Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
При назначении трав следует учитывать несколько принципов
Принцип максимальной специфичности диктует необходимость назначения больному именно тех трав, которые способны подействовать на тот орган, где локализована опухоль. Так, например, есть прямой резон назначить дурнишник обыкновенный больному раком щитовидной железы, а чистотел – при опухоли прямой кишки. Принцип смягчения острых углов призывает нас к одновременному (с ядами) назначению трав, защищающих страдающие органы. Так, совместно с борцом неплохо назначать боярышник и мяту, а с мухомором – бессмертник и календулу. Принцип горки. Этот приницип необходим при назначении ядовитых трав. Горки бывают разные, но смысл их сводится к одному и тому же: постепенному нарастанию и такому же постепенному снижению дозы. Категорически противопоказаны мясные продукты , молочные продукты следует ограничить. Пока у пациента есть силы, в питании должны преобладать фрукты, сырые овощи и соки, листовая зелень, сельдерей, кинза, проращенные зерна. Для поддержания пищеварительного огня эти овощи, холодные по своей природе, следует уравновешивать добавлением специй, например имбиря, асафетиды и чеснока. Приветствуется ношение голубого сапфира, оправленного в золото, применяются алмаз, желтый сапфир и желтый топаз. Рубин, гранат и красный коралл помогают восстановить кровообращение и устранить застойные явления, способствующие образованию опухолей. Изумруд и хризолит повышают уровень Праны в организме, уменьшают боль. Необходимо поддержание «бойцовского настроя». Уныние и «черная желчь» меланхолии быстро могут свести в могилу. Но боец против рака должен быть не агрессивен, а гибок, дисциплинирован и целеустермлен. Обязательны духовные практики в конфессии пациента. Хорошо помогает при раке мантра-терапия. Мантра «Ом» способствует раскрытию ауры и очищению психической сферы. «Рам» – лучшая мантра для защиты, способствующая нисхождению божественной целительной силы. Мантра «Хум» помогает устранить влияние негативных энергий. Большое значение для увеличения позитивной жизненной силы имеют дыхательные практики. Хотя в классической Аюрведе целебные грибы не особо чествуются, но, пользуясь моим любимым принципом «деша-кала-патра», я всегда ввожу их в схемы лечения. Но грибы при этом должны быть собраны в чистых местах! Научное исследование лекарственных грибов началось недавно – лет пятьдесят – шестьдесят назад. Сегодня уже доказано, что они имеют противоопухолевые свойства: одни – слабые, другие – посильнее, третьи обладают противораковыми свойствами настолько выраженными, что мировые фармацевтические корпорации изготавливают из них лекарства против опухолей. В частности, в Японии 30 % всех лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний – это препараты на основе целебных грибов. Лекарственные грибы включены правительством Японии в программу «Здоровье нации», как способствующие укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни людей.
Закончить эту главу хочу также словами Роберта Свободы: «Нет единой терапии рака и увядания. Аюрведический подход к обоим заключается в ослаблении силы болезни и в одновременной перестройке иммунных способностей человека, чтобы создать климат, в котором лечить болезнь сможет сама Природа».
Нервно-психические расстройства
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая обо всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу. Сократ
Расстройства нервной системы на санскрите носят название «ватавьядхи», то есть расстройство Ваты. Они могут быть также обусловлены нарушением равновесия двух других дош. Высокий уровень Питты может сопровождаться «пережиганием» нервной системы и разрывом движения нервных импульсов. А при высокой Капхе движению нервных импульсов по каналам препятствует их «закупорка». Заболевания нервной системы также связываются в Аюрведе с психическими расстройствами, так как считается, что ум и нервы непосредственно соединяются через систему специальных каналов. Для оздоровления нервно-психической сферы в Аюрведе используются методы траволечения, йогической и духовной терапии: в их числе медитация, пранаяма (дыхательные упражнения), визуализация и духовные практики. Для лечения психических расстройств в Аюрведе помимо ментальных применяются методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают нарушение равновесия психического.
Укрепление психики
С точки зрения Аюрведы современную психиатрию нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о гунах, о силах, действующих на тонких уровнях, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные. В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий: они вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными ответвлениями. В этой связи внимание уделяется не столько выявлению формы психических отклонений, которыми страдает человек, сколько восстановлению его психоэмоционального равновесия. Подобно тому как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле также есть каналы, и по ним тоже проходят жизненная энергия и эмоции. Это так называемые нади – тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела). Блокирование энергетического потока приводит к психическим расстройствам подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям. Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов. Очищение каналов – одна из основных целей пранаямы. Могут быть также полезны некоторые растения, которые оказывают воздействие на тонком уровне (аир, базилик, куркума, мирт, боярышник, пассифлора, трифала), и благовония (сандал, камфора, мирра, ладан, лаванда и кедр). Также существуют особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. В случае их разрыва ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может привести к психическим расстройствам. Например, психическое равновесие может быть нарушено из-за неосторожного использования оккультных методов, вследствие чего человек становится беззащитным перед лицом различных воздействий астрального плана. Как только мы «приоткрываем» свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами. Нарушение гуны Саттвы – изначально присущей уму ясности и чистоты – под воздействием гун Раджаса и Тамаса (возбуждения и замутненности ума) также могут привести к психическим расстройствам. Для избытка Раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка Тамаса – сонливость, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле. Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты, у нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, медитации или сердечного общения друг с другом. Истинное обновление Саттвы возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает Саттву. Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, ток-шоу, телепередач и спортивных состязаний. А это пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум. Сейчас уже многие знают о вышеперечисленных трех основополагающих гунах, но мало кто знает, что у каждой гуны есть подуровни, о которых необходимо знать. В Тамасе три подуровня, в Раджасе – шесть, в Саттве – семь. Прочитай и отметь, пожалуйста, карандашиком те черты, которые ты нашел у себя. Исходя из этого можно будет определить лидирующую дошу твоего ума. Чем выше подуровень, тем выше человек осознан. Помню, один умный человек сказал мне, что главная цель жизни человека – это не только сам процесс жизни, а стремление к «обоживанию», то есть стремление стать чище, милосерднее, открытие потоку вселенской любви… Итак, рассмотрим все подуровни трех гун.
Подуровни Тамаса • тот, кто подобен растению, погружен в лень и чревоугодие, у кторого отсутствует разум и физическая активность; • присущи трусость, отсутствие разума, обжорство, непостоянство, сильные привязанности, склонность к бестолковым странствиям и предпочтение тюленьего отдыха у воды (валяние на пляже или стойка с поднятыми руками для загорания подмышек ☺ ); • подобие животному, невыполнение долга, отсутствие разума, отвратительное поведение и отвратительная пища, чрезмерные сон и сексуальная жизнь.
Подуровни Раждаса • сильные привязанности, погружение в чревоугодие и развлечения, непостоянство, нетерпимость, грубость; • жадность, злопамятность, неразборчивость, желание причинять другим страдание и удовольствие от этого; • трусливость, малодушие, завистливость, трудоголизм, может проявлять смелость только в состоянии гнева; • неаккуратен, придерживается ненормального и неправильного образа жизни и питания, находит удовольствие в наведении страха на окружающих, испытывает чрезмерную слабость к противоположному полу; • жестокость, нетерпимость, злоупотребление едой, питьем и сном, манипулирование окружающими, нетерпимость к успеху других; • гордость своими достижениями и приобретениями, склонность к самовосхвалению, смел, но безжалостен.
Подуровни Саттвы • подобен музыкантам, любовь к танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, к поэзии и прозе, знание парфюмов и их применение, любовь к общению с противоположным полом, развлечениям, нежелание выявлять недостатки других; • богатство, храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям, предрасположенность к добродетельным действиям и чистоте, наслаждение отдыхом; • добродетельность, чистота, терпеливость, своевременный гнев и дипломатичность; • справедливость, инициативность, склонность к лидерству, своевременность действий; • подобен царю, имеет могущество, отвагу, привлекательность, терпеливость, доброту; • подобен мудрецу, имеет превосходную память, ум, чистоту и самоконтроль, свободный от гордыни, привязок, невежества, жадности и гнева, обладает способностью к пониманию и прочному запоминанию; • подобен Творцу, высший уровень материального сознания, свободен от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, чистота во всем, обладает Знанием, превосходной памятью и проницательностью.
Чем выше топаешь по этой лестнице, тем кайфовее жить, тем больше настоящего счастья в жизни. И скажу об этом еще раз, что можно быть в Саттве и одновременно в социуме при этом, не обязательно уходить в отшельники, принимать саньясу. Главное – жить в ГАРМОНИИ с другими людьми. Даже гневаться можно (третий уровень Саттвы), главное, чтобы это соответствовало обстоятельсту, месту и времени (деша, кала, патра). Но, к сожалению, саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены. Сегодня нам не хватает любви, веры, открытости, добра и покоя. Возбужденность и отвлеченность ума делает нас подверженными стрессам и психическим заболеваниям. Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей душой – источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой. И если на уровне тела мы стремимся привести в равновесие доши, находящиеся в дисбалансе, то на уровне ума нам также необходимо попытаться трансформировать доши ума – гуны снизу вверх, от Тамаса к Саттве. Так как Тамас и Раджас – это болезнетворные доши ума, а Саттва – доша здоровья. Основные пути трансформации гун – это: • Развитие своего разума. • Способности отличать хорошее от плохого. • Самопознание.
Все просто, не так ли? Когда ты последний раз самопознавался(ась)? ☺
Итак, как же укрепить свою психику?
Самое главное в этом деле – это понимание своей духовной сути. Что твое «Я» – это душа, а не тело и не ум. Что лишь духовные практики помогут прожить свою жизнь счастливо. Духовные практики – это культивация в себе любви. Любви к Творцу, ко всему окружающему тебя миру, людям, животным, растениям и птицам. Инструментов для духовных практитик море, но все они сводятся к одному слову – ЛЮБОВЬ. Второй ключевой момент укрепления психики и, в целом, получения кайфа от жизни – это самореализация. Это означает, что человек должен работать над собой. Учитель может дать стимул, но в тебе непременно должны присутствовать желание и готовность повысить уровень своего сознания, улучшить себя и что-то сделать в этой жизни. У КАЖДОГО человека есть ТАЛАНТ, и необходимо реализовать его! Это важно! Найди свой талант! И жизнь сразу приоберетет цель и наполненность. Кроме этого, рассмотрим еще семь пунктов для укрепления психики, на которые следует обратить внимание.
Пункт первый Вспомним иерархическое строение человека. Подробно мы об этом говорили в первой книге цикла. Во-первых, у нас есть тело и чувства. Ум выше, чем тело, а чувства пониже. Разум выше ума, а душа выше разума. Вот такая лестница.
Как взаимодействуют эти различные уровни?
Чувства реагируют на объекты окружающей среды и отдают приказ уму осуществить какие-либо действия для своего удовлетворения. Разум обычно в большей степени ориентирован на моральные и этические аспекты существования. Он говорит уму: «Если ты это сделаешь, оно будет иметь такие-то и такие-то последствия». Или: «Поступай таким образом либо не делай этого». Когда мы погружаемся в духовное знание, то есть знание, связанное с духовным ростом, наш разум обостряется. Он может держать ум в узде, потому что занимает его деятельностью высшего порядка. В этом состоянии ум менее подвержен различным эмоциям низшего порядка. Самое главное – не принимать все, что попадает в нашу ментальную среду. Следует оценивать мысли точно так же, как мы оцениваем человека, который приходит в гости. Ты понимаешь, для чего он пришел – чтобы потревожить чем-то тебя, о чем-то попросить или просто побыть с тобой. Предположим, к тебе зашел кто-то незнакомый. Сначала ты несколько скептически относишься к приходу гостя. И точно так же, когда тебе в голову приходит какая-то мысль, ты должен проверить, оценить и квалифицировать ее. Не принимай все, что предлагает ум, без разбору, потому что ум приучен держать нас в плену иллюзий. Чем больше мы отождествляем себя с умом, тем больше мы уязвимы для психического воздействия. Хотя мы привыкли к тому, что мы – это наш ум, на самом деле это не так. На самом деле мы пользуемся умом точно так же, как пользуемся ботинками, пальто или свитером. Запомни, что ты – это личность, которая пользуется умом. То, чем ты пользуешься, не есть ты. Ты – это душа, которая пользуется интеллектом, умом и телом. Ум постоянно имеет дело с влиянием окружающей среды – что-то он принимает, что-то отвергает. То, что ухватывает и удерживает ум, в значительной степени определяется средой, в особенности непосредственным окружением. В большинстве случаев ум является злейшим врагом, потому что он заставляет руководствоваться чувственными потребностями. Ум привык говорить, что раз мы имеем возможность выполнять основные функции – есть, спать, совокупляться и защищать себя, – то беспокоиться больше не о чем. То «Я», о котором постоянно твердит человеку его ум, на самом деле не истинное «Я». Как было сказано уже неоднократно, истинное «Я» – это душа и заложенный в ней потенциал. В таком случае возникает вопрос: как следует управлять умом? Есть замечательный способ – относиться к своему уму как к постороннему человеку, как к собеседнику. Когда в уме начинают возникать ложные мысли, мысли, вызывающие печаль, страх или тревогу, не принимай их. Их легче будет отвергнуть, если осознать, что ум – это не ты. Всегда помни, что ты и твой ум разделены, что ты можешь оценить то, что он диктует и после этого принять или отвергнуть. Жить необходимо не на платформе ума, а на платформе разума!
Пункт второй Очень важно также не отождествлять себя со своими или чужими проблемами. Когда люди говорят с нами о своих проблемах, они в буквальном смысле перекладывают на нас свои сложности. В такой ситуации может пригодиться одна небольшая хитрость: воображай себя таким, каким бы ты был, достигнув желаемого подуровня Саттвы и как бы ты отреагировал на эту информацию. Сосредоточившись на этом образе, ты уже создаешь его, и это поможет тебе собраться и воспринимать негативную информацию отстраненно. То есть делай то, что от тебя требуется, помоги делом или советом, но не вовлекайся в поток жалоб на жизнь и прочего негатива. Это осбенно актуально для тех, у кого в семье есть больной раком человек. То есть « помогай, но не вовлекайся ». И советую тебе поменьше смотреть телевизор с массой ненужной информации о катастрофах, войнах и прочих видах насилия, включая всенародно любимые криминальные сериалы.
Пункт третий Поскольку состояние тела оказывает сильное воздействие на сознание, жизненно важным орудием защиты психики является пища. Для того чтобы избежать влияния низших энергий, мы должны продуцировать высшую энергию. И если есть осознанное желание, соответствующий тип конституции и место проживания в несеверных широтах, то можно отдать предпочтение вегетарианству. Изучи вегетарианство, и ты поймешь, что как в отношении пользы, так и в отношении морали, этики и духовности это наиболее подходящая диета для просвещенного человека.
Пункт четвертый Опьянение во всех его формах и в любой степени делает человека особенно уязвимым для психического вторжения. С метафизической точки зрения, употребляя без меры алкоголь и наркотики, человек проделывает дыры в своем астральном теле. Это все равно что сознательно призывать разные сущности, чертиков, зеленых змиев и белочек, которые вторгаются в психику и делают человека одержимым. Большинство наркоманов носят в себе чужеродную сущность, о которой даже не подозревают. Употреблять наркотики и психотропные вещества – это то же самое, что зазывать к себе нежеланных гостей из тонкого мира. Еще одна форма одурманивания – азартные игры. Поскольку люди, пристрастившиеся к азартным играм, демонстрируют невменяемость, их теперь рассматривают как больных и лечат в клиниках, потому что они не могут управлять собой. Система лотерей тоже возникла не случайно. Государственные лотереи – аварийный механизм, включающийся, когда государство испытывает финансовые затруднения. Лидеры полностью отдают себе отчет в том, что азартные игры – это вид одурманивания, который может принести большой доход. Человек, пристрастившийся к азартным играм, так же открывает дверь и приглашает к себе низших существ. Это же относится к современной проблеме – компьютерным играм и постоянному сидению в социальных сетях. Откажитесь от всех видов стимуляторов и игр ума, вызывающих его беспокойство!
Пункт пятый Критическим моментом для внутренней стабилизации и психической защиты является правильное использование сексуальной энергии. Делать это надо только с любимым человеком и «не частить».
Пункт шестой Желательно, чтобы ты всегда пребывал(а) в благодарственном умонастроении. Это очень важно. Нужно быть благодарным за все, что дает нам Жизнь. Нужно быть благодарным всем: Богу, родителям, детям, Природе, людям. Причем чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки. Благодарить нужно одинаково и тех и других, причем вторых даже больше, чем первых, так как они дают нам возможность духовно прогрессировать. Поэтому будь благодарен(на) за ВСЕ уроки жизни: и отрицательные, и положительные.
Пункт седьмой В укреплении психики большое значение имеет саттвичный образ жизни с учетом индивидуальных конституциональных особенностей. Желательно рано вставать (в 5–7 часов утра) и практиковать йогу, асаны, пранаяму, повторять мантры и медитировать. Даже если посвящать медитации всего полчаса, но делать это регулярно, состояние может значительно улучшиться. Есть простой метод лечебной пранаямы, который заключается в том, что одну ноздрю на несколько дней (или недель) затыкают кусочком ваты. Вначале это может вызвать ощущение некоторого дискомфорта, которое, однако, скоро проходит. При состояниях, вызванных холодом, полезно закрывать левую ноздрю (так поступают при нервных расстройствах с выраженной скованностью или недостаточной подвижностью, например при болезни Паркинсона), а при состояниях, вызванных жаром или гиперактивностью, в частности при бессоннице или галлюцинациях, – правую. Как правило, поток воздуха сильнее как раз через ту ноздрю, которую нужно закрыть. Смазывание головы маслами успокаивает и питает ум. Тяжелое жирное кунжутное масло особенно хорошо в качестве седативного средства и подходит для улучшения сна. Чтобы улучшить восприятие, теплым маслом смазывают лоб, для повышения умственных способностей – макушку, для успокоения подсознания – основание шеи, а с целью непосредственного воздействия на мозг – носовые ходы. Повышению ясности ума способствует употребление масла с аиром и шалфеем для насьи (назальный метод введения масляных капель). Большое значение имеет цветотерапия. Так, белый цвет дарит покой и чистоту, голубой – умиротворение и отрешенность. Золотой цвет наделяет способностью к различению, а зеленый является источником гармонии, уравновешенности и целительной энергии. Из драгоценных камней хороши жемчуг и лунный камень (они способствуют гармонизации эмоционального состояния), изумруд дарит уравновешенность и самообладание, помогает проговаривать свои эмоции, желтый сапфир и топаз дают мудрость. Носи натуральные ткани. Льняные ткани рассеивают энергетику. Это прекрасное качество ткани, если ты в своем саду или общаешься со своими близкими. Однако с клиентом или в спорной ситуации лен на тебе создает проблемы невозможности концентрации. Лен является аксессуаром жизни независимых людей и хорош в общении с единомышленниками. Хлопок нейтрален. Шелк помогает человеку сохранять внутренний энергетический баланс и поэтому был всегда одеждой для тех, кто имеет дело с людьми и со стрессовыми ситуациями. В древности это были правители и целители, а в современном мире – бизнесмены. Старайся натуральные ткани стирать сразу после конфликтов и стрессовых ситуаций, а не клади в корзину с грязным бельем до очередной стирки. Может возникнуть потребность в травах, питающих сердце и вызывающих положительные эмоции (шатавари, шафран, роза, лотос и солодка). Они особенно эффективны в виде молочных отваров. Из готовых форм используются состав «Формула спокойствия», «Брахмивати» или «Женское здоровье» при сопутствующих проблемах с щитовидной железой. Для успокоения ума можно использовать и травы с более выраженным седативным действием: валериану (джатамамси), мускатный орех, синюху голубую, пустырник, шикшу, сон-траву (прострел луговой), гармалу, хмель. При питтовских бессонницах лучше использовать «Брахмивати» и пустырник, при ватовских – промасливание стоп, «Ашваганду» и джатамамси (валериану). Капхи обычно и так спят хорошо ☺. Всем подходит пассифлора («Формула спокойствия»). Кровать должна стоять головой на восток или юго-восток. При неврастении хороши полынь (настойка «Рилэксан») и корень левзеи, дающий спокойную бодрость. Как природный антидепрессант я использую цветы зверобоя и его препараты: зверобой повышает настроение, когда оно «ниже плинтуса».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы