Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть I. Традиционное общество России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Социальные и политические аспекты истории Традиционного общества............................. 7 Этнокультурные традиции средневековой Руси........13 Часть II. Документы российского традиционализма....... 19
Введение
Подлинные предводительницы народов это традиции. Единственными действи- тельными тиранами человечества были тени умерших... Густав Лебон
В мучительных поисках объединяющих начал человечества родилось понятие «мировая цивилизация». Оно позволило подняться над экономическими формациями, «локальными культурами», «расовыми и этническими особенностями и рассмотреть мировую и региональные истории в рамках глобального и, в определенном смысле, единого процесса. Подобный подход позволяет определить три больших периода («волны» по А.Тофлеру) в истории человечества. Первый, самый продолжительный, с 6-5 тыс. до нашей эры до 18 века нашей эры, социология истории называет «аграрной цивилизацией» или «традиционным обществом». Второй, с 18 в. по 60-70 гг. 20 в., включает эпоху модернизации и «индустриальное общество», и, наконец, третий, начавшийся, по мнению исследователей, в 70-е годы 20 в., получил название «постмодерна» или «постиндустриального», «информационного» общества. Хронология той или иной «цивилизационной волны» не совпадает полностью у различных народов и стран. Россия, например, относится к числу стран, цивилизационное развитие которых началось сравнительно поздно, в конце первого тысячелетия нашей эры. Тем не менее, есть нечто общее, присущее всем «традиционным», «индустриальным» и «постиндустриальным» странам. В настоящей брошюре предпринята попытка дать основные черты российского традиционного общества в его исторической эволюции. Однако, прежде, следует остановиться на самом понятии «традиционное общество». «Традиция» в дословном переводе с латинского означает «передача». Термин «традиционное общество» мы будем использовать для обозначения такого социума (общества), в котором социальный, политический и культурный опыт народов базируется, главным образом, на трансмиссии (передаче) и закреплении способов поведения, оценок, верований, накопленных предыдущими поколениями. Основой экономики в традиционных обществах является аграрный сектор. Техносфера аграрных цивилизаций базируется на использовании простых орудий труда. Энергетика основана на мускульной силе человека и животных, а также на «природных батареях», подпитывающихся от солнца, ветра, воды. Технические приспособления (лебедка, клин, катапульта, подъемник), как правило, предназначались лишь для «усиления» человеческих мускулов. Сфера «технэ» являлась подражанием природе, но не создавала «новой природы». Все это предполагало своеобразный «потолок» роста производительности труда. В экономике преобладало натуральное, нерыночное хозяйство, обеспечивающее лишь простое воспроизводство продуктов питания, одежды, Производство находилась в сильной зависимости от случайных факторов: войн, неурожаев, эпидемий. Человек в традиционном обществе не ощущает себя самодостаточным, что определяет его тягу к «роевому», «коммунитарному» образу жизни. Социальная сфера опирается на «большие семьи», «общину», «сословие». В условиях, когда возможности общества ограничены, стабильность социальной структуры поддерживается «закрытостью» сословий, ограничением «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности (т.е. перехода из одного социального слоя в другой), социальной иерархией, определенным образом выстроенной соподчиненностью. Частная собственность, как правило, не носит свободного рыночного характера и обусловливается внеэкономическими источниками (привилегиями, наградами за службу и т.п.). Важнейшие социальные функции, а именно: воспитание, образование, уход за больными, престарелыми — осуществляются в семье, общине. Огромная роль в социальных отношениях принадлежит кланам, родственным связям. Политическая сфера формируется по образу и подобию отношений в семье и общине. Монархии, деспотии, тирании, в той или иной форме, являются традиционными политическими режимами. Традиционные общества не исключают демократических институтов (например, народные собрания в Древней Греции, вече в древнерусских городах и т.п.), которые, однако, очень часто не ограничены законами и выступают как «коллективные тираны». Наконец, весьма специфическим является менталитет «традиционного человека». Как правило, он определяется религией. Любопытны представления людей о пространстве и времени. Границы государства для них там, где есть хотя бы один единоверец. Человек традиционного общества не нуждается в точном определении времени, его время — многомерно (аграрное, церковное, княжеское, природное и т.д.). Свобода для таких людей – не в обладании индивидуальными правами, а, скорее, наоборот, в наличии хорошего покровителя, надежного защитника, будь-то деспот, отец семьи или община. О менталитете людей традиционного общества можно писать бесконечно. Ну, например, любопытно, что хорошим хозяином считался тот, кто имел все необходимое в своем подворье, был самодостаточным. Вместе с тем, богатым (то есть «причастным Богу, хранимым Богом») человеком считался тот, кто не накапливал собственность, а пользовался ею. Как справедливо отмечал И.Н.Данилевский, «лучшим способом пользования имуществом считалась передача его другому человеку. Всё, принадлежавшее человеку, за исключением жизненно необходимого минимума, должно было постоянно переходить из рук в руки. Тот, кто хранил или скрывал своё имущество, по представлениям того времени, во-первых, дискредитировал себя как владельца, а во-вторых, впадал в грех корыстолюбия. Такой человек не мог считаться богатым».[1] Жадный человек не мог считаться богатым. Страх людей перед новшествами, творческой деятельностью (ибо Творцом считался только Бог) не мог не повлиять на медленное развитие техники. Таким образом, «традиционное общество» — это весьма своеобразный этап в истории человечества, отличающийся медленными темпами исторической эволюции. Конечно, невозможно говорить об унификации всех традиционных обществ. Свою специфику имели традиционные общества на Западе (активность сословий, религиозная активность, ранняя приватизация земли, рост городов, развитие социальных связей на основе закона) и на Востоке (преобладание государства над общиной, длительное отсутствие частной собственности, огромная роль религии). Социологи различают также развитые и задержанные традиционные общества. Естественные процессы социальной эволюции в большинстве случаев проясняют личностные начала в традиционных обществах, что и служит основой последующей их модернизации. Там же, где ход истории сопровождается усилением деспотических, государственных начал, личность не получает должного развития, процессы модернизации часто принимают уродливые формы. Итак, Вашему вниманию предлагается методическое пособие, посвященное самому длительному периоду отечественной истории ( IX-XVII вв.). В большинстве учебников он трактуется как период феодальной раздробленности и становления централизованного государства. Однако эта характеристика не является исчерпывающей. В домонгольский период сохранялись родовые отношения, рабство, ростовщичество и т.п. Иными словами, «чистого» феодализма не было. Реформы 1860-х — 1870-х гг., как безусловный рубеж окончания феодализма, также условен. И в XIX, и в XX веках сохранились многочисленные черты традиционного общества. Анализ IX-XVII веков как единого, целостного периода поможет Вам глубже уяснить суть российского традиционализма, медленное вызревание ростков нового индустриального общества. Методическое пособие включает в себя концептуальный обзор традиционного общества в России. Выделены два направления традиционализма: социальное и этнокультурное. Позиция авторов обзора подкреплена извлечениями из 35 исторических памятников. Внимательное изучение летописей, грамот, договоров, судебников, притч, былин и т.п. позволит Вам составить образное представление о формировании и особенностях российского традиционализма. Трактовка проблем российского традиционализма не может быть однозначной. Во время дискуссии аргументировать свою позицию следует, прежде всего, на основе документов, а также дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем.
Часть I. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы