Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава XVI. Петер Пауль Рубенс



Всем известно, что уже свыше ста лет знаменитый нидерландский город Антверпен более всех иных городов на свете заслуживает славы и хвалы как место рождения и воспитания талантливых людей, занимающихся благородным искусством живописи. [...]

С XXXV. К числу уроженцев этого города принадлежит Петер Пауль Рубенс, превосходный художник. Он родился там 28 июня 1577 года от благородных родителей. Когда его стали обучать всем упражнениям, какие положены юношеству, он вскоре проявил в занятиях одаренность, остроумие и разум столь редкие, что учителя пророчили ему в будущем карьеру адвоката, к большому удовольствию его родителей. Наряду с этим в нем заметно было стремление к благородному искусству живописи, и он делал великолепные рисунки, что побудило его родителей отдать его учиться этому искусству у Тобиаса Фер Хоха2, знаменитого тогда живописца из того же города. После такого начала он перешел к Октавию фон Веену3. [...] Постепенно слава его в Нидерландах и Германии стала столь громкой, что не только князья возымели желание приобрести его произведения, но и почти каждый коллекционер в Нидерландах старался добыть какую-нибудь вещь его кисти. Потомки прежних владельцев и теперь высоко ценят и берегут эти вещи.

2 (Ферхахт.)

3 (Пропущен страдающий неточностями рассказ о пребывании Рубенса в Италии.)

Рубенс постоянно старался, чтобы сочиненные им композиции были необычайно привлекательны, чтобы рисунок был изящен, а прекраснейший колорит содержал краски, приятные для глаз. Об этом убедительно свидетельствуют бесчисленные гравюры с его картин, к которым я ради краткости изложения отсылаю благосклонного читателя. В числе самых выдающихся его произведений следует упомянуть исполненную для Короля Французского Галерею в Люксембургском дворце в Париже; там аллегорическим, поэтическим и весьма глубокомысленным образом показана жизнь короля Генриха IV и его супруги Марии де Медичи. Этот его труд за короткий срок принес ему великую хвалу и богатую награду. Затем он исполнил много крупных произведений для короля Испании и других знатных лиц, заслужив тем самым не меньшую славу, так что повсюду только о Рубенсе и говорили.

Тем временем жена его заболела. Лекарства оказались бесполезны, и она очень скоро умерла. Чтобы забыть о своем горе, он уехал из дома и отправился в Голландию посетить тамошних многочисленных превосходных живописцев, поскольку он был о них наслышан и знаком с их произведениями. Так, в Утрехте он посетил Хонтхорста4, который хорошо его принял и показал все работы, какие были в мастерской; в их числе была картина с Диогеном, который, держа фонарь в руке, средь бела дня ищет человека на афинской площади, полной народа. Рубенсу понравилось, как сочинена композиция, причем он сразу понял, что над ней работал кто-то из многочисленных молодых художников, стоявших тут же в комнате, и пожелал узнать, кто начал эту работу. Хонтхорст ответил: " Этот молодой немец", - и указал на меня. Тогда Рубенс похвалил эту начатую картину и тем поощрил меня к дальнейшим усилиям, размышлениям и трудам, а затем с удовольствием посмотрел все остальное. Потом он собирался посетить Абрахама Блумарта, Корнелиуса Пуленбурга5 и других, Хонтхорст же из-за каких-то затруднений не мог его сопровождать; тогда Рубенс попросил, чтобы меня дали ему в провожатые, что и было исполнено к полному его удовлетворению. Хонтхорст дал банкет в его честь, затем он поехал дальше в Амстердам и другие города Голландии и в течение четырнадцати дней просмотрел все достойные вещи, какие там были6. Поскольку он мог своими речами, советами и произведениями обогатить меня великими познаниями в моей профессии, я охотно служил ему и сопровождал его до самого Брабанта. Я мог бы многое порассказать об этом путешествии и о его достойном поведении; в заключение скажу только, что и в своем совершенном искусстве и в других отношениях он обладал величайшими достоинствами и потому пользовался глубоким уважением всех людей, как высокопоставленных, так и незначительных. Во время этого путешествия он, в частности, весьма хвалил прекрасную живописную манеру Хонтхорста, особенно в ночных сценах, благородный рисунок Блумарта и маленькие фигуры в картинах Пуленбурга, окруженные изящными пейзажами, руинами, животными и прочим, в подражание Рафаэлю; Рубенс заказал Пуленбургу несколько таких картин.

4 (Герард ван Хонтхорст (1590 - 1656) - крупный голландский художник, в 1610 - 1622 гг. жил в Италии, испытал влияние творчества Караваджо, особенно прославился изображением ночных сцен с искусственным освещением. В 1627 г. Зандрарт учился в Утрехте у Хонтхорста.)

5 (Абрахам Блумарт (1564 - 1651) - известный голландский художник, учитель Хонтхорста и Пуленбурга. Корнелис ван Пуленбург (ок. 1586 - 1667) - популярный в то время голландский художник, долго жил в Италии, испытал влияние Эльсхаймера.)

6 (По-видимому, Зандрарт не подозревал о политических целях поездки Рубенса.)

Потом Рубенс исполнил много крупных произведений для Карла Стюарта, короля Англии, и для герцога Букингама; их можно видеть там в Банкетном и Йоркском дворцах7. Чтобы ускорить работу над подобными большими картинами, он прибегал к помощи многих молодых людей, причем тщательно обучал их и использовал в соответствии с их склонностями и способностями. Они немало помогали ему, так как обычно их рукой бывают написаны в его картинах животные, птицы, рыбы, пейзажи, деревья, ручьи, земля, небо, вода и лес. Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики - ван Дейк, Якоб Йорданс8, ван Хук9 и другие - писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места. Этим он приносил большую выгоду себе и несравненную пользу молодым художникам, которые получали прекрасную подготовку во всех областях искусства, так что благодаря усилиям Рубенса город Антверпен стал редкостной художественной школой, где обучавшиеся достигали немалых высот. [...] Он работал без устали и собирал в большом количестве хорошие картины - свои собственные и других мастеров, - рисунки, статуи, резьбу из слоновой кости, в особенности работы нашего прославленного Петеля10 из Аугсбурга. Можно удивляться большим суммам, которые он заплатил за все это, поскольку обычно он был не склонен сорить деньгами, и даже говорили, будто он слишком их придерживает. Однако вскоре после его смерти выяснилось, зачем он это делал. Согласно его завещанию, рисунки, гравюры и другие вещи, полезные при изучении искусства живописи, должны были перейти к тому из его сыновей или зятьев, который возымел бы склонность к подобному занятию. Остальное следовало продать на аукционе, что и было исполнено в назначенный день в его доме. Как обычно, вещи переходили за наличные деньги к тому, кто больше даст, платили же за них дорого, поскольку все хотели получить что-нибудь из коллекции Рубенса, и распродажа принесла неслыханную сумму.

7 (Йоркский дворец - резиденция герцога Бакингема, для которого Рубенс работал несколько раньше.)

8 (Йордане учеником Рубенса не был.)

9 (Ян ван ден Хуке.)

10 (Георг Петель (1590/93 - 1633/34) - немецкий скульптор, дважды приезжал в Антверпен, создал ряд произведений из слоновой кости по образцам Рубенса. Некоторые из них оставались у Рубенса до конца жизни (V, 91).)

Вначале он придерживался своей первой манеры, привезенной из Италии, и усердно старался подражать силе колорита Караваджо, чьи приемы он хорошо изучил; однако дело шло слишком тяжело и медленно, и потому он перешел к более быстрой и легкой манере. Так написаны находящиеся у нас в Германии картины: большая " Вакханалия" 11 при дворе Императора в Вене, в Шляйсхайме в покоях Курфюрста Баварского - его редкостная хитроумно сочиненная " Охота" конных берберийцев на диких львов, по которой была издана гравюра на меди, а также ужасная охота на чудовищ - крокодилов12; в Нейбурге на Дунае его картины находятся на главном и на боковых алтарях церкви, средняя изображает " Заступничество Богоматери перед Христом" или, точнее, " Страшный суд", а по бокам " Рождество Христово" и " Сошествие св. Духа" 13. Его Светлость подарил церкви в Хеммау, что в Нейбург Пфальце, весьма ценную и прекрасную алтарную картину его кисти, где св. Михаил низвергает Люцифера в преисподнюю14, а также и во Фрейзингене на главном алтаре картина, согласно 12-й главе Откровения от Иоанна, изображает, как дракон хочет пожрать новорожденного Младенца, но его побеждает архангел Михаил15; все это весьма глубокомысленно сочинено и написано приятнейшими для глаз радостными красками. В церкви св. Креста в Аугсбурге можно видеть " Вознесение Богоматери" его кисти16. Кроме того, я купил и приобщил к редкостям моей коллекции " Иродиаду и ее дочь, которая подносит отцу голову Иоанна Крестителя на блюде" 17; я приобрел эту вещь из Милиховского собрания, так как ее восхваляли все ценители.

11 (" Праздник Венеры", Вена, Музей.)

12 (Для герцога Максимилиана Баварского Рубенс написал четыре " Охоты", самая известная из них - " Охота на львов" - погибла при пожаре музея в Бордо в 1870 г.; с нее была сделана гравюра С. Болсверта. " Охота на крокодилов" - Аугсбург, Музей.)

13 (Все три картины теперь" в Мюнхене, Пинакотека.)

14 (Тоже Мюнхен, Пинакотека. Заказчик, как и в предыдущем случае, - герцог Вольфганг-Вильгельм Пфальц-Нейбургский. Ср. II, 59 и ниже.)

15 (Также Мюнхен, Пинакотека.)

16 (Работа мастерской, осталась на своем месте.)

17 (" Пир Иродиады", современное местонахождение неизвестно.)

Невозможно описать все произведения, исполненные этим художником, ибо помимо острого, глубокого и обширного ума он обладал необычайно искусной и быстрой рукой и заканчивал свои картины за такой срок, за который иной живописец успевает только начать работу. Но под конец подагра повредила ему руки, так что ему пришлось отказаться от крупных произведений и ограничиться сравнительно небольшими картинами религиозного и светского содержания, а также пейзажами. Вняв этим предвестиям смерти, он привел в порядок все свои дела, завершил их в соответствии со своими желаниями и затем скончался, увенчанный лавровым венком бессмертной хвалы, и был похоронен самым торжественным образом. Перед гробом несли золотую корону на подушке из черного бархата, к месту вечного успокоения тело сопровождали в великом горе любители искусства. Имя его будет вечно жить, покуда жив наш мир, и усердная Слава будет повсюду возглашать хвалу его достоинствам. Умер он в возрасте 63 лет 30 мая 1G40 года после Рождества Христова. Благосклонный любитель искусства найдет его портрет на гравюре 11.

Гл. VII, § V. Ганс Гольбейн

[..] Я припоминаю, как в 1627 году знаменитейший Пауль Рубенс был в Утрехте - туда лучшие художники приезжают посетить Хонтхорста, - и я сопровождал его по Утрехту и оттуда в Амстердам. По пути, на пароме, я рассуждал о книжечке рисунков Гольбейна " Танец смерти" 18, и Рубенс отозвался о ней с величайшей похвалой; он сказал, что я как молодой художник должен весьма ее ценить, и сам он в юности срисовывал гравюры из нее и из книжки Тобиаса Штиммера19. Начав с этого, он затем почти всю дорогу вел хвалебные и прекрасные речи о Гольбейне, Альберте Дюрере, Штиммере и других старых немецких мастерах.

18 (Ганс Гольбейн Мл. (1497 - 1543) - немецкий художник эпохи Возрождения; " Пляска смерти" - серия гравюр на дереве по его рисункам.)

19 (Тобиас Штиммер (1539 - 1587) - немецкий живописец и гравер; в биографии самого Штиммера Зандрарт повторяет рассказ о разговоре с Рубенсом и уточняет, что речь идет об издании " Новые художественные фигуры из Библейских Историй" (Базель, 1576), включающем 170 ксилографий. Сохранились юношеские рисунки Рубенса с гравюр Штиммера, Гольбейна и др.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь