Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.



ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др Цель: изучение различных социальных ролей человека Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
режиссерские «Авария на дороге» и др. Цель: развитие творчества и фантазии Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; Условие: создание детям индивидуального пространства
строительно-конструктивные   Цель: решение конструктивных задач Виды материала: природный, специально созданный, подсобный Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
театрально-художественные Цель: приобщение ребенка к искусству; Виды: дети-режиссеры и дети-актеры; Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;
игры с правилами дидактические Цель: обучение Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года») Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил
подвижные Цель: Виды: Особенности: наличие правил
сюжетные и бессюжетные игры   спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой

В основе классификации лежит представ­ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные,

сюжетно-ролевые.

режиссерские,

театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

а) дидактические,

б) сюжетно-дидактические,

в) подвижные;

досуговые игры:

а) игры-забавы,

б) игры-развлечения,

в) интеллектуальные,

г) празднично-карнавальные,

д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са ( народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника — игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми — они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).

2. Обучающие дидактические игры.

3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).

4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.

6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С.Р.И.

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:

ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий -наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры — она становится сюжетно-отобразителъной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может измерить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купания, начинают снова ее мыть и т. д.

У детей третьего года жизни преимущественно сохраняется характер отобразительных игр, но действия становятся более разнообразными. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом. Впрочем, действия человека еще не выделяются из отражаемого ребенком жизненного явления: ребенок изображает в игре и работу шофера, и шум мотора. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел — «топ-топ»; упал и хнычет — «ой-ой»; кушает — «ням-ням». Однако комбинируются они в произвольной последовательности.

Развитие игры в раннем детстве происходит также в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие. Уже в играх, в которых дети лечат или причесывают куклу, фактически имеет место выполнение ряда действий, производимых взрослыми. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельности дети начинают обозначать свои действия другим именем — ролью.
Первые зачатки роли проявляются лишь в самом конце раннего детства. Это находит двоякое отражение. Во-первых, появляется называние куклы именем действующего лица. Кукла тем самым выделяется из игрушек как заместитель человека. Во-вторых, появляется разговор ребенка от лица куклы. Например, Вова ставит двух кукол лицом друг к другу и говорит за них: «Здравствуй, Коля, я пришла». В этих проявлениях мы видим зачатки будущей ролевой речи, которая произносится уже не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу.

В игре игрушки заменяют ребенку предметы, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отношений между людьми. На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.

 

16.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

ПРИЁМЫ ПРЯМОГО РУКОВОДСТВА.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

- совместные с воспитателем игровые действия

- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

- подсказывающие вопросы

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

- поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры)

Игры с бумагой

«Снежки»: дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими.

«Блестящие комочки»: дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними.

«Бумажный вихрь»: дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом».

Игры с тенью

Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ИНИЦИАТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

В возрасте 4-5 лет детям для воплощения взятой роли необходимы различные атрибуты (белый халат, штурвал, матросская шапочка). В то же время развитие игры требует тщательного подбора игрушек и материалов. Здесь важно отказаться от принципа «чем больше – тем лучше». Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами.

Организация каждой сюжетно-ролевой игры требует подбора ключевых игрушек и атрибутов. Например, основное для игры в больницу – это белые халатики для врача и медсестры, фонендоскоп, шприцы, градусники. Всё остальное выбирается из предметов-заместителей по ходу игры (например, платочки из уголка ряженья на время могут стать «перевязочным материалом», бумага и карандаши из уголка рисования – материалом для выписки рецептов).

Минимизация атрибутики для сюжетных игр имеет преимущество и в том, что игровой уголок будет выглядеть опрятно. Если предметно-игровая среда перегружена всевозможными атрибутами, она мешает игре, препятствует развитию игрового творчества. С этой целью необходимо минимизировать тематические наборы для сюжетно-ролевых игр.

В сюжетно-ролевой игре многие реальные предметы легко могут быть заменены воображаемыми. Например, игровое действие «помазать ваткой перед уколом» может быть действием, совершаемым без предмета и озвученным («как будто уже помазали»), т.е. изобразительным игровым действием. Тем самым создаются условия для более интенсивного развития сюжетной линии игры, т.к. ребенок начинает обращать внимание на придумывание новых событий, а не просто выполнение «профессиональных» действий.

Организация предметно-игровой среды может быть привязана к конкретной игровой теме весьма условно. В этом случае игровое пространство становится универсальным, дети могут разворачивать сюжетно-ролевые игры, отталкиваясь от своих замыслов, а не от диктата предметно-игровой среды.

Дошкольники начинают сами создавать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы.

Игрушки становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек.

Для игрушек, с которыми играют дети среднего дошкольного возраста, важна эмоциональная выразительность. Выражение «лица» зверюшки может быть удивленным, любопытным, весёлым, грустным, озорным. Это пробуждает у ребенка фантазию, вызывает желание играть с такой игрушкой определенным образом.

В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и профессий и мягкие игрушки, лучше не очень крупных размеров – чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды; разнообразные виды транспорта.

В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера, катушек, лоскутов ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт применение в игре, и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора.

Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Для этого можно использовать раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек). Дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его.

Игры с водой, снегом, льдом

«Волшебная вода»: смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков.

«Цветные капельки»: капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки.

«Льдинки»: замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега.

«Ледяные узоры»: замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.

«Освобождение из плена»: размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

«Тонет — не тонет»: испытание на «плавучесть».игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»: лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра «в снежное царство».

«Кто прошел? »: узнавать следы на снегу по отпечаткам.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»: воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики.

«Что отражается в зеркале»: попытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»: экспериментирование с тенью.

«Прятки и поиски»: поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте.

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»: рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»: рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми.

«Все увидим, все узнаем»: рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло.

Игры со звуками

«Погремушки»: испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым.

«Угадай, что шуршит, что гремит»: узнать с закрытыми глазами разные звуки (разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т. п.).

46.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Задачи работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе:

обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия), активизация воображения на основе сюжетов сказок мультфильмов;

построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сюжет (новые роли, действия, события), впоследствии – сложение новых творческих сюжетов;

создание условий для развития умения сотрудничать со сверстниками. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю важно построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало овладе­ние детьми новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает: умение ре­бенка выстраивать новые последовательности событий, ох­ватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обо­значать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем дру­гие события); умение комбинировать предложенные им са­мим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 47.ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возраст­ных этапах.

Сделать именно со­вместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода — совместной со взрослым «игре-приду­мывании» игре-фантазировании, протекающей в чисто словесном плане.

А). Совместную игру с детьми следует начинать не с придумы­вания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый перево­дит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатыва­ния» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя об­щую смысловую канву событий, надо лишь изменять конк­ретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом со­бытии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труд­нодостижимой для Царя диковиной — к примеру, новогод­ней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой мо­жет встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу-ягу, Фею, старичка-лесовика и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, са­поги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства ге­рой попадает в страну, где растут елки, — это третье собы­тие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей-противников из сказки о Сером волке на Змея-Горыныча (дракона, злого волшеб­ника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвраща­ется домой — это пятое событие сказки (здесь можно при­думать дополнительные препятствия: на пути герой встре­чает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие — получение награды (пол­царства можно заменить любой привлекательной вещью — сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.).

Б). Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сде­лать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме). Воспитатель обращается к двум детям:

- «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что-то я ее не­много забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать — кусочек расскажет Маша, потом — Вася, по­том — я, а дальше опять Маша».

Пересказ должен происхо­дить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

После его изложения взрослый предлагает передать «ход» следующему партнеру:

- «Ты уже рассказала кусочек, давай теперь Вася». Если дети забыли часть сказки, можно вклю­читься «вне очереди»: «Я вспомнила, что дальше было так...»

В). Этим же детям через 1—2 дня после пересказа воспи­татель предлагает:

- «Давайте по-новому играть! Будем вместе придумывать одну общую сказку, похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую».

Обычно это предложение с готовностью принимается деть­ми, но далее следует их вопрос: «А как мы вместе будем придумывать? » Воспитатель поясняет:

- «Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумаю кусочек, потом — Вася, потом — Маша, а дальше опять я».

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.

Воспитатель предлагает детям начало сказки:

-«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогод­нюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать... Кого же он отпра­вил? »

Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказ­ки:

- «Давайте, у нас будет по-другому. У него был слуга, и он этого слугу отправил. И пообещал ему...»

Если у детей сразу появляются собственные инициативные предложения (относительно героя, награды), следует их принять. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры:

- «Даль­ше ты придумывай, Вася! »

Г) В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую скаку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно пред­лагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например:

- «Ивану-царевичу захо­телось учиться в школе, и он отправился ее искать»; «У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти де­вочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокой­ном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей.

Д). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с роле­вым взаимодействием. С этой целью взрослый включает де­тей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежа­щие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милицио­нер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).

Чтобы не «закрывать» предметными дей­ствиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «теле­фонных» разговоров персонажей.

Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет их намерения. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель же берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию:

- «Давайте, Коля был в сво­ем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого:

- «Таня, давай, ты — другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка».

Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель-«Баба-Яга» зво­нит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводя­щий на мысль о необходимости взаимодействия с «продав­цом»:

- «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин».

В зависимости от ответов «продавца» воспитатель так развертывает сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его.

Е). В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с деть­ми совместную игру-придумывание, предлагая теперь приду­мывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельнос­ти), а «настоящие истории».

Придумывание историй можно осу­ществлять уже в численно больших группах (до 4—5 чело­век). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод ис­тории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, зани­мает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

ПЛАНИРОВАНИЕ

(Васильева О.К. Ребенок и взрослый в мире игры. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников. Минск, 2013)

Вопросы планирования воспитательно-образовательной работы по развитию сюжетных игр нередко вызывают у педагогов значительные трудности, так как в планах не учитывается творческий характер этого вида игр. Изучение анкет и анализ календарных планов позволили выявить типичные ошибки, допускаемые педагогами.

Многие педагоги ежедневно планируют новую тему сюжетно-ролевой игры, практически не связывая ее с работой по обогащению представлений детей. Ежедневное планирование новых игр не позволяет педагогу усложнять сюжетную линию игры, добиваться ее постепенного развития.

При этом жестко планируется ход игры, последовательность сюжетной линии и игровых действий. Реализация подобных планов, как правило, приводит к выполнению шаблонных действий по указанию педагога, отработке норм и правил поведения, отсутствию заинтересованности и увлеченности со стороны детей.

Даже тогда, когда педагоги планируют работу по обогащению представлений, связанных с игрой, они ставят задачи, направленные не на развитие игры (обогащение ее содержания и сюжета, освоение основных умений, связанных с ведущим способом построения игры), а на формирование новых и закрепление старых знаний и умений. Зачастую не продумываются способы развития интересов, эмоциональных предпочтений ребенка, способы развития ролевого и игрового взаимодействия с другими детьми.

Планирование сюжетных игр детей должно быть перспективным.

ВасильеваО.К. считает возможным разрабатывать одну тему игры в течение месяца, что, конечно же, не означает, что дети в течение этого месяца не будут играть в другие сюжетно-ролевые игры. Играть они обязательно будут, но в том и заключается искусство педагога, чтобы включить естественно возникающие самостоятельные игры детей в разрабатываемую игру.

Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры может быть составлен на более длительный период — квартал, полгода, год. Его можно разбить на недели, выделить в нем конкретные дни, режимные моменты, содержание, задачи.

Поквартальное планирование дает возможность видеть перспективу развития сюжета и содержания игры, четко представлять, что должен делать педагог в течение этого времени: какие игрушки и с помощью каких приемов внести, какие игровые уголки создать, как оформить игровое пространство и направить игры детей.

Планирование сюжетно-ролевых игр включает:

- предварительную работу (занятия, прогулки, экскурсии, целевые наблюдения, на­блюдения за трудам людей разных профессий, дидактические и подвижные игры, показы и просмотры спектаклей, сценок, инсценировок, теле- и видео­фильмов, мультфильмов, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, познавательные беседы, рассматривание картин, иллюстра­ций).

- основную работу:

цель игры (выделяют игровые цели: учить распределять роли, действовать согласно принятой роли, учить моделировать игровой диалог; воспитательно-образовательные и развивающие цели: закрепить знания, развивать воображение и речь, желание участвовать в совместных играх).

Например, научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Например, научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

сюжетные линии игры,

игровые роли,

ролевые действия,

атрибуты, игровой материал


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 3477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь