Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Советская живопись конца 1940-50-х годов.



Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей.

На первых послевоенных выставках было показано много произведений, начатых еще в военное время.

Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты!

Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве.

Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов — участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.

Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать».

В годы, когда империалистические круги западных держав начали разрабатывать планы новой войны, содействовать возрождению германского фашизма, у художников Кукрыниксов возник замысел картины «Конец», в которой они показали, чем кончаются и впредь будут кончаться подлые попытки врагов поработить наш народ. В картине показаны последние минуты фашистских главарей, застигнутых врасплох в подземелье — в Рейхсканцелярии.

Эта картина не потеряла силы своего воздействия и в настоящее время. Она является грозным предостережением тем, кто и сейчас еще стремится возродить западногерманскую военную машину.

События Великой Отечественной войны пробудили горячий интерес к героическому прошлому нашей Родины. Подвиг советского народа был живым продолжением истории — ведь русские люди уже не раз грудью вставали на защиту Отечества.

Важное место среди произведений исторической живописи послевоенного времени занимает картина А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Куликовская битва положила начало освобождению русской земли от татарского ига. Обращение к этой теме имело большое патриотическое значение.

Рожденные войной темы были различны. Неодинаковыми путями шли художники и к их воплощению. Но общим для всех мастеров был высокий пафос гуманистического утверждения красоты и ценности человека и острая ненависть ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой и радостной жизни на мирной земле.

Страна быстро залечивала раны, нанесенные войной. Жизнь властно увлекала мастеров искусства в бурный водоворот событий, диктовала новые темы, предъявляла более высокие требования.

Неиссякаемым источником вдохновения для советских художников является образ В. И. Ленина. Над этой темой работают и зрелые мастера, и молодежь, обильно пополнившая в эти годы творческие ряды.

Тридцатилетие со дня исторического съезда советская молодежь отмечала в 1950 году как свой праздник. Юноши и девушки вновь и вновь обращались мысленно к тем далеким дням, когда прозвучали вещие слова Владимира Ильича — учителя и друга молодых строителей новой жизни.

Картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» была творческим откликом живописцев на это волнующее событие. Характерной особенностью развития советского искусства в конце 40-х — начале 50-х гг. было обогащение тематики произведений. В них нашли отражение самые разнообразные стороны нашей жизни.

По-настоящему увлекает художников романтика и поэзия свободного труда на мирной земле. Эпическое произведение о тружениках-колхозниках создала украинская художница Т. Н. Яблонская. Много времени провела она в колхозе им. В. И. Ленина, изучая жизнь и труд крестьян. Картина «Хлеб»— одно из наиболее крупных произведений советской живописи. В нем раскрыта главная черта нашей жизни — радость труда, ставшего желанной потребностью для советских людей.

Многие художники обращаются к темам, выявляющим черты новых взаимоотношений в советском обществе — растущее чувство дружбы, товарищества, повышенное чувство ответственности за судьбу человека.

В жизни заводского коллектива А. П. Левитин и Ю. Н. Тулин нашли сюжет для картины «Свежий номер цеховой газеты», получившей широкую известность и признание у народа. С большим интересом в эти годы были встречены произведения, посвященные молодежи: «Дочь Советской Киргизии» С. А. Чуйкова, «Прием в комсомол» и «Обсуждение двойки» С. А. Григорьева, «Студенты» С. Н. Шильникова, «На рассвете. Молодые изыскатели» В. Н. Гаврилова, «Строители счастья» М. Г. Абдуллаева и другие.

Теплым, хорошим чувством и большой любовью согреты произведения о детях, созданные молодой художницей И. В. Шевандроновой («На приеме у врача», «В сельской библиотеке»). В центре внимания художников находится тема борьбы советского народа за мирное сосуществование и укрепление братских связей с трудящимися других стран. Важное значение для решения этой темы имели поездки советских художников за границу. Они способствовали глубокому знакомству художников с жизнью трудящихся, установлению и укреплению личных контактов советских и зарубежных граждан.

Большим уважением к трудолюбивому индийскому народу проникнуты произведения С. А. Чуйкова «Столяр сикх в розовом тюрбане», «Подметальщица из касты неприкасаемых», «Студентка из Калькутты» и многие другие. Впечатления, накопленные во время двух поездок в Индию, художник синтезировал в дальнейшем в триптихе «О простых людях Индии».

Не любование экзотической красотою природы и этническими особенностями национального типа, а глубокое уважение к людям труда проявилось в индийских циклах Чуйкова. Художники стремились к большей душевности, сердечности, человечности образов. Однако среди картин, исполненных большого и искреннего чувства, на первых послевоенных выставках стали появляться огромные торжественные полотна, холодные и невыразительные по содержанию. В этих больших многофигурных композициях народ изображался как серая толпа, безликая масса, составляющая лишь фон для изображения Сталина.

В работах некоторых мастеров большие и сложные проблемы решались на мелких темах. Иногда художнику не удавалось правильно выбрать острые, характерные, достойные изображения сюжеты.

XX съезд развенчал культ личности Сталина. Огромные успехи были достигнуты в промышленности, в сельском хозяйстве. Началось осуществление грандиозного семилетнего плана, намеченного XXI съездом. Своего рода революцией в сельском хозяйстве было освоение целинных и залежных земель.

Страна вступала в новый период — период развернутого строительства коммунизма.

Открылась новая страница в истории советского искусства. В партийных документах, выражающих «волю миллионов людей, волю миллионов умов, коллективный разум миллионов людей», изложены новые требования к художникам на современном этапе.

Коммунистическая партия, неустанно напоминала и напоминает мастерам советского искусства о необходимости серьезно изучать жизнь, укреплять связи с нею.

В приветствии I Всесоюзному съезду художников (1957) ЦК КПСС подчеркивал, что советские люди ждут произведений, которые доставят им чувство подлинного эстетического наслаждения и радости, обогатят духовно, будут облагораживать и возвышать человека, поднимать его на борьбу за самые светлые и высокие идеалы нашего времени.

Современное советское искусство непрерывно развивается. Крепнут художественные коллективы во всех республиках, краях и областях. Художники разных республик стремятся показать особенности труда и быта своего народа.

Среднеазиатские мастера часто изображают чабанов и хлопкоробов, кавказцы — нефтяников и рыбаков, прибалтийцы воспевают особую красоту труда, связанного с суровым северным морем. Национальные черты выражаются в типах и характерах людей, в формах и красках природы, в своеобразии творческого почерка художников. В современной живописи главной темой стала тема труда. Еще А. М. Горький говорил, что не было в мире героики более величественной, чем героика труда, творчества.

Произведения М. П. Труфанова «Горновой», «Доменщики», «Шахтер», И. И. Симонова «Литейщики», Ю. С. Подлясского «Они начинали Братскую ГЭС», Ю. И. Боско «Над Волгой», Т. Т. Салахова «С вахты» и многие другие раскрывают героичность повседневного труда, превратившегося в источник радости и вдохновения для человека.

Важные перемены в жизни страны связаны с освоением целины. Покорение необъятных просторов веками пустовавших земель — героический подвиг народа и прежде всего молодежи. Мастера советской живописи создают художественную летопись освоения целинного края.

На многочисленных полотнах нашли отражение труд целинников, их быт, преображенная природа.

Среди этих произведений наиболее значительна работа Ф. П. Шурпина «Трудовые ночи», изображающая ночную пахоту. Целую серию небольших картин создал Д. К. Мочальский. Он назвал ее «Люди целинных земель». Это своеобразные живописные новеллы о новоселах.

С острой наблюдательностью, теплым юмором и очень доброжелательно он рассказывает о первых жителях этих мест в работах «Огни в степи», «Первое утро» («Гостеприимство»), «Письма пришли», «На току», «Ухажеры», «Молодожены-целинники». Жизнь молодой семьи тепло и задушевно показана в одной из лучших его картин «Новоселы».

В последние годы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют много внимания и заботы вопросам дальнейшего развития сельского хозяйства. Новые стороны в жизни колхозной деревни и совхозов нашли яркое и образное воплощение в произведениях А. А. Пластова «Август колхозника», «Девушка с велосипедом», «Лето», Н. Л. Веселовой «Портрет председателя колхоза М. Г. Долгова», в серии портретов-картин Л. В. Кабачека «Люди колхоза «Гвардеец» Чувашской АССР» и многие другие. В произведениях, посвященных изображению труда, художники раскрыли существенные черты современной действительности: они показали новый характер труда и новое отношение к нему со стороны тружеников. Однако только этой темой невозможно исчерпать всего содержания современной жизни. Оно раскрывается в бесконечно разнообразных проявлениях — в быту, на отдыхе, в событиях личной и общественной жизни.

Романтика и поэзия, лирические чувства, жизнерадостность, тонкий юмор, молодой задор и особая красота нашего современника отражены в картинах, посвященных этим сторонам жизни.

Особенно лиричны картины Ю. И. Пименова о трудовых буднях Москвы: «Сезон ремонта», «В весеннем парке», «Район завтрашнего дня», «Обыкновенное утро» и другие. Они объединены общей темой «Московские рассказы». Острота нового мироощущения позволяет художнику в обыденной сцене начала рабочего дня («Обыкновенное утро») увидеть трудовой энтузиазм москвичей и передать его в обаятельном облике девушки, старательно моющей витринное окно, и в четком ритме движения людей на просторной, светлой улице.

Герои Пименова, чаще всего женщины и девушки, — труженики: маляры, шоферы, штукатуры. В небольших картинах он рассказывает об их жизни всегда тепло, поэтично, часто — с юмором.

Труд людей преобразил лицо нашей земли. В глухих лесах выросли заводы, голые степи превратились в плодородные поля, сады зацветают в пустыне. Автострады и мосты, ажурные вышки на линиях электропередач, силуэты фабричных труб, новые жилые районы в старых городах и совсем новые социалистические города на берегах могучих рек — все это вошло в наш сегодняшний пейзаж, стало привычным. Особую красоту нового облика земли воспели наши художники-пейзажисты. Рядом с именами известных певцов природы, таких, как М. С. Сарьян, В. В. Мешков, С. В. Герасимов, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, А. М. Грицай, по праву стоят имена пейзажистов, дарование которых полностью раскрылось и раскрывается лишь в нослевоенные годы (Г. Г. Нисский, Б. Ф. Домашников и другие).

Тесная связь с жизнью стала основной чертой современного искусства. Все важные события в нашей стране, справедливая борьба народов против колониализма, против бесправия людей с небелой кожей, дружба народов нашли отражение в советском искусстве. В дни, когда все прогрессивное человечество с тревогой следило за судьбой свободолюбивого народа Кубы, советские художники В. И. Иванов и П. П. Оссовский побывали на острове Свободы. Они создали ряд правдивых картин о жизни героических борцов за освобождение от ига колониализма.

Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство, Счастье — эти слова начертаны сегодня на знамени прогрессивного человечества.-В священной борьбе за осуществление этих принципов современное поколение советских людей приняло эстафету от тех, кто готовил и совершал Великую Октябрьскую социалистическую революцию, кто отстаивал Родину в суровые годы гражданской и Великой Отечественной войн. Духовная близость связывает современников и героев этих событий. Она находит выражение в серьезной работе мастеров советского искусства над историко-революционной темой.

Народ как главная движущая сила истории, человек со сложным духовным миром — творец событий всемирно-исторического значения, и в то же время рядовой в строю — вот мысль, красной нитью проходящая через все полотна на историко-революционную тему, созданные в конце 50-х годов.

События дореволюционной истории русского пролетариата нашли воплощение в произведениях Ю. Н. Тулина «Лена. 1912 год» и Б. С. Угарова «На рудниках» (1912 год)». Оба эти художника пришли в искусство в послевоенные годы и успешно справились с трудной исторической картиной.

Раскрывая революционный пафос событий Великого Октября, художники стремятся показать характеры борцов-революционеров. Выразительны образы рабочего, солдата и женщины в картине В. А. Серова: «Ждут сигнала. (Перед штурмом)». В напряженном лице раненого солдата отразилось страстное нетерпение. В тревожном ожидании застыла женщина. Образ рабочего с пулеметной лентой внушает твердую уверенность в успехе правого дела.

Героическая романтика событий гражданской войны нашла образное воплощение в произведениях Е. Е. Моисеенко. Боевая, кипучая жизнь буденновцев показана в полных бурного движения картинах «Первая Конная» и «Красные пришли».

Разные по сюжетам и по художественным приемам произведения советских мастеров несут светлые идеи гуманизма и патриотизма. Большой и трудный путь прошло советское искусство за послевоенные пятнадцать лет. Вместе со страной поднялось оно на новую, более высокую ступень развития. Коммунистическая партия ведет советских художников по пути неустанного укрепления связи с жизнью и совершенствования мастерства.

Однако было бы неверным утверждать, что художники уже достигли совершенства. Слабое профессиональное мастерство и неверное понимание проблем современности в искусстве толкали некоторых, особенно молодых мастеров на ложный путь псевдоноваторства — повторения формалистических исканий.

Некоторые деятели культуры считали, что в век покорения космоса, в век кибернетики, кино и телевидения сюжетная живопись не нужна. Они охотно признавали за литературой, театром и кино способность выражения психологических и драматических коллизий и недооценивали эту сторону в современном изобразительном искусстве, отводя ему, вольно или невольно, чисто украшательскую роль.

Жизнь отметает то, что не служит прогрессу. Прозаические, бескрылые произведения, равно как и эксперименты в «самовыражении», не нужны людям.

Смелое творческое соревнование различных мастеров, открытое признание ошибок, неустанные поиски яркой образности — свидетельство силы советского искусства, жизненности метода социалистического реализма.

Наше советское искусство прочно стоит на важнейшей принципиальной позиции — оно живет интересами народа, идеалами коммунизма. Оно несет идеи дружбы и пролетарского интернационализма и получило признание прогрессивного человечества.

Эстетика социалистического реализма противопоставила всем буржуазным теориям и программам ясное понимание целей и задач нашего искусства — знаменосца социалистической идеологии. Но большие идеи требуют большого мастерства. Искусство коммунизма должно быть великим по богатству содержания и по эстетической ценности произведений.

Рост художественных кадров, приток молодых сил, национальное, творческое многообразие — вот наши достижения на современном этапе. Произведения искусства широко отражают жизнь и показывают прежде всего современного человека, его сложный и богатый духовный мир.

Июньский Пленум ЦК КПСС (1963 г.) подчеркнул, что в воспитании нового человека, в формировании коммунистической культуры огромное значение имеет дальнейшее развитие литературы и искусства. Ю. М. Непринцев (р. 1909) «Отдых после боя»

Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.

В чем же огромная сила воздействия поэмы? Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже тогда задумался художник.

Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в том, что ее герой вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским людям.

Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и мужество. Таких живых «Теркиных» на дорогах войны можно было встретить повсюду.

В большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния. Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.

Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с ним расстаться.

«Он жил в моем сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины».

Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины «Отдых после боя».

В 1947 году Непринцев пишет картину «Здравствуй, Ленинград! », посвященную героям-подводникам, возвращающимся в родной город. Героической обороне Севастополя посвящена его следующая картина — «Последняя граната». В 1949 году на выставке появилась еще одно полотно Непринцева — «Лиза Чайкина».

Все эти картины были подчинены одной цели, объединены одной идеей — прославить замечательные черты советского человека. Но требовательный к себе, художник не был удовлетворен созданным. Хотелось найти какое-то новое, жизненно-правдивое решение в характеристике душевных качеств советских людей, обобщить и свои впечатления от богатых событиями военных лет, создать такое произведение, которое ярко раскрывало бы величие героического подвига советского народа в Отечественной войне.

«Мне хотелось, — писал художник, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».

Так зарождается мысль о картине. Воспоминания военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась полукругом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12—13 человек. Фигура Теркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам ог него фигуры формально уравновешивали композицию.

В этом решении было много надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей.

Поэтому в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается пространство, намечается его глубина.

Зритель перестает быть только свидетелем этой сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в круг бойцов, слушающих Теркина.

Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине, Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.

Много и долго работал художник над фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену девушке-санитарке, перевязывающей бойца.

Но самым главным для художника была работа над изображением внутреннего мира героев. «Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».

Художник понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев, когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе говоря, начал «вживаться» в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей. Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо индивидуальным и типичным.

«В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины — это русский народ».

Каждый герой в представлении художника имеет свою интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая мельчайшие подробности их жизни и судьбы.

Так, например, Непринцев рассказывает, что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе так: парень недавно пришел в армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему, естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл о своем страхе.

За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой набекрень шапке. «Он, — писал художник, — слушает Теркина несколько снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек». Много мог бы поведать художник об усатом старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком и о веселом солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах...

Самой трудной задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу, без подписи.

Непринцев постоянно помнил строки поэмы Твардовского:

Долгое время Непринцев искал «живого» Теркина. Искал всюду, где бывал. Искал и не находил. Видел его отдельные черты у различных людей, но найти своего героя таким, каким он представлялся художнику, не удавалось.

Теркин должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его образ — это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица, жестом рук.

В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем — ему недоставало житейского опыта, жизненной школы.

От рисунка к рисунку шли поиски, уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты — пока художник нашел то, что его удовлетворило.

Образ Теркина в картине стал значительным, убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет. Ему хотелось передать национальный русский пейзаж.

Картина «Отдых после боя» — результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим героям, большого уважения к ним.

Каждый образ в картине — это целая биография. И перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально неповторимых образов.

Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева воскрешает трудные, полньге героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа. Живописец колхозной деревни А. А. Пластов (р. 1893)

...Осенний холодный вечер 1935 года. Сверкает огнями люстр зал Дома художника в Москве. Здесь собрались те, кому дорого и близко искусство: художники, искусствоведы и просто любители. Происходит открытое заседание художественного совета.

Художники, имена которых большинству присутствующих известны, выносят на эстраду свои картины. Их рассматривают, оценивают, часто спорят. Но вот кто-то произносит: «Сейчас представит свои работы художник Пластов». В зале наступает тишина. Имя Пластова никому не знакомо. Все взгляды с любопытством устремляются на художника.

Волнуясь, он поднимается на эстраду, ставит на мольберт свою картину... И вдруг словно свежая струя воздуха врывается в помещение. Удивительно жизненна и ярка по краскам, оригинальна по композиции, а главное подкупающе правдива картина Пластова.

...Напряженная тишина сменяется громкими рукоплесканиями. Зал, стоя, приветствует появление нового, уже вполне сложившегося, самобытного и талантливого художника.

Что же вызвало такое единодушное одобрение всех присутствующих?

Была показана картина «Стрижка овец». Сюжет ее несложен: на колхозном дворе под соломенным навесом женщины стригут овец. Но в фигурах женщин, в их быстрых и ловких движениях, в выражении простых, светлых улыбающихся лиц столько жизненной энергии, что невольно ощущаешь влюбленность художника в своих героев, его восхищение их молодостью и задором.

...Последние лучи заходящего солнца освещают полутемный двор, золотыми бликами ложатся на лица и руки женщины. Яркие цвета пестрых одежд и платков вдруг загораются на свету и, постепенно угасая, переходят в глубокие тона в теневых частях картины. Любовь к цветовому богатству красочного решения, проявившаяся в этой первой картине, составит впоследствии одну из отличительных особенностей живописного мастерства Пластова.

Изображая труд колхозников, художник далек от протокольного, холодного копирования действительности. Он всегда творит с увлечением, искренне, взволнованно относится к своим героям. В простых, на первый взгляд, незначительных сюжетах, показывая трудовые будни колхозной жизни, художник умеет раскрыть душевную красоту сельских тружеников, передать вдохновенную поэзию труда, очарование русской природы.

В его картинах запечатлены и яркое сияние жарких солнечных дней, и торжествующая тишина теплой летней ночи, и светлая печаль осеннего увядания природы, и буйная радость ее весеннего пробуждения.

В картинах Пластова зрители всегда ощущают непосредственность и взволнованность чувств, свежесть мысли, смелое новаторство. Его искусство никого не оставляет равнодушным, о нем много говорят, живо спорят, то есть происходит то, что всегда бывает при рождении по-настоящему нового и большого художественного таланта.

На полотнах Пластова оживает для нас целый мир новых героев, раскрывается трудовяя жизнь современной колхозной деревни. В середине тридцатых годов, когда Пластов впервые выступил в советском искусстве, было еще очень мало картин на колхозные темы, часто художники решали эту тему крайне примитивно.

Жизнь Пластова в деревне, пристальное наблюдение и глубокое знание крестьянского быта, а главное — любовь к простому русскому человеку-труженику с его радостями и печалями, характером и привычками, — все это весьма обогатила творчество художника, сделало его необычайно правдивым и искренним.

И хотя в первых своих работах Пластов не ставил специальной задачи показать новые сдвиги и явления в колхозной деревне, но правда жизни, правда искусства брали свое, и даже в ранних его картинах мы ясно ощущаем новые черты в жизни советской деревни.

Сильное, своеобразное, темпераментное творчество Пластова вошло в изобразительное искусство как одно из величайших достижений.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислонихе бывшей Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). В семье Пластова любили искусство. Дед и отец его были иконописцами, и у мальчика очень рано зародилась любовь к рисованию. В 1903 году он поступил в Симбирское духовное училище, а затем перешел в Симбирскую духовную семинарию. Здесь под руководством преподавателя рисования Д. И. Архангельского юноша впервые приобщился к искусству, познакомился с репродукциями русских и западноевропейских художников. Искусство все больше и больше привлекало Пластова. Хотелось писать картины, рассказать о жизни деревни» в которой он рос.

«Меня нестерпимо тянуло изображать бесконечно дорогой для меня деревенский мир, со всем его простором и свежестью, с его горем и радостью, с его темнотой и бедностью», — писал художник.

В 1914 году Пластову удалось поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Но занятий живописью он не оставлял, работая много и увлеченно. После Октябрьской революции Пластов возвратился в родное село и включился в активную общественную жизнь. Его избрали секретарем сельсовета, затем секретарем комбеда. Одновременно Пластов занимался непосредственно крестьянским трудом: он пахал, косил, сеял, молотил, то есть делал все то, что необходимо было «маломощному середняку», каким он числился в то время. В свободное время он рисовал, писал этюды, собирал живописный документальный материал к будущим картинам.

В 1925 году Пластов вновь приехал в Москву и вплоть до 1935 года работал, в основном, в области плакатного искусства. Каждое лето художник проводил в родной деревне, продолжая писать этюды, задумывая создание цикла больших картин на колхозные темы.

Успех Пластова в 1935 году, как мы видим, не был случаен. В основе его лежал упорный и настойчивый труд, прекрасное знание деревенской жизни, постоянная работа на натуре. Вот как родилось то мастерство, тот выразительный рисунок и богатство цвета, та поэтичность и жизненность образов, которые волнуют нас в картинах художника и которые покорили всех присутствующих на заседании художественного совета.

Так начал свой творческий путь Аркадий Александрович Пластов.

В 1935 году кроме картины «Стрижка овец» им был создан ряд произведений на темы колхозной жизли. Уже одно название этих работ подчеркивало простоту, будничность изображенных художником сцен. И вместе с тем в этих картинах как бы раскрывалась нежная и чуткая душа самого художника, сумевшего в обыденности найти тонкую поэзию, наполнить все изображенное подлинной лирической взволнованностью.

К какой бы картине Пластова мы ни обратились, всюду мы чувствуем его упоение жизнью, его радость и восторг перед красочным богатством мира.

Глядя на его картину «Колхозный базар» (1935), любуешься вместе с художником яркой звучностью цвета в одеждах колхозников: тулупах, армяках, полушубках и теплых пуховых платках; поражаешься его умению так осязаемо передать, характер русской зимы. Весь живописный строй картины, все ее цветовое решение подчинены стремлению художника выразить радость, веселье, полноту жизни. Тема праздника, торжества, богатства колхозной деревни долгие годы будет занимать в творчестве художника одно из важнейших мест.

...Кажется, сама жизнь вошла в картину Пластова «Колхозный праздник». Бурлит, бьет ключом веселье в праздничной деревне. Звенит музыка самодеятельного оркестра, зъучат песниг кружится в пляске молодежь. Уставлены снедью столы, за которыми сидят слегка захмелевшие старики да ведут тихую беседу пожилые женщины. Богат праздничный стол! Здесь и свежие румяные яблоки и груды бубликов, и рыба, и яйца, и большие куски янтарного сотового меда...

Этот натюрморт, написанный художником сочно, материально, звучит как гимн крестьянскому труду, гимн плодородной кормилице-земле; он дополняет своей красочностью сцену радостного праздничного веселья.

Вся эта пронизанная солнцем и воздухом картина вызывает у зрителя бодрое оптимистическое чувство, чувство бесконечной гордости за свой народ, за его трудовые успехи. В картине нет никакой искусственности, условного позирования. Все так, как бывает в самой действительности. Художника скорее можно упрекнуть в том, что он подошел к натуре без необходимого отбора, переносил в картину все то, что видел, присутствуя на подобных колхозных празднествах. Отсюда некоторая композиционная перегруженность, обилие случайных деталей, ничего нового не прибавляющих к сказанному.

Но написано это все было так темпераментно и мастерски, с таким увлечением, что картина «Колхозный праздник» скоро стала одним из наиболее выдающихся произведений выставки «Индустрия социализма», на которой она впервые была показана в 1937 году.

Шли годы упорной работы. Большую часть времени Пластов жил в деревне, делая этюды с натуры. В 1938 году им были созданы две картины: «Колхозное стадо» и «Купание коней». Вторая принадлежит к лучшим работам художника.

Еще юношей в деревне художник часто любовался блеском солнца на мокрых спинах купающихся коней, светлой рябью на воде, контрастом обнаженных тел людей с темной шерстью животных. Это и решил передать художник, когда получил закаа на создание картины в ХХ-летию Советской Армии.


Поделиться:



Популярное:

  1. Возможность других дат конца эпохи – шлейф Истории?
  2. Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика
  3. ГЛАВА 8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX в. КЛАССИЦИЗМ И АМПИР
  4. ГЛАВА 9. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. МОДЕРН И АРТ-ДЕКО
  5. Дискуссия в отечественной генетике 30-50-х годов.
  6. Европейская живопись Нового времени.
  7. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения.
  8. Законодательные памятники конца XV-XVII веков
  9. Историческое развитие представлений о материи. Философское значение основных открытий в физике конца XIX – начала XX века. Эволюция материи и уровни ее структурной организации.
  10. Как не быть в рейтинге блогов первым с конца, или зачем нужны конфликты
  11. На крестьян (с. конца XVI в.), а также распорядительно-договор-
  12. Начало второй мировой войны. Советская внешняя политика в 1939 -1941 гг.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь