Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Генрих Штаден. «О Москве Ивана Грозного». 1577-1578 гг.



На святого Юрия осеннего крестьяне имеют свободный выход. Они живут или за великим князем, или за митрополитом, или еще за кем нибудь. Если бы не было этого, то ни у одного крестьянина не осталось бы ни пфенинга в кармане, ни лошади с коровой в стойле. Теперь некоторые крестьяне имеют много денег, но этим отнюдь не хвастаются. Крестьянин хочет ухорониться (встать под защиту), чтобы ему не чинили несправедливости.

Все крестьянские деревни разделены на сохи...

Все крестьяне страны имеют в юрьев день осенний свободный выход. Они принадлежат тому, кому захотят. Кто не хотел добром переходить от земских под опричных, тех эти последние вывозили насильством и не по сроку. Вместе с тем увозились или сжигались и крестьянские дворы...

Сельские приказчики или фогты русских бояр считают всегда так, чтобы крестьяне иноземца несли всю тяжесть. Оттого поместье иноземца пустело в день св. Юрия.

Когда пустело поместье иноземца, великий князь до трех раз давал ему другое, в котором жили бы крестьяне. Теперь с великим трудом, и то однажды, иноземмец может получить населенное крестьянами поместье. Причина: в большой своей чсти страна запустела...

Цитировано по: Материалы по истории СССР. Вып.2. Под ред. А.Д.Горского. Русская феодальная деревня I-XIII вв.-М.: Высшая Школа.- 1987.С.287.

 

 

Задание к тексту:

1. Как трактует крестьянский вопрос в Московии времён Ивана Грозного Генрих Штаден?

 

Документ № 28.

Заемная кабала крестьянина Ивана Есипова Слугина

В четверти пшеницы. 1571 г.

Се яз, Иван Исипов сын Слугин, вежицкой крестьянин з Дорожной Куреши, нанял есьми у ключника у старца у Закхея четвертку пшеницы на семена от николина дни от вешняго да до покрова святой богородицы. А давати мне в дом Николы чюдотворцу из приросту треть за семены. А на то послухи: вежецкие слуги Григорей Игнатьев сын Ошурок да Девятой Семенов сын. А кабалу писал вежецкий диак Михалка Иванов сын, лета 7079-го.

Материалы по истории СССР. Вып. 2.-М.: 1987.С.210.

 

Задания к тексту:

1. Под какой процент крестьянин получил займ?

2. Как относилась Православная церковь к роставщичеству?

 

 

Документ № 29.

Домострой. 16 век.

Глава пятая. Как царя или князя чтить и во всём им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным - любому человеку, кто бы он ни был; и самому всё это обдумать.

Бойся царя и служи ему верно, за него всегда Бога моли. И ложно никогда не говори перед ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всём повинуясь ему. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, и станешь страшиться царя небесного: этот - временно, небесный же вечен, он - судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. И князьям покоряйтесь также: воздавай им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прийми и власти свои, не помысли на них зла, ибо говорил апостол Павел: “Вся власть от Бога”, - так что кто противится власти, тот божью повеленью противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми.

Глава восьмая. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий - и царям, и князьям, и всяких чинов людям, и священникам, и монахам, и всем христианам.

Кто же в дерзости своей страха божьего не имеет и воли божией не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви божьей, и о церковном пении, и о келейном правиле, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьёт без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время, и правил общежития не соблюдает: Воскресения и Среды и Пятницы, праздников, и Великого поста, и дня святой Богородицы, - без воздержанья блудит и в неурочное время, нарушая закон и природу, или те, что от жён блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и скакание, игру на бубнах, трубах, сопелках, заводят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, - всё, угодное бесам...

Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями. Поэтому, если сыщется кто-то, кто их опресноки ест или приглашает врача их для своего исцеления, или кто моется с ними в бане, или иначе как-то общается с ними, - то, если из притча он, - из церкви его изгнать, если мирянин - отлучить.

Глава двенадцатая. Как мужу с женою и домочадцами дома у себя молиться Богу.

Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, попах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницы, и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов.

Глава тринадцатая. Как мужу и жене молиться в церкви, пребывая в чистоте и всякого зла избегая.

По воскресеньям и в праздники господни, в среду и в пятницу, в святой Великий пост и в день богородицын пребывать в чистоте. А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остеригаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всякого неправедного побора: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и вместе с тем ни на кого не сердиться, не помнить зла, а разбоя и грабежа, и всякого насилия, и неправедного суда никогда не творить. От ранней еды и питья и от поздней - после вечерней службы - воздерживаться; если же есть и пить, то во славу божию и только в законное время; малых же детей и работников кормить по усмотрению хозяев.

Глава пятнадцатая. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой.

А к тому и ещё добавь: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь - дождёшься и брани. И хозяин с этим - к тебе упрёк: спать к себе не идёшь, а домочадцам его нет ни покоя, ни времени для других гостей. Если упьёшься допьяна, а спать к себе не идёшь-не едешь, тут и уснёшь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей -то много, не ты один. И в этом твоём перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, утеряешь колпак или шапку. Если же были деньги в мошне иль кошельке, их вытащат, а ножи заберут - и вот уж хозяину, у кого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны?

Видишь сам, какой позор, и укор, и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Глава двадцатая. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.

Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе ли торгует или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь ( и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли её, что там Бог пошлёт, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашки - и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб: и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растёт, страху божью и знаниям учится, а приданое ей всё прибывает. Только лишь замуж сговорят - отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж её отдавать - тотчас же кинутся и покупать всё, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить всё сразу - дорого. Ежели по божьей милости дочь преставиться, то её приданным поминают душу её в сорокоуст и милостыню из него же дают. А есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.

Глава двадцать первая. Как детей учить и страхом спасать.

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя - и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдашь дочь свою беспорочной, - словно великое дело свершишь, в любом собрании будешь гордиться, из-за нее никогда не страдая. Любя же сына своего, умножай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах, - и найдешь их в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.

Глава lвадцать третья. Похвала мужьям.

Если кому-то Бог дарует жену хорошую - дороже камня многоцветного. И при пущей выгоде грех лишиться такой: наладит мужу своему житье все доброе.

Собрав шерсть и лен, все что нужно, сделает руками своими. Будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук намного увеличит достояние. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои к прялке протягивает, а персты ее тянутся к веретену. Милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, - не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды расшитые приготовит мужу своему и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее соберется с вельможами и воссядет с друзьями, ими всегда почитаемый, и мудро беседуя, знает, как поступать хорошо? ибо никто без труда не венчан.

Если доброй женою благословен муж, число дней его жизни удвоится: хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена мужа своего добродетельней делает: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу; если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего.

 

 

Задания к тексту:

1. «Домострой» 16 века увеличил число этических ограничений по сравнению с Уставом князя Ярослава (см. документ № 6)?

2. Изменилось ли отношение Православной церкви к другим религиям и конфессиям?

3. Этика «Домостроя» отвергает выгоду?

4. В современном обществе «домостроевские методы воспитания», как правило, осуждаются. Ваше мнение на этот предмет?

 

 

Документ № 30.

Житие протопопа Аввакума

Егда же бысть патриархом злый вождь, начат казнити правоверие, повеливаяй тремя персты креститься и в пост великий в церкви в пояс творити метания. Мы же, со отцы и братею, не умолчав, почали обличить еретика, предтечу антихристава.. Он же нас, муча много, и розослал в ссылки всех.

Иже крест трисоставный Христов суемудреный отлагают и четвероконечный римский крыж почитают, кольми суть врежают душа своя, по реченому: аще кто любит Христа, той любит и крест святый и тричастный, от кипариса, и певга, и кедра сложенный. Аще отлагает кто сего Христова креста, тои отмещется и Христа, бога нашего.

...Пишут Спасов образ Еммануила, лице отдутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхаст и толст учинен, либо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя.

А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все пофряжскому, сиречь по-неметцкому. Якоже фрязи пишут образ благовещения пресвятыя богородицы, чреватую, брюхо на колени висит...

А богородицу чревату в благовещение, яко же и фрязи поганыя. А Христа на кресте раздутова: толстехунек миленькой стоит, и ноги те у него, что стульчики. Ох, бедная Русь! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев! А Николе Чюдотворцу имя немецкое Николай. В немцах немчин был Николай, а при апостолах еретик был Николай; а во святых нет нигде Николая.

Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместиться хочешь! Узка бо есть и тесен и прискорбен путь, вводяй в живот. Нужно бо есть царство небесное и нужницы восхищают е, а не толстобрюхие. Воззри на святые иконы и виждь угодившия богу, како добрыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чувства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы нынче подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих и ноги и руки яко стульцы. И у каждого святаго, — спаси бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своем не догадалися так сделать, как вы их учинили!

Мудрены вы со дьяволом! Нечего рассуждать. Да нечева у вас и послушать доброму человеку: все говорите, как продавать, как куповать, как есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать. А иное мне и молвить тово сором, что вы делаете: знаю все ваше злохитрство, собаки, бляди, митрополиты, архиепископы, никонияна, воры, прелагатаи, другия немцы руския. Святых образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бо християном милым не горько было! Он, мой бедной, мается шесть-ту дней на трудах, а в день воскресной прибежит во церковь помолити бога и труды своя осветити: ано и послушать нечево — по-латыне поют, плясавицы скоморошьи!

Цитировано по: Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения.—Иркутск: 1979.С.20-98.

 

 

Задания к тексту:

1. По каким проблемам протопоп Аввакум расходился с официальной церковью?

2. Как Аввакум относился к западному влиянию на русскую Православную церковь?

 

 

Документ № 31.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь