Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 7. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЖИЗНИ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Письма в журнал " Аврора"
Здесь представлены лишь несколько из большого числа писем, посту- пивших в журнал " Аврора" после гибели Виктора. Такие же письма приходили к Марианне, близким, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Если бы их опубликовать, получилась бы огромная книга народной скорби. Мы посчитали нашу книгу неполной без свиде- тельств тех, для кого Виктор пел - его слушателей и почитателей.
Составители "... У меня есть подружка, ей пятнадцать лет, она повернута на Цое: Цой, Цой, только Цой! Даже БГ ей не авторитет. Ее, естественно, интересует все, что связано с ним. И вот прошлой зимой она в компа- нии таких же подростков гадала на блюдце - знаете, вызывают духов умерших и задают вопросы. Она спросила, естественно, о Цое - сколько он проживет? Ответ - двадцать восемь лет! - Какой смертью умрет? - Выбросится из окна. Она мне это рассказала зимой, мы тогда еще ухмылялись: ну-ну, посмо- трим, скоро ему двадцать восемь, а шагать в окно после Башлачева - как-то не того... А когда я услышала по " Маяку" сообщение о его гибели, у меня аж руки затряслись - я сразу вспомнила зимний разговор и наши идиотские ухмылочки. Бог ты мой, если бы мы знали, разве бы мы смеялись! А теперь я не могу отделаться от мысли, что Виктор просто нашел свой выход, и для него пустой " Икарус" на дороге - то же, что окно для Башлачева. И когда мне в голову пришла эта жуткая мысль, я еще поду- мала, что он правильно сделал, и что если это так, то я его понимаю. Не мне его судить, но когда я слушала его песни, написанные после " Группы Крови", я всегда вспоминала БГ - " Хватит! Я спел все, что мог! " Сравнить старые и новые песни - Боже, о чем он сейчас поет, как поет! Не знаю, может, я ошибаюсь, но мне так кажется - сужу по теле- и радиопередачам и по концертам на стадионах. Кто ломился на его концерты? Те же, что ломятся на " Фристайл", " Мираж" и Асмолова. Когда я смотрела эту блевотину памяти Леннона в Донецке (смотрела в ожидании " Кино" ), я думала: Господи, хорошо, что Леннон не дожил до этого " светлого" дня, хорошо, что мой любимый усталый и разваленный " Аквариум" не там, не прыгает вместе с " На-на" и Отиевой. И лучше бы " Кино" там тоже не было. Помните - в " Рабе любви"? Вознесенская - Соловей (Елена Соловей, актриса, прим. мои) остановилась на улице и - к прохожим: " Господа, опомнитесь, как ужасно вы живете! " А они к ней с воплями: " Господа, среди нас знаменитая артистка Вознесенская! Ура, господа! " Похоже, да? Это ли не оскорбление, не обида - ты поешь, а тебя не слышат, не хотят и не могут, как ни бейся..." Н.Б. (Симферополь) "... Большего горя в нашем доме не было. Шестнадцатого августа мой муж пришел с работы с неживым, каким-то землисто-серым лицом. Я сразу поняла - случилось что-то страшное. А когда он объяснил, что услышал по " Маяку" о гибели Виктора Цоя, я просто не поверила, не могла поверить. И пыталась ему доказать, что это просто очередные дурацкие сплетни. Но когда на следующий день муж принес газету, открытую на странице с фотографией Виктора и статьей, не оставляющей ни малейшей надежды, мы стояли у окна, за которым серело мрачное небо без Солнца, и плакали. Мужские слезы - дефицит. За четырнадцать лет знакомства и десять с половиной лет супружества я впервые видела его слезы. Не одну-две скупые слезинки, а настоящие горькие слезы в два ручья. Про себя я и не говорю. За эти дни глаза покраснели и опухли - едва вижу окружающее. И не хочу, не хочу верить в то, что это дейсвительно произошло. Не могут, не должны умирать такие поэты, такие певцы. Не должны умирать - с высоты моих тридцати это хорошо видно - такие молодые люди. Два- дцать восемь - это не возраст для смерти. Это просто несправедливо. Не верится, что не будет новых песен, новых альбомов Виктора Цоя, новых ролей в кино. Не верится, что зашла " Звезда по имени Солнце". Как же можно жить без Солнца?! Все эти дни испытываю давящее чувство дикой несправедливости. Что будет с группой " Кино"? Новый лидер? Или группа вообще переста- нет существовать? Сразу вспоминается альбом " 46" - рабочие студийные записи дуэта Цой- Каспарян. Именно этот, не самый лучший альбом услышала первым, " 45" - значительно позже, благодаря ему узнала группу " Кино", приняла ее - может быть, у нас одна группа крови. И Виктор Цой совсем не напо- минал мне " остывающий метеорит", когда слушала альбомы " Начальник Камчатки", " Это не любовь" и " Ночь". Что-то нравится больше, что-то меньше, это естественно, но все альбомы " Кино" слушаю с огромным удовольствием. А последние дни - обливаясь слезами. Мне кажется, что Юрий Каспарян мог бы встать на место Виктора и попытаться спасти группу. У него хороший вокал, он прекрасный мело- дист. Конечно, могут возникнуть трудности с текствми... Но сумел же Дэвид Гилмор реанимировать " Пинк Флойд", когда, после ухода Роджера Уотерса, группа была на грани распада. И " Пинк Флойд" - на вершине успеха. Или разбежаться по другим группам - проще? Неужели " Кино" больше не будет?! Хочется все-таки на что-то надеяться... И хорошо бы альбомы " Группа Крови" и " Звезда по имени Солнце" были изданы на пластинках. Боже мой, как все-таки тяжело на сердце. Смерть Виктора Цоя - это и мое личное горе. Когда погибает звезда, ее свет еще долго льется на нашу землю. Что бы ни случилось, что бы ни произошло, Виктор Цой навсегда останется " Звездой по имени Солнце". Для меня, во всяком случае..." Ирина Ж. (Краснотурьинск) "... Жизнь внутри меня как будто остановилась. Все эти дни искала опровержения этому, а находила только подтверждения. Потом увидела афишу " Иглы" с надписью " Памяти Виктора Цоя", и это было концом пос- ледней надежды. В зале сидели какие-то девочки, хихикавшие от слова " трахаться", а мне было непонятно - разве это для них не горе, разве остались люди, которым все равно?! Господь так несправедлив? Он забирает первыми лучших и самых любимых. " И мы знаем, что так было всегда..." Да, знаем, но примириться с этим невозможно. Весной, в апреле, я еще и предположить не могла, что это случится, но почему-то именно тогда стала ловить себя на том, что в каждой новой газете с ужасом ищу некрологи. Кроме черных рамок, я ни на что не обращала внимание. И нашла... Вы извините, пожалуйста, если я делаю Вам больно, но мне сейчас про- сто не с кем поделиться этим горем. Самая ужасная боль - боль души, и она будет жить в нас всегда, до последнего дня. Единственное, о чем я сейчас молюсь - чтобы Господь любил Витю так же, как любим мы его, чтобы он берег его душу, раз уж мы не уберегли его тело. До свидания, и да хранит Вас Бог! " Юля Л. (Красноярск) "... Еду сегодня в троллейбусе, вдруг, смотрю - на дороге стоит " жигуль" без одного колеса, а к нему прислонился Костя Кинчев. Господи! Сохрани его и помилуй! Уверена, что после смерти Вити Вам будут писать всякие разные люди. Это естественно - нас так много и всем нам больно, одинаково невоз- можно. Представьте себе: узнать, что его нет, от какого-то случайного чело- века, выпить бутылку водки и остаться совершенно трезвой, уходить с кладбища и уносить дальше жить свое огрубевшее и отупевшее тело. И слушать, слушать его песни... На кладбище какие-то странные люди то ли из Киева, то ли еще откуда- то, ночуют там. Хозяева такие крутые. Странно все это. Мне двух часов хватило, я больше не смогла - тяжело. Витя бы не ночевал... Потом иду домой, смотрю - на лестнице у самой двери лежит его люби- мый цветок без стебля, грязный, увядший. Я его помыла, в воду поста- вила, он как будто и ожил. Тоска такая. Во сне вижу его живым. Говорит - больно ему очень, одиноко. Зовет к себе. При жизни не жаловался. Видно, совсем ему там худо. А вокруг все нормально, все отлично. Не было человека такого, не жил он вообще. Какие-то редкие передачи пару раз вставили по одной его песне и все, дальше поехали. И комментарии еще такие, типа: " жизнь продолжается" или " но жить-то нужно"... А, собственно, чего я от них хочу? Все правильно, наверно. Я очень благодарна Вам за то, что Вы его любили. И в " Путешествии" своем все время то защищали, то хвалили, то просто вспоминали, что тоже очень важно. Особенно в героическом интервью с Борзыкиным. У Вас, вполне естественно, может возникнуть вопрос, кто я вообще та- кая? Я во Дворце культуры железнодорожников работала, инструктором, а он как-то концерт там давал. Народу как всегда уйма. ДК оцепили за три часа до начала. Меня попросили самовар в гримерку " Кино" отнести. Принесла. Они меня чай пригласили попить - так и познакомились. Но я-то в другую сторону смотрела. Гордая такая. Смех и грех! Да и не важно - была я с ним знакома или нет. Просто чувствую сейчас, что он был самым близким в мире человеком и по духу, и по настроению, и по жизни. Теперь хоть в петлю полезай, да делу уже не поможешь. Мне двадцать один год, а мне кажется, что гораздо больше. Даже не то, чтобы больше - там тридцать или сорок, а как будто в мои двад- цать один вместилась вся жизнь. Где моя молодость? Где моя радость? - Нет. Какая-то груда обломков." Наташа З. (Ленинград) "... Может быть, и не стоит об этом писать, а, может, и стоит. Я говорю о концерте памяти Цоя, что проходил в СКК двадцать четвертого сентября. В дурацком состоянии нахожусь я после него, поэтому и письмо, наверное, будет глупым. Это ж с ума сойти, что за шоу устро- или по столь трагическому поводу! Разогрели публику " Калиновым мостом" и " Зоопарком", мало знакомым юным гопникам, которые уже и не знают о нелюбви к ним этой группы. Но зачем, скажите мне, Майк на поминальном концерте вылез со своим " Сделай мне это"?! Потом пошли все вперемешку. Под конец с легким матом грянула " Алиса". Но уж лучше с матом, чем с " Поворотом". Я ви- дела, как народ под этот " Поворот" прыгает и пляшет, заливаясь счас- тливым смехом. Эх, мол, Макар! Жив, курилка! " Ве-е-чная память". Тряхнул стариной наш свадебный генерал. Уж выбрал песенку - ничего не скажешь... Во всей вставной челюсти концерта был один-единственный живой зубо- чек - Шевчук. Он неважно говорил, зато пел просто здорово. И всем было ясно, что поет он в память о Вите. Какого черта пришли туда остальные, остается загадкой. Или им всем надо было по стакану перед выходом наливать, чтобы начали соображать, почему они здесь собра- лись? Ведь Гаркуша тоже мог выступить в обычном своем амплуа, но почему-то этого не сделал. Может, потому что осталось что-то за душой. Конечно, никто не обязан выворачивать душу перед толпой, вопящей то " Кос-тя! ", то " Куп-чи-но! " Но тогда зачем было и выходить к публике, почти целиком состоящей из подобных " ценителей"? Неужто только из-за денег? И поминальный концерт тоже только из-за них, родименьких? В таком случае нечего и мне чернила тратить, они тоже денег стоят. Но ведь мы же привыкли им верить... Хорошо на этом празднестве только фотография Цоя висела - сбоку. Да и смотрел он на ней в сторону от сцены. Казалось, сейчас повернется и спросит: " Ребята, я вам не мешаю? " Не поверю я никогда, что именно так надо поминать рок-музыканта. Что он - не человек? Или только обычных людей можно оплакивать, а на поминках по рок-музыканту надо танцы устраивать? Можно только уте- шать себя мыслью, что Цою уже, наверно, все равно - хоть мне в это и не верится. Но я думаю, что никто из участников этого шоу не хотел бы себе такого мемориального концерта. Вот и все." Галина М. (Ленинград) "... Только вернулась из Питера. Обо всем как-то очень трудно говорить... Мне тоже двадцать восемь лет, я - 1962 года рождения, и для меня Витя был единственным Человеком-Надеждой, он был верой и церковью в душе. Такого количества горя я не видела никогда. Кому-то до некоторых пор казалось, что не все еще потеряно, но не стало Вити и... Все горизонты закрылись - понимаете? Конечно, я знаю, что он не умер, что его только с нами нет, но больно. У моих ровесников, у тех, кому сегодня 28-30, тяжелая депрессия - это нормальнейшее состояние. А одиночество - проститутка, которой давно продал душу и тело. Хожу в церковь и слушаю Витин голос. И радуюсь в тихом помешательстве, ведь голос - это все-таки бесконечно много... Миллионы часов, кото- рые никто не может отнять! А в смерть я не верю. Он жив, потому что все еще живы мы. Хотя, скорее - мы живы им... Вот уже две недели льют дожди. А его голос - это мое единственное прибежище, это (пом- ните Рильке? ) - маленький дом в сумерках, мимо которого текут волны, суетливые мирские волны... Уже давно живется мимо. И чувство сиротства, которое читала в столь- ких глазах - там, в Питере! - захлестнуло с головой. Кто-то здорово сказал в эти дни - о том, что он всех нас ловил над пропастью во ржи... А дальше что? Сама я журналистка, очень давно вынашивала идею фильма-монолога о ленинградских подворотнях, о Вите... Никаких слов - нет! Просто нет. Я вернулась из Питера в родной город и на улицах вижу время от вре- мени все те же потерянные глаза. Как я знаю эти исповеди о том, что только благодаря Вите где-то кто-то еще не умер, окончательно не сошел с ума, не погиб в пьяной драке, отстаивая " честь" рыжей прос- титутки, и не повесился на собственном шарфе... Да, но о чем я? Совместно с рок-музыкантами мы провели вечера памяти, собрали солидную сумму денег. На сороковой день вновь едем в Питер. Но пишу я, собственно, по поводу заметки. Вы знаете, первое чувство, которое ощутила внутри, как только прочла (и не только я! ), - чувство протеста! Непредставимо даже, чтобы рядом с павильоном Микки Мауса был павильон (?! ) " Начальник Кам- чатки"... Узнаю нашу российскую ерундистику и стремление все дово- дить до абсурда. А для кого он - этот павильон? Может, я не очень хорошо себе представляю Диснейленд, но лично мне это кажется очеред- ной помпой (как это страшно и обидно! ). Для возведения этого " мону- мента" стоимостью в миллиарды (кому это нужно? ), мне кажется, вовсе не обязательно спекулировать на имени Вити и нашей к нему любви. Н.Виккерс, может, только в том был прав, что имя действительно не стоит употреблять всуе. И совсем уж в духе века было бы объявить Диснейленд стройкой века на века! Мне все это представляется почему- то очень помпезным и фальшивым. И очень горько. Остается только уповать на то, что это сырая и неокончательная идея. Я верю в Совет Фонда. Я верю в многочисленных друзей Вити. Вы знаете, у меня, к сожалению, нет конструктивной идеи. Но внутренне я очень ясно ощущаю, что на те деньги, что собраны, - совсем не хочется строить павильон. Этого просто не должно быть. В Питере в эти дни были люди со всех концов света. Мы все - все! - живы чувством, что все равно мы все вместе - благодаря ему, Вите... И живем так, как этому он нас учил, как жил сам. Витя - это образ жизни, это восточный сад камней, это - целый мир. Для меня и для многих. Я обращаюсь к Совету Фонда, к журналу " Аврора", к Лениград- скому рок-клубу: помогите мне, моим друзьям и тысячам таких, как мы, - мы многое можем сделать, потому что нас много! И мы готовы сделать многое, потому что ничего больше в жизни не осталось. Но так жаль, что мы разъединены, что приезжая к Вите в Питер, мы ночуем на вокза- лах и в скверах - а так хочется посидеть на уютной кухне за чашкой кофе, подумать, поговорить, наблюдая, как в сигаретном дыму тают слова... Так хочется общего дома для всех нас - дома единомышлен- ников. И, может, это не менее важно - возвести этот дом - пусть в наших душах! Я поддерживаю Сергея, семнадцати лет, письмо которого опубликовано в " Московском комсомольце". Он пишет: " Мечтаю собрать вместе всех настоящих друзей Вити. Сам - давний и испытанный временем. Последнее время - все либо панки, либо попсовики. Соскучился по единомышлен- никам. Объединяйтесь! " Мне очень понятны его чувства. Сама сколько раз страдала от того, что гопники и молодая " урла" слушают Витю, мало что в нем понимая. А в Питере увидела стольких людей, по-настоящему близких... Помогите нам почувствовать, что мы что-то можем, что мы что-то значим, что есть еще надежда! Я помню авроровский реквием о Саше Башлачеве. Тогда Нина Барановская, помнится, писала: " Вот идут, идут дни, а легче не становится... Я сейчас боюсь только одного - отдадут, так сказать, дань и не дай Бог успокоятся..." Того же боюсь и я. Не хочется, поймите, чтобы все ограничилось номе- ром счета. Мы все разбросаны по разным городам, но мы все - в одном доме. Он странный - это дом... Он кривой и с ржавыми водосточными трубами. И с подворотней. Наверное, по ночам в ней светится желтая лампочка. А, может, и не светится. Может быть, там вообще нет подво- ротни... Просто за окнами дома идет дождь..." Эйка (Днепропетровск) НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ Последний герой похоронен был в праздник Воздушного Флота. Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним. А ливень все шел, замывая восторг идиотов, И город, как прежде, огнями стрелял по живым. Прогулка романтика кончена - плащ превращается в точку, И ночь обнимает весь мир, велика и мудра. Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку? И как, объясни, в эту ночь дожить мне до утра? 19.08.90 г. Прощай, дорогой. (Без подписи)
Александр Житинский, © А.Житинский, 1991 Послесловие к жизни
Феномен короткой и яркой жизни всегда притягивает внимание публики, таит в себе загадку, наводит на размышления, главное в которых - вечный вопрос о предопределенности судьбы, о закономерности траги- ческого исхода для избранного Богом типа личности, именуемой чаще всего Поэтом. Избранник Божий - старое словосочетание, несущее счастье таланта и бремя рока одновременно. Бог избирает человека, чтобы сказать его устами нечто важное, и он же до срока, а точнее, в предопределенный им срок забирает избранника себе.
В поэтической судьбе есть опасный период на рубеже 27-28 лет, когда Поэта подстерегает опасность. Достаточно вспомнить трех национальных гениев - русского Михаила Лермонтова, венгра Шандора Петефи и грузина Николоза Бараташвили, которые ушли из жизни в этом возрасте. Это не значит, что благополучно миновавшим этот рубеж следует отка- зывать в поэтическом призвании. У них другая карма, как принято говорить. Но трагические романтики часто уходят из жизни молодыми.
Однако не будем залетать в столь высокие и опасные сферы, вспомним лучше, что на этом же рубеже мы потеряли совсем недавно двух поэтов и музыкантов, вышедших из русского рок-н-ролла, из питерской ее ветви, давшей нашей культуре ряд известных ныне имен. Я говорю, конечно же, об Александре Башлачеве и Викторе Цое. Называть их гени- ями или нет - не в этом вопрос. В конце концов гений - понятие боль- шей частью историческое, временное. Национальные гении, о которых шла речь выше, выдержали проверку временем, с ними, как говорится, все ясно. Ушедшие же совсем недавно Саша и Витя еще не перестали быть для многих из нас просто хорошими знакомыми, славными ребятами, каких много среди рок-музыкантов, со своими заморочками, со своими простыми житейскими бедами. Они еще не в бронзе, и дай им Бог подольше сохраниться среди нас живыми.
Но есть одно качество, которое возбуждает интерес больше, чем непо- средственно поэтический и музыкальный талант, чем достоинство текстов или музыки. Это - способность вызывать любовь. И в особен- ности, когда эта любовь принимает гигантские размеры, а личность, вызывающая такую огромную любовь публики, казалось бы, не приклады- вает к этому ровно никаких усилий.
Виктора Цоя любили именно такой любовью. Я рискну утверждать, что это была именно любовь, а не так называемая популярность, чаще всего основанная на моде. Популярность - понятие коммерческое, тогда как любовь - духовное. Многие из тех, кто упрекал Цоя в том, что он " ударился" в поп-музыку, не чувствовали природы этой любви.Они пола- гали, что имеют дело с популярностью типа популярности Юры Шатунова или Димы Маликова. Конечно, среди поклонников и, в особенности, поклонниц Цоя немало таких, кто " тащился" на внешнем - черной куртке, восточном разрезе глаз, стройной фигуре, горделивой осанке. Но даже они, я думаю, нутром ощущали, что есть нечто в их кумире, что отли- чает его от сонма эстрадных звезд. И даже когда он сам, казалось бы, смешивал себя с ними, выходя на площадку вслед за попсовыми певцами на сборных концертах и фестивалях последних двух лет, первые же звуки его голоса убеждали в обратном. Там он был чужим, своим он навечно остался среди тех, из кого вышел, - рок-музыкантов.
Впрочем, любили его не только поклонники рока. Он сумел выйти за жанровые рамки и стать просто Цоем, занять свое, принадлежащее только ему место в музыкальном мире, как это и происходит с каждым большим артистом.
Так в чем же природа этой любви?
Об этом уже много писали и размышляли. Рассуждали о романтизме, об искренности и честности, о доходчивости мелодий и простоте ритмов, о сдержанности и благородстве, о магнетизме голоса, наконец. Во всем этом есть резон, но сами по себе эти качества, даже собранные вместе, не обеспечивают артисту столь широкой любви масс. Должно существовать нечто, дающее ключ к разгадке любви.
Заманчивее всего просто-напросто объявить, что любовь не поддается объяснению. Любили, потому что любили - вот и весь сказ. Я не соби- раюсь расчленять это чувство на составляющие, я сам мучаюсь вопросом - в чем разгадка этого чувства, возникшего буквально из ничего на протяжении всего нескольких лет. Ведь путь Цоя от полной безвест- ности до ошеломляющего успеха был столь коротким и стремительным, что охватить его одним взглядом не представляет никакого труда. Вся его фантастическая карьера заняла каких-нибудь десять лет. Семь из них мне довелось лично знать Виктора, бывать на его концертах, слушать альбомы и следить за тем, как из гонимого, неизвестного и бедного рок-музыканта, каких сотни в Питере, он превращается в звезду всесоюзного масштаба.
Не скрою, мне, как и многим, хотелось узнать его получше, достигнуть доверия, поговорить, что называется, по душам. И мне, как и многим, это не удалось. Помню, как я пытался поговорить с ним после концер- та, который я устраивал в Доме писателей в апреле 1986 года. Играл АКВАРИУМ в акустическом составе, но пришел и Цой - кажется, никто его особенно и не звал. Борис сказал ему: хочешь прийти - и он пришел. Это же фантастика - всего за год-полтора до начала " звездных" концертов на многотысячных стадионах Цой с гитарой пришел на концерт в небольшой зал, чтобы без всякого вознаграждения спеть несколько песен! Тогда я спрашивал его о чем-то, он отвечал коротко и уклон- чиво, со своим всегдашним: " Ну, я не знаю..."
Позже мы не раз встречались в рок-клубе или общих компаниях, но я уже не лез с расспросами. Я знал, что Цой именно таков и принимать его нужно таким.
Мне до сих пор неудобно перед ним за ту оценку " Звезды", которую я высказал ему после первого прослушивания у Кинчева. До этого мы с Костей раза четыре прослушали " Шестой лесничий", и " Звезда" почему- то не " покатила". О чем я и сказал. Цой никак не прореагировал, но по лицу Кинчева я понял, что допустил неосторожность. Позже, месяцев через восемь, на дне рождения Гребенщикова, куда Цой заехал после концерта в СКК, чтобы поздравить Бориса, я сказал ему, что беру свои слова насчет " Звезды" обратно и спросил, не обиделся ли он. Витя усмехнулся и сказал, что нет. Как было на самом деле - не знаю.
Последний раз видел его в Москве у Джоанны накануне презентации ее пластинки, 22 июня 1990 года, на следующий день после того, как Виктору исполнилось двадцать восемь лет. Мы встретились в дверях - он уже уходил. Мы успели только поздороваться. А шестнадцатого авгу- ста мне позвонил Коля Михайлов, президент Ленинградского рок-клуба, и сказал, что вчера Вити не стало...
Часто ловлю себя на том, что направляясь куда-нибудь по делам, шагая по улице, не напеваю даже, а совершенно машинально мысленно прокру- чиваю какой-нибудь мотив Цоя, рефрен песни, строчку из нее. " Просто хочешь ты знать...", например, или " Здравствуйте, девочки! Здравст- вуйте, мальчики! " И так далее.
Под эти слова и мотивы легко шагать, легко размышлять и, я сказал бы даже, легко жить. Не потому, что в песнях Цоя полно оптимизма. Они достаточно печальны, если говорить о них в целом. Но есть там легкость и простота дыхания, есть приятие жизни такой, какова она есть, - не придуманной кем-то, не вычитанной из книг, а со всеми ее неправильностями, случайностями и изломами. Каждый из нас живет такой жизнью и почти каждому говорят, особенно в юности, что так жить нельзя. " Но почему? Ведь я живу", - искренно и горестно изумля- ется Цой в одной из ранних песен.
Каждая творческая личность несет в себе загадку. Это уже стало трю- измом. Не меньшим трюизмом стало говорить о загадочности Цоя. Между тем, " загадочность" - слово неточное применительно к Виктору, это реакция публики на его внешнюю сдержанность, немногословность, на его нежелание раскрываться в словах интервью перед журналистами. Но разве немногословный или просто молчаливый человек всегда загадочен? Разве непременно в словах содержится разгадка его натуры? Скорее, наоборот. Ведь язык, как известно, дан нам, чтобы скрывать свои мысли.
Цой своих мыслей не скрывал. Только высказывал он их в песнях, а не перед журналистами. И высказывал вполне определенно, открыто и искренно.
Разгадка любви к нему, на мой взгляд, заключается как раз в опреде- ленности человеческих черт и качеств, которая подкупала при знаком- стве с песнями Цоя и его ролями в кино. Но одной опеределенности мало. Набор этих качеств был удивительно созвучен времени - вот почему его так любили. В тот сложный период нашей истории, когда на арену ее стали выходить свободные и независимые личности, Цой лучше других соответствовал идеалу свободы и независимости. Он был сувере- нен - это слово стало модным уже после того, как Цой явочным поряд- ком утвердил свой суверенитет в этой жизни. Он был независим не только от властей, но и от обстоятельств жизни, от денег, от самой своей популярности. Это давало ему возможность быть по-настоящему свободным и чувствовать себя уверенно и на месте, куда бы ни забра- сывала его судьба - в котельную, на съемочную площадку или на нью- йоркские авеню.
Его принцип независимости, который не декларируется, а находит чисто образное воплощение в песнях, не имеет ничего общего с принципом самоутверждения через подавление других. Его сила - в духе, а не в кулаках. Может быть, здесь с наибольшей силой выразились его восточ- ные корни, ведь чудеса кун-фу или у-шу невозможны без тренировки в первую очередь духа, а потом уже мышц. Его герой в " Игле" умеет дра- ться, но он дерется - защищая свою честь. Ни у кого не повернется язык назвать его суперменом, но и слабаком он не будет никогда.
Мне кажется, что Витя был от природы чрезвычайно умен. Он обладал врожденным вкусом и при всей своей гордости был крайне застенчив. И в творчестве, и в жизни он, как мне кажется, воплощал принцип разум- ной достаточности. " Все, что сверх того - все лишнее". Он минимизи- ровал выразительные средства, он минимизировал и человеческие отно- шения, оставляя и там, и там самое надежное и проверенное.
Было бы крайне неуместно пускаться здесь в искусствоведческое зануд- ство, анализируя музыку и тексты. Они теперь таковы, каковы они есть - на все дальнейшие времена, и других не будет. Я знаю, что многие из этих песен стали любимы не только миллионами молодых людей, но стали и частью моей жизни. Иначе я не стал бы писать этих слов. Мне приятно, что на искренность Витиных песен лично я могу ответить искренностью своего отношения к его творчеству. Бывает, что умом и языком хвалишь, а сердце остается равнодушным.
Увяли цветы на могиле, высохли девичьи слезы, но не умолкли песни. Согласимся, что Виктор Цой прожил счастливую и яркую жизнь, в кото- рой были безвестье и слава, бедность и богатство, одиночество, семья, любовь. Единственное несчастье его жизни в том, что она ока- залась так непоправимо коротка. Но он успел посадить дерево и спел об этом, он успел написать книгу своих песен, он успел родить сына. Как говорят на Востоке, этих трех условий достаточно, чтобы человек не зря прожил свою жизнь.
... В скорбный день похорон во дворе рок-клуба неизвестный молодой человек сказал мне: " Вы должны написать о нем книгу". Я возразил, что знал Витю недостаточно близко, это, наверное, сделают другие. И вот мы это сделали, а как - судить не нам. Но мы старались быть честными и искренними в этой работе, как был честен и искренен " последний герой" Виктор Цой.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы