Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Словари и справочники по культуре речи



Пояснительная записка

 

Учебно-методический комплекс соответствует требованиям государственного стандарта второго поколения по курсу «Стилистика и литературное редактирование» и предназначен для студентов специальности «Реклама». Комплекс включает в себя тематику лекционных занятий, систему теоретических и лабораторных заданий по основным разделам курса, список основной и дополнительной литературы, примерную тематику рефератов, перечень вопросов к зачету, а также ряд рекомендаций лингвометодического характера: перечень необходимых базовых понятий курса, примерные схемы анализа языковых (речевых) явлений в нормативно-стилистическом аспекте и оценки публичного выступления, распознавания речевых ошибок, краткий словарь лингвистических терминов.Настоящий учебно-методический комплекс призван помочь студенту в освоении основных теоретических положений курса, выработке навыков лингвистического анализа, текстов различных жанров и стилей. Специфика курса состоит в том, что теоретические положения в ходе лабораторных занятий трансформируются в коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие будущему специалисту в области рекламы эффективное общение в процессе решения разнообразных коммуникативных задач. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса – овладение знаниями стилистической системы русского языка и формирование навыков и умений литературного редактирования как одного из видов текстовой деятельности; формирование коммуникативной компетентности студентов и повышение уровня владения речью.

Теоретическая задача курса – обобщить и систематизировать знания языковых норм, стилистических ресурсов языка, функциональных стилей русского языка, особенностей функционирования различных языковых средств, а также знания о тексте как объекте редакторской правки, основных положениях теории редактирования, типах речевых ошибок и коммуникативных помех и путях их устранения.

Практические задачи курса: 1) выработать умения подготовки текста к публикации; 2) выработать умения оценивать факты, связанные с функционированием языка (соответствие/несоответствие норме, наличие/отсутствие эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, характер стилистической маркированности текста); 3) сформировать практические навыки нахождения и устранения речевых ошибок и коммуникативных помех; 4) научить стилистической правке текстов разной жанрово-стилевой принадлежности; 5) ознакомить с основными правилами и приемами литературного редактирования; 6) сформировать навыки эффективного выражения мыслей и чувств.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Студент, изучивший дисциплину, должен:

ü Знать стилистическую дифференциацию и стилистические возможности русского языка; правила набора и оформления различных видов текста; смысл, задачи и логику работы редактора над текстом;

ü Уметь самоопределяться в конкретной речевой ситуации и поступать с учетом ситуации общения; анализировать и оценивать степень эффективности общения; определять причины коммуникативных удач и неудач; создавать речевые произведения с учетом особенностей ситуации общения; совершенствовать исполнение (произнесение) текста; анализировать, давать оценку и рекомендации по улучшению текстов различных родов и жанров (в том числе собственных материалов); произвести редактирование и корректуру предложенного текста; ü Владеть навыками стилистического анализа и литературного редактирования текста; составления текстов разных стилей и жанров.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Объем работ, часов
  Всего часов Семестры
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия, в том числе: лекции практические занятия (семинары) лабораторные работы -
Самостоятельная работа, в том числе: курсовые работы/рефераты домашнее задание самостоятельная работа и подготовка к контрольным работам
Вид отчетности по дисциплине: контрольная работа зачет экзамен   - зачет -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Разделы дисциплины (название) Всего часов Количество часов
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
Стилистика -
Литературное редактирование -

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс

Семестр Порядковый номер лекции Раздел, тема учебного курса, содержание лекции Кол. часов
      Раздел 1. Стилистика  
Тема 1.1. Введение в предмет. Лексическая стилистика. Обзор современной дидактики по практической стилистике русского языка. Обзор и классификация категориального состава данной научной дисциплины. Смысловая точность речи. Стилистическое использование в речи синонимов/антонимов/омонимов/многозначных слов. Стилистическая окраска слов  
Тема 1.2. Фразеологическая стилистика. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Фразеологическое новаторство. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Лексические образные средства. Стилистически не оправданное употребление тропов
Тема 1.3. Фоника. Значение звуковой организации речи. Благозвучие речи. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи. Стилистические функции звукописи в художественной речи. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи
Тема 1.4. Стилистика рекламы. Рекламный слога – девиз фирмы. Языковое манипулирование. Манипуляции с классом и параметрами сравнения. Манипулятивные возможности слова «первый». Двойные сравнения.
      Раздел 2. Литературное редактирование    
Тема 2.1. Редактирование: основные понятия. Цели, задачи и необходимость редактирования как профессиональной деятельности. Основные понятия. История профессии. Специализации в редакторской деятельности. Редактор как связующее звено между автором и читателем. Анализ и правка – две основные операции в процессе редактирования. Культура и эрудиция как показатель высокого профессионализма редактора.
Тема 2.2. Методика редактирования: фактическая основа текста. Основные понятия. Необходимость редакторской работы с фактической основой текста. Анализ. Приемы проверки фактической точности и достоверности текста. Цифра как особый вид фактического материала. Работа с цитатами.
Тема 2.3. Методика редактирования: композиция текста. Композиция как способ организации материала и ее значимость для восприятия содержания текста. Распространенные нарушения композиции, редакторская работа с ними.
Тема 2.4. Методика редактирования: стилистика текста. Функциональный стиль как объект внимания редактора. Знание и предупреждение основных типов ошибок как путь к стилистически совершенному тексту. Ясность речи. Коммуникативная точность речи. Краткость речи. Полнота речи. Логичность речи. Необходимое разнообразие.
Тема 5. Корректура. Корректура как необходимый этап подготовки текста к печати. Цель и задачи корректора. Особенности корректорского чтения, инструментарий корректора. Правила компьютерного набора текста. Правила оформления разных видов текста. Система знаков корректуры. Методика корректуры: вычитка оригинала, первая и вторая корректуры, работа с гранками, с версткой, с электронным вариантом текста.

Лабораторные работы

Словари и справочники по культуре речи

Примерная структура словарной статьи толкового словаря

 

1. Заглавное слово.

2. Морфологические сведения о слове.

[3. Сведения о синтаксическом управлении.]*

4. Стилистическая характеристика.

5. Толкование значения.

6. Иллюстрации употребления.

[7. Фразеология, связанная с данным словом.]

[8. Этимология слова.]

* Квадратными скобками отмечены факультативные сведения.

План анализа культурно-речевой информации в толковом словаре

1. Назовите предположительно, с какой сферой связана трудность употребления данного слова (трудность произношения, постановки ударения, образования грамматической формы, сочетаемости, употребления в соответствии со стилистической окраской).

2. Найдите в толковом словаре нужное слово (для многозначных слов нужно определить лексическое значение, реализованное в данном контексте).

3. В найденной словарной статье определите структурную часть, которая соответствует анализируемой трудности.

4. Расшифруйте необходимую информацию, преподнесенную в словаре с помощью помет (грамматических, функционально-стилистических, эмоционально-экспрессивных и др.).

5. На основе полученных сведений сделайте вывод о нормативности анализируемого словоупотребления (является ли оно нормативным; имеет ли варианты).

Лабораторная работа №1.

Список словарей

1.Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой / С. И. Ожегов. – 23-е изд. – М.: Рус. яз., 1990 (или 19-21-е изд.).

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ, 1994. – 908 с.

3. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981

4. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз.; под ред. К. С. Горбачевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1991

5. Крысин, Л. Я. Толковый словарь иноязычных слов / Л. Я. Крысин. – М.: Рус. яз., 1998. – 847 с.

6. Тихонов, А. Н. Словарь-справочник по русскому языку / А. Н. Тихонов, Е. Н. Тихонова, С. А. Тихонов / под ред. А. Н. Тихонова. – М.: Цитадель, 1997. – 703 с.

Задание 2. Познакомьтесь со словарями по культуре речи. Составьте библиографический список с примечаниями о характере адресованности, иллюстраций и т. д. Укажите ключевые слова в названиях, позволяющие опознать словарь культурно-речевого типа.

Примерный список словарей для ознакомления

1.Граудина, Л. К и др. Грамматическая правильность русской речи / Л. К. Граудина. – М., 1976.- 453 с.

2.Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. – М., 1986. – 376 с.

3.Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. / под общ. ред. Л. Ю. Иванова и др. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 838 с.

4.Скворцова, Л. И. Культура русской речи: словарь-справочник / Л. И. Скворцова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 220 с.

 

Задание 3. Проверьте приведенные ниже слова по двум культурно-речевым словарям. Укажите, какая информация об употреблении слова специфична по сравнению с толковыми словарями.

Вариант 1. Порядочный, насорить, отождествить, токарь.

Вариант 2. Астроном, дискутировать, четверг, кофе.

Вариант 3. Бухгалтер, оборваться, поэт, жалюзи.

Вариант 4. Партер, аспирин, прижечь, феномен.

Задание 4. Просмотрите несколько страниц одного-двух культурно-речевых словарей с целью обзора принятых в словаре помет. Заполните приведенную ниже таблицу.

Пометы культурно-речевого словаря
Название словаря Рекомендательные пометы Запретительные пометы
Норма ограниченного употребления Равноправие вариантов
       
       

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 6

Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления

 

Задание 1. Найдите диалектизмы в рассказе Тургенева «Бежин луг» (текст – по любому изданию). Поясните их. Чью речь и как они характеризуют?

Задание 2. Определите стилистическую функцию просторечной и жаргонной лексики в отрывке из рассказа И.А. Бунина.

«Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой, о шапке и говорить нечего. Сидя в избе, никогда не снимая этой шапки, не выпуская изо рта трубки, вид он имел такой, будто все ждал чего-то. Но ему, по его мнению, чертовски не везло. Не подпадало дела настоящего, да и только! Ну, а в бирюльки играть был он не охотник. Всякий, конечно, норовил охаять...

- Да ведь язык-то без костей, - говорил Серый. - Ты сперва дело в руки дай, а потом уж и бреши.

Земли у него было порядочно - три десятины. Но податей зашло - на десятерых. И отвалились от земли руки у Серого: " Поневоле сдашь ее, землю то: ее, матушку, в порядке надо держать, а уж какой тут порядок! " Сам он сеял не больше полнивы, но и ту продавал на корню, - " милые за немилые сбывал". И опять с резоном: дождись-ка ее, попробуй! - " Все, к примеру, дождаться-то лучше..." - бормотал Яков, глядя в сторону и зло усмехаясь. Но услыхал и Серый - печально и презрительно.

-Лучше! - хмыкал он. - Тебе хорошо брехать: девку отдал, малого женил. А у меня - глянь, угол-то сидит... ребятишек-то. Не чужие ведь. Я вон козу для них держу, поросенка выкармливаю... Тоже небось пить-есть просят.

-Ну, коза, к примеру, в этом деле не повинна, - возражал, раздражаясь, Яков. - Это у нас, к примеру, все водочки да трубочки на уме... трубочки да водочки...
И, чтоб не поругаться с соседом без толку, спешил отойти от Серого. А Серый спокойно и дельно замечал ему вслед:

-Пьяница, брат, проспится, дурак никогда».

Задание 3. Используя книгу Ермаковой О.П., Земской Е.А., Розиной Р.И. «Слова, с которыми мы все встречаемся: Толковый словарь русского общего жаргона» (М.., 1999) или др. словари жаргонов, выявите сниженную лексику, использованную в заголовках газетных материалов. Оцените языковой вкус авторов.
Нас не колышет. Передел с беспределом. Политический «заказняк». Ментовский блюз. Кандидаты с понятием. Чисто конкретный сериал. Братишки Березовского. Виртуальный кирдык Америке. Вот так сок, в натуре! Из Москвы уходят «лохотроны», а «лохи» остаются. «Татушки» доприкалывались.

Добавьте свои примеры (не менее 10). Прокомментируйте удачность или неудачность. Все примеры вырезаются из газет и наклеиваются на отд. лист бумаги

Лабораторная работа № 7

Употребление лексических образных средств (тропов)

Задание 1. Оцените образное словотворчество авторов школьных сочинении. Критерий оценки метафоры и сравнения – «Ищите сходство несходного! ». Между сравниваемыми явлениями должно быть явное сходство. Например: «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины» (С.Есенин), «апрель …нацепил васильков аксельбанты» (Н.Заболоцкий), «И всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружен» (Пушкин).

Попробуйте опознать героев произведений русской классики по этим уподоблениям:

1. Она – живой маленький цыпленок. 2. Его родители – два старых пуховика – не могут понять сына. 3. Он – продолжение луча, который освещает подземное царство. 4. Умер чиновник оттого, что что-то оборвалось у него внутри, как у какой-то пиявки. 5. Самым ярким метеором 20 века является этот писатель. 6. Героини этого писателя-классика – это как маленький пушистый котенок, который, раскинув свои мохнатые лапки на подоконнике, нежится на солнышке. 7. В Петербурге этого героя представляли гостям светского салона как начинку вечера.

 

Задание 2. Оцените ассоциации, которые порождают предложенные авторами сочинений метафоры. Исправьте примеры, предложив «правильные» метафоры.


1. Здесь у Булгакова сатира с горчинкой. 2. Роман Булгакова - его любовное дитя. 3. Что такое семья? Я думаю, что это одно тело, где каждый член (семьи) как один какой-то орган… Свекровь как туча, она один большой орган, который своей силой воли не дает работать другим органам. 4. Лука уходит… Теперь мерзкие свинцы общества будут жаловаться друг другу. 5. Эйнштейн сказал, что национализм – это «корь человечества», то есть легкая простуда, которая может привести к тяжелым последствиям. 6. Светское общество может больно укусить Онегина. 7. Может, Лука зря топчет свои усталые ноги по бескрайним донным просторам? 8. Труженики пера и бумаги, гиганты литературного слова. 9. Горький – это золотой мост, связующий собой традиции русской литературы двух веков. 10. Булгаков прошелся своей сатирической косой по тылам московской жизни.

 

Задание 3.. Найдите тропы в стихотворении И.Бунина «Листопад»: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют… И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой». Оцените их оригинальность. Напишите зарисовку о наступлении зимы (весны, лета, осени), используя образные средства.

 

Задание 4. Как вы считаете, этот текст – высокая поэзия или пародия? Докажите свое мнение оценкой использованных Вл.Соловьевым образных средств: «На небесах горят паникадила, А снизу – тьма. Ходила ты к нему иль не ходила? Скажи сама! Но не дразни гиену подозренья, Мышей тоски! Не то смотри, как леопарды мщенья Острят клыки! И не зови сову благоразумья Ты в эту ночь! Ослы терпенья и слоны раздумья Бежали прочь. Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама. Пусть в небесах горят паникадила, В могиле – тьма».

 

Лабораторная работа № 8

Задание. Составьте два варианта плана текста, строя его как повествование и как описание. Отредак­тируйте текст, следуя выбранному вами вари­анту плана.

 

«МИЛЫЙ ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР»

Минула дата, которая обошла своим вниманием и телепере­дачи, и газетные страницы - исполнилось 90 лет памятнику авто­ра «Мёртвых душ». Правда, на своём месте на Гоголевском буль­варе творение скульптора Николая Андреева простояло из года 1909 - с 1952 года бронзовый Николай Васильевич «отдыхает» под сенью дерев во дворе одного из домов по Никитскому буль­вару. Его сменил другой Гоголь - изваянный руками Николая Томского. А у нас появился повод прогуляться по окрестностям прежней обители памятника - знаменитому бульвару.

Вы, конечно, заметили, как причудлив ступенчатый рельеф Гоголевского, в «девичестве» Пречистенского? Отгадка проста ­до 70-х годов прошлого века протекал на месте теперешнего транс­портного проезда ручей со странным названием Черторый. И хо­дили по его берегам люди уважаемые, строгие, многие волею су­деб угодившие в справочники и энциклопедии. Как, например, генерал-майорша Ермолова, обитавшая в самом начале «болива­ра» - малоэтажная застройка безмолвно взирает на окружаю­щую жизнь и сейчас. Несколько шагов вперёд и взгляду пред­станет дом .N~ 5, где некогда жил архитектор КА. Тон. По долгу службы приходилось ему шагать недалече - наблюдать усталым взором, как идёт строительство Храма Христа Спасителя. Неспро­ста - он был автором проекта. Дальше - дом 6: здание строи­лось для с.М. Третьякова, потом перешло оно к архитектору А.С. Калининскому и революцию встретил в нём толстосум ПЛ. Рябушинский. Далее им владели товарищи Ревтрибунал и Военная прокуратура. Впрочем, кажется, мы забежали вперёд и есть резон вернуться обратно...

Дом 10 - усадьба некоего Чурикова, после - господина На­рышкина. Коли шагнёте вы под серую мемориальную доску, да дождётесь сумерек, услышите, верно, горячий шёпот, стук копыт И тени давно ушедших господ. Тут некогда замышляли свои свет­лые деяния члены тайного общества декабристов. Спустя десятилетия останавливалась на Пречистенском карета И.с. Тургене­ва - знаменитого литератора. Прочие дома пробежим единым духом - времени уже нехватка.

От времён энциклопедических и исторических добежать до дней сегодняшних недолго - по разогретой мостовой шагов десять, не более. Народ, как и в прежние времена на Гоголевс­ком бульваре разный - мечтательный, задумчивый, разбитной. Под клёнами, вязами, ясенями люди влюбляются, грустят и ищут приключений. Особо усталых принимает заботливо гранитная стенка...

Перед очередной, бессчётной уже прогулкой по старинным местам я наткнулся на стихотворные строки: «И струится вдоль тротуаров, мимо тихих влюблённых пар самый шахматный из буль­варов милый Гоголевский бульвар». Увы, давно ушли интелли­гентные старички, которые на скамейках привычно ставили «си­цилианку», защиту Каро-Кан и замысловатый мат. Теперь их чёр­но-белые доски пылятся в домах окрест, а мат в воздухе часто стоит: иной - тоже замысловатый, но вовсе не благозвучный. Впро­чем, кони и ферзи остались: вернее, шахматный клуб в доме 14. Поневоле снова припомнишь Черторый, - ручей опять здесь, но уже не с холодной водицей, а с пивом, которое льётся бесконеч­ным потоком у метро «Кропоткинская», 1935 года рождения. Но к пенистому напитку душа и желудок у автора этих строк не лежат. Побреду-ка я лучше назад, к глядящему иронически, раз­моренному на солнышке Николаю Васильевичу: «Ктоне видал чугунных граждан города? Степенный вид, неяркие чины: Пожар­ский, Минин, Пушкин, Гоголь, Фёдоров - В большую жизнь Мос­квы вовлечены».

Про иных в другой раз, речь сегодня о Николае Васильевиче. Оживи он нынче, непременно помчался бы господин писатель с глаз долой в родной Сивцев Вражек, где пропасть его друзей и знакомых. Чтобы не мешать празднику другого Николая Василь­евича, который прячется в скверике у Никитского бульвара, у которого минул юбилей. Впрочем, он и сам, наверное, о нём поза­был. Годы-с...

Лабораторная работа № 9

Задание. Проведите правку-обработку.

Магия растений: под знаком Стрельца

Каждое растение имеет несколько определенных дней в году, когда присущая ему сила достигает наибольшего размера. Время сбора определяется покровительствующей планетой и знаком Зодиака. Растительные медикаменты всегда лучше действуют, если они приготовлены человеком с крепким здоровьем и искренне желающим помочь пациенту. Человеческие недуги врачуют душой растений, но ее животворящая сила во многом зависит от душевности высвобождающих ее людей.

Растения, отмеченные знаком Стрельца, теплы и сухи. Их стихия – огонь. На вкус горькие. Пахнут Алоэй. Среди них: алоэ, белена, береза, дягиль лесной, ива, крес-салат, орех грецкий, папоротник мужской, плющ, редька, чеснок, чистяк меньший. Трава смерти белена входит в число 16 известных связанных растений. На ней с давних пор лежит печать проклятия. Считается, что с ее помощью дьявол извращает чувства людей. Действие белены на человека вызывает безумие, о котором в народе говорят «белены объелся». Теперь известно, что такое состояние вызывается действующим началом ее сока, которое составляют алколоиды гиосдиамин, атропин и скороладин. Но при малых дозах белена действует болеутоляюще. Такие целебные свойства этого растения были известны и широко использовались еще в древности.

Лабораторная работа № 10

Задание. Проведите правку-переделку.

Ситцевый бал

В Иванове открылся первый в стране музей русского ситца. Экспозиции заняли старинную усадьбу в центре города. С первых же экспонатов подкупает в новом музее атмосфера поиска — попытки найти кратчайший путь к сознанию и сердцу посетителя.

Новый культурный центр можно именовать детищем молодых знатоков музейного дела. Творческую группу проектантов возглавляет молодой ленинградский художник Борис Чубанов. Все они – работники Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства. Соавторами нового музея стали местные специалисты, художники по тканям и костюму, умельцы и мастера ивановских промыслов и предприятий.

Перед нами ярко представлен многовековой путь русского ситца. От найденного археологами волокна из крапивы эпохи неолита до праздничного, легчайшего полотна сегодняшних дней.

Вот, скажем, образчики египетских тканей, датируемые пятым веком до нашей эры. Льняная основа, орнамент из шерсти. Живые следы мировой культуры раньше хранились за «семью печатями» в запасниках фонда.
Можно увидеть часть знаменитой коллекции собирателя Д. Бурылина, подаренной им при жизни городу. Ныне, обогащенная многими бесценными экспонатами, эта коллекция включает собрание тканей – единственное в своем роде. Оно насчитывает более полумиллиона образцов.

В экспонатах запечатлен творческий, неустанный поиск наших предков. Темная каморка – «секретная колориста». Тут все подлинно – вытяжная труба, самодельные инструменты, зашифрованная рецептура. За такими бесценными секретами уходили далеко, до самого Питера, Осип Соков со своими земляками – талантливыми художниками-резчиками. Через семь лет возвратились, овладев тайной органического красителя. По праву назовут Осипа отцом ивановского ситца.

Еще об одном разделе музея. По сути, этот зал – выразительный гимн памяти все более осознававшему свою силу трудовому люду. На стенах галерея портретов, увеличенные фотографии. Все они – те самые граверы, резчики, ткачи. Мужчины, женщины, дети – безымянные мастера, творцы. Их судьбы влились в русло нескончаемой текстильной реки. Иные не дожили и до 30, став жертвой чахотки, переутомления.

А так ли давно по историческим меркам то было? Часто ли обращаем взор в наше ушедшее, безвозвратно минувшее? Думаем ли о цене, внесенной предками за нынешний день?

Экспозиции обогащают и красочные кассеты, и достоверный документ, и фильм «Текстильный край». Радует нацеленность всего музейного ряда на связь с практическими нуждами.

Новый музей – щедрый подарок рабочей стране. И не только ей. Каждому, кто посетит текстильный край – своеобразное звено российского «Золотого кольца».

Лабораторная работа № 11

Задание. Отредактируйте композицию текста, озаглавьте его.

19 января в Челябинском государственном университете состоится региональный конкурс «ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА», организованный на базе университетских классов ЧелГУ факультетами историческим, экономическим и доступности высшего образования совместно с Главным управлением образования и науки при поддержке ЦПИ «Ариант» и компании «Форсман-чай». Конкурс проводится в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия образования Челябинской области.
В мероприятии примут участие старшеклассники из разных районов Челябинска и области. Конкурсные задания будут включать в себя вопросы по истории, географии, экономике, культуре родного края и будут ориентированы на эрудицию, смекалку и творческое мышление школьников. Оценивать конкурс будет компетентное жюри из преподавателей ЧелГУ и методистов Института дополнительного образования педагогических работников во главе с заслуженным деятелем науки профессором А.А. Голиковым.

В первом туре после просмотра видеоматериалов и видеосюжетов школьникам будут заданы вопросы в виде блиц-турнира. По итогам которого определятся победители в трех номинациях: «Школы области», «Школы Челябинска» и «Школы университетского образовательного округа». Во втором туре команды-финалисты представят свои варианты рекламы Челябинской области. Победители будут награждены дипломами и призами.

Лабораторная работа № 12

Задание. Перестройте заметку в соответствие с одним из заголовков: Начались «Рождественские встречи»; Пресс-конференция Аллы Пугачевой; Благотворительность – добрая традиция.

 

«Пусть новые «звезды» зажгутся, а старые вспыхнут еще ярче» – так определила известная певица Алла Пугачева главную цель эстрадных концертов «Рождественские встречи», которые начались в столице. В них она выступает не только как исполнитель, но и как автор сценария и режиссер-постановщик. Об этом нынешний руководитель театра песни сообщила журналистам на пресс-конференции, состоявшейся в Москве.

Было отмечено, что все номера 3, 5-часового шоу, в котором принимают участие как популярные, так и совсем молодые певцы, музыканты, танцоры, объединены общей темой добра. Ведь именно о добре и милосердии, по мнению А.Пугачевой, должны думать люди во время Рождества.

Часть средств, вырученных от концертов, предназначена детским домам и на другие благотворительные цели. Таким образом, продолжается благородная традиция, начатая концертами с аналогичным названием в прошлом году. Напомним, что тогда часть полученных денег была направлена в Фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Армении.

Нынешние «Рождественские встречи» пройдут в одном из крупнейших залов столицы – «Олимпийском», рассчитанном на 17 тыс. зрителей. Здесь временно размещается Театр песни. Однако, как сообщила певица, в недалеком будущем театр получит собственное помещение в одном из реконструированных зданий в центре Москвы.

Лабораторная работа № 13

Задание. Проведите редакторскую правку текста. Особое внимание уделите логической стороне текстов.

Необычный фестиваль на Кубани

Почти 300 участниц, представляющих 29 регионов страны, съехались в Краснодар на первый фестиваль женского спорта России. Организовало его международное спортобщество «Спартак», а финансировал в основном Госкомитет по физической культуре, спорту и туризму.

Возрожденный «Спартак» не впервые берется за такого рода массовые мероприятия. Прошли уже две спартакиады трудящихся в Самаре и Тамбове, теперь вот женский фестиваль. На него прибыли участницы из Элисты, Абакана, Уфы и многих других регионов. Все команды сами несли дорожные расходы, и честь и хвала местным организациям, что нашли на это средства. Зато фестиваль удался на славу.

«Спартак» предложил очень интересную программу. Но главным все же была не победа, а участие, что и было подчеркнуто на торжественном закрытии фестиваля.
Так, в волейбольном турнире выступали 18 команд. Первое место заняли спортсменки из Владимира. В плавании победила команда Краснодара – дома и стены помогают. А самое большое число участников привлек дартс (метание дротиков) – 180 человек. Были еще настольный теннис, кросс по дорожкам парка, турнир по большому теннису.

Краснодарцы очень тепло встречали фестиваль. Не случайно многое удалось сделать за два дня праздника; и торжественное открытие на стадионе «Кубань», и гала-концерт для участников, и конкурс «Самая, самая, самая...» Определяли «мисс» волейбола и дартса, плавания и бега – в каждом виде отдельно. А еще амазонку фестиваля, королеву фестиваля.

В общем, без наград практически не остался никто независимо от места в турнирной таблице.

Лабораторная работа № 14

Задание. Проведите правку-обработку. Озаглавьте текст.

 

Великий английский поэт Джордж Гордон Байрон, будучи в Венеции, арендовал прекрасный дворец – Palazzo Mocenigo – на одной из самых красивых набережных. Здесь смешались все стили, все направления, когда-либо существовавшие в мировой архитектуре.

Дворец был великолепно обставлен английской мебелью работы известного мастера Чиппендейла. Во всем выдерживался строгий готический стиль. Но красивейшая мебель была буквально нашпигована техническими новинками и хитростями, считавшимися очень модными среди представителей тогдашней знати. Например, двери были замаскированы под величественные зеркала в золоченых рамах. Огромный бельевой шкаф в углу спальни на поверку оказывался комнаткой для бритья, как бы некоторым прообразом современной ванной. Небольшой столик красного дерева с мраморной крышкой легко превращался в умывальник.

Но, наверное, самым удивительным из этих достижений техники был отапливаемый диван, украшавший собой кабинет. Диван был идеально выдержан в строгом готическом стиле, в котором были выполнены книжные полки, письменный стол и камин. Он был мягок и удобен. Но внутри он содержал некое подобие паровозной топки, отапливаемой углями. Диван достался «в наследство» от прежних хозяев палаццо. Живший здесь раньше чиновник страдал подагрой, а в Венеции, тем более в старинном дворце, уже несколько столетий подтачиваемом водами каналов, вечерами становилось сыро.

Даже через много лет возлюбленная Байрона Тереза Гвиччиоли, ставшая к тому времени маркизой де Буасси, любила вспоминать об этом дворце, похожем на ювелирную игрушку. Жизнь там казалась ей каким-то маскарадом, игрой в тайну, наполненную настоящим, неподдельным счастьем.

Лабораторная работа № 15

Задание. Определите, соответствует ли заметка теме, заявленной в заголовке. Какой способ изложения избрал автор? Отметьте ошибки языка и стиля, сформулируйте вопросы к автору.

Человек труда

Людей, достойных похвалы и подражания, на заводе ЖБК немало. Все они выделяются высоким трудолюбием, честностью и верностью своему коллективу, товарищам. И когда я, перед Днем строителя, задумал рассказать об одном из них, то руководители завода долго перебирали в памяти имена: кого же посоветовать? Наконец остановились на бригадире формовщиков Владимире Павловиче Пухове.

Бригадира в этот день я не увидел на рабочем месте, он оказался в отпуске. Что же, пришлось посетить его на дому. И вот мы беседуем вдвоем в его просторной новой квартире. Владимир Павлович оказался хорошим и откровенным собеседником. Нередко опережал мои вопросы, говорил лаконично, четко, вспоминая все события жизни чуть ли не со школьных лет.

Родился и вырос Владимир в сельской местности в д. Левашове Ярославской области. С детских лет отлично усвоил уклад сельского жителя, труженика. И, наверняка, из него получился бы толковый комбайнер, овощевод, хлебороб, если бы вскоре не пришлось менять весь свой образ жизни.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь