Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иерархия церковно-правовых норм.



Иерархия церковно-правовых норм.

4. Ветхий Завет и Новый Завет как источники церковного права. Привести примеры.

Источники церковного права доникейской эпохи.

Греческие источники церковного права эпохи Вселенских Соборов.

Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских Соборов. Типы канонических сборников.

Источники церковного права Византии X - XV веков.

Источники права Русской Православной Церкви в разные исторически эпохи.

Каноническая регламентация Крещения. Важнейшие канонические правила. Восприемничество, препятствия к нему.

Хиротония и хиротесия. Важнейшие канонические правила.

Условия совершения хиротонии.

Титулы правительственной иерархии различных степеней священства.

Церковнослужители, правила, их касающиеся. Чины церковнослужителей. 15. Классификация препятствий к священству.

Требования к кандидату священства. Препятствия физического и социального характера.

Требования к кандидату священства. Препятствия духовного и социального характера.

Монастыри и монашество. Важнейшие канонические правила.

Каноническая регламентация монашеского пострига.

Монастырское управление, должностные лица в монастыре.

Основные принципы, регулирующие совершение Божественной Литургии и других последований.

Каноны о посте, поведении в храме и церковном имуществе. Канонические принципы в них содержащиеся.

Заключение брака, его регламентация. Тематика канонов, касающихся брака. Препятствия к браку.

Относительные препятствия к браку.

Абсолютные препятствия к браку.

Родство как препятствия к браку. Виды родства.

Канонические нормы, регулирующие духовное окормление умирающих и погребение.

Устройство вселенской Церкви. Ныне существующие поместные церкви. Диптихи.

Территориальный принцип церковного устройства и исключения из него.

Церковная автокефалия. Условия дарования автокефалии.

Автономные Церкви. Их особенности, причины появления.

Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви.

Высшее церковное управление Русской Церкви в разные исторические эпохи. История создания Устава РПЦ.

Органы высшего управления РПЦ по Уставу 1988г. и 2001 г.

Церковный суд, епархиальное, приходское, монастырское управление по Уставу.

Экзархаты и Самоуправляемые Церкви по Уставу.

Иерархия церковно-правовых норм.

Матфею Властарю принадлежит точное описание иерархии правовых норм в зависимости от их материальных источников, в «Алфавитной Синтагме»: - писаный закон; - обычай и судебный прецедент; - аналогия с существующим законом; - мнения авторитетных канонистов. Но высшим критерием, разумеется, являются нормы, непосредственно исходящие из Первоисточника церковного права - Божественной воли. В РПЦ аутентичн. текстом В.З., помимо подлинника в Мазоретской редакции, считается Септуагинта (в греч. подлиннике) + авторитет имеет славянский перевод Библии Елизаветинского издания и русский синод. перевод.

4. Ветхий Завет и Новый Завет как источники церковного права. Привести примеры.

Канон Священных книг. Первоисточником цер­ковного права является Божественная воля. 3аповеди составляют основание церков­ного устройства. Эти заповеди содержатся в Св. Писании. Списки Св. Книг содер­жатся в; 85-е Апост., 60-м Лаод., 33 (24)-м Карф., 39-м канонич. послании св. Афанасия, в канонах св. Гр. Богослова и Амфилохия Иконийского. Эти перечни не совпадают. В РПЦ аутентичным текстом В.З., помимо подлинника в Мазоретской редакции, считается ся Септуагинта (в греч. подлиннике) + авторитет имеет славянский перевод Библии Елизаветинского издания и русский синод. перевод. Церковный авторитет ветхоза­ветных правовых норм. Авторитет ВЗ и НЗ не одинаков. Закон - детоводитель ко Христу (Гал. 3: 24), но «we нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Идея Царст­ва Божия в ВЗ дана в обетовании, в преобразовании, а в НЗ она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых. В В.З. правовые предписания, ка­сающиеся Храма и богослужения, общественной жизни народа, семейных и имущест­венных отношений носят характер юридических кодексов. Пятикнижие Моисея -" Тора" - закон. Большая часть ВЗ предписаний утратила силу (напр. левират), но нравствен­ные предписания (в переработанном виде) ее сохранили. Обязательным осталось Де-сятословие Моисея Некоторые юридические ВЗ порядки служили образцом для НЗ жизни (напр. ВЗ священство, десятина, двойное наказание за одно и то же преступле­ние, запрещение кровосмесительных браков и т.д. В канонах - частые ссылки на ВЗ тексты. Н.З. как источникЦП.Заповеди, как прямое выражение Божественной воли, об­щеобязательны для Церкви, они - ее краеугольный камень. Они касаются устроения Церкви, взаимоотношений между, ее членами, церковных таинств (напр. Крещения (Мф. 28: 19), Евхаристии (Лк. 22: 19) и др.). Еще: апостолам и священству - власть разрешать грехи (Мф. 18: 18); право получать содержание от пасомых (Лк. 10: 7); о браке (Мф. 19: 5-9); суд над согрешившими братьями (Мф. 18: 15-17); отношение к гос.власти (Мф. 22: 21)). Апостольские писания как источник ЦП. О повсеместном поставлении священников (Деян. 14: 23), (Тит. 1: 5). Качества кандидата священства (1 Тим. 3: 2-7). Повиновение пастырям (Евр. 13; 17). Община сама содержит пастырей (1 Кор. 9: 13-14). О браке и семье (Колос. 3: 18-21), (1 Петр. 3: 1-2). О помазании больных елеем (Иак. 5: 14-15). Как поступать с согрешающими братьями (1 Тим. 5: 20), (2 Фесс. 3: 6). Как совершать суд над клириком в случае жалобы на него (1 Тим. 5: 19). Об от­ношении к гос. власти (Рим. 13: 1-7). Об отношении к иноверцам (1 Кор. 5: 9-13). Даже апостольские советы Церковь принимает как заповеди (напр.брачующимся о не разве­дении и неверующих супругах, о вдовах и т.д.). Св. Писание и каноны. Заповеди не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководству­ется определенными правилами. Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум должен быть просвещен благодатью Св. Духа. Пример - творения Св. Отцов. Приемлемо лишь такое истолкование норм Божественного права, какое дано во вселенском церковном зако­нодательстве - в канонах Вселенских и Поместных Соборов и Отцов. Источником Апост. правил, а также правил Соборов и Отцов является Св.Писание и Предание (напр. 17-е Апост. - 1 Тим. 3: 2; 80-е Апост. - 1Тим. 3: 6) и т.д.

Условия совершения хиротонии.

Условия действитель­ности хиротонии: 1) пребывание совершающего у церковной власти. В древно­сти хорепископы, как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Ликир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14). В наше время это правило применяется в отношении викарных архиереев и епископов, ушедших на покой. Епарх. архиерей может хиротонисать лиц, находящихся в его юрисдикции, клириков своей епархии (Сард. 15; Карф. 9: 10). Епископ - только в пределах своей епархии и для служения в ней (35-е Апост, и др.). Рукоположение епископа - совер­шается собором архиереев, пресвитера и диакона - один епископ (Апост. 2). Совер­шение хиротонии: в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, который свиде­тельствует " аксиос". 2) хиротония совершается от низших степеней к высшим, через все степени (срок пребывания не определен канонами). Кандидат должен обна­ружить способность более высшей должности (Сард. 10; Двукр. 17). По необходимости - через 7 дней (толкование Вальсамона на 17-е Двукратного). 3) хиротония дейст­вительна, если связана с назначением на определенное место, в определенной церкви. Не допускается «абсолютное рукоположение» - сан без определенного места служения (б-е Халк.). У католиков - это норма. 4) неповторяемость хиротонии (68 Апост.). 5) не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру. Рукоположение не действительно, если: 1) симония, 2) сан - чрез мир­ских начальников.

Требования к кандидату священства. Препятствия физического и социального характера.

Священнослужители - дух. руководители и на­ставники народа. Должны быть - глубина и крепость веры, высокий нравственно, с безупречной репутацией. Препятствия физического характера. 1) возраст - для служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт. Для диаконства - 25 лет, для пресвитерства - 30 лет, диаконисе - 40 лет (14-е Трулл.). Иподиакон - 20 лет (15-е Трулл.). Поставленные ранее - извергались сана (15-е Трулл.). Епископство - каноны молчат. Древние " Апостольские постановления" (11, 1) - 50 лет. Фотиев " Номоканон" -35 лет, как исключение - 25 лет. Но - в церковной истории - случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет. Чтецы - в канонах не говорится. «Номоканон» -дозволяет 8-летних детей. Толкование Вальсамона - иногда в чтецы ставили и 3-летних младенцев. По ныне действующему Уставу РПЦ - в диаконы и пресвитеры - по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства -не моложе 30 лет. 2) состояние здоровья или телесные недостатки. Физические недостатки и недуги сами по себе - не препятствие (можно и с одним глазом, или с по­врежденными ногами (77-е Апост.)), а только те, которые затрудняют священнослуже-ние (напр, глухота, слепота и проч.( 78-е Апост.)). Скопцы - если по болезни или от варваров, то можно, если сам или добровольно - нельзя (1-е I Всел. с толкованием Зонары). Б клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью (79-е Апост.). Католическое право расширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза (т.н. канонического глаза - oculus canonicus), а также указательного пальца правой руки. Препятствия социального характера. 1) семейное положение. Католики - не допускают незаконнорожденных (в православии - можно, если ведут жизнь достой­ную (" Пидалион", " Афинская Синтагма" ). Требование - абсолютная моногамия. Не до­пускаются - второбрачные и имевшие наложниц (17-е Апост.), по толкованию Зонары - если до крещения, то грех прощается, если после крещения, то не допускаются к священству; женатые на: вдове, или отверженной от супружества (оставленной - т.н. пассивная бигамия), или блуднице, или рабыне, или позорищной (актрисе - В.Ц.) (18-е Апост.); вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей (19-е Апост.); связанные браком с нехристианками и вообще с неправославными женами (Зб-е (45) Карф.). Не допускаются - продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодея­нии. Если у рукоположенного жена впадет в прелюбодеиство - он должен развестись, если нет - не может служить (8-е Неокес). Епископ - безбрачие (13-е Трулл, ). У като­ликов - со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. 2) обя­занности перед государством. Не допускаются к епископству - занимающиеся " де­лами народного управления" (81-е Апост.), упражняющиеся в воинском деле (83-е Апост.), лишенные свободы по судебным приговорам, В древности - не допускались рабы (Апост. 82), крепостные. 3) общественная репутация. Должен быть " доброе свиде­тельство от внешних" (I Тим. 3: 7). Не могут быть - ростовщики (14-е Вас. Вел.; б-е Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф.), содержатели игорных домов. В случае необходимо­сти или ввиду выдающихся качеств кандидата законной церковной властью могут быть допу­щены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часты - в отношении возраста.

Требования к кандидату священства. Препятствия духовного и социального характера.

Священнослужители - дух. руководители и на­ставники народа. Должны быть - глубина и крепость веры, высокий нравственно, с безупречной репутацией. Препятствия духовного характера. 1) недостаток веры. Не допускаются: неофиты (1 Тим. - о епископе, чтоб не был из новообращенных) и не­давно крещеные (3-е Лаод.); прежде отпадавшие от веры (10-е I Всел.); обратившие­ся в исключительных обстоятельствах (напр, из-за страха смерти), в случае тяжкой болезни - в т.н. " клиниках" (по 12-му Неокес. - можно таковых рукополагать если об­наружатся добродетели и не будет более достойных); пришедшие от язычников, обра­тившиеся из порочных (разве что по благодати (80-е Апост.)); кто не смог обратить всех своих домашних (Тит. 1: 6; 45-й Карфаген.). Обратившиеся от ереси - после тща­тельного рассмотрения (напр, павлиане, если перекрестятся (19-е 1 Никейск.)). 2) нравственные пороки.. " Епископов... поставляти... которые с давнего времени ис­пытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову" (12-е Лаод.). Требова­ния: смирение, миролюбие, кротость. " Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен" (Тит. 1: 7-8). Не допускаются: совершившие тяжкие грехи, подлежащие публичному покаянию (убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия (61-е Апост.). Невольные убийцы (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Ростовщики (можно, если освободится от страсти (14-е Вас.Вел.). 3) от­сутствие необходимых знаний. Требуются - учительность, умение наставлять пасо­мых. Должен быть " Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1: 9). Т.о. нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. Должен: знать Псалтирь (и клир поучать из нее), иметь усердие с размышлением читать Св.Писание и Правила и поучать народ (2-е VII Всел.). В настоящее время - кандидаты в основном готовятся в духовных школах. Препятствия социального характера. 1) семейное положение. Католики - не допускают незаконнорожденных (в православии - можно, если ведут жизнь достой­ную (" Пидалион", " Афинская Синтагма" ). Требование - абсолютная моногамия. Не до­пускаются - второбрачные и имевшие наложниц (17-е Апост.), по толкованию Зонары - если до крещения, то грех прощается, если после крещения, то не допускаются к священству; женатые на: вдове, или отверженной от супружества (оставленной - т.н. пассивная бигамия), или блуднице, или рабыне, или позорищной (актрисе - В.Ц.) (18-е Апост.); вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей (19-е Апост.); связанные браком с нехристианками и вообще с неправославными женами (Зб-е (45) Карф.). Не допускаются - продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодея­нии. Если у рукоположенного жена впадет в прелюбодеиство - он должен развестись, если нет - не может служить (8-е Неокес). Епископ - безбрачие (13-е Трулл, ). У като­ликов - со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. 2) обя­занности перед государством. Не допускаются к епископству - занимающиеся " де­лами народного управления" (81-е Апост.), упражняющиеся в воинском деле (83-е Апост.), лишенные свободы по судебным приговорам, Б древности - не допускались рабы (Апост. 82), крепостные. 3) общественная репутация. Должен быть " доброе свиде­тельство от внешних" (I Тим. 3: 7). Не могут быть - ростовщики (14-е Вас. Вел.; б-е Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф.), содержатели игорных домов. В случае необходимо­сти или ввиду выдающихся качеств кандидата законной церковной властью могут быть допу­щены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часты - в отношении возраста.

Заключение брака, его регламентация. Тематика канонов, касающихся брака. Препятствия к браку.

Определение: рим. юрист Модестин (III в.): " Брак - это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве". Содержится в Фотиевом " Номоканоне" (IX в.), " Син­тагме" Властаря (XIV в.), в греч. правовых сборниках, «Кормчей» и т.д. Церковь - по­заимствовала и христиански переосмыслила. " Оставит... отца и мать... " (Быт. 2: 24). "...что Бог сочетал, человек да не разлучает" (Мф. 19: 5-6). Прекращение - только по вине прелюбодейства (Мф. 19: 9). Брак - Таинство (Еф. 5: 22-25, 31-32). I в. - хри­стиане как римские граждане вступали в брак по гражданским законам - условие -по взаимному согласию. По форме - устно или письменно (в виде договора) или выра­жено делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. О намерении - объявлялось в Церкви. Истинный брак совершался пред ли­цом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией (Тертуллиан). Т.о. цер­ковное благословение + гос.юридический договор. Заключение брака в Византии. 428 г. - имп.Феодосии II (408-450 гг.) и Валентинан (425-455 гг.) - брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. С нач. 14 в. совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церк­ви. На основании законов Льва Мудрого, Алексея Комнина и Андроника Палеолога: 1) начиналось с заявления жениха и невесты или их родителей, которое они излагали своему епископу или его хартофилаксу (делопроизводителю). Если были препятствия - у архиерея испрашивалось особое разрешение на венчание, 2) выдавалось предпи­сание на имя приходского священника совершить браковенчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. Церковное обручение, за которым сле­довало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное за­ключение брака (если кто женится на обрученной - прелюбодействует (98-е Трулл.). Возрастной предел: 12 лет для невесты и 14 - для жениха. Гражданское обручение - второе место - " несовершенное обручение". Обрученный, лишившийся невесты и вступавший в брак с другой - второбрачный. Если гражданское обручение соверша­лось родителями детей до 7 лет - церковного значения не имело. В старшем возрасте, иногда = церковное обручение. Лицо, обручившееся посредством гражданского об­ряда в возрасте старше семи лет, а потом женившееся на другом лице, не м.б. рукопо­ложено по причине второбрачия. Заключение брака в Русской Церкви. Народ долго считал венчание принадлежностью браков князей и бояр, продолжал придержи­ваться языческих обычаев (умыкания и купли невест). Свидетельства о таких браках -в лит. памятниках до кон. XVII в. Духовенство должно было венчать нецерковные браки, даже если уже были дети. Заключение браков: 1) обращение жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. 2) епископ выдавал просителю указ (т.н. венеч­ную память, или " знамение" ) на имя священника с предложением " обыска" (выявления препятствий). За выдачу " знамени" взималась пошлина (до 1765 г.). Особенность – в XVII в. - обручения сопровождались т.н. " зарядом" - договором о выплате неустойки в случае расторжения. 1775 г. - Синод издает указ о совершении обручения в одно вре­мя с венчанием. Исключение - императорская фамилия. Синод. эпоха - венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Желающий вступить в брак должен объявить об этом приходскому священнику (письменно или устно), указав свои имя, фамилию, чин, состояние, а также имя и фамилию невесты. Священник объявляет в храме (после Литургии). Прихожане сообщают о препятствиях (если есть, если нет -запись (обыск) в обыскную книгу, что препятствий к браку не открылось); в случае второбрачия - консисторский указ о расторжении первого брака и разрешение всту­пать в новый брак. Чинопоследование: в храме, жених, невеста и не менее 2-х сви­детелей (подтверждали акт браковенчания подписями в метрической книге). Вне хра­ма - только в порядке исключения. 1918 г. - отделение Церкви от государства, за­ключение брака переходит в ведение гос-ва, а венчание - по желанию. Отсутствие родительского - теперь не является препятствием (условие - брачный возраст и со­стоят в гражданском браке). Препятствия к браку, связанные с кровным родством. Условное препят­ствие. 1) Наличие близкого кровного родства между женихом и невестой, даже внебрачного (Левит. 18: 7-17, 20, 17; у римлян; 19-е Апост.). Расторгались (вплоть до 7-й степени бокового кровного родства). В России - не соблюдались буквально. Запрет- 4-я степень бокового кровного родства, выше - разрешалось. 2) сближение двух родов через брак их членов приравнивалось к кровному родству, хотя это было от­ношение свойства. Тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять

- отношения не допускаются (до 4-й степени свойства - 54-е Трулл.), позже - до 6-й степени свойства (вошел в Кормчую). Синод (1810) - безусловный запрет браков меж­ду двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени. Еще т.н. фиктивное свойство - возникает между родственниками обрученных лиц. Византий­ское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака. Препятствия к браку, связанные с отношениями свойства. 1) Возникают из сближения двух родов через брак их членов. Тесть и зять, свекровь и невест­ка, отчим и падчерица, шурин и зять - отношения не допускаются (до 4-й степени свойства - 54-е Трулл.), позже - до б-й степени свойства (вошел в Кормчую). Синод (1810) - безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распро­странился лишь до 4-й степени, Еще т.н. фиктивное свойство - возникает между род­ственниками обрученных лиц. Византийское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака. 2) возникают так­же из отношений гражданскго родства - усыновления. В Риме и Византии - запрет до гражданского совершеннолетия; в IX в. - введена церковная форма усыновления -запрещены браки в родстве по усыновлению до 7-й степени. Б России - усыновление -гражданский акт, формально - препятствий не было (моральные). Препятствия к браку, связанные с отношениями духовного родства. За­прещалось - воспреемникам (53-е Трулл.) и родне до 3-й степени (в X в. - наличие духовного родства до 7-й степени включительно). Синод (1810) -запрет между вос­приемницей и восприемником, а также родителями последнего. По греч.законам - за­прещено " духовным брату и сестре" (воспринятых одним и тем же восприемником) и их потомки до 7-й степени духовного родства.

Иерархия церковно-правовых норм.

4. Ветхий Завет и Новый Завет как источники церковного права. Привести примеры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь