Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и типология экстремизма



Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам решения тех или иных проблем (термин происходит от латинского слова extremus — крайний).

В плане криминологического анализа можно выделить два вида экстремизма:

а) рациональный;

б) иррациональный.

А. Деяния рациональных экстремистов подлежат логическому объяснению. К видам рационального экстремизма относятся:

- политический;

- идеологический;

- националистический;

- религиозный;

- экологический.

Политический экстремизм может найти свое выражение в террористических актах, революционной борьбе, гражданской или мировой войне.

С политическим экстремизмом тесно связан идеологический экстремизм, в отдельных случаях два этих типа совмещаются. Разновидностью данного типа является криминальный экстремизм, который проявляется в отчаянном отстаивании представителями преступного мира криминальной идеологии и криминального образа жизни. Криминальный экстремизм нередко проявляет себя как ответная реакция преступного мира на ужесточение борьбы с преступностью. Одним из главных факторов криминального экстремизма является профессиональная преступность с ее атрибутами: криминальной субкультурой и криминальной средой.

Крайние формы национализма проявляются в погромах, мятежах, геноциде, развязывании мировых войн. В основе национализма, как правило, лежат представления об исключительности определенной нации (например, германский национал-социализм, сионизм) или об ущербности какой-то нации (антисемитизм). В отдельных случаях национализм оказывается реакцией на подавление национального самосознания и национальное унижение. Более масштабным вариантом национализма является расизм, в 70-х г.г. бывший острейшей проблемой в США. Сегодня расистские движения становятся популярными и в России (так называемое движение бритоголовых и т.п.) — беспричинные избиения африканцев, китайцев, вьетнамцев подчас оказываются проявлением данного вида экстремизма.

Религиозный экстремизм может проявиться как в организации террористических акций, так и в развязывании агрессивной войны. Одним из направлений религиозного экстремизма является тоталитарное сектантство, которое в отдельных случаях ничем не отличается от рабства или организованной преступности, маскирующейся с помощью религиозной фразеологии (например, японская секта Аум Сенрике, имевшая филиалы в России, готовила проведение массовых акций устрашения применением оружия массового поражения, несколько таких акций им удалось провести в метро японской столицы). Психические заболевания лиц, вступивших в эти секты, оказываются, с одной стороны, следствием религиозного психического насилия, а с другой — фактором экстремистских акций.

К религиозному экстремизму тесно примыкает антирелигиозный экстремизм (крайности сходятся) — сатанизм. Трагедией России можно считать обретающее популярность сатанинское движение и развитие сатанинской церкви. В завуалированной форме (а иногда и открыто) его рекламируют средства массовой информации. Ведьмы и колдуны постепенно монополизируют рынок медицинских услуг и социальную сферу (решают проблемы семьи и брака, обеспечивают успех бизнеса и т.п.). Рост ритуальных убийств — одни из печальных следствий популярности сатанизма. Жестокость и цинизм корыстных и насильственных преступников нередко имеют сатанинские корни.

Экологический экстремизм — достаточно «перспективное» направление экстремизма, набирающее силу в развитых странах мира. Он проявляется в различных действиях. От «безобидного» повреждения одежды из натуральной кожи, до разгрома исследовательских центров, где проводят эксперименты над животными и физического устранения тех, кто причиняет вред экологии. Причиной экологического экстремизма является безразличие государства и общества к экологическим проблемам, живучесть антиэкологических традиций, безразличие людей к проблемам защиты природы. Любовь к природе и отчаяние толкают защитников окружающей среды к радикальным акциям.

Истоки экстремизма

Биологической и социально-психологической основой рационального экстремизма является снижение инстинкта самосохранения. Этот феномен отмечается биологами и у отдельных представителей животного мира, ведущих коллективный образ жизни. В стаде или стае всегда находятся особи, готовые пожертвовать собой ради коллективных интересов — своеобразный родительский инстинкт, который переносится со своих детей на всех представителей общины. Их мало (около 1%), но в экстремальных условиях, они спасают сородичей, жертвуя собой. Наличие особей с пониженным инстинктом самосохранения и готовностью самопожертвования имеет глубокий биологический смысл — виды и подвиды, в которых имеются такие феномены, имеют больше шансов выжить в ходе естественного отбора, в ходе борьбы за существование.

Вид гомо сапиенс также имеет представителей со сниженным инстинктом самосохранения. В отличи от животных, человек нередко жертвует жизнью не только за продолжение рода, за близких, за свой народ, за родину, но и за идеалы. Л.Н.Гумилев для обозначения этого феномена ввел в научный оборот термин пассионарность. По мнению ученого, чем моложе этнос, тем выше уровень его пассионарности, тем больше среди его представителей готовых к самопожертвованию. [280]

Экстремизм подчас заводит в тупик политику жестких и сверхжестких мер воздействия. Сущность экстремизма в готовности (а в отдельных случаях даже в стремлении) к самопожертвованию. Например, методология революционной борьбы российских террористов XIX в. состояла из трех элементов: террористический акт – пламенное выступление на суде – достойная смерть. Причем, второму и третьему элементу придавалось значение многократно большее, чем первому. Чем жестче была политика царизма, тем эффективнее реализовывалась эта трехзвенная схема.

Подмена социальных реформ репрессивной практикой нередко оказывается источником экстремизма. Социальный эксперимент, проведенный в США, убедительно подтверждает это. В 80-е годы президент Рейган свернул значительную часть социальных реформ. Ставка в борьбе с преступностью была сделана на полицейские силы и жесткие меры. Очень значительные материальные средства были ассигнованы на расширение их рядов и улучшение технической оснащенности. Карательная практика ужесточилась. Началось строительство новых тюрем. Законодательно полиции и ФБР были предоставлены достаточно широкие права в борьбе с социальным злом. Для борьбы с преступностью при проведении широкомасштабных операций активно использовались вооруженные силы. Многие военные структуры (от береговой охраны до центра медицинской разведки вооруженных сил США) внесли существенный вклад в воздействие на преступность в американском обществе. Вначале это дало положительный результат.

Жесткие меры стабилизировали преступность, а затем ее уровень начал снижаться. В 1981 году статистика ФБР показала тринадцатимиллионный уровень тяжкой преступности (коэффициент на 100 тыс. населения составил 5800).[281] В 1982 году преступность сократилась на 3%.[282] А статистика 1983 года была еще более обнадеживающей: вновь сокращение, и весьма значительное — 7%. В 1984 году в США было зарегистрировано 11, 8 млн. тяжких преступлений (на 2% меньше, чем в предыдущем году).[283] Но тенденцию к снижению криминала не удалось закрепить, через несколько лет кривая преступности вновь поползла вверх. В 1985 году количество преступлений, зарегистрированных в США, возросло на 5% (а в Южных штатах рост составил, как и в 70-е годы, 9%).[284] Более того, в развитии преступности наметились достаточно драматические тенденции: в результате того, что развитию механизмов социального контроля в период упования на силу полицейской дубинки уделялось недостаточно внимания, по Америке прокатилась волна насилия. Особую тревогу вызвало то, что лавина насилия из крупных городов стала перемещаться в мелкие и средние города[285]. Уличный бандитизм, ранее бывший уделом лишь так называемых криминальных мегаполисов — Чикаго, Нью-Йорка, Детройта и ряда других крупных промышленных центров, стал бичом всего общества. Особенно сильно страдали от него жители малых городов, которые привыкли к относительно спокойной жизни и были не готовы к такому всплеску насилия. Бессильной перед новым накатом насильственной преступности оказалась и полиция.[286] В США стали появляться все новые и новые формы бандитизма («Рокеры», «Фримены» и т.п.), которые создавали свои лагеря и коммуны, а по степени общественной опасности они стали конкурировать с представителями организованной преступности. Например, банды «Фрименов» на жесткие полицейские меры ответили не менее жесткими акциями. Они угрожают террором всем, кто пытается ввести их в рамки закона. Им удалось сформировать уродливую, но весьма живучую и обладающую огромным криминогенным потенциалом идеологию, основанную на криминальном толковании «Библии» и «Биля о правах». «Фримены» заявили, что они являются антигосударственной организацией, у них имеется свое теневое правительство, они не признают никаких властей. Руководители этого криминального «правительства» выносят постановления об аресте представителей местных органов власти и назначают награды (до 1 млн. долларов) за доставку в их лагерь неугодных им прокуроров, судей, полицейских. [287]

Борьба с экстремизмом — дело достаточно непростое, длительное и требующее значительных материальных затрат. Практически всегда она сопряжена с гибелью значительного числа людей. Несомненно, гораздо эффективнее реализовать стратегию прогноза и превенции экстремизма. Однако для этого государственным деятелям подчас не хватает политического чутья, реформаторской мудрости, настойчивости и последовательности. Экстремизм в большинстве случаев — реакция определенных социальных групп на ошибки и просчеты политического руководства.

Воздействие на экстремизм требует твердой и последовательной государственной политики, в основе которой — сочетания жестких мер пресечения преступлений с политикой экономических и социальных реформ. Нерешительности политического руководства, непоследовательности государственной политики, политической и экономической нестабильности практически всегда сопутствуют вспышки экстремизма. Бескомпромиссность политического руководства в борьбе с экстремистами, настойчивое и решительное продвижение к достижению политических целей — главное условие успеха.

К числу мер воздействия на экстремизм могут быть отнесены следующие:

1. Реформы в обществе, устраняющие социальную дезорганизацию, генерирующую экстремизм.

2. Уменьшение социальной базы экстремизма (направление активности людей в социально полезное русло, раскол экстремистских движений, обострение противоречий внутри движений, поддержка альтернативных лидеров).

3. Идеологическая работа, контрпропаганда (критика и развенчание идеологии, лежащей в основе экстремистского движения).

4. Блокирование лидеров экстремистских организаций и движений.

5. Пресечение преступных действия.

Уменьшение социальной базы экстремизма (числа сторонников и сочувствующих) — важнейшее направление воздействия. Очень часто, наряду с политическими противоречиями, истоками экстремизма оказывается бедственное экономическое положение людей, безработица. Решение этих проблем в большинстве случаев ведет к вырождению экстремизма, падению популярности экстремистских лидеров.

Блокирование лидеров экстремистов может быть проведено в различных формах. Наиболее эффективно склонение их к сотрудничеству (вариант Шамиля в чеченской войне XIX в.) либо к политическим заявлениям, дискредитирующим экстремизм (к такому заявлению, например, удалось склонить лидера экстремистского движения эсэров Б.Савинков). Вариантами блокирования является арест или физическое устранение.

Одной из наиболее опасных форм политического экстремизма является фашизм. Интересно, что многие исследователи рассматривают фашизм, как защитную реакцию нации, своего рода нормальная реакция на ненормальные условия. Например, Р. Грифин оценивает фашизм и фашистскую идеологию как одну из форм национального возрождения, восстановление попранных экзистенциальных основ государственного бытия.[288] Вот как характеризует истоки фашизма один из крупнейших исследователей этого феномена А.А.Галкин: «Фашизм представляет собой иррациональную, неадекватную реакцию общества ХХ века на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Особенность этой реакции обусловлена в решающей степени тем, что она как бы погружена в раствор традиционных правоконсервативных ценностей. Иными словами, фашизм — это правоконсервативный революционаризм, пытающийся, не считаясь с жертвами, социальной ценой, снять реальные противоречия общества, разрушив все то, что воспринимается им как препоны к сохранению и возрождению специфически понимаемых извечных основ бытия».[289] Для возникновения фашизма «необходимо, чтобы кризис продолжался долго, чтобы он не просто затронул, но в значительной мере потряс социальную структуру общества, его моральные устои, серьезно нарушил ход экономических процессов, привел к дискредитации представительных и исполнительных институтов власти, скомпрометировал другие, нефашистские политические силы, вызвал всеобщее разочарование в доминировавших до тех пор идеологических постулатах».[290] Истоки фашизма всегда следует искать в неудачных реформах, пороках внешней политики, негативном воздействии иностранных государств, ошибках политического руководства страны, измене национальным интересам. Превенция порочной государственной политики — лучшая мера профилактики фашизма.

Б. Иррациональные экстремисты совершают внешне бессмысленные деяния, для выявления глубинных истоков которых требуется серьезный анализ.

К видам иррационального экстремизма могут быть отнесены:

- молодежные движения протеста (хиппи, панки, вандалы, общины наркоманов и т.п.);

- психопатический экстремизм;

- спортивный экстремизм;

- культурный экстремизм.

Колоссальный ущерб общественной безопасности причиняет молодежный экстремизм, выливающийся в массовые погромы и акции вандализма, массовые беспричинные драки между представителями различных кварталов одного города или разных городов, различных групп (люберы против панков). Молодежный экстремизм оказывает деморализующее влияние на молодое поколение, способствует расцвету наркомафии и пополняет боевые структуры организованной преступности. Он легко трансформируется в политический и националистический экстремизм. Нередко его инициируют и поддерживают (организационно и финансово) политические и криминальные структуры, которые манипулируют молодыми людьми в своих целях.

Психопатический экстремизм проявляется в массовых беспричинных убийствах. В школах Америки этот вид экстремизма постепенно становится нормой. Исходя из настойчивых попыток наших политических лидеров некритически копировать американский опыт, появление этого феномена можно ожидать и в России. Впрочем, в российских Вооруженных Силах, так же как и в американских школах, это явление постепенно перестает быть исключительным. Его главными причинами являются доступность оружия и психогенные факторы социальных отношений и образа жизни.

Спортивный экстремизм охватывает экстремистские действия спортивных фанатов, акции вандализма на стадионах, избиение спортсменов и болельщиков, массовые драки между фанатами конкурирующих спортивных клубов (например, ЦСКА и «Спартака»). К спортивному экстремизму примыкает (а в определенной мере и подпитывает его) организация «спортивных» боев без каких-либо правил и ограничений, жестоких по форме и последствия, а также единоборств со смертельным исходом (гладиаторские бои).

Культурный экстремизм проявляется в акциях вандализма во время концертов рокмузыки, массовых оргиях на стадионах и в концертных залах, драках между представителями различных музыкальных направлений (например, металлистов и роккеров). Культурный экстремизм имеет грани соприкосновения с развитием эксцентричных направлений искусства (авангардизм, декаданс, абстракционизм, рокмузыка и т.п.).

Главными факторами рассматриваемого негативного феномена являются ложь как элемент политической культуры и идеологической работы, несправедливость как фундаментальный элемент культуры общества. Молодежь особенно остро реагирует на устоявшиеся в обществе двойные стандарты (то, к чему привыкло и с чем смирилось старшее поколение). Разочарование и обида, злость и агрессивность нередко оказываются следствием терпимости и безразличия общества по отношению к порочности основ социального бытия.

Истоки иррационального экстремизма в значительной мере раскрывает теория делинквентных групп, авторами которой являются Р.Кловард и Л.Олин. В 1961 г. они опубликовали монографию «Преступность несовершеннолетних и возможности: теория молодежных криминальных групп».[291] Американские ученые убедительно показали, что общество, прививая подросткам различные ценности, мало заботится о том, является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности, овладеть этими ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждено проявлять «ловкость» — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Типичная реакция на это:

- создание воровских шаек, в которых посредством хищений, молодые люди получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления;

- объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;

- вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия.

Эта книга произвела в свое время сильное впечатление на Р.Кеннеди, по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Л.Олин возглавил специальную программу расширения возможностей молодежи, результаты ее реализации которой позволили несколько снизить темпы роста молодежной преступности.[292]

Главным направлением профилактики молодежного иррационального экстремизма являются следующие:

1. Совершенствование социальных отношений и культуры. Оптимизация молодежной политики государства.

2. Улучшение идеологической, воспитательной работы среди молодежи. Устранение духовно-нравственной пустоты как символа нашего времени.

3. Организация досуга, здорового образа жизни.

4. Профилактика психических заболеваний, государственная забота о здоровье нации.

5. Пресечение фактов подстрекательства к экстремистским действиям и организации экстремистских акций и движений.

Направление активности людей в социально полезное русло, переориентация избыточной энергии людей и их готовности к самопожертвованию на решение сложных государственных задач можно считать одним из наиболее эффективных способов профилактики экстремизма. Например, во время первой мировой войны чеченские полки Туземной дивизии были наиболее боеспособными частями российской армии.

Петр I по поводу государственной политики своего предшественника, не сумевшего предотвратить процессы криминализации казачества, с горечью сетовал: «Жалко, что не умели тогда из Степана Разина сделать великую государственную пользу, и жалко, что он жил не в мое время».[293] В этом смысле и экстремизм иногда бывает проявлением одной из форм сожаления народа об отсутствие сильного государственного лидера.

 

Социальная маргинальность

Термин маргинал дословно означает находящийся на краю (от латинского marginalis). В социологии к маргиналам относят представителей низших социальных групп, наиболее обездоленных социальных слоев (бездомных, беспризорных, безработных и т.п.). Именно маргиналам посвятил свой роман «Отверженные» В.Гюго, их Ф.М.Достоевский назвал «Униженные и оскорбленные», о них написал пьесу «На дне» М.Горький.

Маргиналы — питательная среда преступности (образно их можно назвать «кандидатами» в преступники). Голод и бедность, отсутствие своей собственности порождают зависть и озлобленность, подрывают нравственность и уважение к собственности чужой. Безрадостное существование, болезни и страдания причина того, что нередко маргиналы не дорожат своей жизнью и перестают ценить жизнь чужую. Рост маргинальности и рост преступности — параллельные социальные процессы. Маргинальность может нейтрализовать эффект жестких мер воздействия на преступность. Забота об обездоленных, оптимизация социальной политики, уменьшение масштабов маргинальности — наиболее эффективный и гуманный способ воздействия на преступность.

Одно из первых криминологических исследований маргинальности в конце XIX в. провел бельгийский ученый А.Принс. Вот строки из его книги: «Возьмите любую бедную, невозделанную дикую область, и все-таки в больших городах, Лондоне или Париже, Нью-Йорке или Сан-Франциско, вы всегда найдете среду низшую, чем в той области, среду более развращенную. Здесь-то в подвалах, куда никогда не проникает ни единый луч благосостояния физического или нравственного, именно здесь-то и ютятся обездоленные. Они видят мельком блеск роскоши, чтобы ее только ненавидеть; они не уважают ни собственности, ни жизни, ибо ни жизнь, ни собственность не имеют для них действительной ценности; они рождаются, чахнут, борются и умирают, не подозревая, что для некоторых людей существование есть счастье, собственность — право, добродетель — привычка, а спокойствие — постоянный удел. Таков естественный и неизбежный очаг преступности. В квартале, поставленном в отвратительные гигиенические условия, построенном на болотистой почве, лишенном канализации, воды, годной для питья, прорезанной узкими и грязными улицами, покрытом скверными жилищами без воздуха и света, в квартале, где прозябает атрофированное население, всякие эпидемии неизбежны и распространяются с большой интенсивностью. Равным образом, и преступление находит себе легкую, верную добычу среди несчастных столицы. Незаконные и покинутые дети, дети наказанных преступников и проституток, бродяги и т.п. — все они предназначены служить делу преступления. Что же удивительного в том, что не имея ни семьи, ни традиций, ни постоянного места жительства, ни оседлых занятий, ни связей с правящими классами, эти люди испытывают только одни физические потребности, не имеют иных побуждений, кроме крайне эгоистических, не знают никакой другой деятельности, кроме деятельности корыстной и преходящей ради непосредственного удовлетворения их материальных потребностей».[294] Парадоксально, но картинка, которую сто лет назад нарисовал с натуры исследователь, практически до деталей напоминает современную Россию.

Проблемы маргинализации современного российского общества давно уже тревожат ученых: «Говоря о деформациях структуры населения, рынка труда и связанных с ними противоправных проявлениях, следует выделить маргинализацию общества (маргиналы — граждане или отдельные группы населения, которые утратили официальный статус, а новый еще не приобрели, или имеют противозаконный статус), связанную с ростом числа беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, лиц с психическими и физическими отклонениями, ранее судимых, проституток, самоубийц, наркоманов, алкоголиков».[295]

Социальное дно в нашей стране — это десятая часть общества, 14 млн. человек тех, кто не имеет жилища, некриминального заработка, перспектив нормальной жизни: беспризорники, проститутки, нищие, бродяги. Самое драматичное, что деморализована самая перспективная часть общества: средний возраст беспризорника — 13 лет, проститутки — 28 лет, нищего – 40.[296] Сейчас у нас зарегистрировано около 35 тыс. малолетних проституток. В 1995 году насчитывалось более 41 тыс. детей, больных сифилисом и гонореей. Нравственная деградация нашего общества находит отклик за рубежом: «В Петербурге предлагают сексуальные услуги дети от 8 до 12 лет. Милиция обнаружила даже специальный «путеводитель», распространяемый в Финляндии и Швеции, где можно узнать, почем и, главное где в Петербурге мальчики и девочки для мужчин и женщин».[297] Социальное дно достаточно агрессивно: 85% беспризорников и 34% бомжей имеют холодное оружие, 28% — огнестрельное. Малолетние преступники «на дне» проходят массовую и хорошо поставленную школу преступного мира. Роль наставников выполняют бомжи, 38% из которых ранее судимы. «Социальное дно — это результат российских реформ, плата за них, возложенная на все общество», — к такому выводу приходят социологи, исследовавшие проблему маргинальности.[298]

Общество — социальная система, все члены которой не только взаимосвязаны между собой, но и взаимоответственны. Нищета и бедность одних есть результат чрезмерности и избытка других.

Каждый гражданин страны имеет право на свою долю национальных богатств и национальных ресурсов. К сожалению, это касается лишь той нефти и газа, которые находятся под землей. Как только природные запасы превращаются в товар, они начинают работать на обогащение лишь малой части общества.

Маргинальность чаще всего оказывается следствием того, что в силу тех или иных обстоятельств (сиротство, болезнь, стресс, физические или психические недостатки), человек оказался вытесненным из сферы распределения национальных ресурсов. Главным фактором этого являются пороки социальной организации, формирование в обществе механизмов несправедливого распределения, когда главным условием достатка и богатства становятся не личные способности и трудовая деятельность, а доступ к распределению государственных средств.

Для того, чтобы завуалировать несправедливость социального распределения, маргиналам нередко навешивают ярлык неполноценных людей, а принадлежность к высшему классу рассматривают как результат талантов и заслуг перед обществом. В действительности, главным пропуском в высшие слои общества зачастую оказывается способность идти на сделку с совестью, готовность переступить нравственные и правовые барьеры, умение злоупотреблять служебным положением (а отсутствие этих криминогенных качеств нередко делает человека маргиналом). Крупномасштабные хищения и коррупция, продажа природных ресурсов за бесценок зарубежным дельцам с огромной прибылью для себя — все это ведет к баснословному обогащению одних, и росту маргинальности в обществе.

Устранение социальной дезорганизации, социальная гармония — это не утопия. Многим государствам удалось достаточно далеко продвинуться в этом направлении. Главным условием оптимизации социальной политики является устранение пороков государственного механизма распределения национальных богатств. К сожалению, власть остается глуха к нуждам народа до тех пор, пока голос его слаб. Одним из принципов успеха в воздействии на преступность является участие всех граждан в этом процессе — и не только в качестве народных дружинников. Рост политического самосознания россиян, обретение народом способности самоорганизовываться для отстаивания своих политических и экономических интересов оказывается главным условием пресечения коррупции и хищений в высших эшелонах общества, оптимизации национальных расходов, уменьшения числа маргиналов, снижения уровня преступности.

 

 

Литература по теме

Проституция и преступность. М., 1991; Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. Ставрополь, 1991; Левин Б.М., Левин М.Е. Наркомания и наркоманы. М., 1991; Габиани А., Меликашвили Л. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток. Тбилиси, 1993; Криминология. Учебник (под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М.Миньковского). М., 1994; Криминология. Учебник (под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова). М., 1995; Актуальные проблемы девиантного поведения. М., 1995; Гундаров И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. М., 1995; Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1995; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995; Безопасность и здоровье нации. М., 1996; Криминология. Учебник (под ред. А.И.Долговой) М., 1997; Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. Омск, 1998; Организованная преступность — угроза культуре и державности России. СПб., 1998; О наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон. М., 1998; Преступность и реформы в России. М., 1998; Хохряков Г.Ф. Криминология. М., 1999; Колесов Д.В. Учителю о наркомании. М., 1999.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь