Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Высшее церковное управление Русской Церкви в разные исторические эпохи. История создания Устава РПЦ.
До сер. 15 в Русск. Ц-вь, получивш. начало от Греческой, не была автокефальной, а находилась в юрисдикции КПского Патр-та. Русск. митрополия в КП-ских диптихах - в ряду последних: в древнейш. из них - 61-е, а позднее, (имп. Андронике Палеологе (1306-1328 гг.)) - 77-е. В Византии канонич. основанием зависим. РЦ - Халкид. 28. Рус. Ц-вь зависима не только от Патриарха КП-ского и Синода, но и от императора ромеев. Киевский вел. князь в 12 в. в КП-ле - скромный придворн. титул стольника. Имя импер-ра поминалось за богослужением в русских храмах. Митрополия КП-ского патриархата с правами автономии: митр-т ставиться из КП-ля или избранный на месте утвержд. КП-лем. КП-скому Патр. с Синодом и с соглас. имп-ра принадлежали права: посвящение русс. митрополитов, обычно из греков (за редким исключением), право регулир. рус. церковного устр-ва (митрополий и т.д.), право суда над митрополитами по жалобам епископов или князей, право получ. дани от митрополии, право ставропигии. Из КПля, на Русь святое миро. Отпадение КП-ского патр. Иосифа и присл. на Русь митр. Исидора в унию (Флорент.), толчок к отделению Рус. Ц-ви от кириархальной КП-ской Церкви. Преемник Исидора митр. Иона поставлен был в 1448 г. , собором рус. еп-пов без утверждения Патриарха ( Автокефалия ). С тех пор, русские митрополиты посвящались собором русских еп-пов и для поставления в КПль больше не ездили. После завоевания Византии турками для русских, освободившихся от Золотоордынского ига, стало невозможным оставаться в церковной зависимости от КПского Патриарха, оказавш. у " поганых агарян", официально автокефалию Русской Церкви не признавали. Св. Иона, имея резиденцию в Москве, носил титул митр-та Киевского и всея Руси. За ним, митр. Феодосий титулован Московским. По установл. в Москве автокефалии западные русские епархии образ. митрополию, вначале – Киевск. и всея Руси, - а затем – Киевск. и Галицкой. До воссоед. с Моск. Пат-ей в кон. 17 в. - зависима от КП-ского Патриархата. Права автокеф. Моск. митрополитов в отнош. подчиненных епархий соотв. канонам (Апост. 34, 16, 20; I Всел. 4, 6; Ант. 9; IV Всел. 9, 19). Митр-ты созывали еп-пов на Соборы и предс-тель. Принято собир. в Москве архиер. не реже 1 р/г. Из Поместных Соборов Русской Церкви (автокеф. митрополия), истор. значимы: 1491 г, - о продолжении пасхалии на 8 тысячу лет; 1503 г. - против жидовствующих и о монастырском землевладении; 1577 и 1549 гг. - о канонизации русских святых и 1551 г. - издавший свод законов об устроении церковного порядка - " Стоглав". Соборы созывались также и для решения текущих дел: рукоположения епископов на вдовствующие кафедры, суда над архиереями. В 1589 г. - царь Федор Иоаннович, по хлопотам Бориса Годунова, учрежд. Патриаршество. Первый Московский Патриарх святой Иов поставлен был при участии Вселенск. Патр-ха Иеремии II, собир. в России милостыню. В мае 1590 г. Патриарх Иеремия и собор в КПле, с участ. Антиохийск. патр. Иоакима и Иерусалим. Софроний, утвержд. патри-во на Руси. Московск. Патриарху указано 5 место в диптихе. От Восточ. Патриархов Русский отличался отсутсв. постоянного Собора - Синода, как при Патриархах Востока, и тем, что наш Патриарх не явл. третьей инстанцией, возвышающейся над епархиальными епископами и митрополитами. Сан митрополита, присвоенный по поставления Патриарха, у нас с этих пор явл. титулом по своим властным полномочиям остались теми же епископами, как все. Митрополич. округов в Рус. Церкви не было никогда. Вопрос подним. на на соборе 1667 г. (Восточн. патриархами) и на Соборе 1682 г. ц. Федором Алексеевичем был отклонен. Венчание Московского князя Иоанна IV на царство окончательно закрепило государственно-правовой взгляд на Московского царя как на правопреемника византийских имп-ров, защитников и покровителей вселенск. Православия. Московские цари, держали себя по отношению к церк. власти почтительнее и смиреннее, чем василевсы. Симфория Ц-ви и гос-ва. Перелом при ц. Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне - бояре убедили царя в том, что Никон, именовавшийся, как и царь, великим государем, представляет серьезную опасность для самодержавия. Результат - низложение Никона (1667 г.), гос-во почуств. силу. В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. Во главе Рус. Ц-ви – митр. Стефан (Яворский) - " Экзарх, блюститель и администратор Патриарш. Стола". 20 лет Местоблюстительства, Петр I - идея реформы высш. церк. управления. В 1718 г. митр. Стефан - жалобу на обременение делами. Царь - резолюцию - мнится быть Духовной Коллегии. Еп. Феофану (Прокоповичу) велено составить проект создания новой Коллегии. 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, 2 вице-президента: архиепископы Феофан и Феодосий, 4 советника из архимандритов, 4 асессора из пресвитеров и 1 из " греч. чернецов". " Синод" - Святейший Правительствующий Синод. Петр I обратился к КПскому патр. Иеремии III с просьбой " учреждение духовного Синода за благо признать изволил." В 1723 г. Иеремия прислал свою утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Святейшего Синода своим " во Христе братом, " имеющим власть «творити и совершати елико четыре Апостольские Святейшие Патриаршие Престолы». Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных Патриархов. В отличие от Синода при Восточных Патриархах, наш Синод не восполнял Патриаршую власть, а заменял ее, являясь как бы коллегиальным Патриархом, заменял и Поместный Собор как высший орган церковной власти. Упразднение первосвятительского сана, замена его " безглавым" Синодом, - груб. нарушением Апост. 34. Синод, как и Сенат, действовал от имени государя, получал от него к исполнению Высочайшие указы и повеления по всем церковным делам. Все постановления Святейшего Синода вплоть до 1917 г. выходили со штемпелем " По указу Его Императорского Величества." В гос. бумагах имен. " Ведомством Православного Исповедания", наряду с другими ведомствами: военным, финансовым, судебным, внутренних дел. Состав Синода со времени его учреждения неоднократно подвергался основательным переменам. Поместный Собор РПЦ в 1917-1918 гг. , упразднив канонич. ущербную синодальн. систему и восстан. Патр-во. Ставились вопросы о возобн. поместн. соборов, выпустил ряд определений: о патриархе, о высшем церк. совете, о порядке избрания патр., о местоблюстителе, о епархиальн. управлении, о викарных епископах, о приходе, монастырях, о положении Ц-ви в гос-ве. Патриарха надел. правами, соответств. канонич. нормам (34 Апост. прав. и Антиох. 9). В состав Синода – Патриарх + 12 членов: митр. Киевский, 6 архиер. избран. Собором (на 3 г.) и 5 еп., в очередь на 1 год. Из 15 чел. сост. Высшего Церковного Совета, возглавл. Патриархом, 3 архиер. делегир. Синодом, а 1 монах, 5 из белого дух-ва и 6 мирян – избир. Собором. Высш. Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго, в 1921 г., в связи с истечением 3-летнего межсоборного срока, прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В мае 1927 г. Зам. Местоблюстителя митр. Сергий учрежд. Временный Патриарший Синод - совещательное учреждение при Первоиерархе (принадлежала вся высш. церковн. власть). Через 8 лет Врем. Синод закрыт 18 мая 1935 г. 8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московск. и всея Руси. 31 янв. 1945 г. в Москве - Поместный Собор, участвов. все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Почетные гости - Патриархи и предсоят. др. ц-вей, 204 участника. Право голоса - одни епископы. Поместный Собор избрал Патриархом Москов. и всея Руси митроп. Ленинградского Алексия (Симанского). Переработав опред-я Собора 17-18 г. издал «Положение о Русской Прав. Церкви»: упраздн. Высш. церк. совет. В 1961 г. Архиерейский собор пересмотрел «Положение 1945 г.»: о приходском управлении (распоряж. средствами прихода возлаг. на совет + старосты). В 1971 г. Поместный собор утвердил «Положение 1945 г.». В 1000-летие Крещения Руси, с 6 по 9 июля 1988 г., Поместный Собор РПЦ. Председат. на Соборе патр. Пимен и постоянные члены Синода. Среди документов Собора важнейшее значение имеет « Устав об управлении Русской Православной Церкви», принят 9 июн. 1988 г. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне патр.). Предварительно он обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 г. На Предсоборном Совещании и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. Это первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании " Духовного регламента, " в некотором отношении сходного с Уставом; затем " Духовный регламент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое " Положение об управлении Русской Православной Церковью." Ныне действующий Устав разделен на 15 глав, каждая из которых состоит из нескольких статей. В преамбуле Устава (" Общие положения" ) говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными Православными Церквами. Определение " многонациональная" соответствует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы