Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жизнеописание Пьетро Паоло Рубенса, живописца
К славе живописи служит как то, что она живет среди знати, так и то, что иной раз она помогает художникам стать знатными людьми и человек, привыкший делать эскизы и работать кистью, начинает диктовать законы и управлять народами. В понтификат Климента YIII приехал в Рим молодой фламандец по имени Пьетро Паоло Рубенс. До того он некоторое время жил в Мантуе и служил у тамошнего Герцога, причем исполнил различные произведения, в частности прекраснейшие портреты. В Рим, Столицу Мира, явился он, чтобы достичь совершенства в своем искусстве. Рассматривая и изучая изящнейшие древние и современные творения удивительного Рима, усвоил он добрый вкус и воспринял добрую итальянскую манеру. Ему поручили исполнить картины для церкви Св. Креста Иерусалимского2, для капеллы св. Елены, матери Императора Константина Великого; эта капелла была обновлена по приказанию Кардинала-Эрцгерцога Альберта Австрийского. Для главного алтаря Рубенс написал св. Елену, благочестивейшим образом обнимающую Крест Спасителя, нескольких маленьких ангелов, играющих вокруг, и перспективный вид в глубине; это произведение написано маслом с большим тщанием. 2 (Ср. I, 9.) Над правым алтарем он изобразил " Увенчание Тернием" со многими фигурами вокруг Христа; картина эта отличается очень темным колоритом и изображает ночь. Над левым алтарем - " Распятие Спасителя", где палачи стараются поднять Крест; это очень хорошие фигуры, и Христос тоже. Там есть также очень грациозные св. Жены и Богоматерь, потерявшая сознание. Все это исполнено маслом с большой силой и хорошим вкусом. Для церкви Отцов-Ораторианцев, что на Валличелле3, он написал большую картину, предназначенную для главного алтаря. На ней вверху он изобразил Мадонну с Младенцем и очень красивыми маленькими ангелами, а внизу св. Григория Папу и других святых. Это была прекрасная картина, но ее не поместили в этой церкви, так как там прямо на нее падал сильный свет и не давал взору наслаждаться ею. Она была перенесена в другое место. 3 (Ср. I, 41 и далее.) Тогда он написал для главного алтаря другую " Мадонну с Младенцем", по большим праздникам ее снимают и открывается хранящийся там древний чудотворный образ Св. Девы; вокруг изображены ангелочки, а внизу коленопреклоненные Ангелы, молящиеся Св. Деве и Святому Причастию. Направо от алтаря внутри хора находится большая картина, изображающая св. Григория Папу и святых мучеников - Мавра в античном воинском одеянии и Папиана, а вверху несколько ангелочков. Это очень хорошая картина, исполненная в доброй манере. Напротив нее, по левуюсторону4, - вторая большая картина со св.Домициллой и св. мучениками Нереем и Акилеем, а вверху ангелочки с пальмовыми ветвями в руках; все это написано с добрым вкусом маслом на плитах шифера. 4 (Направо и налево, если встать спиной к алтарю.) Рубенс исполнил многочисленные произведения для разных лиц. Так, для неких генуэзских вельмож он написал с натуры, причем в натуральную величину, несколько больших конных портретов, отличающихся тщательностью исполнения и величайшим сходством. В этом искусстве мало кто мог с ним равняться. Под конец он пожелал возвратиться на родину в Антверпен, оттуда поехал ко дворцу Эрцгерцогини Австрийской5 и пользовался благоволением этой Принцессы. Там он исполнил многочисленные картины, которые ей нравились, и она неизменно была к нему милостива. 5 (Не совсем точно: Рубенс жил в Антверпене, но приезжал в Брюссель.) Королева-Мать призвала его во Францию, и там он к ее величайшему удовольствию написал картины для целой Галереи и был ею по-королевски за это вознагражден. Возвратившись с доброй славой во Фландрию, он исполнил многие крупные работы, по которым были отпечатаны гравюры, вырезанные на дереве или изящнейшим образом награвированные резцом. Укажем знаменитейшие из них: " Битва Амазонок" на шести больших листах, " Св. Рох" (некоторые считают эту гравюру самой лучшей), три " Распятия", причем все они разные, " Положение во гроб", " Сражение со львами", " Обращение св. Павла", " Чудесный улов", " Поклонение пастухов", " Поклонение волхвов, приносящих дары", " Голова царя Кира", " Суд. царя Соломона", " Обручение св. Екатерины", две " Сусанны" 6 и все другие своим чередом. Они принесли благородный вкус не только сюда, в город Рим, но и во все края Европы. 6 (" Битва амазонок", " Поклонение пастухов", " Поклонение волхвов" - гравюры Ворстермана, см. II, 53. " Св. Рох" - гравюра П. Понциуса со средней части триптиха из собора в Алсте. Три " Распятия": гравюры Ворстермана и Якоба Неефса с неизвестных оригиналов, гравюра Понциуса с рисунка из музея в Роттердаме (" Распятие с ударом кулака" ). " Положение во гроб" - гравюра Понциуса с картины в Брюсселе, Музей. " Сражение со львами" - гравюра С. Болсверта с картины в Мюнхене, Пинакотека, либо гравюра Соутмана с утраченного оригинала. " Обращение Савла" - гравюра С. Болсверта с картины, до 1945 г. находившейся в музее в Берлине. " Чудесный улов" - гравюра его же со средней части триптиха из церкви Богоматери в Мехельне. " Голову царя Кира подносят царице Томириде" - гравюра Понциуса с картины из Бостона, Музей изящных искусств. " Суд царя Соломона" - гравюра Боэциуса Болсверта с картины из музея в Копенгагене. " Обручение св. Екатерины" (точнее, " Мадонна со святыми" ) - гравюра X. Снейерса с картины из церкви августинцев в Антверпене. Две " Сусанны" - гравюра Ворстермана с утраченного оригинала и ксилография К. Йегера, возможно, с картины из Эрмитажа. На некоторые сюжеты существуют, кроме указанных здесь, еще иные картины Рубенса и гравюры с них, так что не всегда можно точно сказать, что имеет в виду Бальоне.) Рубенс сделал также раскрашенные картоны, чтобы с них перенести изображение на тканые шпалеры. Здесь, в Риме, можно было видеть некоторые прекрасные подобные работы7, которые отличаются фантастическими фигурами, разнообразием сочинения, силой и красотой и украшены причудливой каймой, - великолепные шпалеры. Поистине Пьетро Паоло Рубенс доказал всему свету, что был он живописцем всеобъемлющим, изобильным и разнообразным в сочинении, свои картины писал он с большой живостью и естественностью. В течение многих лет был он лучшим живописцем Фландрии, с тех пор как столь счастливо усвоил добрую итальянскую манеру. 7 (Серия " Жизнь Константина" у кардинала Барберини. Ср. III, 21.) Пьетро Паоло Рубенс был одарен не только в искусстве живописи; он умел также отлично вести дела, в том числе весьма важные. Маркиз Амброджо Спинола предложил послать его к английскому Двору, чтобы заключить мир между двумя Коронами. Рубенса призвали в Испанию, он снискал благоволение Короля и получил указанное поручение. Приехав в Англию, он был там с большой честью встречен при Дворе и вел эти важные переговоры столь искусно, что завершил их к удовольствию обоих Монархов. Король Английский в присутствии Парламента8 подарил Рубенсу собственную свою шпагу и кольцо с бриллиантом со своей руки, а также цепь с прекраснейшими бриллиантами ценою в 10 тысяч скудо и возвел его в Рыцари своего Королевства9. 8 (Неточно.) 9 (Далее пропущено неверное сообщение, что из Англии Рубенс еще раз ездил в Испанию.) [...] Возвратившись на родину со многими почестями и богатствами, он стал Секретарем и Государственным Советником10, купил себе поместье и жил как вельможа. Вот чего может достичь Искусство и сколь высоко ценится Доблесть. 10 (Не совсем точно.) Насытившись земным счастьем, он отошел в лучший мир, дабы вкусить небесное Блаженство. Произошло это в 1640 году в его родном городе Антверпене с большими почестями и восхвалениями со стороны всех искусных художников и горожан. Он оставил сыновей, пользующихся ныне доброй славой и высоким уважением. Так искусство и доблесть Рубенса возвысили Живопись и прославили его Родину. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы