Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСКУССТВО ПРОТИВОСТОЯНИЯ МОББИНГУ
Как бороться с моббингом? В первую очередь стараться видеть развитие ситуации не на один, а на несколько шагов вперед и не закладывать в свое будущее негативные причины, которые через некоторое время могут обернуться вашей травлей. Делайте то, что требует логика необходимости, и не ссорьтесь с людьми, если этого не требуют интересы дела. Когда вы понимаете, что вам не удалось всего предусмотреть и назревает сильное групповое давление на вас, нужно попытаться определить, почему это происходит, увидеть и понять причины травли. В зависимости от характера нападок можно избрать и применить наиболее эффективные стратегии защиты. Если перед вами так называемый элитарный коллектив, всеми силами старающийся доказать свою избранность, то вы можете дать понять, что вы не покушаетесь на эту элитарность и не стремитесь войти в лидирующую неформальную группу, а вполне довольствуетесь ролью работника. Можете, напротив, постараться постепенно утвердиться в этой группе, демонстрируя возрастающий профессионализм. Постепенно вас будут вынуждены признать и будут с вами считаться, как с профессионалом. Один близкий мне человек, музыкант, при попытке войти в творческий коллектив столкнулся с ярко выраженным моббингом. Ему пришлось потратить несколько лет на достижение значительно более высокого профессионального уровня. В конце концов, он превзошел эту группу и по музыкальной, и по актерской линии, и она была вынуждена просить его остаться, когда тот в воспитательных целях заявил, что его приглашает на работу другой коллектив. Хорошим методом, парализующим слаженную работу самоутверждающегося коллектива, является применение известного древнеримского принципа " разделяй и властвуй". Выявите нескольких неформальных лидеров в сплоченном хоре насмешников и попробуйте с ними побеседовать с каждым по отдельности. Может быть, вам удастся подружиться с кем-то из них. Высшим пилотажем с вашей стороны будет такое перераспределение сил в группе, что эти неформальные лидеры начнут ссориться между собой. Можно обратиться и к формальному лидеру, к начальнику, и попробовать заручиться его поддержкой. На моей памяти было несколько таких случаев, когда привлечение начальника на свою сторону прекратило преследование. Правда, в качестве привлекающей стороны выступали женщины, использующие традиционный женский арсенал в виде кокетства и комплиментов шефу. В двух случаях это не имело никаких иных последствий, кроме того, что моббинг был прекращен, но в одном случае женщина из огня попала в полымя, и ей потом пришлось выдерживать длительную осаду со стороны шефа, истолковавшего комплименты затравленной сотрудницы как призыв к служебному роману. Эта начальническая осада оказалась едва ли не более сильной, нежели атаки сотрудниц. В некоторых случаях травля может быть прекращена каким-то неожиданным экстравагантным поступком со стороны жертвы, повышающим уважение к ней и резко меняющим расклад сил. Мне известен случай, когда мужество, проявленное одним преследуемым сотрудником во время небольшого пожара, когда он спас жизнь нескольким людям, в том числе и своим мучителям, сразу вывело его в ряды неформальных лидеров. Основной принцип, которого должна придерживаться жертва моббинга, - ни в коем случае не ломаться психологически, сохранять внутреннюю стойкость. В этом случае неважно, что вы примените в ответ на неприятные коллективные действия - останетесь в молчании выполнять производственные задания, сумеете разрядить сгустившееся поле неприязни, несколько раз рассказав остроумный анекдот, или будете жестко отстаивать свои права, с вызовом отвечая на каждую колкость. Главное, чтобы ваш ответ был убедителен и нес заряд силы, превосходящей все нападки.
АРМЕЙСКИЙ МОББИНГ, ИЛИ " ДЕДОВЩИНА"
Особым вариантом моббинга, заслуживающим отдельного разговора, является дедовщина в армии, причем по свидетельству различных авторов, российская армия выделяется этим " достижением" среди многих других армий мира, хотя это явление - интернациональное. Судя по публикациям, министерство обороны кое-что делает в этом плане, однако такие болезни быстро не лечатся. Армия с ее жесткой структурой и дисциплиной вообще является средой, где личность молодого человека, по сути еще мальчишки, подвергается колоссальному прессингу. Многие не выдерживают этого и либо покидают часть (причем такие побеги нередко кончаются трагически), либо даже накладывают на себя руки, причем процент подобных самоубийств достаточно высок и явно превышает те же показатели на гражданке. Те, кто прошел испытания, становятся значительно сильнее, хотя процесс нравственного огрубения после службы в сегодняшней армии в каком-то смысле неизбежен. Важно проходить подобные испытания с наименьшими потерями, а это возможно прежде всего в том случае, если человек заранее готовится к трудностям и более или менее представляет, в какую среду он попадет. Вряд ли большое количество современных призывников будут читать эту книгу, хотя, может быть, кто-нибудь прочтет и натолкнется на эту главу. Однако у нескольких сотен тысяч призывников есть близкие, и может быть, первыми прочтут они, сделают свои выводы и каким-нибудь образом донесут вычитанную информацию до сознания тех, кому это адресовано. Именно это соображение побудило меня включить в свою книгу специально написанную статью моего друга, психолога Игоря Татарского, посвященную теме психологического выживания в армии. Он делится соображениями о том, как надо готовиться к армии, как там вести себя и как противостоять армейскому моббингу. " О так: называемых неуставных отношениях слышали, наверное, все. Их можно разделить на две большие условные группы. Первая группа включает в себя различные малоприятные " правила поведения" и ритуалы для каждого призыва. Эти " правила" передаются десятилетиями из поколения в поколение и касаются практически всех. Они немного отличаются в зависимости от рода войск и от географического размещения части. Вторая группа - это просто издевательское поведение одних военнослужащих (более сильных) по отношению к другим (более слабым). Эти издевательства носят индивидуальный характер и зависят от конкретного садиста и его жертвы. Чтобы это различие было понятнее, поясню на примере. После ужина некий взвод отправляется " на картошку" - чистить на кухне картошку для всей части. Чистят, естественно, молодые солдаты - им " положено", а старослужащие лоботрясничают (в зависимости от степени попустительства офицеров " деды" могут пойти спать, пойти в другую роту поболтать с приятелями, выпить водки и отправиться " ловить" приключения и т. д.). Это " правила поведения". Другой пример. Некий " ветеран" заставлял нескольких " сынков" поедать письма из дома, которые находил в их карманах. Причем давал на эту процедуру почему-то только две минуты. Поскольку с непривычки за это время письмо съесть довольно трудно, то он требовал, чтобы ребята тренировались на газетах. Ну и так далее. Так вот это действие можно отнести к категории индивидуальных издевательств. Все эти неуставные отношения сильно попахивают смесью позднего рабовладельческого общества с ранним феодализмом. Они в значительной степени ослабляют боеспособность армии. С ними борются отдельные офицеры, военные психологи, юристы, священники, общественность. Однако проблема эта непростая и решается пока довольно медленно. " Правила поведения" разделяются на две категории. К первой категории относятся те, что ущемляют права самого молодого призыва - на нем лежит основная тяжесть бытовой работы в казарме. Например, уборка в роте или на территории, кухня и т. п. В " поле", на боевом объекте бывает как раз наоборот - там основная ответственность лежит на более опытных старослужащих. Вторая категория - это особые привилегии, касающиеся прослуживших от полугода и больше. Чем больше солдат или матрос служит, тем больше он имеет привилегий. Само наличие этих привилегий практически никак не ухудшает жизнь " молодых" - они просто не имеют " права" ими пользоваться, им " не положено". Например, старослужащие могут не ходить на зарядку и поваляться в постели лишних пятнадцать минут. Они могут ушивать форму, точнее, почти должны, иначе на них косо будут смотреть ребята этого же призыва, и " не поймут" молодые, мечтающие сделать то же самое. Прослужившие полгода могут, осторожно, конечно, не сразу расстегнуть крючок у формы и слегка ослабить ремень. Те, кто прослужил год, могут позволить себе расстегивать верхнюю пуговицу, не по уставу носить ремень, модифицировать свою повседневную или парадную обувь и т. п. Буйная же фантазия " ветеранов", прослуживших полтора года ограничивается только волей офицеров. Если офицер закрывает на это глаза, то " дедушка" может позволить себе абсолютно все. Кстати, об одежде. Разница между старослужащим и молодым в одежде, в манере ее носить существует абсолютно по всем позициям: пуговицы, трусы, обувь, портянки, шинели, бушлаты, головные уборы, ремни, кокарды, брюки, погоны и т. п. Неписаные " правила поведения", эти " положено - не положено" регламентируют абсолютно все стороны армейской жизни (за исключением боевой): прием пиши, ее количество, отход ко сну, место сна, место в машине или в клубе, место в строю, манеру строевого шага, время отбоя и подъема, порядок и форму отдыха, манеру ходить и говорить, порядок умывания, порядок увольнения в город, порядок соблюдения уставов. Например, выпить или удрать в самоволку может себе позволить только старослужащий. Если это сделает молодой, то ему очень крепко достанется. Есть даже такое определение: " пьянка" - " в бой идут одни старики". Конечно, в разных частях и ротах, на разных кораблях и " точках" могут быть свои вариации этих " правил": где-то молодой солдат, исполняя стишок для ветеранов " Дембель стал на день короче", стоит на табуретке, а где-то на тумбочке; где-то хоронят окурки, а где-то нет: где-то принято носить " ветерана" ночью в туалет на одеяле, а где-то сам ходит. Стратегии борьбы. Скажем сразу, борьба с неуставными отношениями - дело очень сложное и иногда небезопасное. Только с ростом культуры всех военнослужащих: и рядовых, и прапорщиков, и офицеров можно достичь положительных сдвигов. Но армия и флот не существуют в отрыве от остального общества, поэтому окончательно решить эту проблему можно только, как говорят на Руси, всем миром. 1. Индивидуальная борьба. Возможна и эффективна против индивидуальных издевательств. Против " правил" бороться очень сложно, так как в этом случае против борющегося выступает, как правило, почти весь старший призыв, ревностно следящий, чтобы " рабы" не бунтовали. Надо стараться с самого начала не провоцировать своей слабостью любителей поизмываться. Еще раз скажем: качайтесь, качайтесь, качайтесь! Над физически сильными ребятами очень редко издеваются. Следите за своим внешним видом, осанкой, походкой, речью. Старайтесь быстро освоить свою воинскую специальность: над хорошими специалистами издеваются крайне редко. Если же кто-нибудь сделает такую попытку, то его быстро приведут в чувство ребята своего же призыва. Помните: не давайте повода! 2. Коллективная борьба. К сожалению, встречается очень редко, потому что молодые солдаты разобщены и не могут организоваться. В крупных частях это сделать очень трудно, а вот в маленьких бывали случаи, когда целый призыв мог так себя поставить, что все старослужащие его не только уважали, но и побаивались. Как-то раз пришло новое пополнение, в котором из 25 человек было пятеро спортсменов-борцов. Ну и сами понимаете… Иногда помогают земляки из " стариков" - " наших" не трогай", - говорят они " ветерану", который ищет кого-нибудь, чтобы ему постирали одежду - " бери других". Как же случается, что молодые солдаты, натерпевшись и настрадавшись, став старослужащими, сами начинают мучить молодых!? Некоторые считают, что раз их мучили, то теперь они " имеют законное право" измываться над другими. В качестве компенсации психологического ущерба. Накачав физическую силу, они остаются слабенькими в духовном плане. Мне, например, один " дед" на полном серьезе пытался доказать, что он имеет право выбить мне зуб, так как ему год назад выбил зуб один сержант. Стыдно и обидно за нашу армию, которая побеждала врагов тогда, когда Америку еще не открыли, а с этой проблемой до сих пор борется с переменным успехом. Редко кто из уволенных в запас может рассказать своей девушке или детям, как он смело отбирал за обедом мясо у молодых или заставлял чистить себе сапоги. Об этом многие предпочитают помалкивать. Постарайтесь в любой ситуации в течение всей службы оставаться человеком. Как говорили и говорят настоящие солдаты - " служить надо так, чтобы не было войны! " Если вас достали. В любой армии мира случается всякое. Бывает так, что неприятности валятся одна за другой: в казарме над вами издеваются, во время стрельб вы ухитрились сломать зарядное устройство и командир из-за вас решил наказать все отделение, вдобавок из дома приходят плохие вести, а впереди еще почти два года службы. Кажется, все - дальше жизни нет. Не делайте глупостей! Потерпите. Как сказано в Евангелии: " Претерпевший же до конца - спасется". И не просто терпите, сложа руки. Работайте, работайте над собой. Качайте не только силу. Качайте мозги, качайте характер, закаляйте душу. Не озлобляйтесь на людей, озлобляйтесь на вашу слабость и искореняйте ее. У вас есть для этого все необходимые ресурсы. Уже через неделю будет легче. Через две ситуация изменится в вашу пользу. А через месяц вы будете удивляться своим переживаниям. Но, главное, - вы будете. Пока вы живы - вы все сможете. Вы обязаны вернуться - к своим родителям, к своей будущей жене, к будущим детям. Дослужить и вернуться победителем. А дураков, которые мешали вам жить, вы забудете уже на второй день после дембеля. В кабине одного военного грузовика я как-то прочитал надпись: " Солдат, помни, тебя ждут дома! " Когда тяжело, надо просить помощи. В этом нет ничего стыдного - ведь мы же люди. Главное, не оставайтесь в одиночестве. Просите помощи у солдат своего призыва, у своих земляков, просто у хороших ребят. Просите помощи у офицеров - это не значит ябедничать или " закладывать". В этом состоит работа офицеров - помогать солдатам. Им за это деньги, между прочим, платят. Если в роте что-нибудь случится нехорошее из-за того, что кто-то терпел и боялся пожаловаться, то командира могут не только снять, но и под суд отдать. Если вы считаете, что к ротному обращаться бесполезно, всегда можно подойти к комбату. В некоторых частях есть психологи, священники. Вы можете написать письмо командующему округом, министру обороны, президенту, в газету, на телевидение, домой, в конце концов. Вы можете сообщить о своих неприятностях друзьям - бывает так, что " снаружи" больше возможностей для помощи. Да, в армии не очень любят жалобщиков, особенно те, на кого жалуются. Да, некоторые на вас могут неделю-другую косо смотреть, а некоторые - с уважением за то, что вы не побоялись, за то, что теперь стало больше порядка и дисциплины, за то, что после вашего звонка можно спокойно и нормально служить, а не пресмыкаться. Во всяком случае, это лучше, чем удирать из части".
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы