Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Советское искусство периода Великой отечественной войны. Графика.
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. «Все для фронта, все для победы! » Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага! » В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет». Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество. Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу. С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти! Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси! » Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. ...Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени. После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра». ...Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком. Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа. Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства. Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом. Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин. Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов. За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу. В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет. О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня». О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942), Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946). О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын. Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа. В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов. Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями. Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945). Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу. Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства. Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942). «Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост». Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга. Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942). Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя. Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие. В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах. Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова. Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений. В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста. В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина. Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины. Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу. Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений — групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева. Автору удалось передать неповторимое своеобразие каждого и вместе с тем раскрыть то общее, что свойственно всем, — жизнерадостность, душевность, сердечность в отношении к людям. Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица. Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием. Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры. Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество. Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки. В годы войны получила развитие и новая форма монументального героического портрета-бюста, предназначенного для установления на родине героя. Скульптором Е. В. Вучетичем создана целая серия бюстов крупнейших полководцев. Сохраняя портретное сходство, художник добивается выразительной передачи наиболее ярких черт характера человека. Композиции его бюстов всегда динамичны, лица изображенных людей полны энергии и отваги. Одна из наиболее удачных работ Вучетича — бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Энергичный поворот головы, развевающиеся пряди волос, крупные складки плаща на плечах — все проникнуто бурным порывом, полно движения. Художнику удалось передать страстность характера, отвагу и мужество прославленного полководца. Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства. В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага. Картина о мужестве советского человека (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя») «Большое искусство, — писал художник А. А. Дейнека, — рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». Гневом и ненавистью к врагам дышат картины Дейнеки, написанные в годы Отечественной войны. Суровый, тревожный образ безлюдной, ощетинившейся надолбами окраины города создал художник в картине «На окраинах Москвы» (1941). Храбрости и силе советских летчиков посвящены его картины «Сбитый фашистский ас» и «Авиационный десант на Днепре». Одной из наиболее трагических глав истории Отечественной ъойны посвятил художник картину «Оборона Севастополя». Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага. Теперь, спустя много лет, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины. ...Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает город. В смертельной ожесточенной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. На первом плане в полный рост в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. Его фигура воспринимается как символ беспредельного мужества и отваги. У ног моряка — убитый немецкий солдат. Рядом тяжело раненный боец вот-вот рухнет на плиты мостовой, а дальше отряд матросов бросается в атаку. Сколько ярости и порыва в их штыковом ударе! Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно ощущается их присутствие и многочисленность. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях: светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев — на светлом. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла — столкновение двух враждебных сил. Несмотря на самоотверженную защиту, Севастополь был сдан. До последней капли крови сражались наши моряки. Картина Дейнеки изображает не падение города, а беспримерную отвагу людей, которые или побеждают, или умирают. Это картина о людях, мужество которых не знает предела. Таких людей нельзя сломить, поставить на колени, нельзя победить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала полным голосом в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе. Так в одном конкретном эпизоде художник сумел воплотить главный смысл эпохи, в которую происходила жестокая схватка двух сил, двух миров не на жизнь, а на смерть. «Оборона Севастополя» явилась одним из самых ярких и сильных полотен, посвященных Великой Отечественной войне. «Не знаю, хорошая ли это картина или плохая, — писал А. А. Дейнека, — но, кажется, что настоящая, какими хотелось бы мне видеть и другие свои картины». Действительно, картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим напряжением. Ее писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города, с которым он был связан множеством воспоминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ. А. А. Пластов (р. 1893) «Фашист пролетел», «Сенокос» и «Жатва» ...Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок... Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолет... Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело. Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве. Художник чувствовал потребность рассказать о зверстве фашистов, об их бессмысленной жестокости, об убийстве ни в чем не повинных детей и стариков. Так родился замысел картины. А когда на выставке «Великая Отечественная война», организованной в самую тяжелую пору, в 1942 году, появилось полотно Пластова «Фашист пролетел», зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Только слезы навертывались на глаза, да руки сжимались в кулаки. Хотелось мстить врагу, мстить жестоко, беспощадно. Жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам рождались в душе каждого советского человека, видевшего эту картину. Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности ранее Пластов не достигал. В этой картине не было ничего случайного, лишнего. Предельно проста и вместе с тем необычайно выразительна каждая деталь. Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый, чуть грустный, но такой близкий сердцу национальный пейзаж, в эти тоненькие, кажется, колеблющиеся на ветру молоденькие березки, в это серое небо и далекие поля — и вы почувствуете щемящее чувство боли и возмущения, обиды и гнева за так рано оборвавшуюся жизнь мальчонки, за поруганную землю. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими — все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма. Глубоко продумана композиция картины с дальними планами и несколько приподнятым горизонтом. Удачно найдено место пастушка с его стадом. Они органически вписаны в пейзаж. Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатыхи желтоватых красках, гаснущий свет дня, соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему. И по сей день она не утратила силы своего эстетического воздействия, своей художественной значимости. В залах Третьяковской галереи перед ней и сейчас подолгу задерживаются посетители. Прекращаются разговоры. Суровыми становятся лица. Вспоминаются трудные дни Отечественной войны... Картина Пластова выдержала испытание временем. Она достойно вошла в сокровищницу советского искусства. В том же 1942 году Пластов написал картину «К партизанам», изобразив в ней группу колхозников, пробирающихся к партизанам. После поездки с группой художников на фронт, Пластов выполнил несколько акварелей по живым впечатлениям увиденного: «Письмо», «Утро на батарее» и другие. Вернувшись в родную деревню, Пластов вновь обратился к родным темам и дорогим сердцу образам русских крестьян. В 1944 году он начал работать над картиной «Сенокос» (1945). Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда на свободной земле пронизана эта картина. И хотя на полях работают лишь подростки, женщины и старики (взрослое население деревни еще не вернулось с фронта), картина полна оптимистического звучания. Художник не случайно остановился на изображении сенокоса — праздничной поры в трудовой жизни колхозного крестьянства. Тема сенокоса давно волновала его. Пластову, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нем, передать его поэзию и красоту. В картине Пластова нас привлекает буйное цветение трав, яркое золото солнечного света, играющее на белых стволах стройных красавиц берез, изумрудная зелень листвы. В ней переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Картина воспринимается нами как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду. Образы колхозников последних военных лет Пластов запечатлел в картине «Жатва» (1945). ...Около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и дети. В их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга. «Это было, — писал Пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в основном женщины, старики да дети. Они-то и несли главную тяготу труда». Особенно удался художнику образ старика. В нем ярко выражены черты национального русского характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую жизнь. Медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. С исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой девочки, с выглядывающими из-под белого платка косичками и нежной детской шейкой. Теплыми золотыми тонами насытил Пластов колорит полотна. Важнейшая черта произведений Пластова — верность жизненной правде. Но правдивость его работ нельзя понимать упрощенно, только как соответствие изображенного реальному миру. Правда пластовских полотен прежде всего в огромной любви к людям, в искренности и непосредственности, в убедительной передаче материального мира. Это сообщает его картинам особую привлекательность. С. В. Герасимов (1885—1964) «Мать партизана» Сергей Васильевич Герасимов был уже известным художником, когда началась Великая Отечественная война. До войны Герасимовым были созданы многочисленные пейзажи и картины: «Колхозный сторож», «Праздник в колхозе», «Вся власть Советам» и другие, посещенные людям колхозной деревни. Простота, сердечность, искренность сочетались в образах крестьян с живым умом, сметливостью, решимостью стоять за правду до конца. Такими Герасимов знал и любил русских людей с детства, проведенного на окраине небольшого подмосковного городка Можайска. Годы советской власти многое изменили в жизни народа: хозяин своей земли — колхозник — по-новому полюбил Родину. Родилось новое чувство советского патриотизма, сплотившее народ в единую семью в грозные годы войны. И в творчество Герасимова пришла тема, раскрывающая героизм рядового советского человека. Почти семь лет Герасимов работал над картиной «Мать партизана». Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей — партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов. Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана» — советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов. Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. По контрасту с образом матери образ гитлеровца лишен яркой индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест повисает в воздухе. Удачно найденным поворотом художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Художник сознательно «затушевывает» все, сопутствующее главному в картине. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста и лишь в самых общих чертах намечает остальные персонажи. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика Герасимов показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верою в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой, мракобесием. Оптимизм — одна из характерных особенностей искусства социалистического реализма — нашел в картине Герасимова яркое и глубоко индивидуальное воплощение: «Мать партизана» — эпическое, монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью. Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода» Трудно у нас в стране найти человека, который бы не слышал о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской в дни Великой Отечественной войны. Героический образ Зои вдохновил многих мастеров искусства. В красоте ее подвига, в самоотверженности и стойкости этой девушки они увидели олицетворение лучших черт советского человека. Зоя казалась всем удивительно родной и близкой. Слова, сказанные Зоей перед смертью: «Это счастье умереть за свой народ», — облетели всю страну. 28 января 1942 года в «Правде» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки в деревне Петрищево Московской области, а 9 апреля художники Кукрыниксы выехали к месту гибели Зои. Машина художников с трудом двигалась по изрытому снарядами Можайскому шоссе. Стояли серые, мрачные, холодные дни. В деревне Петрищево помнили о юной партизанке, о ее беспримерном мужестве. Нашлись и очевидцы, которые рассказали трагическую историю о том, как издевались фашистские солдаты над Зоей, как били и пытали ее, а потом босую выгнали на мороз. Художники представили себе, как, с трудом передвигая обмороженными ногами, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла она перед фашистами, бросая им в лицо слова, полные гнева и презрения: «Всех нас не перевешаете! Нас много! Победа будет за нами! ». Тут же по живым впечатлениям художники начали писать. Они работали быстро, с огромным душевным напряжением. Эскиз за эскизом, вариант за вариантом. Вначале художники изобразили Зою умирающей, но это решение их не удовлетворило, так как снижалось героическое звучание образа. Тогда они задумали показать Зою в последние минуты перед смертью. В эти моменты особенно ярко раскрылось величие души юной комсомолки, героичность ее натуры. В окончательном варианте картины прежде всего зазвучала тема непокоренности, несгибаемости советского человека. ...Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Ее тонкая стройная фигура полна внутренней твердости и решимости. Смерть не страшит ее. Лицо ее гневно, сурово, полно ненависти к врагам. Растерянные, потрясенные невиданным героизмом девушки, суетливо снуют фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами. В скорбном молчании застыли колхозники, согнанные с окрестных деревень смотреть на смерть советской партизанки. Цветовое решение картины, построенное на сочетании холодных серовато-синих и зеленоватых тонов, помогает раскрытию основной идеи, передает скорбное настроение. Ненависть к врагам, любовь к Родине вдохновили художников на создание картины, утверждающей в веках славу советского патриотизма. Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода». По дорогам войны вместе с частями Советской Армии с карандашом в руках шли художники. Они ни на один день не прекращали работы. Этюды с натуры, зарисовки военных сцен, беседы с бойцами, с населением — все это давало благодарный материал для творчества. Накапливались яркие впечатления, которые настоятельно требовали воплощения в живописи. Так зародилась идея создания одной из самых драматических картин военного времени. В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной славы. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины. ...Судорожно мечутся с факелами в руках удирающие из города фашисты, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. Но не они занимают внимание художников. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, собор твердо стоит на родной земле как олицетворение героической славы России. Кругом пылает огонь, от жара и гари черна дорога, по которой бегут с факелами оккупанты, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен. Озаренный теплым солнечным светом, великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума, близость часа возмездия над фашистскими мракобесами. Сложной, выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. У зрителя не остается сомнений: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой. По завершенности замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» — одно из наиболее значительных полотен военного времени. Портреты героев Великой Отечественной войны в творчестве В. И. Мухиной В дни Великой Отечественной войны, когда с небывалой силой проявились героизм и мужество советского народа, когда простые советские люди совершали беспримерные подвиги во имя Отчизны, — сердца художников не могли оставаться спокойными. Хотелось работать и работать, запечатлеть для потомства, для истории образ советского человека-победителя, раскрыть его простоту и величие, скромность и героизм, волю к победе и бесстрашие. Как настоящий, подлинный художник-реалист, Вера Игнатьевна Мухина, автор прославленной скульптуры «Рабочий и колхозница», не могла оставаться в стороне. В дни войны ведущей темой в ее творчестве стал героический портрет современника. «Наша Отечественная война, — пидала она, — родила такое количество новых героев, дала пример такого яркого и необычайного героизма, что создание героического портрета не может не увлекать художника. Русские богатыри старинного нашего эпоса опять воскресают в советском человеке и эпические образы живут с ним и среди нас...» Понимая всю сложность и трудность создания образов героев современности, Мухина с особой ответственностью подошла к своей работе. Она хорошо знала своих будущих героев и легко представляла себе каждого из них в боевой обстановке. Ей были известны беспримерное мужество полковника И. Л. Хижняка, который под огневым шквалом врага эвакуировал и спас эшелоны боеприпасов, отвага и стойкость полковника Б. А. Юсупова, выдержавшего жестокий поединок с танками врага, самоотверженность главного хирурга Советской Армии Н. Н. Бурденко, спасшего в условиях фронта тысячи советских людей. Эти люди, полные священной ненависти к врагу, не щадя себя, защищали свою Отчизну. Сохранить их облик для людей будущего, раскрыть их высокую героичность и глубокую человечность — эту благородную задачу поставила перед собой художница. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы