Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиционное общество России



Н.И. Гузарова и В.Н.Гузаров

 

Традиционное общество России

(IX — XVII вв.)

Учебное пособие

 

Томск 2013


 

ББК: Т3(2)4-2 я73

Гузарова Н.И. и Гузаров В.Н. Традиционное общество России (IX — XVII вв. ): Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2007. - 88 с.

Учебное пособие включает в себя две части. Первая часть посвящена теоретическим проблемам традиционного общества в России. Вторая часть представляет собой блок документов, отражающий специфику российского традиционализма.

Пособие подготовлено на кафедре истории и политологии ТПУ и предназначено для студентов очного обучения всех факультетов.

 

Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Томского политехнического университета.

 

-

Рецензенты

 

Ларьков Н.С. — Профессор Томского государственного университета

 

Андреев В.П. — Профессор Томского государственного архетиктурно- строительного университета.

 

 

Темплан 2013

 

 

© Томский политехнический университет, 2013


 

 

Содержание

Введение............................................... 4

Часть I. Традиционное общество России.................. 7

Социальные и политические аспекты истории

Традиционного общества............................. 7

Этнокультурные традиции средневековой Руси........13

Часть II. Документы российского традиционализма....... 19


 

Введение

 

Подлинные предводительницы народов

это традиции. Единственными действи-

тельными тиранами человечества были

тени умерших...

Густав Лебон

 

 

В мучительных поисках объединяющих начал человечества родилось понятие «мировая цивилизация». Оно позволило подняться над экономическими формациями, «локальными культурами», «расовыми и этническими особенностями и рассмотреть мировую и региональные истории в рамках глобального и, в определенном смысле, единого процесса.

Подобный подход позволяет определить три больших периода («волны» по А.Тофлеру) в истории человечества. Первый, самый продолжительный, с 6-5 тыс. до нашей эры до 18 века нашей эры, социология истории называет «аграрной цивилизацией» или «традиционным обществом». Второй, с 18 в. по 60-70 гг. 20 в., включает эпоху модернизации и «индустриальное общество», и, наконец, третий, начавшийся, по мнению исследователей, в 70-е годы 20 в., получил название «постмодерна» или «постиндустриального», «информационного» общества.

Хронология той или иной «цивилизационной волны» не совпадает полностью у различных народов и стран. Россия, например, относится к числу стран, цивилизационное развитие которых началось сравнительно поздно, в конце первого тысячелетия нашей эры. Тем не менее, есть нечто общее, присущее всем «традиционным», «индустриальным» и «постиндустриальным» странам. В настоящей брошюре предпринята попытка дать основные черты российского традиционного общества в его исторической эволюции. Однако, прежде, следует остановиться на самом понятии «традиционное общество».

«Традиция» в дословном переводе с латинского означает «передача». Термин «традиционное общество» мы будем использовать для обозначения такого социума (общества), в котором социальный, политический и культурный опыт народов базируется, главным образом, на трансмиссии (передаче) и закреплении способов поведения, оценок, верований, накопленных предыдущими поколениями.

Основой экономики в традиционных обществах является аграрный сектор. Техносфера аграрных цивилизаций базируется на использовании простых орудий труда. Энергетика основана на мускульной силе человека и животных, а также на «природных батареях», подпитывающихся от солнца, ветра, воды. Технические приспособления (лебедка, клин, катапульта, подъемник), как правило, предназначались лишь для «усиления» человеческих мускулов. Сфера «технэ» являлась подражанием природе, но не создавала «новой природы». Все это предполагало своеобразный «потолок» роста производительности труда. В экономике преобладало натуральное, нерыночное хозяйство, обеспечивающее лишь простое воспроизводство продуктов питания, одежды, Производство находилась в сильной зависимости от случайных факторов: войн, неурожаев, эпидемий.

Человек в традиционном обществе не ощущает себя самодостаточным, что определяет его тягу к «роевому», «коммунитарному» образу жизни. Социальная сфера опирается на «большие семьи», «общину», «сословие». В условиях, когда возможности общества ограничены, стабильность социальной структуры поддерживается «закрытостью» сословий, ограничением «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности (т.е. перехода из одного социального слоя в другой), социальной иерархией, определенным образом выстроенной соподчиненностью. Частная собственность, как правило, не носит свободного рыночного характера и обусловливается внеэкономическими источниками (привилегиями, наградами за службу и т.п.).

Важнейшие социальные функции, а именно: воспитание, образование, уход за больными, престарелыми — осуществляются в семье, общине. Огромная роль в социальных отношениях принадлежит кланам, родственным связям.

Политическая сфера формируется по образу и подобию отношений в семье и общине. Монархии, деспотии, тирании, в той или иной форме, являются традиционными политическими режимами. Традиционные общества не исключают демократических институтов (например, народные собрания в Древней Греции, вече в древнерусских городах и т.п.), которые, однако, очень часто не ограничены законами и выступают как «коллективные тираны».

Наконец, весьма специфическим является менталитет «традиционного человека». Как правило, он определяется религией. Любопытны представления людей о пространстве и времени. Границы государства для них там, где есть хотя бы один единоверец. Человек традиционного общества не нуждается в точном определении времени, его время — многомерно (аграрное, церковное, княжеское, природное и т.д.). Свобода для таких людей – не в обладании индивидуальными правами, а, скорее, наоборот, в наличии хорошего покровителя, надежного защитника, будь-то деспот, отец семьи или община. О менталитете людей традиционного общества можно писать бесконечно. Ну, например, любопытно, что хорошим хозяином считался тот, кто имел все необходимое в своем подворье, был самодостаточным.

Вместе с тем, богатым (то есть «причастным Богу, хранимым Богом») человеком считался тот, кто не накапливал собственность, а пользовался ею. Как справедливо отмечал И.Н.Данилевский, «лучшим способом пользования имуществом считалась передача его другому человеку. Всё, принадлежавшее человеку, за исключением жизненно необходимого минимума, должно было постоянно переходить из рук в руки. Тот, кто хранил или скрывал своё имущество, по представлениям того времени, во-первых, дискредитировал себя как владельца, а во-вторых, впадал в грех корыстолюбия. Такой человек не мог считаться богатым».[1] Жадный человек не мог считаться богатым. Страх людей перед новшествами, творческой деятельностью (ибо Творцом считался только Бог) не мог не повлиять на медленное развитие техники.

Таким образом, «традиционное общество» — это весьма своеобразный этап в истории человечества, отличающийся медленными темпами исторической эволюции. Конечно, невозможно говорить об унификации всех традиционных обществ. Свою специфику имели традиционные общества на Западе (активность сословий, религиозная активность, ранняя приватизация земли, рост городов, развитие социальных связей на основе закона) и на Востоке (преобладание государства над общиной, длительное отсутствие частной собственности, огромная роль религии). Социологи различают также развитые и задержанные традиционные общества. Естественные процессы социальной эволюции в большинстве случаев проясняют личностные начала в традиционных обществах, что и служит основой последующей их модернизации. Там же, где ход истории сопровождается усилением деспотических, государственных начал, личность не получает должного развития, процессы модернизации часто принимают уродливые формы.

Итак, Вашему вниманию предлагается методическое пособие, посвященное самому длительному периоду отечественной истории ( IX-XVII вв.). В большинстве учебников он трактуется как период феодальной раздробленности и становления централизованного государства. Однако эта характеристика не является исчерпывающей. В домонгольский период сохранялись родовые отношения, рабство, ростовщичество и т.п. Иными словами, «чистого» феодализма не было. Реформы 1860-х — 1870-х гг., как безусловный рубеж окончания феодализма, также условен. И в XIX, и в XX веках сохранились многочисленные черты традиционного общества.

Анализ IX-XVII веков как единого, целостного периода поможет Вам глубже уяснить суть российского традиционализма, медленное вызревание ростков нового индустриального общества.

Методическое пособие включает в себя концептуальный обзор традиционного общества в России. Выделены два направления традиционализма: социальное и этнокультурное. Позиция авторов обзора подкреплена извлечениями из 35 исторических памятников. Внимательное изучение летописей, грамот, договоров, судебников, притч, былин и т.п. позволит Вам составить образное представление о формировании и особенностях российского традиционализма.

Трактовка проблем российского традиционализма не может быть однозначной. Во время дискуссии аргументировать свою позицию следует, прежде всего, на основе документов, а также дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем.

 


 

Часть I.

Часть II.

Повесть временных лет.

Летопись была создана в первые десятилетия XII в, но дошла до нас в составе более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (XV в.), Первой Новгородской летописи.( XV в.), Ипатьевской летописи (XV в.). Предполагается, что «Повесть временных лет» возникла на основе более ранних летописных сводов, которые не сохранились.

 

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет...

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах. И еше другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Сукле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»....

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем, —Д.Л.) были уже поляне и жили они родами на своих местах, управлялись каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбень....

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане...

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон....

В год 6367 (859). Варяги из заморья взымали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей, — брали по серебряной монете и по белке с дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву... И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами... И Избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне....

Цитировано по: Древнерусская литература: Книга для чтения.-М.: Школа-Пресс, 1993.С.20-23.

 

Задания к тексту:

1. Какие славянские племена упоминаются в летописи?

2. Как летописец характеризует славянские племена?

3. Кому платили дань славяне?

4. Как летописец описывает образование Русского государства?

 

 

Документ № 5.

Псковская Правда. 15 век.

1. Вот дела, подлежащие княжескому суду. Если обокрадут запёртую клеть, или сани, покрытые полостью, или воз, увязанный ремнями, или лодью, заделанную лубом, или ежели украдут хлеб из ямы, либо скот из запёртого хлева, или сено с непочатого стога, - все эти дела подлежат княжескому суду и пени за такое дело - 9 денег; а за разбой, наезд и грабёж пени - 12 гривен, из них 9 гривен городу Пскову, 18 денег в пользу князя, 1 деньга из 4 денег посадничьих ему же.

2. А у псковского наместника новгородского владыки свой суд, и в тот суд не вмешиватся ни князь, ни городские судьи, а наместник владыки не судит дел, подлежащих суду князя.

3. Кто выбран в посадники, тот присягает на том, что будет судить по Правде, согласно с присягой, а городскими доходами не пользуется, судом не будет ни мстить никому по вражде, ни дружить по родству, правого не осудит, а виноватого не оправдает, никого не погубит на суде, ни на вече недобросовестным обвинением.

4. Князь с посадником на вече не судят; суд происходит только у князя в передней на основании Псковской Правды, согласно с присягой. А не станут они судить по той правде, будь им за то судья на втором пришествии Христовом; а в тайные сделки с тяжущимися не входить ни князю, ни посаднику.

5. Кого из своих слуг князь назначит наместником в пригород, тот присягает на том, что будет добра хотеть Пскову и судить справедливо, как присягал.

6. Посадник, сложивший с себя посадничество, обязан сам окончить начатые им судебные и другие дела по должности, а новый посадник, который сядет на его место, не может перевершать дел, решённых его предшественником.

7. Вора, совершившего кражу, а также конокрада, заговорщика и поджигателя казнить смертью.

8. Вора, крадущего на посаде, за две первые кражи не лишать жизни, а, собрав достаточные улики, наказать, смотря по вине; если же он попадётся в третьей краже, уличив его, казнить смертью, подобно вору, совершившему кражу в крому.

9. В случае спора о полевой земле или о воде, если окажется на той земле двор или пашня (признаки действительного владения) и ответчик пашет ту землю или пользуется той водой не менее 4-х лет, то он может сослаться на соседей, не менее 4-х человек; и ежели соседи, на которых он сошлётся, скажут: ”Говорим право, как перед богом, что человек, на нас сославшийся, бесспорно пашет ту землю или владеет той водой не менее 4-х лет, а соперник его в те годы не вчинал суда против него и не заявлял притязаний на его землю или на воду”, - в таком случае земля или вода свободная от спора и владелец её не обязан присягой подтверждать своё право, а истец свой иск, если в те годы не вчинал дела и не заявлял своих притязаний.

10. Суд о неудобной земле. В случае спора о земле, неудобной для обработки, если двое представят крепости, по которым границы смежных владений не сойдутся, так что одна земля окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся возьмут межевщиков, которые проведут им межи владений по грамотам того и другого, а они, став в судной палате, заявят, что этим межеванием не довольны, в таком случае предоставлять тяжущимся решать спор поединком.

11. Кто из тяжущихся одолеет своего соперника, за тем утвердить спорную землю по его грамоте.

12. А кто будет побит на поединке со своими грамотами, тому в в иске отказать и грамоты его признать недействительными, а оправданной стороне выдать на ту землю правую грамоту, а судебных пошлин на князя и на посадников со всеми сотскими взять 10 денег.

13. Кто станет требовать возвращения отчуждённой земли по праву выкупа, а ответчик представит грамоты, свидетельствующие о давнем владении, тогда спор решается по желанию предъявителя таких грамот; он может вызвать истца на поединок, может и предложить истцу показать под присягой, по какому сроку давности он выкупает землю (т.е. какой срок для выкупа был установлен при отчуждении).

14. Кто представит ко взысканию простую домашнюю расписку на умершего и по ней станет искать на его душеприказчиках отданного на хранение имущества - денег, платья, вещей из убора или какой-нибудь иной движимости, а умерший сделал предсмертное распоряжение своим имуществом, написал духовное завещание и положил его в городской архив, то на душеприказчиках не искать без расписки, формально удостоверенной и обеспеченной закладом, ни хранения, ни займа - ничего, о чём не сказано в завещании. Если же будет представлена такая закладная расписка, по ней искать можно. Точно так же, кому умерший при жизни отдал имущество на сумму, передача которой по закону должна быть обеспечиваема закладом и распиской (ст.30-я), а у душеприказчиков такой расписки умершего на того человека не окажется, они не имеют права искать ничего: ни займа, ни торговой ссуды, ни хранения.

15. Но близкие родственники умершего: отец, мать, сын, брат, сестра - могут и без расписки, обеспеченной закладом, искать друг на друга, но не на чужих людях, и наоборот, как имущества, отданного умершим кому-нибудь из них, так и имущества, у него взятого кем-нибудь из них.

16-17. А кто отдаст своё имущество на хранение, уезжая в чужую землю, или во время пожара, или когда по грехам земляки поднимутся на него всенародно, и потом он потребует своего имущества, а принявший его на хранение запрётся, в таком случае истцу надо заявить свой иск в течение недели по приезде с чужой стороны, или после пожара, или после разграбления народом его дома; если ответчик и тогда будет запираться по-прежнему, предоставить ему решить дело, как он хочет: сам ли примет присягу, либо выйдет на поединок с истцом, или же, истцу предоставит присягнуть, положив у креста спорную вещь.

18. Точно так же, если перехожий рабочий, нанимающийся пахать землю из известного снопа или пасти скот, будет искать хранения или своих снопов, суд, рассмотрев дело, отдаёт его решение на волю ответчика: хочет, сам присягает, или выйдет на поединок с истцом, либо истцу предоставит поцеловать крест и взять с его чего ищет.

19. Кто ищет отданного на хранение имущества по домашней записке, не помня за давностью, когда и что именно давал хранить, тот теряет иск.

20. Кто будет просить суд вызвать кого-либо к ответу, обвиняя его в побоях или в грабеже без прямых улик, князь с посадниками расследует, есть ли у истца свидетель. И ежели по розыску окажется, что дело случилось, где истец ночевал или обедал, и свидетель был единственным ночлежным или обеденным товарищем истца, суд спрашивает и самого истца, где его били и грабили и кому они с товарищем о том заявляли, и, на кого истец укажет, того вызвать на суд; и если тот, на кого была сделана ссылка, скажет на суде по совести, как перед богом, что истец действительно заявил ему о побоях и грабеже, а свидетель на суде в одно слово покажет с истцом, спор решается тогда по воле ответчика: он может идти на поединок со свидетелем или дать последнему поцеловать крест и взять сумму иска.

21. Если ответчиком, которому придётся состязаться со свидетелем, будет старик, или малолетний, или увечный, или священник, или монах, он имеет право выставить за себя на поединок наёмного бойца; но свидетель не имеет на то права, кто бы он ни был.

22. Если свидетель, на которого сошлётся истец, в суд не явится, или, явившись, не покажет в одно слово с истцом, т.е. не скажет всего или скажет лишнее, то суд не признает свидетелем, а истцу от отказывает в иске.

23. Если истец сошлётся на свидетеля, а ответчик, вызванный в суд, и со своей стороны выставит свидетеля, говоря: ”Истец сам бил меня с тем человеком, которого теперь призывает в свидетели”, то суд допускает и того свидетеля, на которого сошлётся ответчик во время самого разбирательства.

41. Если плотник, нанятый сдельно, отойдёт от хозяина, не кончив условленной работы, и станет искать наёмной платы на хозяине, говоря: “Я тебе отработал всё, на что нанимался”, а хозяин возразит: ”Нет, ты не отработал всего, на что я тебя нанимал”, дело решать по письменному условию тяжущихся, а если его не будет, хозяин пусть или сам присягает, или предоставит истцу взять искомую плату под присягой.

42. Землевладелец, желающий прекратить аренду снятой у него полевой или огородной земли, как и рыбной ловли, обязан заявить об этом съёмщику около Филипова заговения; тот же срок обязателен и для съёмщика, не пожелавшего продолжать аренду, а другого срока не полагается для прекращения аренды ни с той, ни с другой стороны. Если же съёмщик, которому отказано в продолжении аренды, будет настаивать на том, что ему отказано после срока, допустить его до присяги, и если он присягнёт, то удерживает за собою аренду до следующего срока, а владелец, не доказавший своевременности своего отказа, лишается на тот год половины обычной арендной доли или рыбного улова с арендуемого полевого, огородного или рыболовного участка.

43. Если рыболов-арендатор или рабочий, который ловит хозяйскими снастями исполу, запустит весенний лов, он должен заплатить с своего участка владельцу, сколько досталось последнему из улова той весны с другого такого же участка того же затона.

61. Судебных приговоров князь и посадник не должны отменять; но судебные решения и частные сделки, которые будут опротестованы, как неправильно составленные, можно отменить судебным же порядком, расследовав дело.

63. Если съёмщик полевого участка в срок откажется от продолжения аренды или землевладелец в этом ему откажет, то съёмщик отдаст землевладельцу половину всего, что получил в истекший арендный год со своего участка.

68. Посаднику, ни степенному, ни старому, нельзя быть в суде ходатаем по чужому делу; он может ходатайствовать только по своему делу да по делам церкви, при которой он состоит старостой.

69. И всякий другой человек с правительственной властью не может ходатайствовать в суде по чужим делам.

Цитировано по: В.О.Ключевский. Сочинения в девяти томах.Т.7. - М.: 1989.С.100-121.

 

 

Задание к тексту:

1. Проведите сравнение «Псковской правды» и «Русской правды» и определите, в чем состояли особенности социально-политической, экономической и ментальной структуры Пскова?

 

 

Документ № 19.

Судебник 1497 г.

1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печаловиниа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому.

2. А каков жалобник к боярину придет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которым пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати.

3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осьмь денег. А будет дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету.

4. О полевых пошлинах. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осьмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет.

5. А у поля стояв помиряться, и боярину и диаку имати по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и диаку четыре алтыны з денгою, а недельщику четверть, да неделщику ж вязчего два алтына.

6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диаком взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтина, а диаку четверть, а недельщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.

7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татьбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина на доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

8. А татьбе. А доведут на кого татьбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, ибудет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку делити: боярину два алтына, а диаку осьмь денег. А не будет у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскому да дворскому.

9. А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью.

10. О татех. А которого татя поимают с какою татбою ни будт впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутием, да исцу его выдать вь его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем.

11. А поимают татя вьдругые с таттбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталь его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити смертною казнью.

12. А на кого взмолвят детей боярских человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человек пять-шесть добрых христиан целовалников, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому татбу плачивал, ино на том взяти исцеву гыбель бес суда.

13. О поличном. А с поличным его приведут впервые, а взмолвят на него человекь пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и преж того неодинова крадывал, ино того казнити смертною казнию, а исцево заплатити из его статка.

15. О правовой грамоте. А от правые грамоты имати от печати с рубля по девяти денег, а диаку от подписи с рубля по алтыну, подьячему, которой грамоту напишет правую, имати с рубля по три денги.

16. О докладном списке. А докладной список боярину печати своею печатью, а диаку подписывати. А имать боярину от списка с рубля по алтыну, а диаку от подписи с рубля по четыре денги, а подьячему, которой на списке напишет, с рубля по две денги.

17. О холопией и правовой грамоте. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпустные боярину имати от печати с головы по девяти денег, а диаку от подписи по алтыну с головы, а подъячему, которой грамоту правую напишет или отпустную, с головы по три денги.

18. О отпусной грамоте. А положит кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление с судом боярским, ино та отпустнаа не в отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишет, и та отпустнаа грамота в отпустную.

19. О неправом суде. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него сь диаком дасть, ино та грамота не в грамоту, а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы.

20. О наместниче указе. А наместником и волостелем, которые держат кормлениа без боярьского суда, холопа и робы без докладу не выдати, ни грамоты беглые не дати; також и холопу и робе на государя грамоты правые не дати без докладу, и отпутные холопу и робе не дати.

21. О великом князи. А с великого князя суда и с детей великого князя суда имати на виноватом по тому же, как и с боярского суда, с рубля по два алтына, кому князь велики велит.

30. Указ о езду. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Каширы полтина, до Хотуни десять алтын.

38.А бояром или детям боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти двоьскому, и старосте и лучшим людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наметником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити. А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу исцева....

37. Указ наместником о суде городскым. А в которой город или волость в которую приедет неделщик или его человек с приставною, и ему приставная явити наместнику ил волостелю, или их тиуном. А будут оба исца того города или волости судимыя, и ему обоих исцов поставити пред наместником или пред волостелем или перед их тиуны.

38.А бояром или детям боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте и лутчимь людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити. А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу исцева. А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубля по осьми денег. А будет дело выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж росчету. А довод ику имати хоженое и езд и правда по грамоте. А досудятся до поля да помирятся, и ему имати по грамоте. А побиются на поли, и ему имати вина и противень по грамоте. А где нет грамоты, а помирятся, и ему имати противень вполы исцева, то ему и тиуном. А побиются на поли в заемном деле, или в бою, и ему имати противень против исцева. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе, ино на убитом исцево доправити, а сам убитой в казни и в продажи наместнику, то ему с тиуном.

39. О татех указ. А доведут на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой, и ему того велети казнити смертною казнью, а исцево доправити из его статка, а что ся у статка останет, ино то наместнику и его тиуну имати себе. А не будет у которого у лихого статка, чем исцево заплатить, и ему того лихого исцю вь его гибели не выдавати, велети его казнити смертною казнью.

40. О правовой грамоте. А от пра ой грамоты имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормления с судом с боярьским, с рубля по полутретья алтына от печати, то ему и с тиуном; а дьяку, которой грамоту правую напишеть, от писма с рубля имати по три денги. А тиун дасть грамоту правую, и он емлеть от печати с рубля по полутретья алтына на государя своего и на себя, а дьяк его емлеть с рубля по три денги. А с холопа и с робы от правые грамоты от отпустные имати боярину или сыну боярскому, за которым кормление с судом з боярским, от печати з головы по полутретья алтына. А дьяк его от писма з головы по три денги.

48. О послушестве. А кого послух послушествует в бою или в грабежю или в займех, ино судити на того волю, на ком ищут, хощут, хощет на поле в послухом лезет, или став у поля, у креста положит, на нем ищут, и истець бес целованиа свое возмет, и ответчикь и полевые пошлины заплатит, а вины ему убитые нет. А не стояв у поля, у креста положит, и он судиамь пошлину по списку заплатит, а полевых ему пошлин нет.

49. А противу послуха ответчик будет стар, или мал, или безвечен, или поп, или чернец, или черница, или жонка, ино противу послуха наймит наняти волно, а послуху наймита нет. А что правому учинится убытка или его послуху, ино те убытки на виноватом.

50.А наймит не дослужит своего урока, а пойдет прочь, и он найму лишен.

51.О займех. А который купець, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту с великого князя печатию, платити исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напраздньства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу.

56.А холопа полонит рать татарская, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп.

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А котрой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет проч, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

60. А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода.

62. О межах. А кто сотреть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто между сорал или грани ссек, ино того бити книтием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому имати на том за боран по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассуждению.

66.О полной грамоте. По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детьми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городскому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.

67. О посулех и о послушестве. Да велети пркликать по торгом на Москве и во всех городех Московские земли и Новгородцкие земли и по всем волостем заповедати, чтобы ищея и ответчик судиам и приставом посулу не сулили в суду, а послухом не видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы.

 

 

Справка:


Поделиться:



Популярное:

  1. I Чемпионат России по керлингу. Сезон 1992-1993гг (Мужчины)
  2. V1: 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России
  3. V2: 2.1 Становление и развитие финансовой системы России до сер. ХIХ в
  4. VI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
  5. Абсолютная монархия в России
  6. Административно-территориальное устройство России
  7. Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.
  8. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  9. Американские тягачи в России
  10. Анализ автомобильного рынка России
  11. Анализ системы стимулирования ФКОУ ДПО УЦ УФСИН России по Архангельской области
  12. Анализ современной демографической ситуации в России


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь