Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественная ситуация в России в 1930-е годы
В 1931 году возникает Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), стремившаяся к объединению всех пролетарских элементов в изобразительном искусстве. Однако руководство этой организации допустило ряд серьезных политических ошибок. Рапховцы насаждали групповщину, подменяя окриком и администрированием воспитательную и творческую работу. Выдвинутая ими вульгарносоциологиче-ская теория «диалектико-материалистического метода» в живописи и призыв к созданию так называемой «пролетарской формы» на практике приводили к формалистической схеме. 23 апреля 1932 года Центральный Комитет партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшее ранее существовавшие группировки. Это постановление имело историческое значение для развития советского искусства. Оно пресекло «левацкие» загибы, положило конец кружковой замкнутости и групповой розни художников, объединило их усилия в борьбе за социалистический реализм. Возникший на основе этого постановления единый творческий Союз советских художников собрал все передовые силы советского изобразительного искусства. Вместе с советским русским искусством успешно развивалось в эти годы искусство советских национальных республик, пошедшее также по реалистическому пути. Большую помощь в воспитании кадров национальных художников оказали работавшие в республиках русские художники: П. П. Беньков в Узбекистане, Е. Е. Лансере в Грузии, В. В. Волков и М. А. Керзин в Белоруссии, Н. Г. Хлудов в Казахстане и другие. Конкретная документальность и описательность в раскрытии темы постепенно сменялись поисками обобщенных типических образов, многосторонне раскрывающих во всех сложных связях исторические события и современность. Социалистический реализм — метод художественного творчества, сочетающий правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии с задачами идейного воспитания трудящихся в коммунистическом духе. Коммунистическая партийность социалистического реализма связана с задачами революционного преобразования действительности, она выражает коренные интересы народа, и в этом проявляется глубокая взаимосвязь партийности и народности советского искусства. Правдивое отражение жизни в советском искусстве не противоречит революционной романтике. Искусство всегда оплодотворялось человеческой фантазией, мечтой о прекрасном будущем, о совершенном человеке. Научное понимание законов развития общества впервые в истории человечества дает воображению людей реальную опору. Вот почему в искусстве социалистического реализма преодолено неразрешимое для критического реализма и романтизма противоречие между мечтой и действительностью. Советское искусство не только отражает современную действительность, но и помогает человеку открыть в реальной жизни черты будущего. Поэтому революционная романтика естественно входит в искусство социалистического реализма. Глубоко новаторское в своей сущности, это искусство — одно из действенных средств воспитания человека, активное орудие построения коммунистического общества. Метод социалистического реализма непрерывно развивается вместе с развитием социалистического общества. Ведущая тенденция этого развития — постоянное углубление идейно-образного содержания искусства, совершенствование художественного мастерства, поиски новых средств художественной выразительности. К 1930-м годам относится и организация выставок крупнейших русских художников-реалистов — И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. Н. Крамского и других. Эти выставки сыграли большую роль в освоении советскими художниками реалистического наследия замечательных мастеров русской живописи. Советское изобразительное искусство овладевает многообразными темами современности. Художники в своих работах показывают строительство заводов и фабрик, героический труд рабочих и колхозников, новые социалистические отношения людей на производстве и в быту. Центральным героем произведений становится советский человек, строитель и творец новой жизни. В большинстве работ раскрывается радость освобожденного коллективного труда, энтузиазм советских людей. Отличительная особенность искусства этого времени — внимание к новым явлениям жизни, широта их обобщения. Несмотря на то, что советские художники достигли больших успехов в отражении современной действительности, выставки этого времени показывали, что в изобразительном искусстве имелись существенные недочеты, и прежде всего такие, как поверхностность в художественном осмыслении жизни, неглубокий подход к раскрытию образа человека. Многие художники еще недостаточно владели реалистическим мастерством. Некоторые из них пытались решить задачи тематической картины средствами этюдной живописи. В эти годы и в прессе, и на дискуссиях ведется постоянная борьба с различными отклонениями от реализма в творчестве ряда художников, борьба за глубокое, идейно-содержательное реалистическое искусство. Развитие живописи 1930-х годов идет под знаком укрепления связи искусства с жизнью народа. Новое жизненное содержание, которое стремились воплотить в своих работах художники, определило и изменения в традиционных формах живописи. Так, в 1920-е годы в историко-революционном жанре были широко распространены произведения, посвященные вполне конкретным историческим событиям. Для нового периода характерны картины, типизирующие социально значительные явления и не связанные с какой-либо определенной датой. Советские художники преодолевают прямолинейный документализм, присущий многим работам прежних лет, создают образы более обобщенного значения. Развивается жанр группового портрета. Он возрожден к жизни потребностью запечатлеть людей — членов одного коллектива, связанных общностью трудовых интересов. Советские баталисты работают над созданием панорам и диорам, и это расширяет — по сравнению с предшествующим периодом — возможности батальной живописи. Дальнейшее развитие получает так называемый индустриальный пейзаж. В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона. Особенно ярко дарование живописца развернулось в таких произведениях, как «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Обе эти работы можно назвать этапными в развитии советской живописи. И та и другая картина построены на драматическом столкновении. В отличие от более ранней картины Иогансона «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), для которой характерна пространная описательность, сюжетное повествование в них немногословно. Художник отбирает самое главное и выразительное. Поэтому и лаконичная композиция, и богатый колорит, и, наконец, характеристики героев в обоих произведениях создают цельный и впечатляющий художественный образ. Построенные на противопоставлении двух противоположных общественных групп, двух враждебных классов, эти произведения с большой силой и страстностью раскрывают революционную борьбу пролетариата против своих угнетателей. Основная композиционная мысль картины «Допрос коммунистов» хорошо определена самим автором: «Коммунисты, несмотря на то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Верное художественное решение позволяет художнику глубоко решить и идейную задачу: хотя коммунистов ждет смерть, они, морально побеждая своих врагов, остаются вечно живыми. Таких людей, сильных правотой своих убеждений, сильных волей партии и трудового народа, невозможно убить, уничтожить. Произведения Иогансона знаменуют собой новый тип историко-революционной картины. Это — концентрированные образы определенных социальных явлений. Раскрывая жизнь в революционной борьбе, в столкновении противоположных классовых сил, художник утверждает историческую неодолимость нового. Тенденции, наиболее полно и ярко проявившиеся в творчестве Иогансона, находят свое выражение и у других мастеров. Обращаясь к темам революционного прошлого, художники стремятся к углубленному социальному анализу изображаемых явлений. Однако к единой цели они идут различными путями. Так, например, Кукрыниксы склонны к сатирическому обобщению, к гротескной заостренности образа («триптих «Старые хозяева», 1936—1937), Г. М. Шегаль в картине «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году» (1935) сосредоточивает внимание на раскрытии человеческих чувств, П. П. Соколов-Скаля ищет в событиях революционного прошлого героическую романтику («Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году», 1937). Необходимо также отметить, что уже в период 1930-х годов живописцы, работающие в историко-революционном жанре, стали испытывать на своем творчестве отрицательное воздействие культа личности. Во многих произведениях живописи факты действительной истории искажались в угоду идеалистическим концепциям Сталина, в то же время не раскрывалась в достаточной мере роль народных масс. Парадность и ложный пафос часто подменяли собой пристальное изучение жизни. Заметные сдвиги происходят в жанре бытовой живописи. Внимание к ней в 1930-е годы усиливается. Само понятие «бытовой жанр» наполнилось новым содержанием. Социалистический характер нашей действительности расширил прежние рамки быта. Личное стало неразрывно связано с общественным. Трудящийся человек ощутил себя участником великих социальных преобразований, полноправным хозяином своей земли. Художники передают новые явления действительности, новые взаимоотношения между людьми, новый быт. Действие в большинстве картин этого времени выносится из интерьера на улицу, на стройку, на завод, в поле. Значительность событий, массовость изображаемых сцен обусловили создание многофигурных, крупномасштабных композиций. Указанные особенности бытового жанра можно обнаружить еще в прошлом десятилетии. В 1930-е годы они проявляются в полной мере. В 1930-е годы в полной мере развивается дарование А. А. Дейнеки. Он создает глубоко взволнованные и проникновенные образы: «Мать» (1932), «Спящий мальчик» (1932), пишет многофигурные композиции, в которых воплощает свой замысел с присущей ему пластической ясностью и выразительностью, хотя и несколько схематично («Наемник интервентов», 1931; «На допросе», 1933). Особенно интересует художника «физкультурная» тематика. Тема спорта — это тема юности. В спортивных мотивах Дейнека находит красоту и динамику современности. Отбрасывая несущественное, выделяя и подчеркивая средствами линии, силуэта, ритма главное, художник достигает острой выразительности образа. Этой же цели служит и некоторая декоративная уплощенность формы в его работах и тяготение к локальным живописным отношениям. Не случайно увлечение Дейнеки монументальными росписями и мозаикой, так как черты монумента-лизма органически присущи его творчеству. Броскость и пластическая ясность манеры художника отвечают его бодрому, юному восприятию жизни. Характерны в этом отношении картины «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и другие. Творчество художника сильно не психологической углубленностью образов, а их пластической выразительностью, передающей силу и красоту гармонически развитого человека. Живописец умеет выявить свое, очень современное и оптимистическое мироощущение. В лучших своих произведениях он преодолевает черты схематизма, заметные в его некоторых, особенно ранних, работах. Характерное произведение этого времени — «Октябрины» (1937) А. П. Бубнова. Эмоциональный тон картины приподнятый, мажорный. Интимный, казалось бы, сюжет — семейное празднество по поводу рождения ребенка — трактуется как событие радостное для всего большого коллектива, в котором живет и трудится молодая семья. Художник не приукрашивает изображаемое. Вместе с тем образы обыкновенных людей обрисованы им с искренней симпатией. Советские живописцы все более чутко начинают воспринимать поэзию повседневности. В этом смысле показательны работы Ю. И. Пименова. Его «Новая Москва» (1937) проникнута трепетным чувством современности. Интересна композиция картины, увиденной как бы с точки зрения пассажира автомашины, проносящейся по улицам Москвы. За рулем сидит молодая женщина, а кругом — новостройки, снуют пешеходы и автомобили, кипит жизнь. Написанная широко, наполненная ощущением движения, эта картина заражает зрителя бодрым, жизнерадостным настроением. Одной из важнейших тем в советском искусстве 1930-х годов становится жизнь и труд колхозного крестьянства. Эта тема занимает видное место в творчестве С. В. Герасимова. Еще в 1920-х годах он пишет ряд портретов крестьян, выявляя их типические черты. На выставке «Индустрия социализма» среди произведений на колхозную тему метко охарактеризованными образами крестьян выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937) А. А. Пластова. Живописец создал правдивую картину настоящего народного празднества, красочного, яркого, жизнерадостного. Работа художника не свободна от недостатков: его словно захлестывает изобилие жизненных впечатлений, ему хочется показать и то, и другое, и третье, в результате картина получилась несколько загроможденной деталями, хаотичной по композиции. Несмотря на это, она несла в себе черты, очень важные для нашего искусства 1930-х годов. Художник в характеристиках крестьян далек от какой бы то ни было схематизации и упрощения. Перед нами живые, реалистически полнокровные образы крестьян обновленной деревни. Широкое распространение получает групповой портрет. Часто произведения такого рода отражают какое-либо знаменательное событие. В них имеется определенная сюжетная завязка, и портрет начинает по своим творческим задачам приближаться к тематической картине. К числу характерных произведений этого типа можно отнести «Встречу слушателей Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского с артистами Театра имени К. С. Станиславского» (1938) В. П. Ефанова. К сожалению, стремление представить эффектное зрелище отвлекло художника от углубленного раскрытия характеров изображаемых людей. Вообще большинство портретов рассматриваемого периода передает общие свойства характера советского человека — строителя. Духовный мир героев, их индивидуальный строй мыслей и чувств еще слабо раскрывается художниками. Ив этом — известный недостаток портретного творчества 1930-х годов. Однако все чаще живописцы ставят перед собой задачи психологического решения образа. Именно эта тенденция выступает на первый план по сравнению с другой, сложившейся в 1920-е годы, тенденцией обобщенно-типологического портрета. Обобщение в лучших портретах 1930-х годов, и прежде всего — у М. В. Нестерова и П. Д. Корина, достигается благодаря более углубленному пониманию духовной сущности человека, благодаря выражению интеллектуально-творческого начала личности портретируемого. О внимании к духовной жизни человека говорят проникнутые лирическим, теплым чувством произведения: «Парашютистка» (1936) К. Ф. Юона и «Портрет сына» (1935) И. Э. Грабаря. Развивая традиции русского реалистического искусства, И. Э. Грабарь в портретах академиков С. А. Чаплыгина (1935) и В. И. Вернадского (1935) создает цельные и вместе с тем индивидуально неповторимые образы современников — мыслящих, живо заинтересованных окружающим людей. Заметно усиливается интерес к человеку в творчестве такого самобытного мастера живописи, как П. П. Кончаловский. Влюбленный в красочную стихию предметного мира, художник видит натуру прежде всего в ее живописно-пластическом проявлении. Кончаловский не аналитик и не психолог. Личность портретируемого он постигает непосредственно, чувством. Однако в каждом из его портретов улавливается неповторимый духовный облик изображаемого человека. И композитор С. С. Прокофьев (1934) не только внешне, но и внутренне не похож на режиссера В. Э. Мейерхольда (1938), так же как последний не похож на летчика А. В. Юмашева (1941). Своеобразие композиции, свежесть и новизна колористического восприятия в каждом случае выражают особое отношение художника к тому, кого он изображает. Наиболее крупным явлением в портретной живописи явились произведения М. В. Нестерова. Имя этого художника стало известно еще в 80-х годах прошлого столетия. В дореволюционное время он написал ряд картин, в которых поэтическое видение русской природы сочетается с идеализацией старой Руси, с религиозно окрашенной созерцательностью. Великая Октябрьская социалистическая революция и те новые преобразования, которые она принесла, не сразу, постепенно, но в корне изменили характер творчества художника. Обращаясь к действительности и к своим современникам, Нестеров создает замечательную галерею образов советской интеллигенции. Разнообразие творческих приемов Нестерова, неповторимость манеры исполнения каждой работы отвечают его пониманию личности портретируемого. Но одна общая черта присуща всем без исключения нестеровским портретам — острота внутренней характеристики человека, которая выявляется всеми художественными средствами: композицией, колоритом, рисунком. Нестеров почти всегда изображает своих героев в состоянии внутреннего напряжения, когда все их душевные и умственные силы как бы собраны воедино. Человек и дело его жизни — вот главная тема портретов выдающегося мастера живописи. Как никто другой, художник умел раскрыть духовную красоту человека, его интеллектуальную активность. Эти особенности творчества Нестерова ярко проявились в портретах И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), С. С. Юдина (1935) и В. И. Мухиной (1940). Ученик Нестерова — П. Д. Корин пишет в 1930-е годы ряд психологически содержательных портретов. Глубоко продуманные и композиционно построенные портреты Корина — это обобщение многих наблюдений, вывод из всего прочувствованного и передуманного в процессе работы. Раскрывая силу духа, внутреннее благородство человека, художник обостряет его образную характеристику. Контрасты светотени, подчеркнутая угловатость формы и резкость живописи, категоричность линейного силуэта свойственны его живописной манере. Портреты М. Горького (1932), М. В. Нестерова (1939), А. Н. Толстого (1940), Н. Ф. Гамалея (1941) показывают зрелое мастерство художника, его высокую профессиональную культуру. Успешно трудятся в этот период мастера советской пейзажной живописи. Большие идейные задачи, стоящие перед ними, обусловливают развитие тематического пейзажа, пейзажа-картины. Художники стремятся отразить изменившийся, преображенный трудом человека облик своей Родины, выразить в пейзаже чувства и мысли современного советского человека. Романтическая приподнятость свойственна произведениям А. А. Ры-лова («Чайки», 1933). Ясный композиционно-декоративный строй, повышенное звучание колорита выражают оптимистическое, активное мировосприятие художника. В своих поздних работах он обращается к решению сложной задачи тематического пейзажа, показывая не только природу, но и труд человека («Трактор на лесных работах», 1934). Внимательно изучает различные состояния природы Н. П. Крымов. Его простые по мотиву пейзажи — результат вдумчивого обобщения цвета и формы. В 1937 году художник пишет «Утро в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького». Несколько суховатое по живописи, это произведение интересно как пейзаж-картина, передающий красоту природы, возделанной руками человека. В пейзажной живописи 1930-х годов происходит эволюция, связанная с духовным ростом всего советского общества. Характерное для предшествующего периода разделение между пейзажем индустриальным и лирическим в это время становится не столь заметным. Обе тенденции начинают сближаться между собой, образуя новое, более сложное единство. С одной стороны, в изображении природы художники приходят к более глубоким обобщениям, создавая пейзажи-картины. С другой — индустриальный пейзаж видоизменяется, включая в себя изображение девственной природы. Происходящие изменения не означают, что лирический пейзаж в собственном смысле слова теряет свою самостоятельность. Он продолжает существовать и обогащается новыми качествами. Изображая «чистую» природу, художники выражают не только свои субъективные настроения, но и общие черты мировосприятия, свойственного советским людям, и прежде всего их оптимизм. Традиции русского лирического пейзажа продолжаются в творчестве художников В. Н. Бакшеева и В. К. Бялыницкого-Бируля. В одухотворенных тонким поэтическим чувством пейзажах Бялыницкий-Бируля воспевает скромную, но полную особого обаяния русскую природу («Весенняя вода», 1933; «Вечер юного мая», 1937). Задушевны пейзажи Бакшеева «Осень. Вечер» (1938), «Летний вечер» (1935). Ряд свежих, радостных по колориту, наполненных ощущением реальной световоздушной среды пейзажей создает в эти годы И. Э. Грабарь. О любви к жизни, к ее многоцветной красочности говорят пейзажи и натюрморты А. М. Герасимова. Правда, увлекаясь броской и размашистой живописью, он нередко отдает дань внешней эффектности. Одна из лучших его работ — «После дождя» (1935). Изображая уголок освеженного ливнем сада, художник восторженно смотрит на природу, широким, торопливым мазком стараясь уловить ее трепетную красоту.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы