Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПЕД.ДИАГНОСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Педагогическая диагностика основана на наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей с использованием диагностической карты. Диагностическая карта Дата проведения Фамилия, имя ребенка Критерии оценки и показатели Степень выраженности в баллах ( 1 2 3 ) Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребенок: 1. отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых; 2. отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов; 3. придумывает фантастические события. Освоение ролевого поведения: 1. называет свою роль до начала игры; 2. способен к смене роли во время игры (для развития сюжета); 3. обозначает словом новую роль во время игры; 4. обращается к партнёру по имени игрового персонажа во время игры; 5. проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнёром-сверстником; 6. демонстрирует предпочитаемые игровые роли. Способность к использованию действий игрового замещения. Ребенок: 1. использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями; 2. наличие изобразительных игровых действий (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием). Способность к построению игрового сюжета. Ребенок: 1. выдвигает игровые замыслы по ходу игры; 2. проявляет разнообразие игровых замыслов; 3. творчески подходит к выстраиванию сюжета. Способность создавать обстановку для игры. Ребенок. 1. выбирает необходимые игрушки и предметы; 2. замещает недостающие игрушки (предметы) другими; 3. проявляет творчество в создании игровой обстановки. Способность к игровой коммуникации. Ребенок: 1.проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами-сверстниками; 2. проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. Для уточнения данных наблюдений могут быть использованы специальные диагностические ситуации. Оптимальный уровень (2.5-3 балла ).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей, ребенок называет свои игровые действия, с интересом ролевой диалог со сверстником, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером, инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении. Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов, ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками, включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре, осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку, проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками. Недостаточный уровень (1.5-2 балла) о своение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов.Включается в ролевые диалоги со сверстниками, затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами, создает игровую обстановку, не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам. Низкий уровень(1-1.5 баллов ) освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру, испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре, пользуется ролевой речью при помощи взрослого, испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ИНИЦИАТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. В возрасте 4-5 лет детям для воплощения взятой роли необходимы различные атрибуты (белый халат, штурвал, матросская шапочка). В то же время развитие игры требует тщательного подбора игрушек и материалов. Здесь важно отказаться от принципа «чем больше – тем лучше». Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами. Организация каждой сюжетно-ролевой игры требует подбора ключевых игрушек и атрибутов. Например, основное для игры в больницу – это белые халатики для врача и медсестры, фонендоскоп, шприцы, градусники. Всё остальное выбирается из предметов-заместителей по ходу игры (например, платочки из уголка ряженья на время могут стать «перевязочным материалом», бумага и карандаши из уголка рисования – материалом для выписки рецептов). Минимизация атрибутики для сюжетных игр имеет преимущество и в том, что игровой уголок будет выглядеть опрятно. Если предметно-игровая среда перегружена всевозможными атрибутами, она мешает игре, препятствует развитию игрового творчества. С этой целью необходимо минимизировать тематические наборы для сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре многие реальные предметы легко могут быть заменены воображаемыми. Например, игровое действие «помазать ваткой перед уколом» может быть действием, совершаемым без предмета и озвученным («как будто уже помазали»), т.е. изобразительным игровым действием. Тем самым создаются условия для более интенсивного развития сюжетной линии игры, т.к. ребенок начинает обращать внимание на придумывание новых событий, а не просто выполнение «профессиональных» действий. Организация предметно-игровой среды может быть привязана к конкретной игровой теме весьма условно. В этом случае игровое пространство становится универсальным, дети могут разворачивать сюжетно-ролевые игры, отталкиваясь от своих замыслов, а не от диктата предметно-игровой среды. Дошкольники начинают сами создавать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы. Игрушки становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек. Для игрушек, с которыми играют дети среднего дошкольного возраста, важна эмоциональная выразительность. Выражение «лица» зверюшки может быть удивленным, любопытным, весёлым, грустным, озорным. Это пробуждает у ребенка фантазию, вызывает желание играть с такой игрушкой определенным образом. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и профессий и мягкие игрушки, лучше не очень крупных размеров – чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды; разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера, катушек, лоскутов ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт применение в игре, и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Для этого можно использовать раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы. Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек). Дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы