страна.
Конечно, альбом не лишен слабостей. Несколько тяжеловесной пристав- кой представляется мне " Действовать будем мы". И хотя по стилю и по теме она из контекста не выпадает, но ее относительная вялость - от этой самой чрезмерности.
В заключение домашний тест на усвоение материала: узнайте, из каких песен составлен куплет, и спойте его на мотив любой из них:
Крыши домов дрожат под тяжестью дней. Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь. Лишь потом кто-то долго не сможет забыть. Те, кто спасен, те, кто спасен.
Но это так, шутка. Всего лишь шутка.
" РИО" No 19, 1988 г.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы