Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поздравление Светлейшего Государя с прибытием



По дороге к Храму Святого Георгия Государю предстало Сооружение с тремя картинами, помещенными в ряд и друг от друга отделенными28. Это Постройка Ионийского ордера с шестью прямоугольными каннелированными колоннами; вверху возвышается арка; высота 80 футов, ширина 78.

28 (Одна из красивейших декораций " Въезда". Первоначально была выстроена только средняя часть (эскиз Рубенса в Эрмитаже); когда торжество было перенесено с января 1635 г. на апрель, Рубенс добавил боковые крылья и дополнительные украшения на вершине.)

На средней картине - сцена Прибытия Светлейшего Государя. Изображен Государь в коротком военном плаще, подъезжающий на коне по простертым трупам врагов. Правую руку как Миротворец он протянул к Бельгии, которая, склонив голову, увенчанную Башнями, поздравляя и приветствуя, преклоняет колена пред Государем, а Бельгийский Лев, поникнув гривой, простерся у ее ног.

Спутники по сторонам: с одной - Шествующий Марс, несущий Трофей, с другой - Доблесть и Фортуна, ведущая одной рукой коня, жестом другой ободряя Бельгию. Оба, как священная свита, охраняют Государя и служат ему опорой. Виктория, слетая с небес, несет ему Лавры; Благоденствие Народное стоит подле Бельгии, а Гений несет перед собой Герб Антверпена.

На этой картине такая Подпись:

Солнце Белгов твоих, украшение края Иберов, Твой, Фердинанд, желанен приезд в измученный город. Ты - надежда для всех и ты - упование граждан: С Севера ждут твоего возвращения с бранного поля. И полководца встречает, к коленам твоим припадая, Бельгия, и веселей разоренные крепости смотрят. Наше спасенье в тебе! От тебя наш век ожидает Восстановленья ужасных войной учиненных развалин. Шествует Марс и тебе расчищает он путь, а Победа Вкруг тебя крыльями плещет и счастие так предвещает.

Добавим также объяснения Фигурам и Символам, взятым с древних Монет и содержащимся в этой Картине. Есть Монета Императора Цезаря Септимия Севера Августа29, на которой точно так же Всадник по обычаю Миротворца протягивает правую руку и Надпись: " К прибытию счастливейшего Августа".

29 (Крон..., табл. III.)

Об этом жесте пишет Квинтилиан: " Бывает такая поза, которая обычно встречается в статуях Миротворцев, когда у протянутой вперед руки отделен большой палец" 30. И сегодня можно видеть такую позу в Конной Статуе Императора Цезаря Марка Аврелия Антонина Августа, одной из главных достопримечательностей Рима, на Капитолийской площади. Есть подобные же монеты Августов Марка Юлия Филиппа и Флавия Иовиана, а также других Цезарей31 с Надписью: " Прибытие Августа".

30 (Квинтилиан. Об образовании оратора, кн. XI, гл. III.)

31 (Крои..., табл. III - VIII.)

Марс Шествующий назван так от " шествования", по свидетельству Феста, так как именно неукротимо шествуя, он сметает препятствия и через все прокладывает свой путь. Таковым было и шествие Светлейшего Фердинанда через Германию в Бельгийские Провинции. Шествующий одет в плащ, ибо (по словам Варрона), когда Полководец отправляется на войну, говорят: он надел плащ. Трофей он несет на плече, правой рукой потрясает копьем, как можно видеть на древних монетах Вителлия Августа. Как и обычно, Доблесть в шлеме и несет щит.

Фортуна несет кормило. Как сообщает Лактанций32, так ее изображали в давние времена: " Как бы владеет она правилами дел человеческих". Это то, что Греки назвали 'Α γ α σ η Тυ χ η - Добрая Судьба, чье изображение работы Праксителя, как говорит Плиний (" Естественная История", кн. XXXVI, гл. V), стояло некогда на Капитолии.

32 (О божественных установлениях, кн. III, гл. XXIX.)

Крылатая Виктория в стремительном полете также встречается на древних монетах и в мраморах33. Откуда и первая Эпиграмма Авсония:

33 (Антоний Августин. Диалоги о римских древностях, II.)

Ты слетаешь стремглав, Виктория, с выси эфирной, И на ясном челе у тебя двойной диадемой Лавра венец.

Прекрасно сказал и Консул Панат в " Панегирике Феодосию Августу": " Очень уместен этот двойной вымысел Живописцев и Поэтов - изображать Викторию крылатой. Ибо люди, коих сопровождает Фортуна, не идут, но летят".

Благоденствие Народное держит, по древнему обычаю, Змею и Чашу. Некогда Змея была символом Благоденствия, то ли потому, что, сбрасывая кожу, каждый год она обновляется, то ли потому, что (по свидетельству Плиния) " в ней заключены многие снадобья, и поэтому она посвящена Эскулапу" 34, который и сам в Эпидавре почитается под видом Змеи, как сообщает Валерий Максим, кн. I, гл. VIII.

34 (Естественная история, кн. XXIX, гл. IV.)

Под Аркой, посередине, статуя Надежды в образе Юной Девы, искусно высеченная из твердого камня35, в одной руке у нее побеги живой травы, другой она держит мягко льющийся шлейф платья. Это значит, что с прибытием Светлейшего Государя Бельгийские провинции вновь обрели Надежду на прежнюю Безопасность и Мир. Надпись: " Посвящено доброй Надежде".

35 (Некоторые статуи были из камня (скульптор Ханс ван Милдерт), потом они были подарены инфанту Фердинанду и стояли в саду дворца в Брюсселе.)

Некогда Надежду чтили Божескими почестями, как утверждает Марк Туллий [Цицерон], кн. II. О законах. " Ибо, - говорит он, - поскольку Дух ободряется от ожидания чего-либо хорошего, Коллатин совершенно справедливо причислил к богам Надежду". Почти такое же изображение Надежды на Монете Тита Августа с надписью: " Надежда народа".

Так и Педон Альбинованский написал в Элегии о Друзе Германике:

Средь молодежи он был Надеждою Общенародной, Дома, в котором рожден, славою высшею стал.

Есть подобная Монета Адриана Августа, на которой Надежда протягивает к Воинам Цезаря пучок травы, и надпись: " Надежда Августа". А еще есть Монета Филиппа Августа с надписью: " Надежда на Счастие Мира" 36.

36 (Крон..., табл. XXXVIII, и у Окко (ср. II, 28).)

Эта последняя монета, на коей самая изысканная надпись: " Надежда на Счастие Мира", выпущена Сенатом в честь Императора Цезаря Марка Юлия Филиппа Августа; по словам Евсевия и Орозия, это был первый из Римских Императоров, преданный христианским святыням37.

37 (Евсевий. Хронология; Орозий. История против язычников, кн. VII, гл. XX.)

Но при каком же Государе Надежда на Счастие Мира Христианского когда-либо радостней и вольней расцветала, нежели при Светлейшем Принце Фердинанде? " На него (скажу вместе с Авсонием) надеяться надежнее всего", особенно после того, как его водительством сохранены были обе Германии и уже собраны обильные плоды окрепшей надежды.

У Иоанна Иакова Шиффлеция38, Рыцаря, придворного Медика Католического Короля и Светлейшего Принца Фердинанда, Стража-Хранителя всего изящного, среди прочих редкостей его Музея я видел старинный смарагд, вправленный в перстень, на котором можно различить прекраснейший символ подобной же Надежды. Я позаботился о том, чтобы его изображение было помещено здесь. На этой Гемме (как заметил тот же многознающий Шиффлеций) изображены атрибуты двух Надежд: Рождающейся и Созревшей. Рождающуюся Надежду обозначает травянистый побег злака, который держит перед собой в правой руке само Божество Надежды; на зрелую Надежду указывает колос, выходящий из почвы у ног Богини. У Варрона39 слово spica - " колос" производится от spes - " надежда"; символ надежды - близкая жатва. " Зачатие колоса - это то время, - говорит Плиний, - когда он подает надежду, что через 4, самое позднее 5 дней хлеба начнут цвести" 40. За головой Богини на той же Гемме сияет Сириус - главная причина созревания. Вот почему Руфий Фест Авиен сказал о созвездии Девы в своем переводе Аратовых " Небесных явлений":

38 (Жан Жак Шиффле.)

39 (О латинском языке, кн. III.)

40 (Естественная история, кн. XVIII, гл. VII.)

Ты ли Церера? Ведь так у тебя созревают колосья, Сириус жаром своим ниву, должно быть, палит, Пробуя силу свою.

Снизу под большой картиной изображены играющие дети, один держит веночек, к другому подскочил зайчик. И с обеих сторон - корзины, полные цветов и зелени. Мальчик посередине держит огромный сплетенный венок с надписью: " Желанное Блаженство".

Радость Народная стоит между двумя срединными колоннами в образе жены, в одной руке она держит сплетенный венок, в другой - кормило, опертое на сферу. Ибо именно благополучное правление рождает Народную Радость. Есть такая же монета Криспина Августа у Антония Августина в Диалоге 11.

С другой стороны - Гений города Антверпена в виде юноши, несущего в правой руке чашу, в левой - рог изобилия (так изображен Гений Римского Народа на древних Монетах); он увенчан белыми и красными розами - Эмблемой города.

" Воля Народа" - написано в окружении гирлянд из роз, что знаменует то небывалое нетерпение, с каким ожидали Белги Прибытия Светлейшего Принца. Так и Клавдиан41 написал о Прибытии Гонория Августа:

41 (О VI консульстве Гонория Августа, XXVIII, 331 - 336.)

Жаркий пыл охватил сенаторов вместе с народом Принцепса видеть и после тысячи всех отлагательств Встретить его. Ликовала не столько же Воля Народа, Город весь не таким обуян был победным восторгом В дни, когда, Даков смирив, Траян возвращался в триумфе, Мощной рукой покорив племена Северян непокорных.

Так и на Монете Луциллы Августа42 изображен огромный лавровый венец, в котором надпись: " Воля Народа".

42 (Крои..., табл. I.)

Верхний акротерий - это Пальмовое Древо, на ветвях которого лежит своей тяжестью Вселенская Сфера. Как известно, Пальма по своей природе такова, что, благородно противясь тяжести, на нее возложенной, она под давлением груза поднимается вверх. Это отметил Геллий в кн. III гл. VI, ссылаясь на сочинения Аристотеля и Плутарха, и написал следующее: " Если положить на ствол Пальмы большую тяжесть и она будет жать и давить так сильно, что выдержать такую тяжесть ствол не сможет, то Пальма не согнется книзу, но поднимется навстречу бремени и изогнувшись с усилием поднимется вверх. Поэтому (сказал Плутарх43) решили сделать знаком Победы Пальму, ибо свойство этого дерева таково, что не уступает оно тем, кто давит его и теснит". Поэтому на Символическом Древе надпись: " В тяжести черпает силу".

43 (Пиршественные вопросы, VIII.)

Это несомненно Добродетель, присущая и прирожденная Августейшему Австрийскому Дому, ибо чем больше зломысленные недруги со всех сторон коварством и войной посягают на него, тем выше он подымается, тем прочнее стоит и несокрушимей.

Ты впрямь подобен дубу алгидскому, Который в страшный час под ударами Секир, судьбе не покоряясь, Твердостью спорит с самим железом44.

44 (Гораций. Оды, кн. IV, IV, 57 - 61, пер. О. Румера.)

А Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Август такими прекрасными словами сам себя ободряет: " Ты должен быть подобен скалистому мысу, о который постоянно разбиваются волны, но он стоит неподвижно, и волны, бушующие вокруг него, успокаиваются" 45.

45 (Наедине с собой, кн. IV.)

Со ствола Пальмы свешиваются, то есть различно сплетенные друг с другом цветы, плоды и листья; итальянцы зовут это Festones [гирлянды].

На самой вершине но обеим сторонам возлежат две Молвы, крылатые и лавром увенчанные, и трубят; рядом с одной стоит Лев Бельгийских Провинций, рядом с другой - Орел, эмблема Власти. Лев показывает, что он укрощен Прибытием Светлейшего Принца, Орел же клекочет, распростерши крылья, в знак Норлингской Победы. Правую часть постройки украшает замечательная картина, которая изображает Плавание Светлейшего Государя из Барселоны в Геную, созданная несравненной кистью Рубения46, чтобы всякий, видящий это, остановился пораженный. На картине видно Тирренское Море, на нем флотилия из многих Трирем, и средь них - корабль Предводителя, на коем плыл Государь.

46 (Эскиз в Музее Фогг, Кембридж, Массачусетс; картина в Дрезденской галерее, недавняя расчистка показала, что она действительно в основном исполнена Рубенсом собственноручно.)

Нептун с Трезубцем едет на огромной раковине, которую везут четыре Гиипокампа, а правит ими Тритон; три Нимфы подталкивают раковину, а сам Нептун повелевает Морем: подняв руку к Борею, он приказывает ему поспешить прочь. В верхней же части картины Борей, на голове которого трепещут два крыла, руки его оканчиваются опереньем, а ноги подобны змеям. Сразу же за его спиной Австр и Зефир, также с окрыленным челом. Австр вооружен перуном. Оба гонят с небес уже отосланного прочь Борея. Под картиной такая Подпись:

Австры счастливые, мощный Нептун прогоняют Борея, Небо вэлит сохранить корабли на тирренских просторах. Бельгия и Гесперия трепещут и страхом объяты: Сможет ли хрупкий корабль уберечь от пучины ужасной Тог драгоценный залог, что плывет на нем, страха не зная.

Замысел этой картины приобретает особый вес из-за ее верности истории. Ибо перед самым началом плавания Север, как бы почуяв, что его Укротитель отплыл из Испании, тотчас же послал навстречу Флоту своего Борея, который поднял на море немалое волнение, так что Светлейшему Государю пришлось даже задержаться в Кадиксе47 (порт этот рядом с Эмпориями) на тридцать дней. А потом, прогнав Аквилон,

47 (Аэдо-и-Галларт Диего де. Путешествие дона Фернандо Австрийского. Антверпен, 1635, гл. IV (испан.).)

Легким шелестом Австр позвал с Высоты...

и разгладилось море. Ибо для тех, кто из Испании отправляется в Италию, Австр благоприятен и желанен.

Не напрасно также и перун в правой руке Австра. Естествоиспытатели приписывают Молнии только этому Ветру. Поэтому у Лукреция в кн. V:

Громом гремящий Волтурн и Австр, блистающий молньей48,

48 (О природе вещей, V, 745, пер. Ф. Петровского.)

и Марон в VIII песне Энеиды так описывает мастерскую Вулкана:

Форму и блеск под руками у них в тот миг обретала Молнии грозной стрела, какие во множестве мечет С неба на землю Отец. Не закончили труд свой циклопы: Облака три волокна, три нити ливня, три части Алого пламени, три дуновенья летучего Аестра Сплавить успели они...49.

49 (Вергилий. Энеида, VIII, 426 - 430, пер. С. Ошерова.)

К этому месту сделал примечание Сервий: " Некоторые считают перун законной принадлежностью таких божеств, как Юпитер, Юнона, Марс и Ветер Австр. Это обнаруживают они в данном месте у Марона".

С Австром по праву соединен Зефир: и сам он благоприятный и попутный ветер для отправляющихся из Испании в Италию, и жилище Зефира - в Испании, ибо еще древние заметили как бы весеннюю умеренность климата этого края. Сенека в " Геркулесе Этейском":

.. Те что Зефир Земли покорил, застыли, узрев Золотом перуна блещущий Таг.

Клавдиан в " Прославлении Селены" 50:

50 (Стихи 114 - 115, пер. II. Брагинской.)

Вот уже позади берег Тага, Зефира жилище, Путь лежит к городам, покорным румяной Авроре.

Подле реки Тартесс (так некогда назывался, по словам Страбона51, Бетис) есть Холм, посвященный Зефиру, и на нем крепость, называемая Зефиридой, как сообщает Руфий Фест Авиен52:

51 (География, кн. III.)

52 (Морское побережье, 223 - 227, пер. П. Брагинской.)

... а подле них Лежат поля Тартесские, поит поток Тартесский их, оттуда ряд холмов идет, Зефиру посвященных, Зефиридою Зовется крепость там...

Ветры же изображены с двумя крылами на голове, как можно видеть на древних статуях. Так, у Назона в кн. III, X, " Скорбных элегий":

И хоть Борей и гаумит, хоть бурно трепещет крылами...53.

53 (Стих 45, пер. С. Шервинского.)

И Папиний в " Фиваиде", V, так описывает Зефа и Калаида, сыновей Борея:

... Аквилона потомки, фракийские братья, И на висках у обоих шумят золотистые крылья.

О них же Гигин, отпущенник Августа, когда рассказывает в своих " Баснях" об Аргонавтах, пишет: " Зеф и Калаид - дети Ветра Аквилона. Говорят, что у них на голове и ногах были крылья, которыми они пользовались, летая по воздуху". Назон в первой песне " Метаморфоз":

.. и Нот на влажных носится крыльях, - Лик устрашающий скрыт под смольно черным туманом...54.

54 (Стихи, 205-266, пер. С. Шервинского.)

Но зачем я призываю в свидетели язычников? Ведь Царь и Божественный Пророк в 103-м Псалме запечатлел такую изысканную метафору: " шествуешь на Крыльях Ветра".

В Риме на Колонне Антонинов изображается, как на Римский Лагерь, совершенно истощенный жаждой, чудесно посылается Дождь, а на Войско Варваров - Молния в ответ на молитвы воинов-Христиан; и тут можно видеть Крылатое Существо, летающее над тем и другим Лагерем; у него большая борода, распростертые руки, со всего тела льют потоки Дождя и сеются Молнии. Эта фигура изображает не Зевса Дождителя, как полагает Бароний во II Томе своих Анналов, скорее, это Ветер Австр, в чем я охотно соглашусь с нашим выдающимся Рубением. Я согласен и с тем, что древние называли Австра не только Тучегонителем, но и Громовержцем, и не помню я, чтобы хоть раз встретился мне Крылатый Юпитер. Впрочем, тут уже, по милости небес, алиби богатейшее.

Далее, Змеиные ноги приписывались Борею давно, это известно из Павсания, из его описания Элиды, где он рассказывает об арке из кедра, расцвеченной эмблемами из золота и слоновой кости. " На четвертой (если обходить слева) стороне Арки изображен Борей, похищающий Орифию. Вместо ног у него Змеиные Хвосты".

Картина изображает трех Морских Нимф, подталкивающих раковину, на которой едет Нептун, и украшенных на темени жемчугами,

вплоть до упругих сосцов выступавших из пены кипящей55.

55 (Катулл, XIV, 18, пер. С. Шервинского.)

Они вертят колесо подле раковины. Так обозначается морской водоворот, который, вовлеченный в течение, движет саму раковину. [...]

Тритон, трубя в малую раковину и правя конями, плывет впереди Гиппокампов. Ноний написал о сих последних так: " Гиппокампы - Морские кони, названные так из-за загнутого хвоста, который у них подобен рыбьему" 56. [...]

56 (Картины, кн. 1.)

Впрочем, это общее представление красноречиво подкрепляет и Филострат в своей Картине " Нептун": " Вот Гиппокампы в Колеснице, копыта их погружены в море, и они плывут, и, клянусь Юпитером, они сизы, как дельфины". Он же в Диалоге " О Героях" 57, в " Ахилле", так говорит о Фетиде: " Она тем временем играла, сидя на Дельфинах и Гиппокампах". Свидетельствует о том же и Плиний в кн. XXXVI, гл. V, где рассматривается произведение знаменитого скульптора Скопаса: " Сам Нептун, Фетида и Нереиды восседают на Дельфинах, Китах и Гиппокампах". [...]

57 (Диалог " О Героях" принадлежит, вероятно, Филострату Флавию, а не Филострату - автору " Картин".)

На левой стороне Постройки - Картина, на которой изображена первая Встреча под Нердлингеном Принца Фердинанда со Светлейшим Королем Венгрии и Богемии Фердинандом III. Великие Государи пожимают друг другу руки. Над головой того и другого - по Орлу; каждый держит в когтях перун и в клюве - лавровый Венец, который предвещает Победу. Подле Государей стоит их Знать. Возлежащий Дунай одной рукой льет окровавленную воду из наклоненной урны, другую приветственно воздевает к Государям, обратившись к Германии, которая в образе опечаленной Матроны сидит подле него с распущенными волосами, подперев рукой голову и облокотись на Герб Империи. Дунай предвещает ей скорое освобождение от гнетущего ярма чужеземцев благодаря Доблести и Счастливой Судьбе обоих Фердинандов, благодаря помощи уже подошедших непобедимых Испанских и Италийских войск. Эта картина также принадлежит виртуозной кисти Рубения58. [...]

58 (Эскиз в собр. Крамарски, Нью-Йорк; картина в Вене, Музей истории искусства.)

Счастливейшая эта встреча произошла 11 Сентября 1634 года. Навстречу Светлейшему Принцу Фердинанду, который, спустившись из Италии в Германию вместе со своим доблестным войском, уже подошел к Донауверту и спешил к Нердлингену, осажденному Светлейшим Королем Венгрии, вышел на милю от своего лагеря сам Король с большой свитой Принцев и Герцогов. Среди них Маттео Медичи и Борсо Д'Эсте (первый - брат Великого Герцога Тосканского, второй - Герцога Мантуанского). Тут же графы Галассио, Пикколомини, Туффенбах, Фуггер и другие высшие военачальники императорского Воинства, с отрядами отборнейших латников. Подле Светлейшего Государя Фердинанда также находится огромный отряд прославленнейших вождей: маркизы Леганьес, Бальбасос, Д'Эсте и Оранский. [...]

Как только Августейшие Фердинанды увидели друг друга, тут же на расстоянии в сотню шагов спешились и, поспешив навстречу, с воодушевлением и радостью заключили друг друга в объятья.

Ходит Молва, что, из тайных дверей отправляясь, Сонм Небожителей ныне намерен почтить посещеньем Наши края, будто встарь медноликих края Эфиопов: Горы, Леса им место дают, Земля же гордится Тем, что ступают по ней. Отдыхает Атлант небоносный59.

59 (Папиний Стаций. Фиваида, VI, пер. Н. Брагинской.)

Что касается Орлов, которые парят над головами обоих Государей, то есть Монета Божественного Августа, на которой Орел изображен между двумя Лавровыми Венцами держащим в когтях Дубовый Венок; на Монете Траяна Августа, кроме того, изображен Орел с перуном, и вообще подобных изображений бесчисленное множество. Оба Орла обозначают Царственную и непобедимую Доблесть и Достоинство обоих Фердинандов. Так, Гораций сравнивает Друза Германика, приемного сына Августа и сына Юлии Августы, с Орлом60. Орлом называли приближенные и Пирра, царя Эпирского61.

60 (Гораций. Оды, кн. IV, IV.)

61 (Плутарх. Жизнеописание Пирра.)

Изображение Дуная, подобное настоящему, можно видеть на Монетах Траяна и Константина Августов в память Победы, одержанной у этой Реки62.

62 (Крои..., табл. XXXV.)

На Парапетах по бокам от центральной части Постройки с правой стороны помещены Гербы Католического Короля, с другой - Светлейшего Принца Фердинанда. Те же изображения виднеются на Знаменах, которые несут Гении по обеим сторонам. Под Колоннами Арки с одной стороны - Герб Брабантский, с другой - Антверпенский. На внешних стилобатах сидят Грифоны, а на них Теламоыы63 в образе Сатиров, держащих Рога Изобилия.

63 (Скульптуры, свободно приставленные к зданию, но играющие роль подчиненного архитектуре украшения.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь