Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соборное уложение 1649 года.



Глава 1. А в ней 9 статей о богохульниках и церковных мятежниках.

1. А будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа..., и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь.

Глава2. О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать. А в ней 22 статьи.

1. А будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету про то злое умышленье сыщется допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

3.А жены и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнить смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего или дети про измену же отца не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали, и их за то не казнить, и никакова наказания им не чинить, а на прожиток из вотчин и ис поместий им, что государь пожалует.

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело или измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

19. А будет кто сведав или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым бояром, и ближним людем, и в городах воеводам, и приказным людем про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

Глава 3. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчинства и брани не было.

Глава 4. О подпищикех и которые печати подделывают.

1.А будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски, или в подлинной государеве грамоти и в ыных в каких приказных писмах что переправит... казнити смертию.

Глава 5. Оденежных мастерах, которые учнут делати воровские денги.

Глава 6. О проезжих грамотах в другие государства.

Глава 7. О службе всяких ратных людей Московского государства.

1. А будет которыми мерами с которым государьством у Московского государьства война зачнется, или в какое время изволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для тое службы велит государь своим государевым ратным людем всего Московского государьства дати свое государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людем денги збирати со всего Московского государьства, а побор положити смотря по службе.

2. А в которых местах в то время ратным людем на государеве службе быти, и на который срок им на государеву службу приехати, и о том посылати в городы к воеводам и приказным людем государевы грамоты, и велеть ратных людей на государеву службу в указанные места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем, идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людем никакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ни у кого безденежно не имати.

5. А у которых людей служилые люди, идучи на государеву службу, учнут покупати людские и конские кормы, и тем людем продавати ратным людем людские и конские кормы прямою ценою, а лишних денег на ратных людех ни за что не имать.

8. А которые государевы ратные всяких чинов люди будут на государеве службе в полкех, и государева служба им по розбору служити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службы збегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и его бити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутом же, да поместного окладу у него убавити пятьдесят четвертей, да денег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будет он же збежит в треьие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье и отдати в раздачю.

10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей з государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати.

11. А будет боюре и воеводы без государева указу ратных людей з государевы службы учнут отпущати, и посулы и поминки имати, а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

21. А будет у кого у ратных людей на государеве службе запасов и конских кормов не станет, ана торгу в то время хлебные запасы и конские кормы продают дорогою ценою, и ему тою ценою запасов и конских кормов за своею скудностью купить будет немочно, а для ратных людей по указу царьского величества и по воеводскому разсмотрению будет в то время хлебным запасом и конским кормом положена указанная цена дешевле торговые цены, и тот, у кого на государеве службе запасов и конских кормов не станет, учнет бити челом государю, чтобы ему купити у кого хлебных запасов и конских кормов для его скудости по указанной цене, и воеводам с таким человеком к тем людем, у кого он присмотрит хлебные запасы и конские кормы, посылати приставов и велеть хлебные запасы и конские кормы у тех людей имати по указанной цене.

Глава 8. Об искуплении пленных.

Глава 9. О мытах, и о перевозех, и мостах.

1....И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкий и послати свои государевы ргамоты, чтобы с служилых людей, з дворян и з детей боярских и ыноземцов, и со всяких служилых людей, и с запасов, и з гонцов никто нигде мыту, и перевозу, и мостовщины не имал.

5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозом и по мытом пролынгатца имяны служилых людей, а про то сыщется, и тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на государя пени по пяти рублев с человека. А имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье.

8. Да и постоялого в дорогах, в селах и в деревнях с служилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы посылати государевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинити заказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никто постоялого не имал.

10. А кто мыт, или перевоз, или мостовщину заведет вновь для своего пожитку своим вымыслом без указу, и у него то все взяти на государя.

Глава 10. О суде.

1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси судить бояром, и околничим, и думным людем, и дьяком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делать всем людем Московского государства от большего и до меньшаго чину вправду.

25. А в воскрестный день никого не судить, и в приказах не сидеть, и никаких дел не делать, оприч самых нужных государственных дел.

26. А против воскрестных дней по вся суботы православным христианом от всякия работы и от торговли престать и ряды затворить за три часа до вечера.

152. А будет кто и городовые дворяне и дети боярские на государеве службе сами не будут, а пошлют на государеву службу в свое место детей своих, или братью и племянников, или даточных людей, а сами учнут жить на Москве за своими делами и в деревнях, и на них исцовы иски, в которых они будут обвинены, по тому же править безсрочно.

203. А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долгу вскоре немощно... и таким должником во всяких долгех давать сроку по разсмотрению на год и на два или на три, а больше трех лет в таких долгах сроку не давать.... А будет который должник на указанный срок долгу не заплатит, и в лицех его не будет, и тот долг взять на его подручниках и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же.

206. А будет кто у кого возмет денег взаймы или чего ни будь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет или проворует каким ни будь обычаем, а сыщется про то допряма, а откупиться ему будет нечем, и его отдать исцу до искупу же.

255. А править заемные деньги по кабалам и по духовным на заимщиках исполом истину, а росту на те заемные денги не править потому, что по правилом святых апостол и святых отец росту на заемные денги имати не велено.

Глава 11. Суд о крестьянах. А в ней 34 статьи.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и комнатными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчиники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместный и в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчиники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут в государевых в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех и в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в ыных в каких ни будь в служилых людех в замосковных и в украиных городех, или за патриархом... и за всякими вотчиники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которыя книги писаны в Поместный приказ отдали после московского пожару прошлого 143-го году, буде те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

10. А будет кто с сего государева Уложения учнет крестьян, и бобылей, и их детей, и братию, и племянников принимать и за собой держать, а вотчиники и помещики тех своих беглых крестьян за ними сыщут, и им тех беглых крестьян и бобылей по суду, и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным без урочных лет. А сколько они за кем а с сего государева Уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жить, за государевы подати и за помещиковы доходы взять за всякого крестьянина по десяти рублев на год и отдать исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

11. А будет кто на кого учнет государю бить челом о беглых же крестьянах, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов за иних исцом и за ответчиком не записано, написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах прошлых 154 и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавать по переписным книгам т ому, за кем они в переписных книгах написаны.

12. А будет у кого с сего же государеву указу из вотчины или ис поместья збежит крестьянская дочь девка и збежав выйдет замуж за чьего кабального человека или крестьянина, или кто у кого с сего государева указу крестьянскую дочь девку подговорит и подговоря выдаст за своего кабального человека, или за крестьянина, или за бобыля, и тот, из за кого она збежит, учнет об ней бить челом государю, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что та девка збежала или подговорена, и ее тому за кого она выбежет, отдати с мужем ея и з детьми, которых она детей с тем мужем приживет, а животов мужа ея с нею не отдавати.

13. А будет та беглая девка выйдет замуж за чьего человека или крестьянина за вдовца, а до нее у того мужа ея будут дети с первою его женою, и тех мужа ея первых детей исцу не отдавати, а быть им у того, у кого они в холопстве или во крестьянстве родился.

19. А будет который помещик или вотчиник ис поместья своего или из вотчины, или чьи приказщики и старосты крестьянских дочерей девок или вдов учнут отпускать идти замуж за чьих людей или за крестьян, и им тем крестьянским дочерям девкам и вдовам давать отпускные за своими или за отцов своих духовных руками, впредь для спору. А вывод имати за те крестьянские дочери по договору. А что кто выводу возмет, и то отпускных писати именно.

Глава 12. О суде патриарших приказных и дворовых всяких людей и крестьян.

Глава 13. О монастырском приказе.

Глава 14. О крестном целовании.

Глава 15. О вершеных делах.

Глава О поместных землях.

В Московском уезде быти поместьям. 1. За бояры по двесте четвертей за человеком. За околничими и за думными дьяки по сту по пятидесят четвертей за человеком. За стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и московских стрельцов за головами, и за степенными и за путными ключники по сту четвертей за человеком. За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесят четвертей за человеком. За жильцы, и за стремянными конюхи, и за сотники московских стрельцов по пятидесят четвертей за человеком.За дворовыми людьми, за стряпчими и за сытники и царицына чину за детьми боярскими, с поместных их окладов со ста четвертей по десяти четвертей.

10.А будут вдовы или девки учнут прожиточные свои поместья здавати кому ни будь за то, что тем людем, кому они те свои поместья здадут, кормились и замуж выдать, и им на тех людей, каму они те свои поместья здадут, в том, что их тем людем кормить и замуж выдать, имати записи за руками. А будет которая вдова или девка, здав свое поместье, учнут государю бити челом, что те люди, кому они те свои поместья здадут, не кормят их, и замуж не выдают, и ис тех их прожиточных поместей выбивают, и тому их челобитью указ учинити, прожиточные их вдовины и девкины поместья взяв отдати тем вдовам и девкам на прожиток по прежнему, а которые они записи дали, и те записи не в записи.

11. А здавати девкам свои прожиточные поместья, которая девка будет в возрасте, в пятнадцать лет. А будет кто о девке о прожиточном поместье учнет государю бити челом и скажет, что ему девка свое прожиточное поместье здает, а девка в те поры будет в малых летах, меньше пятнадцати лет, и таким челобитчиком не верить, и девкиных прожиточных поместей за ними не справлять.

41. А впредь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давать.

Глава17. О вотчинах. А в ней 55 статей.

1. Кого не станет, а после него останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и двоюродные и род, и те вотчины давать в род умершего, кого не станет, братьям родным и двоюродным и род, кому ближе.

4.А родовым и выслуженным вотчинам государь указал и бояре приговорили... А у кого сыновей не останется, и родовые и выслуженные вотчины давти и дочерям их по прежним государевым указам. И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детям их и внучатам, после дедов своих и бабок...

6.А которая купленная вотчина после умершего дана будет жене его, оприч детей, и она в той вотчине вольна, а иному никому до той вотчины дела нет.

9.А продавать поместные земли в вотчину по государеву именному указу, кого государь пожалует, а без государева именного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать.

42. Впредь с нынешняго Уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и купленных вотчин не покупать, и заклад не имать, и за собою не держать, и по душам в вечный поминок не имать.

Глава 18. О печатных пошлинах.

Глава 19. О посадских людех.

1.И те все слободы со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, оприч кабальных людей. А кабальных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадские люди из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, оприч государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть.

Справка:

Гл.1. Сыскивати всякими сысками накрепко - различными мерами строго провести расследование.

Да будет сыщется про то допряма - если будет доказано.

Гл.2. Ст.17. А буде кто доводил на государево великое дело или измену, а не довел - если кто обвинял кого-либо в государственном преступлении или в измене, но обвинения своего не доказал.

Гл.2.Ст.19. Скоп - скопление людей с целью злого умысла.

Гл.7.Ст.2. Мотчание - промедление.

Гл.7.Ст.2. Прямая цена - цена, установленная государством.

Гл.7.Ст.10.Посулы и поминки - взятки.

Гл.9. Мыт - госпошлина с торговли.

Перевоз - пошлина за перевоз.

Гл.9.Ст.5. Пролынгатца - шляться.

Ст.8. Бирич - глашатай.

Гл.10.Росты - проценты.

 

 

Задания к тексту:

1. Стало ли православие официальной идеологией государства?

2. С какими социальными, религиозными, экономическими проблемами столкнулись московские государи в середине 17 века?

3. С помощью каких мер, разработанных в Соборном Уложении, предполагалось укрепить самодержавие?

4. Какие тенденции в политическом, социальном и духовном развитии Российского общества отразил новый судебник?

5. Как изменилась власть царя? Проследите по документам№20, № 22 и

№ 31?

6. Судебник стимулировал доносительство?

7. Кто устанавливал и корректировал цены на сельскохозяйственную продукцию?

8. Какие статьи Судебника способствовали развитию предпринимательской деятельности?

 

 

Документ № 32.

Новоторговый Устав 1667 г.

Один из наиболее полных памятников русского меркантилизма XVII в. Составлен на основе челобитных русского купечества, по инициативе А.Л.Ордина-Нащекина.

Великий государь... Алексей Михайлович... указал... а бояре приговорили...: от приезжих иноземцев во многих обидных торгех, которые проходили в Московском государстве и великия россии в порубежних городех помешкою продолжительные войны, и того ради приезжие иноземцы безстрашно учали товары худые, поддельные как в серебре и в золоте в литом и в пряденом, так и в поставах сукнах и в иных заморских товарех, в царствующий град Москву и в городы России привозить; и ныне... чтобы России торговые люди имели свободные торги, как годится быти, чего и во всех государствах окрестных в первых государственных делех свободные и прибыльные торги, для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских, со всяким береженьем остерегают и в вольности держат, по нижеписанным торговым статьям; ... приезжим иноземцам... таковы ж статьи будут посланы....

12. А что будет у русских людей всяких товаров в продаже на деньги и на мену, и с тех товаров имать гостю с товарищи с прямой продажной цены со всяких весчих товаров по прежнему по 10 денег с рубля, а не с вясчих товаров... по 8 денег с рубля...

18. А которые люди от города Архангельскаго с товары своими поедут водяным и сухим путём мимо городов, и с тех товаров ни в которых городех никаких проезжих пошлин не имать по-прежнему.

19. А в которых городех все купецкие люди руские те городские товары учнут продавать, и с тех продажных товаров пошлины имать в тех городех по 10 денег с рубля за всякие мелкие статьи.

20. А что они в тех городех купят на те товарные деньги каких товаров, и стех покупных товаров и с денег пошлин не имать по прежнему.

28. А который человек, купя на своем городе какой-ниесть товар, и похочет тот товар везти в иной какой город, и ему объявить в таможне, и записать таможенному голове тот товар в отпускную книгу, и дать ему выпись за рукою и за печатью и отпустить в тот город... и приехав ему на иной город, подать выпись в таможню... и что сверх выписи объявится, взять на великого государя.

39. А которые гости и купецкие люди, будучи в городах и на ярманках, купят про свой домовой обиход каких съестных припасов, також на одежду для своих домовых нужд десятков на пять или на шесть, и с тех домовых харчевых покупок пошлин не имать...

40. А которыя иноземцы те русские покупные товары продадут у города Архангельского своей братье иноземцам, и с тех продажных русских товаров имать пошлина по десяти денег с рубля и того смотрить накрепко, чтоб иноземцы русскими товары у города безпошлинно меж себя не торговали; а проезжия пошлины с тех товаров имать сверх тех торговых пошлин...

42. На Москве и в городех всем иноземцам никаких товаров врознь не продавать; а будет учнуть врознь продавать, и те товары имать на великого князя...

45. А к мене на русские немецкие товары, также и к покупке руским людям немецких товаров, чтоб за ведомом и за досмотром было головы и целовальников для того, ведать бы на поставах на сукнах и на бархатах и на отласах и на касках и на всяких локотных товарех и на литом и на пряденом золоте и серебре, клейма и печати, в котором городе, чтоб ведать мастеров таким товарам, и теб заморские продавцы у записных книг свои имена записывали и руки прикладывали, кто что продаст и променит заморский товар в Московское государство за доброй и за целой, какой во всех государствах похвален, а не такие поддельные воровские, что в нынешних годех объявились худые товары... А те худые товары, обличив и во весь свет огласив, отослать с бесчестьем с ярманки, чтобы впредь таких худых товаров не возили и добрым товарам цены не портили.

48. А имать с тех продажных заморских товаров в государеву казну в таможне у Архангельскаго города пошлины золотыми и ефимками: с весчих товаров по десяти денег с рубля, а не с весчих по 8 денег с рубля.

56. А буде которые иноземцы похотят товары свои от города Архангельска возить к Москве и в иные городы и им платить... проезжих пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками.

60. А чтоб иноземцы приезжим торговым людям товаров своих не продавали и у них ничего не покупали, а продавали бы в тех городех купецким людем того города, в коих они станут торговать, и у них також товары всякие покупали, а не у приезжих.

61.А московским купецким людем в порубежных во всех городах торговать с иноземцы всякими товарами вольно...

77. А которые иноземцы из-за моря... поедут с товарами своими к Москве и в иные города и с тех иноземцев с продажных их товаров имать пошлин по гривне с рубля..., а буде он станет торговать в Астрахани и с ним имать пошлин по 10 денег с рубля.

83. На Москве и в городех всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярманкам им ни в которые городы с товары своими и с деньгами не ездить и прикащиков не посылать...

85. От города Архангельскаго и из Великого Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут великого государя жалованные грамоты...

В книге: Хрестоматия по истории СССР.-М.: 1962.с.412-421.

 

Задания к тексту:

1. Опираясь на текст документа, попытайтесь определить мотивы разработки и принятия Новоторгового Устава.

2. Сравните торговые привилегии русских и иностранных купцов.

3. Можно ли утверждать, что Новоторговый устав вводил свободные рыночные отношения, отказывался от традиционного внеэкономического регулирования обменных отношений?

4. Совместима ли политика меркантилизма с традиционными феодальными нормами организации экономики?

 

 

Документ № 33.

Былины.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН ЦАРЬ.

 

Да садился Илья на добра коня,

Он поехал по раздольницу чисту полю

И подъехал ко войскам ко татарским;

Не ясен сокол напускается на гусей, на лебедей

Да на малых перелетных серых утушек —

Напускается богатырь святорусский

А на ту ли на силу на татарскую!

Он пустил коня да богатырского

Да поехал ли по той по силушке татарской,

Стал он силушку конем топтать,

Стал конем топтать, копьем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

А он силу бьет, будто траву косит!

..........................................................

Упал Илья да со добра коня,

И остался он в подкопе во глубоком!

Тут пришли татары нечестивые

...........................................................

Напали татары нечестивые

На старого казака Илью Муромца,

И сковали ему ножки резвые,

И связали ему ручки белые

....................................................

Говорил собака Калин-царь таковы слова:

«Ай же старый казак да Илья Муромец!

Да садись- ка ты со мной за единый стол,

Ешь-ка ествушку мою сахарную,

Пей-ка питьеца мои медвяные,

Одевайся ты в мою одежду драгоценную,

И держи-ка мою золоту казну,

Золоту казну держи по надобью;

Да не служи-ка ты князю Владимиру,

А служи-ка ты собаке царю Калину! »

Говорил Илья да таковы слова:

«А не сяду я с тобой да за единый стол,

Не буду есть твоих ествушек сахарных,

Не буду пить твоих питьицев медвяных,

Не буду носить твои одежды драгоценные,

Не буду держать твоей бессчетной золотой казны,

Не буду служить тебе, собаке царю Калину!

Еще буду стоять я за веру, за отечество,

Буду стоять за стольный Киев-град,

Буду стоять за князя за Владимира

И со той Апраксой-королевичной! »

Тут старый казак да Илья Муромец

Он выходит из шатра полотняного

Да ушел в раздольнице во чисто поле,

Да теснить стали его татара поганые,

Хотят обневолить Илью Муромца!

А у старого казака Ильи Муромца

При себе да не случилось доспехов крепких,

Нечем-то ему татарам да противиться;

Старый казак да Илья Муромец,

Видит он — дело немилое,

Схватил он татарина за ноги

Да и стал татарином помахивать,

Стал он бить татар татарином

И от него татары стали бегати.

Цитировано по: Былины.-М.: 1993.С.62-65.

 

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА....

Как поехал старенький по той дорожке, где женатым быть;

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменные;

.............................................................................

Увидала тут его красна девица,

Красна девица — удалая поляница,

Выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй ка ко мне, да добрый молодец! »

Она бьет челом ему да низко клаяется,

И берет она добра молодца да за белы руки,

За белы руки да за златы персни,

И ведет добра молодца да во палаты белокаменные;

И кладет добра молодца на кроваточку обманчивую,

И проговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты душечка да красна девица!

Ты сама ложись на ту кроватку на тисовую! »

И как схватил тут добрый молодец да красну девицу,

И сзватил он ее да под пазушки,

И как бросил на ту кроваточку тисовую:

Как кроваточка-то подвернулася,

И улетела красна девица да во глубок погреб!

Закричал тут старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи,

И разудалые да добры молодцы,

Вот лови-хватай да красну девицу! »

Отворяет Илья погреба глубокие,

Выпускает двенадцать он да добрых молодцев,

И направляет добрый молодец своего коня

Как на ту дороженьку, кде богатым быть;

Во чистом поле наехал он на три погреба глубоких,

И насыпаны которые златом-серебром;

И забрал тут добрый молодец все злато-серебро,

И раздал он злато-серебро нищей братии,

И раздавал злато-серебро сиротам бесприютным!....

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ССОРЕ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

Как во том во городе во Киеве,

Что у ласкового князя Владимира,

Пированьице было — почестен пир;

Зазывал Владимир стольнокиевский

А князей-бояр он киевских

Да всех русских могучих богатырей,

Не позвал Владимир стольнокиевский

Только старого казака Илью Муромца

Да на тот ли на почестен пир!

Рассердился Илья да поразгневался,

Выходил он на широкий двор,

Тугой лук разрывчатый натягивал,

Калены стрелы да он накидывал;

Он начал по городу похаживать,

Он начал по Киеву пображивать,

В божьи церкви да постреливать!

А с церквей-то он кресты повыломал,

Золоты он маковки повыстрелял,

С колоколов языки-то он повыдергивал!

Заходил Илья в дома питейные,

Говорил Илья да таковы слова:

«Выходите вы, голи кабацкие,

А на ту на площадь на стрелецкую,

Подбирайте маковки да золоченые,

Подбирайте вы кресты серебряные,

А несити-ка в дома питейные,

Продавайте вы да злато-серебро,

Покупайте бочки зелена вина,

А другие бочки — пива пьяного,

А третьи бочки — меда сладкого! »

...........................................................

Тут съезжалися да собиралися

А все пьяницы давсе пропоицы,

Все стрельцы тут молодецкие,

Мужики-то все деревенские,

Все лапотники да балахонники,

Что мужчины, что и женщины, —

К Илье Муромцу на почестен пир,

Илья Муромец, да сын Иванович,

Он стоит — ковшом вино размеривает!

..................................................................

Говорит Владимир стольнокиевский:

«Вы князья мои да бояре,

Думу думайте, совет советуйте,

Как княть Илью да усовестить,

Как позвать его на почестен пир?

Самому-то мне идти не хочется,

А княгиню послать — не пристойно есть;

Нам кого послать зазывальщиком?

....................................................................

Прибежал Алешенька ко Илье Муромцу,

Говорит Алешенька, поповский сын:

«А не честь-хвала да молодецкая

Сидеть русскому могучему богатырю

С голью кабацкою, с нищетой бедняцкою,

А пойдем- ка ты на почетный пир

Ко солнышку ко князю Владимиру! »

Рассердился Илья да поразгневался,

Вскочил Илья на резвы ноги:

«Ай ты гой еси, нахал, собака поповская,

Не тебе меня учить, мне указывать! »

Как ударил его в плечи богатырские,

Да и раз, другой и во третий раз —

Присогнулся Алеша, покоробился,

Будто пьяный напился на честном пиру;

....................................................................

Тут садится Добрынюшка Никитич

А за те столы да скородельные,

Досыта они наедаются,

Допьяна они да напиваются,

Ко Владимиру идти да не торопятся!

Говорил тут старый казак Илья Муромец:

«Двор княжеский мне и не нужен стал! »

 

ДОБРЫНЯ И АЛЕША ПОПОВИЧ

Провожала Добрыню любимая жена,

Молода Настасья, дочь Никулична,...

Отвечал Добрыня, сын Никитич:

«У меня ты стала спрашивать, —

А я тебе стану сказывать;

Ожидай Добрынюшку три года,

Если в три года не буду — жди другие три,

А как исполнится времени шесть годов,

Да не буду я домой из чиста поля,

Поминай меня, Добрынюшку, убитого,

А тебе-ка, Настасья, воля вольная:

Хоть вдовой живи, хоть замуж поди,

Хоть за князя поди, хоть за боярина,

А хоть за русского могучего богатыря,

А только не ходи за моего брата за названного,

За смелого за Алешу за Поповича! »

Во ту пору, во то время

Приезжал Алеша из чиста поля,

Привозил он весточку нерадостну,

Что нет жива Добрыни да Никитича!

................................................................

Стал солнышко Владимир тут похаживать,

Настасью Никуличну посватывать:

..................................................................

Отвечала Настасья, дочь Никулична:

«Я исполнила заповедь мужнюю:

Я ждала Добрыню целых шесть годов —

Не бывал Добрыня из чиста поля;

Я исполню заповедь свою женскую:

Я прожду Добрынюшку другие шесть годов;

Как исполнится времени двенадцать лет,

Да успею я в ту пору замуж пойти! »

...........................................................................

Не пошла Настасья ни за князя, ни за боярина,

Ни за русского могучего богатыря,

А пошла замуж за смелого Алешу Поповича.

...........................................................................

Сама выскочит из-за стола из-за дубового,

Упала Добрыне в резвы ноги:

«Прости, прости, Добрынюшка Никитич,

В той вине прости меня, в глупости,

Что не по твоему наказу я сделала —

За Алешу Поповича замуж пошла! »

Говорил Добрыня, сын Никитич:

«Не дивлюсь я разуму-то женскому,

Что волос-то долог, да ум короток:

Их куда ведут, они туда идут;

А дивлюсь я солнышку Владимиру

С молодой княгиней со Апраксией:

Солнышко Владимир— то тут сватом был,

А княгиня Апраксия — свахою,

Они у живого мужа жену просватали! »

Тут солнышку Владимиру стыд пришел...

................................................................

Ухватил Алешку за желты кудри,

Выдернул Алешку через дубовый стол,

Бросил Алешку о кирпичен пол,

Начал шалыгою охаживать!

Всяк-то, братцы, на веку женится,

А не дай бог женитьбы той Алешкиной..

 

Задания к тексту:

1. Какими качествами наделял народ своих богатырей?

2. Каково отношение богатырей к предательству?

3. Как относились богатыри к чужим девицам и своим женам?

4. В чем причина размолвки богатыря с князем?

5. Как относились богатыри к богатству?

 

 

Притчи

Документ № 34.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.24 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь