Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПСИХОТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ



При лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы или Кататимно-имагинативной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как «психоанализ при помощи образов» [5; 7].

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [3; 20; 28]. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов —«картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода — глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему — стандартный мотив.

Главный врач ведущей психосоматической и психотерапевтической клиники в Германии «CIRTIUS-KLINIK» в Маленте, возглавляющий «Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии» (МОКЛО) Эберхард Вилке предлагает следующие мотивы символдрамы для психотерапии психосоматических расстройств[12]:

1. Луг.

2. Мой луг.

3. Ручей или озеро (гору лучше вначале не давать).

4. Опушка леса.

5. Цветок.

6. Идеал Я.

7. Дом.

8. Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); поиск места, где больно.[13]

9. Облако.

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35-40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Так как причины практически всех психосоматических заболеваний уходят своими корнями в наиболее ранний период первого года жизни, а также в связи с тем, что основной конфликт психосоматических больных — это проблема «близости и дистанции» с эмоционально значимым объектом, количество необходимых для лечения сеансов и их частота не имеют такого принципиально важного значения, как общая длительность психотерапии. Считается, что для успешного прорабатывания проблем психосоматического заболевания психотерапия должна продолжаться с одним пациентом около двух лет. За это время проводится около 50 сеансов. В начале терапии сеансы проводятся с частотой 2-3 раза в неделю, затем 1 раз в неделю, а в конце лечения 1 раз в 3-4 недели. В последнем случае каждое занятие продолжается дольше, чем обычно, — около полутора часов.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Приводимый далее пример демонстрирует использование индивидуальной психотерапии по методу символдрамы ребенка, страдающего бронхиальной астмой атонической формы с тяжелым течением, с нарушением речи и ожирением.

Пример

П., 11 лет, родился на 8 месяце беременности в результате стремительных преждевременных родов, которые дома принимал отец. Младенец захлебнулся в околоплодных водах и выделениях, была асфиксия, пупочная инфекция, позднее развилась пневмония, бронхиты, диспепсия. Первый месяц ребенок находился в реанимационном отделении больницы. Мать носи­ла сцеженное молоко, которое он получал до 6 месяцев. В последующем ребенок часто болел и госпитализировался. Питание осуществлялось по потребности, пеленание было свободное. Сидеть начал в 9 месяцев, ходить в 1 год 3 месяца. В семье еще двое детей (брат старше на 5 лет, сестра младше на 1 год). Мать после рождения П. не работала, постоянно находясь с ребенком, ни разу с ним не расставаясь, за исключением двух недель на время родов, когда П. было полтора года (проблема «близости-дистанции», модель исходного, базального нарушения М. Балинта). На первом году жизни у матери проис­ходил тяжелый развод с первым мужем.

С самого рождения матери активно помогала бабушка. Тяжелым переживанием для П., которому тогда было 7 лет, стала смерть бабушки, после чего ребенку впервые был поставлен диагноз бронхиальной астмы (потеря близкого человека, модель «giving up» и «given up» Дж. Энгепя и А. Шмале).

П. проходил индивидуальную психотерапию по методу символдрамы. На первом сеансе был проведен тест семьи «три дерева», который показал отсутствие достаточной рефлексии самого себя и мамы (с которой он в значительной мере слит в симбиотическом единстве), что можно связать с проявлениями алексетимии.

На втором сеансе П. было предложено представить мотив «луг», на котором П. лежал в стоге сена как в «гнездышке» (потребность в удовлетворении нарциссических архаических потребностей, возвращение к внутриутробным переживаниям). На третьем сеансе был предложен мотив «ручей». Сам ручей был с солоноватой водой (фрустрации оральных потребностей на первом году жизни). Очень приятно было стоять под водопадом. Здесь вода была пресная и очень приятная. После сеанса «кататимной гидротерапии»прошло ушибленное накануне плечо. От водопада поднялся по тропинке вверх к источнику. Здесь вода опять была солоноватая.

На четвертом сеансе П. было предложено подняться в образе в «гору». П. представил три крутые горы с острой вершиной. Была осень, сентябрь, осеннее небо (признак общего подавленного фона настроения). Поднялся на среднюю гору. На вершине был снег, и росло дерево - дуб. Самое приятное в образе было находиться на вершине. Наблюдаемая панорама: впереди - город, слева - поля и самолет, справа - река с пароходом, позади - луг, дорога. Спустился вперед к городу. Попрощался на скамейке у города. Опять пошел дождь. После сеанса прошла голова. К следующему сеансу помимо рисунков горы принес аппликации пластилином на картоне, изображающую саму гору (вид сбоку) и открывающуюся с ее вершины панораму. (Подъем в гору способствует повышению самооценки и уровня притязаний, преодолению депрессивных тенденций, а тем самым и усилению иммунитета благодаря усилению «веры в будущее».)

На пятом сеансе предложил представить ту гору, которая была в прошлый раз, а у ее подножия - «пещеру». Был летний день. В образе П. было шесть лет («регрессия ради прогрессии»), на нем была красная шапка (кепка), синяя курточка. Зашел в пещеру. Там темно. Летучая мышь. В пещере протекал ручей около 1, 5 м шириной. Вода холодная; холоднее, чем, в водопаде, пресная, родниковая и такая же приятная, как в водопаде. Справа оказалась лодка. П. сел в нее и поплыл налево вглубь пещеры. Впереди был просвет - другой вход (или выход) из пещеры. Здесь река поворачивала и уходила дальше вглубь пещеры. Павлик захотел продолжить путь по реке. В конце концов, он добрался до конца пещеры. Здесь был еще один вход (или выход) из пещеры, в который устремлялась река. На лодке дальше было плыть невозможно, он вышел из нее и стал ползком пробираться на четвереньках из пещеры. Сначала вылез наполовину, потом целиком на свет (символика рождения). Оказался высоко в горах, там, где в прошлом образе начинался водопад. Здесь было ОЧЕНЬ приятно, пробовал воду, умывался, стало легко и хорошо.

На шестом сеансе представил на опушке леса «семью животных» - 5 зайцев. Пошел за ними и залез с ними в нору. Самое приятное было находится в норе (возвращение к внутриутробным переживаниям). На седьмом сеансе представлял «дом». Самым приятным бьшо находиться в погребе (вновь возвращение к внутриутробным переживаниям). На восьмом сеансе представлял «водопад и облако». Самое приятное - быть облаком. На девятом сеансе представлял «облако и море». Самое приятное - купаться в море (удовлетворение нарциссических архаических потребностей).

За время психотерапии приступов бронхиальной acтмы не было. Улучшилось общее соматическое состояние. П. стал посещать спортивную секцию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь