Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.



Игры-импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного героя и передают его настроение, так как понимают сами. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций, для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать проявление творчества.В играх-импровизациях дети осваивают умение выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама- медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).

Дети говорят, исполняют стихи, поют песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском). Значительно возрастают возможности дошкольников: движения становятся более координированными, долгое время могут находиться в повышенном эмоциональном состоянии; дети в этом возрасте способны к полному перевоплощению, самостоятельному поиску средств выразительности. Все большее значение приобретает для них личное отношение к образу.

Основная деятельность педагога в этом возрасте должна быть направлена на развитие самостоятельности и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предыдущих группах:

1.Усовершенствование приемов вождения кукол;

2.Ознакомление с основной атрибутикой;

3.Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления; В старшей группе задания обретают более сложный характер:

- самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика. Жесты и т.д.)

- показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик, сказочные герои, зайчик, мышонок);

- показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока;

-Исполнить песенку от лица определенного персонажа.

4.Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к театрализованной деятельности. Под руководством воспитателя активно усваивают закономерности постановки спектакля (выбор сюжета). Распределение ролей, упражнения в диалогах, решают вопрос о ведущем, уточняют необходимые атрибуты, костюмы, декорации. Воспитатель является консультантом. Он не подавляя самостоятельности детей, направляет их деятельность. В старшем возрасте учатся быть ведущими.

ПЛАНИРОВАНИЕ

(Васильева О.К. Ребенок и взрослый в мире игры. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников. Минск, 2013)

Вопросы планирования воспитательно-образовательной работы по развитию сюжетных игр нередко вызывают у педагогов значительные трудности, так как в планах не учитывается творческий характер этого вида игр. Изучение анкет и анализ календарных планов позволили выявить типичные ошибки, допускаемые педагогами.

Многие педагоги ежедневно планируют новую тему сюжетно-ролевой игры, практически не связывая ее с работой по обогащению представлений детей. Ежедневное планирование новых игр не позволяет педагогу усложнять сюжетную линию игры, добиваться ее постепенного развития.

При этом жестко планируется ход игры, последовательность сюжетной линии и игровых действий. Реализация подобных планов, как правило, приводит к выполнению шаблонных действий по указанию педагога, отработке норм и правил поведения, отсутствию заинтересованности и увлеченности со стороны детей.

Даже тогда, когда педагоги планируют работу по обогащению представлений, связанных с игрой, они ставят задачи, направленные не на развитие игры (обогащение ее содержания и сюжета, освоение основных умений, связанных с ведущим способом построения игры), а на формирование новых и закрепление старых знаний и умений. Зачастую не продумываются способы развития интересов, эмоциональных предпочтений ребенка, способы развития ролевого и игрового взаимодействия с другими детьми.

Планирование сюжетных игр детей должно быть перспективным.

ВасильеваО.К. считает возможным разрабатывать одну тему игры в течение месяца, что, конечно же, не означает, что дети в течение этого месяца не будут играть в другие сюжетно-ролевые игры. Играть они обязательно будут, но в том и заключается искусство педагога, чтобы включить естественно возникающие самостоятельные игры детей в разрабатываемую игру.

Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры может быть составлен на более длительный период — квартал, полгода, год.Его можно разбить на недели, выделить в нем конкретные дни, режимные моменты, содержание, задачи.

Поквартальное планирование дает возможность видеть перспективу развития сюжета и содержания игры, четко представлять, что должен делать педагог в течение этого времени: какие игрушки и с помощью каких приемов внести, какие игровые уголки создать, как оформить игровое пространство и направить игры детей.

Планирование сюжетно-ролевых игр включает:

- предварительную работу (занятия, прогулки, экскурсии, целевые наблюдения, на­блюдения за трудам людей разных профессий, дидактические и подвижные игры, показы и просмотры спектаклей, сценок, инсценировок, теле- и видео­фильмов, мультфильмов, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, познавательные беседы, рассматривание картин, иллюстра­ций).

- основную работу:

цель игры (выделяют игровые цели: учить распределять роли, действовать согласно принятой роли, учить моделировать игровой диалог; воспитательно-образовательные и развивающие цели: закрепить знания, развивать воображение и речь, желание участвовать в совместных играх).

Например, научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Например, научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

сюжетные линии игры,

игровые роли,

ролевые действия,

атрибуты, игровой материал

Сценарии развития сюжетно-ролевых игр (конспекты-описания проведения сюжетно-ролевых игр, сюжетно-ролевые игры-ситуации)

В соответствии с перспективным планом работы сценарий развития сюжетно-ролевой игры разрабатывается на месяц. Работа педагога с детьми разбивается на четыре недели и включает в себя задачи по развитию игры на каждую неделю, перечень игрушек, атрибутов и игрового оборудования на неделю и описание методов и приемов, с помощью которых педагог обеспечивает развитие игры, направляет интересы детей, но не сковывает их инициативу и творчество.

УРОВНИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

.

Показатель игры 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Основное содержание игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другими участниками игры. Выполнение действий связанных отношением к другим людям.
Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения. Роли ясно выделены и очерчены, называются до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Нарушение логики действий опротестовывается с ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правила лучше замечается со стороны. Нарушение действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием, побеждает правило.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь