Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 17. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.



Социальная норма – это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности и составляют систему социальных норм.

Классификация социальных норм.

Профессор В.Д. Попков в академическом курсе по Общей теории государства и права, под ред. профессора Михаила Николаевича Марченко, классифицирует социальные нормы в зависимости от характера общественных отношений, которые регулируют эти нормы. Таким образом, к числу социальных норм он относит:

экономические;

политические;

правовые;

моральные;

религиозные;

эстетические;

и др.

Однако, важно иметь ввиду, что между правовыми нормами и иными социальными нормами существуют следующие принципиальные различия:

Если правовые нормы носят общеобязательный характер, то социальные нормы общеобязательного характера не имеют. Например, нормы религии имеют силу лишь для определенной части общества, исповедующей данную религию.

В то время, как право обеспечивается государством путем применения государственного принуждения в случае нарушения правовых норм, иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то при условии, что они не противоречат праву. Например, государство не может поддерживать существующий у народов Северного Кавказа обычай кровной мести, т.к. он противоречит уголовному праву РФ.

Нормы права санкционируются или устанавливаются государством тогда, как социальные нормы возникают спонтанно или вырабатываются общественными объединениями.

Если нормы права обладают формальной определенностью, т.к. они фиксируется в официальных государственных документах (нормативно-правовых актах), то иные социальные нормы не имеют такого закрепления. И если иногда они и закрепляются в письменных источниках (например, нормы морали и религии в Библии), то государство не имеет к этому никакого отношения.

Право и экономические нормы.

Экономические законы, нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой системы.

Право и политические нормы.

Политические нормы регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют также участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с иными организациями политической системы общества.

Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, становятся правовыми нормами.

Право и корпоративные нормы.

Корпоративные нормы - нормы, принятые в организациях, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т.д. Эти нормы содержатся в уставах, положениях, других актах. Они устанавливаются самими организациями.

Право и обычай.

Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Правовой обычай – признанные и санкционированные государством обычаи. Такие обычаи являются формой (источником) права.

Обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ) - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Право и религиозные нормы.

Религиозные нормы – социальные нормы, регулирующие отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу, структуру и функции религиозных организаций.

Религии воздействуют не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем.

В священных книгах (Библии, Коране и др.) собственно с религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие, как, запрещение убийства, воровства, требование к детям почитать своих родителей и т.д.

Профессиональная этика юриста.

Круг социальных норм, которыми повседневно руководствуется человек, в решающей степени зависит от сферы его трудовой деятельности, профессии.

Можно говорить и профессиональной этике юриста, учителя, врача и т.д. Профессия юриста имеет свои специфические особенности, что предъявляет высокие требования к деловым и моральным качествам работника, обязывает знать его право, другие социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста.

Нормы языка и лингвистическая культура юриста.

Язык-форма мышления и средство общения людей, управления человеческим поведением. Язык - явление социальное. Языковые законы реализуются в нормах языка.

Значительный интерес представляет вопрос соотношения права и нормы языка. Язык-способ выражения правовых предписаний.

Государство с помощью нормативных актов может воздействовать на распространение конкретного языка на своей территории. В РФ государственным языком на всей территории является русский язык.

Правовые акты государства играют существенную роль в воздействии на применении слов, терминов языка, написание их. Например, во Франции были приняты правовые акты, содержащие запреты применять в государственных СМИ иностранные слова, выражения, если тождественные языковые средства имеет французский язык.

 

ВОПРОС 18. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

В настоящее время существует множество определений понятия права. Все определения можно разделить на группы в зависимости от того, как автор подходит к определению сущности права.

I. В советское время существовал классовый подход к определению сущности права. Соответственно, право определялось как возведенная в закон воля господствующего класса.

II. Второй подход к определению сущности права строится на перечислении юридически значимых признаков права. Такой подход называется юридическим позитивизмом. Достоинством юридического позитивизма является то, что в рамках данного подхода к определению сущности права выработаны т.н. формальные, операциональные определения права, которые наиболее приемлемы для практической юриспруденции. Данные определения строятся на перечисление признаков права.

1) право представляет собой систему правил поведения (правовых норм);

2) право носит нормативный характер, т.е. его основной ячейкой системы права является правило поведения, правовая норма;

3) право обладает общеобязательной силой, т.е. распространяет свое действие на неопределенный круг лиц;

4) правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством;

5) правовые нормы носят формальный характер, т.к. это правила поведения, формализованные, закрепленные в определенных документах (НПА);

6) право обеспечивается государственным принуждением, т.е. к нарушителю правовых норм применяются государственным аппаратом принуждения меры неблагоприятного воздействия, причем в установленном процедурном порядке.

III. Сторонники аксиологического подхода к определению сущности права рассматривают право с философских позиций как общечеловеческую ценность, как воплощение добра, справедливости и гуманизма. В рамках аксиологического подхода выработано множество аксиологических, субстанциональных определений права, которые связаны с теорией естественного права. Юрист Др. Рима Цельс: право есть наука о добром и справедливом; Русский философ Вл. Соловьев: право есть минимум нравственности, т.к. право есть принудительное требование реализации минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Современный теоретик права Лившиц: право есть нормативно закрепленная справедливость Нерсесянц: право есть мера свободы и справедливости.

Следует заметить, что существуют и другие подходы к пониманию сущности права.

1) в XIX веке историческая школа правопонимания (Гуго, Савиньи, Пухта) исходила из того, что нет универсального прав, а есть право конкретных исторических эпох; право развивается не сверху при помощи законодателя, а снизу, естественно, органично.

2) Социологические теории права возникают в XIX веке. Они стремятся к объяснению сущности права, в том числе, с позиций социологии:

Рудольф Иеринг: право – защищенный интерес; Георг Еллинек: право – это совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отношения лиц друг к другу. Американский профессор Росте Паунд разработал трехзвенную концепцию права. Росте Паунд рассматривал право с трех точек зрения: право как массив законодательства; право как правопорядок; право как отправление правосудия.

3) на идеи солидарности общественных интересов в виду существующего разделения труда основано понимание сущности права Леона Дюги.

4) В ХХ веке в США возникла реалистическая школа права, которая рассматривала право как поведение правоприменителей (в основу понимания сущности права положена идея бихейверизма).

Лев Петражицкий – представитель психологической школы правопонимания - рассматривал право как совокупность психологических переживания долга, которые имеют императивно-атрибутивный характер.

В дебилке Марченко определяет право как систему общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принямыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни!

ВОПРОС 19. МОРАЛЬ И ПРАВО: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

Мораль - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой духовную сторону исторического процесса.

Мораль - это совокупность правил, оценивающих поведение человека с точки зрения представлений людей о добре, зле справедливости, чести, достоинстве, долге, смысле жизни и т.д.

Мораль как семантическая категория происходит от латинского слова moralis, что в переводе означает «нравственный».

Роль морали в обществе заключается в том, что она, как и право, выступает одним из социальных регуляторов. И право, мораль - структурные элементы социальных регуляторов. Однако эти понятия имеют существенные отличия, а именно:

1) хронологически мораль возникает раньше, чем государство. Если мораль возникает вместе с появлением общества, то право - вместе с появлением государства;

2) нормы морали фиксируются в общественном сознании, тогда как нормы права получают свое закрепление в официальных государственных документах, именуемых нормативно-правовыми актами;

3) мораль и право не совпадают по сферам своего действия: если мораль охватывает практически все сферы человеческой жизни, то право регламентирует лишь определенные виды общественных отношений, которые можно и целесообразно регламентировать;

4) нормы морали вырабатываются общественным сознанием, в то время как правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством;

5) нормы права обеспечиваются государственным принуждением, нормы морали обеспечиваются общественным мнением, т.е. лицо, нарушившее нормы морали может быть подвергнуто лишь общественному порицанию, но никак ни государственному принуждению;

6) нормы морали носят отвлеченный характер, а правовые нормы всегда обладают определенностью, смысловой точностью и логической непротиворечивостью;

7) мораль и право имеют разные критерии оценивания: если нормы морали оценивают поведение людей с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, то нормы права - с точки зрения законного или незаконного, правомерного или неправомерного.

8) право является более подвижным элементом системы социальных регуляторов, нежели мораль, которая обладает определенной консервативностью. В силу этого в обществе могут наблюдаться случаи, когда право вследствие своей динамичности опережает мораль. Примером указанной несогласованности может служить отношение подавляющей части нашего общества к новому институту семейного права - брачному договору (контракту). Указанная часть общества считает его аморальным.

Однако, несмотря на указанные отличия, существует глубокая внутренняя связь между моралью и правом. Право всегда должно быть моральным, и закон только тогда является правовым, когда он морален. И поскольку право призвано утверждать одну из высших моральных ценностей - справедливость, - его допустимо толковать как нормативно закрепленную справедливость.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь