Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИГРА-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С РАЗНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ



В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, возникает необходимость сравнивать и делать выводы, все эти факторы влияют также на развитие речи дошкольников.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх-пятилетнего ребенка угасает.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. В средней группе впервые начинают проводиться экспери­менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее? » — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему? » — «Потому что мы его повесили на батарею».

Все опыты проводятся от имени игрового персонажа.Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе игровой персонаж моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

При фиксации наблюдений чаще всего применяются готовые формы, но в конце года постепенно применяются рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу. Наконец, в средней группе можно пытаться проводить дли­тельные наблюдения, которые хоть и не являются эксперимен­тами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для про­ведения длительных экспериментов в будущем году.

Игры с водой, снегом, льдом

«Волшебная вода»: смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков.

«Цветные капельки»: капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки.

«Льдинки»: замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега.

«Ледяные узоры»: замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.

«Освобождение из плена»: размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

«Тонет — не тонет»: испытание на «плавучесть».игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»: лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра «в снежное царство».

«Кто прошел? »: узнавать следы на снегу по отпечаткам.

Игры с мыльной водой и пеной

«Мыльные пузыри»: пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из-под виток и т. п.

«У кого пена выше и пышней»: выдувание воздуха через трубочку в мыльную воду с целью получения самой пышной пены.

«Подушка из пены»: испытать, какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»: воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики.

«Что отражается в зеркале»: попытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»: экспериментирование с тенью.

«Прятки и поиски»: поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте.

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»: рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»: рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми.

«Все увидим, все узнаем»: рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло.

Игры со звуками

«Погремушки»: испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым.

«Угадай, что шуршит, что гремит»: узнать с закрытыми глазами разные звуки (разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т. п.).

46.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Задачи работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе:

обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия), активизация воображения на основе сюжетов сказок мультфильмов;

построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сюжет (новые роли, действия, события), впоследствии – сложение новых творческих сюжетов;

создание условий для развития умения сотрудничать со сверстниками. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю важно построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало овладе­ние детьми новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает: умение ре­бенка выстраивать новые последовательности событий, ох­ватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обо­значать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем дру­гие события); умение комбинировать предложенные им са­мим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 47.ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возраст­ных этапах.

Сделать именно со­вместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода — совместной со взрослым «игре-приду­мывании» игре-фантазировании, протекающей в чисто словесном плане.

А). Совместную игру с детьми следует начинать не с придумы­вания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый перево­дит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатыва­ния» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя об­щую смысловую канву событий, надо лишь изменять конк­ретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом со­бытии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труд­нодостижимой для Царя диковиной — к примеру, новогод­ней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой мо­жет встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу-ягу, Фею, старичка-лесовика и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, са­поги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства ге­рой попадает в страну, где растут елки, — это третье собы­тие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей-противников из сказки о Сером волке на Змея-Горыныча (дракона, злого волшеб­ника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвраща­ется домой — это пятое событие сказки (здесь можно при­думать дополнительные препятствия: на пути герой встре­чает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие — получение награды (пол­царства можно заменить любой привлекательной вещью — сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.).

Б). Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сде­лать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме). Воспитатель обращается к двум детям:

- «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что-то я ее не­много забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать — кусочек расскажет Маша, потом — Вася, по­том — я, а дальше опять Маша».

Пересказ должен происхо­дить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

После его изложения взрослый предлагает передать «ход» следующему партнеру:

- «Ты уже рассказала кусочек, давай теперь Вася». Если дети забыли часть сказки, можно вклю­читься «вне очереди»: «Я вспомнила, что дальше было так...»

В). Этим же детям через 1—2 дня после пересказа воспи­татель предлагает:

- «Давайте по-новому играть! Будем вместе придумывать одну общую сказку, похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую».

Обычно это предложение с готовностью принимается деть­ми, но далее следует их вопрос: «А как мы вместе будем придумывать? » Воспитатель поясняет:

- «Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумаю кусочек, потом — Вася, потом — Маша, а дальше опять я».

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.

Воспитатель предлагает детям начало сказки:

-«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогод­нюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать... Кого же он отпра­вил? »

Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказ­ки:

- «Давайте, у нас будет по-другому. У него был слуга, и он этого слугу отправил. И пообещал ему...»

Если у детей сразу появляются собственные инициативные предложения (относительно героя, награды), следует их принять. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры:

- «Даль­ше ты придумывай, Вася! »

Г) В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую скаку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно пред­лагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например:

- «Ивану-царевичу захо­телось учиться в школе, и он отправился ее искать»; «У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти де­вочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокой­ном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей.

Д). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с роле­вым взаимодействием. С этой целью взрослый включает де­тей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежа­щие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милицио­нер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).

Чтобы не «закрывать» предметными дей­ствиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «теле­фонных» разговоров персонажей.

Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет их намерения. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель же берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию:

- «Давайте, Коля был в сво­ем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого:

- «Таня, давай, ты — другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка».

Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель-«Баба-Яга» зво­нит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводя­щий на мысль о необходимости взаимодействия с «продав­цом»:

- «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин».

В зависимости от ответов «продавца» воспитатель так развертывает сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его.

Е). В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с деть­ми совместную игру-придумывание, предлагая теперь приду­мывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельнос­ти), а «настоящие истории».

Придумывание историй можно осу­ществлять уже в численно больших группах (до 4—5 чело­век). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод ис­тории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, зани­мает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь